У каждого свой путь

Алишер Таксанов: литературный дневник

В последнее время в социальных сетях и интернет-изданиях заговорили о возвращении в Узбекистан беженцев, оппозиционеров, диссидентов из числа журналистов, ученых, религиозных деятелей, фермеров, служащих и т.д. При этом ссылаются на высказывание действующего президента Шавката Мирзияева, мол, кто без крови на руках - велком на Родину! И тема была подхвачена и начались обсуждения.
Однако факт остается фактом: никто из власти в Узбекистане беженцев не ждет. Более того, их депортируют обратно на "законных" основаниях - из-за отсутствия узбекского гражданства. Наличие узбекского паспорта - это не основание для въезда на родину, так как существует указ усопшего диктатора о лишении гражданства ряда людей из числа оппозиции, которые вынуждены были эмигрировать. Известны лишь некоторые имена из этого списка, а 99,9% в нем до сих пор под покрывалом секретности. Об этом сюрпризе узнают лишь при прибытии на границу.
Это первое, что должно настораживать тех, кто собирается домой.


Второе, до сих пор не объявлено о политических реформах в стране. Власть до сих пор у СГБ (бывшей СНБ), рулят ресурсами те же чиновники, что были и при Исламе Каримове. До сих пор коррупция и откаты. Репрессии и угрозы. Виртуальные приемные показали себя как фикция внимания власти к народу. Лично я из двух десятков отправленных писем президенту, парламенту, министерствам и ведомствам получил два ответа, которые сводились по информативности к нулю. То есть ответ есть, но нет самого ответа в ответе. Это называется отписка. А по остальным запросам полное молчание.
Милиция не реформируется, она приспосабливается к новым изменениям, как хамелеон - внеше. При этом сущность этой организации остается прежней - репрессии и карательная миссия. Защита своих и чести мундира - превыше всего! Никакой ответственности за прошлые преступления и нынешние милиционеры не несут. И не понесут! Точно это касается и прокуратуры, и СГБ...


Парламент продолжает играть в стадо баранов. Сенаторы болтают о демократии лишь за рубежом, в стенах вашингтонских "обкомов", признавая о наличии определенных трудностей, о которых им стыдно и боязно сказать в Узбекистане. А депутаты разного уровня продвигают Шавката Миромоновича в лауреаты Нобелевской премии под вздорными причинами, мол, он сохранил мир стране. Так войны нет и в странах Прибалтики, но никто не предлагает своих глав государств под эту престижную премию. Нужны более весомые основания. Зато УзЛИДЕП продолжил старые традиции и быстро сварганил 10 тыс. подписей под награждение Мирзияева звания Героя Узбекистана. Типа, король умер - да здравствует король! Причем еще Герой-король! То есть парламентарии продолжают играть по старым правилам и не понимают, что с такой ментальностью далеко до демократии. А свой "специфический" отличительный путь - это путь в никуда или совсем в феодальный "рай". Он уже привел нас туда, где 5 млн. гастарбайтеров, 15% ВВП - это это их валютный вклад, разоренный бизнес, отсутствие серьезных иностранных инвестиций, растущий религиозный радикализм, нищета народа и богаство власти имущих, особенно с погонами.


Да, Шавкат начал борьбу с коррупционерами. Но опять ведет его в одиночку. Нет у него сторонников в гражданском сообществе, за исключением пару-тройки известных персон, партии лишь пафосно-официально его поддерживают, но ведь раньше они также поддерживали и тех коррупционеров, что сейчас под следствием! - таким образом, это не партии, а обычные политические путаны, которые готовы лечь под любого правителя. Нет политиков, а есть только чиновники. Политик, как и раньше, у нас один - наш вождь!
А не пахнет ли это тем, что было два года назад?
Оппозиционные или даже просто свободные сайте в Интернете до сих пор блокируются. Прослушка телефонов продолжается...
Можно много чего говорить и повторять, но стои ли? Все итак знают и могут продолжить перечислять. Я понимаю, что люди вполне серьезно могут предъявить мне претензии: вот ты приезжай и строй демократию. Легко укорять из-за бугра. И будут правы.


Так меня сразу же в аэропорту и арестуют. По сфабрикованному еще в 2006 году Генпрокуратурой уголовному делу. И припишут еще 223 статью УК - незаконный выезд за границу. То что мне незаконно отказывали в "разрешительном стикере" никого не волнует. Волнует, что лишь я там нарушил закон. А чем дальше в лес, тем больше дров - я еще работаю в правохранительной системе Швейцарии, а это еще одна статья Уголовного Кодекса Узбекистана. То, что я здесь обеспечиваю безопасность и правопорядок, никого не трогает, для чиновников я - угроза мира и безопасности (именно так звучит глава в этом грозном правовом документе!).
Ведь до сих пор ни власти, ни Олий Мажлис не объявили о политической реабилитации (а не амнистии! - я не считаю себя, к примеру, виновным) и интеграции оппозиции во все ветви власти, разрешении создавать свои партии и движения и т.д. А так, просто где-то сказанные президентом слова в рамках пиар-кампанейщины - это не серьезно!
Слова к бумаге постановления не пришьешь. Слова можно приклеить лишь к уголовномуи делу.
К тому же Шавкату не нужны такие как я. Мы ведь начнем грызть не только его врагов и врагов реформ, но и его самого, если он начнет отходить от своих же объявленных принципов. А без нас легче управлять баранами, направлять послушое стадо или туда, куда указал Ислам-ака - в Великое будущее, или чуть в сторону - к Острову демократического видения.


Итак, что касается меня.
Я не вижу себя в Узбекистане, если честно. У меня хорошая и уважаемая работа. Дети устроены. Жена здорова и работает, тоже довольна жизнью. Я выучил два иностранных языка - немецкий и испанский. У меня куча друзей со всех концов света, но больше всего из Латинской Америки.
Мне уже нет смысла все ломать. Я сломал все 12 лет назад. А может, и раньше, когда ушел из МИДа - в 1998 году. Тогда я начал новый путь, который в итоге привел в Швейцарию. Поэтому я здесь и останусь.
Я 39 лет прожил в Узбекистане, 1 год - в Москве и 12 лет - в Швейцарии. Оставшуюся жизнь хочу потратить на путешествия по миру и изучения культур других народов.
Как поступят другие оппозиционеры - не знаю. Это их воля, их решение, их надежды. Не хочу использовать фразу "Каждому свое", что была на входе в концлагерь Бухенвальд, скажу по-другому: у каждого свой путь к свободе и миру!



Другие статьи в литературном дневнике: