Пару слов о семье Каримова

Алишер Таксанов: литературный дневник

Несколько слов о семье Ислама Каримова. Нет, не о второй, где дочки Гуля и Лола. А о первой, о которой мало кто знает, но в последнее время стали писать. Причем пишут порой чушь, беря сведения с потолка.
Итак, в одной из российских веб-страниц прочитал, что перывая супруга усопшего президента Наталья Петровна Кучми была еврейкой и незнатного происхождения, и поэтому Ислам Абдуганиевич стыдился этого. Это неправда.
Наталья Петровна была родом из донских казаков, ее дед - из зажиточного сословия, воевал на стороне "белых" во время Гражданской войны, в армии генерала Деникина. Ему не нравилось, что его состоянием завладеют люди, не имеющие к этому никакого отношения, то есть он был против коммунистического принципа "отнять и поделить". Ее отец был генеральным директором завода "Ташсельмаш", выпускавшего хлопкоуборочные машины. А поскольку предприятие имело двойное назначение - в условиях мобилизации способно выпускать легкую броневую технику, - то на руководящую должность ставили именно военного. Это была генеральская должность, а отец Натальи Петровны, или дед Петра Исламовича, был старшим офицером. У него было большое влияние и авторитет, он имел прямой выход на партийное и советское руководство как Узбекской ССР, так и Москвы. Поэтому сказать, что Ислам Каримов стыдился своих отношений с тестем или женой - это глупость. Ведь именно Петр Трофимович Кучми помог зятю в первые годы с карьерой, ну а дальше тот карабкался сам.
Разошлись Наталья и Ислам в 1969 году, когда их сыну Петру было три года. Настаивала на разводе супруга, так как были проблемы с Каримовым, раздражительным, черствым, злобным и мстительным человеком. Все это всплыло лишь после первых лет совместной жизни, - так она поведала моей маме в телефонном разговоре. Но бить себя она не позволяла - так что сея сенсация высосана из пальца, да и не посмел бы рядовой конструктор избивать дочь генерала. Хотя следует отметить, что Ислам Абдуганиевич продолжал ее любить, и даже после второй женитьбы пришел к Наталье и сказал: "У меня есть теперь своя квартира. Я хочу вернуть вас к себе", на что бывшая супруга ответила: "Извини, Слава (так она его называла, - прим. А.Т.), но уже поздно, у тебя есть жена, есть дочь - живите с богом, в радости и счастии". Наталья Петровна действительно пожелала это от души, не держа ни обиды, ни злости. И разговоры о том, что она после развода пошла в ЗАГС и поменяла имя сына с Рустама на Петр не имеет основы. Единственное, что ее раздражало, что бывший муж ради своей карьеры принуждал сына делать то или иное, например, заставил идти в армию, хотя по состоянию здоровья он был не пригоден (я не знаю, так ли это - это со слов Натальи Петровны, сам же Петр ничего об этом мне не говорил).
Я не думаю, что Каримов как-то особо утруждался судьбой сына, так как свою карьеру он делал самостоятельно. Хотя могу предполагать, что частично это способствовало то, что о его происхождении знали многие высшие чиновники и сами с охотой продвигали его по служебной лестнице. Но Петр работал не на государственной службе (он ушел из "нархоза", где преподавал, в начале 1990-х годов), а в частном секторе - в банковской сфере. И свои капиталы зарабатывал сам, и не за счет госбюджета, как делали его кровные сестры Гуля и Лола.



Другие статьи в литературном дневнике: