Вода для Конституции

Алишер Таксанов: литературный дневник

Итак, Шавкат Мирзияев выступил с речью по случаю 30-летия Конституции Республики Узбекистан. Сообщил об успехах реформ при помощи "тетрадок" - женской, молодежной, железной и прочими. При этом почему-то 2,1 млн. узбекистанцев, игравших в "грин-карту" в 2018 году, как-то не заметили результаты Третьего Ренессанса и Нового Узбекистана. Желание играть и дальше ни у кого не пропало. За 20 последних лет Узбекистан покинули 1 млн. человек.
Однако это нисколько не смутило президента и он предложил внести изменения в Основной закон страны, мол, это требования времени. Действительно, Конституция требует изменений, поскольку 27-летнее правление Ыслама Карымова продемонстрировало деградацию многих правовых основ и усиления авторитарных линий, выхолащивания права из повседневности. Только Шавкат Мирзияев видит реформы в другом направлении:
"Во-первых, необходимо заменить ранее действовавший принцип «государство – общество – человек» на новый: «человек – общество – государство», закрепить его в национальном законодательстве и правовой практике.
Во-вторых, в процессе экономических реформ главным критерием должно стать обеспечение интересов человека. Это – важнейшее условие построения действительно народного государства.
В-третьих, конституционное закрепление роли и статуса институтов гражданского общества, отражающее принцип “Общество – инициатор реформ”, также является требованием времени.
В-четвертых, в Основном законе мы должны определить конституционные основы развития института семьи, бережного донесения до будущих поколений традиционных человеческих ценностей, дальнейшего укрепления межнационального согласия в стране.
В-пятых, сегодня, когда подрастающее поколение выходит на арену в качестве созидателей Нового Узбекистана, в целях полного обеспечения его прав и интересов в нашей Конституции должны быть отражены государственная молодежная политика, вопросы всесторонней поддержки молодежи, ее права и обязанности.
В-шестых, сегодня Узбекистан уверенно идет по пути построения социального государства и справедливого общества. Поэтому, думаю, настало время закрепить в качестве конституционной нормы принцип «Новый Узбекистан – социальное государство».
В-седьмых, в целях повышения эффективности действующей системы защиты прав человека в нашей Конституции также должны быть отражены вопросы недопущения детского труда, надежной защиты прав инвалидов, представителей старшего поколения.
В-восьмых, в настоящее время многие развитые государства, учитывая глобальные климатические изменения, вводят в свои конституции специальные экологические разделы. В Конституции Узбекистана также важное место должно быть отведено правовым нормам, касающимся этого актуального вопроса.
В-девятых, целесообразно закрепить на конституционном уровне вопросы развития детских садов, школ, сфер высшего образования и науки, которые являются взаимосвязанными составляющими фундамента Третьего Ренессанса".


Все, что указано Шавкатом Миромоновичем, не носят конституциональный фундамент. Зачем в Основном законе указывать развитие детских садов, школ и науки через Третий Ренессанс" - я не понял такого постулата. Усилит законы тот факт, что использован лозунг "Новый Узбекистан - социальное государство"? Где прописан принцип «государство – общество – человек», чтобы его поменять на другой, обратный? Для меня это все бла-бла-бла... ничего существенного. Лишь пополнение Конституции пустыми нормами.
Реальные изменения требуют в аспектах функционирования власти и контроля народа за властью. Прежде всего:
1. Устройство государства: признать, что Узбекистан - федеративное государство, а не унитарное, как часто любят говорить чиновники. Слово "федерация" должно быть прописано в Конституции, а не просто упоминание о существовании Республики Каракалпакстан. Тогда у Олий Мажлиса будет смысл существования в качестве двухпалатного парламента.
2. Равноправие ветвей власти: включить право парламента на импичмент президенту. Тогда будут уравновешенны две ветви власти в контроле друг друга.
3. Признать Узбекистан парламентской республикой - чтобы избежать авторитаризма и диктатуры. Наличие оппозиционных партий в законодательном органе позволит не допустить и авторитаризма в самом Олий Мажлисе.
4. Дать право парламенту самому определять кандидатуру Генерального прокурора и назначать.
5. Внести норму, что не допускается "обнуление" для любых избираемых чиновников при изменении, дополнении в Конституцию. Это связано с тем, что в третий раз Ыслам Карымов выдвигался в президенты, мотивируя изменениями в Конституцию. Также не допустить продления сроков через референдумы и прочие мероприятия, как противоречащие Основному закону государства. Ибо этот способ Ыслам Карымов использовал дважды - в 1995 году и в 2003 году. Юристы использовали софистские доводы к этому.
6. Запретить парламенту использовать право обсуждения важнейших социально-экономических и политических вопросов для подмены норм Конституции, в частности, такое произошло в сентябре 2016 года, когда Олий Мажлис разрешил заменить на посту ВРИО президента Шавкату Мирзияеву вместо обязанного принять власть главы государства на три месяца председателю Сената Юлдашеву Нигматулле (ст.96). Была использованная ссылка на право обсуждения проблемы (п.14, ст.80), хотя по сути это следует считать антиконституционным переворотом.
7. Отменить и запретить принятия отдельных законов для президента, которые усиливают власть его личности и включают обязательства государства перед его семьей. Народ не избирает семью, поэтому не обязан предоставлять льготы. Запретить какие-либо подарки для президента, включая недвижимость. В 2003 году Олий Мажлис осуществил законный подкуп президента, подарив Ысламу Карымову объекты стоимостью в десятки миллионов долларов.


Именно такое я ожидал услышать от Шавката Мирзияева о реформах конституционных основ. А вместо этого читаю о необходимости "бережного донесения до будущих поколений традиционных человеческих ценностей" - это просто водяные слова, размывающие Конституцию.



Другие статьи в литературном дневнике: