Бежали от Великого будущего

Алишер Таксанов: литературный дневник

30 января в Узбекистане будут отмечать День рождения "первого" президента Ислама Каримова. Отмечать в рамках соответствующего постановления другого президента - Шавката Мирзияева, который ранее работал премьер-министром и позже, стоя у гроба, назвал Ислама Абдуганиевича "Дода" (Отец).
Ислам Каримов - властолюбец и палач, оставил о себе неоднозначную память. В республике его многие считают отцом нации, лидером, создателем независимостии и нового государства, ведущим в Великое будущее. Это те, кто родился и прожил четверть века, видя его лишь одного на зените политической власти, когда другие персоны были задвинуты в "тень", причем в тень тюрьмы или эмиграции. Небольшая часть, трезвомыслящих, осознавали пагубность авторитаризма и катастрофический путь, который избрал для народа этот человек.
Попагандируемая 25 лет идея "Великого будущего" не реализовалась, и не потому, что народ оказался ленив и пассивен, а потому что сами принципы были бездарными и взятый курс фальшив. Все, что предпринимал Ислам Каримов, это были шаги, диаметрально противоположные от того, к чему он призывал. "Великое будущее" досталось ему самому, его детям и внукам, а также приближенным к нему в высших эшелонах власти. 90% населения так и не приблизилось к этой "мечте".
И поэтому люди уезжали. Покидали родные дома, семьи, друзей, землю в поисках работы, доходов, ибо в стране, где расцетало "Великое будущее" для приближенных к президенту, им не было места. Их были не десятки тысяч, а миллионы. Это была реальность, с которой столкнулись власти. Исламу Каримову было неприятно, что люди не верят его идеям, бегут от "счастья", и поэтому он презрительно назвал их "дангаса". То есть своих соотечественников обозвал лентяями - и такое произнес так называемый "лидер нации". Между тем, это те лентяи, что своими денежными переводами обеспечивали 13-15% ВВП Узбекистана. Гастарбайтеры поддерживали не только свои семьи, они фактически удерживали на плаву национальную экономику, а государство - от разрушения. Власти делали вид, что не замечают их. И проблему обозначали статистическими цифрами - 0,5% безработных, мол, это мизер.
И вот трагедия - 52 сгоревших заживо в автобусе по пути из Узбекистана в Россию. В далекой казахстанкой степи нашли свой жизненный конец узбекские гастарбайтеры. Это те, кто устал ждать перемен и "Великого будущего", кто понимал, что власти дальше пустословия не идут, и им нужно было что-то предпринимать. Они они решились на трудовую миграцию, осознавая, что на новом месте будет трудно и опасно, и что в другой стране не менее сложно жить, чем в Узбекистане. Но еще опаснее было оставлять голодными семьи. И они поехали, превратившись в одночасье по каримовскому мировозрению в "дангаса".
Это ужасно. Ведь среди погибших есть отцы, братья, сыновья и мужья, и страшный факел лишил их родных и близких самых дорогих им людей. Сгорели не просто тела, сгорели надежды и чаяния. Мне даже сложно описать свои чувство по поводу этой трагедии. Это горе и ужас. И каждый узбекистанец с сердцем проникся к трагедии, выражает соболезнования родным погибших.
Возмущает то, что власти не объявили траур в стране по погибшим. Может, потому, что это 52 обычных граждан, каких в стране 32 млн. По "дангаса", увы, в правительстве не плачут. А вот по "Человеку, олпределившему эпоху", тому самому, кто расстрелял андижанцев в 2005 году, кто вырастил дочерей-воровок, кто нарушал Конституцию, вот по нему был объявлен траур. И по нему будут проведены торжественные мероприятия. И тем, кто напишет, какой хороший был человек этот Ислам Каримов, "Дода" народа, его младшая дочь Лолла Тилляева, что живет в США, подарит ноутбуки и даст премию в денежной форме. Ее дети избегут участи "дангаса". А для детей "дангаса", проводятся конкурсы. Чтобы они не помнили, кто вынудил их отцов сесть в тот злополучный автобус, в одну секунду превратившийся в огненный ад.



Другие статьи в литературном дневнике: