В чем плавает Хафизыч как топор?

Алишер Таксанов: литературный дневник

Доклад министра иностранных дел Узбекистана Абдулазиза Камилова на пленарном заседании Сената Олий Мажлиса (верхней палаты парламента) 27 мая 2017 года прозвучало как признание в полной некомпетентности в поручении от президента и импотенции как руководителя ведомства. Привлечение зарубежных инвестиций, что стало задачей для МИД, требует не просто специфических знаний в области экономики и его отраслей (налогообложение, таможенные тарифы и сборы, акцизы, НДС, банковские расчеты и т.д.), но и практического опыта, навыков, именно того, чего у бывшего выпускника восточного факультета (арабская филология) абсолютно нет. Не смог Хафизыч дать внятные установки и указания, что нужно делать сотрудниками посольств, как работать с инвесторами, какие методы для этого существуют, что именно предлагать, как работать с проектами. Потому что мозги у старикана не в ту сторону повернуты. Не знает он элементарных основ экономики и вряд ли сам сможет вычислить процент капитализации, определить себестоимость продукции или отличить ВНП от ВВП.
Камилов привык раздувать щеки и чмокать пухленькими губками при встрече с высокопоставленными чиновниками из-за рубежа, говорить с трибуны ООН высокопарные и в тоже время аморфные слова, читать заранее подготовленный текст, но при этом уходить от вопросов, в которых, откровенно говоря, плавает как топор. И поэтому перед сенаторами министр расписался в собственной импотенции. Ведь привлечение инвестиции - это ситуация конкретная, а не абстрактная, требующая знания многих вопросов налогового и тарифного/нетарифного обложения, ценообразования, проведения расчетов ТЭО, окупаемости, рентабельности, работа с законами, а чаще всего, с ведомственными инструкциями и правительственными постановлениями, которые зачастую меняют всю картину закона, то есть выворачивают наизнанку. Здесь тебе не арабская или персидская литература, это экономика и юриспруденция. Инвестор может задать каверзные и не простые вопросы по расчету налога на прибыль или на выручку, уплату НДС, акцизов, оплаты аренды, ценообразование на сырье и услуги инфраструктуры (энергетика, транспорт, дороги, ГСМ). Специалист, занимающимся этим каждый день, сумеет ответить, причем не уйдет и от острых вопросов, касающихся функциональности закона и наличии коррупционной среды, откаов и взяток. Дипломат, само собой разумеется, об этом промолчит. Потому что не знает специфику и про коррупцию говорить не вправе.
А инвестор не дурак, он прекрасно знает инвестиционную среду того или иного региона/страны, он читает соответствующую информацию. Ему досточно посмотреть на международные рейтинги, например, в деловой климат, восприимчивости коррупции, действия законодательства, где у Узбекистана самые худшие показатели, и ему станет все ясно. А если еще распросить тех инвесторов, которые уже погорели в этой республике ("Зерафшан-Ньюмонт", "Оксус", "Ян Интернешнл", "Балтимор" и мн. другие), то картина станет для него полной и очевидной: инвестировать в Узбекистан - это значит похоронить свои капиталы. Это Камилов чопроно и чванливо может сказать иностранцам: "Мы создадим для вас благоприятный экономический климат", а когда пойдут уточняющие вопросы, в чем, к примеру, благоприятство, то сядет в калошу. Потому что не знает всей глубины темы, ни разу не занимался этим и его мозги не повернуты в эту сторону (и врядли уже смогут). А не зная всего этого, естественно, министр не может направлять подчиненных, видеть их ошибки и недостатки, давать советы и рекомендации. Поэтому ему стоило бы честно в этом признаться президенту: "Тупой я в этих аспектах, уважаемый Шавкат Миромонович, не взыщите!"
Абдулазиз Камилов привел следующую статистику: "...за истекшие 9 месяцев общее количество заключенных торгово-инвестиционных соглашений и контрактов составило свыше 320 на общую сумму порядка $44 млрд. В целях обеспечения их безусловной и полномасштабной реализации утверждены планы практических действий («дорожные карты») с 13 странами".
Все эти соглашения готовились и заключались экспертами из профильных ведомств, практически 90% всей работы проделана ими. 10% - это всего лишь работа МИДа на учет соответствия международным стандартам и избежания какой-либо большой ответственности для республики. К тому же МИД - депозитарий таких документов, поэтому особой заслуги от Камилова здесь нет. К тому же подписанные документы не гарантируют быстрое получение этих самых 44 млрд. баксов - для этого партнеры требуют придерживаться определенных условий. А вот в течение двух десятилетий Узбекистан при режиме Ислама Каримова продемонстрировал, что меняются правила игры, и поэтому любого инвестора и партнера всегда можно оставить с носом. В уголовном языке это означает "кинуть". И Хафизыч это прекрасно знает, ибо за все годы ни разу не решил вопросы, с которыми к нему обращались кинутые иностранцы.
Далее, последние 15-20 лет Камилов непосредственно принимал участие в управлении людскими ресурсами своего ведомства, любой кандидат на работу в МИД или должность просматривался им лично. Это он набирал штат МИДа, и поэтому как-то наивно выглядят его слова, когда он говорит о проблемах: "...низкий уровень управления коллективом и потеря требовательности к сотрудникам в выполнении прямых обязанностей по привлечению иностранных инвестиций и увеличению объемов экспорта на внешние рынки".
Большая часть сотрудников МИДа и всего дипкорпуса - это блат. Сынки, внуки, племянники высокопоставленных чиновников, с которыми Камилов не хочет сорится и готов удовлетворять их просьбы, естественно, надеясь взамен получить соответствующее. Поэтому там не квалифицированные специалисты, а просто обладатели дипломов престижных вузов. Практики у них - околонулевой. Помню, что со мной работал третий секретарь Баходир Хусанов, тупой как джизакские ичиги (аналог сибирского валенка), зато с апломбом и гонором. Готовить аналитические материалы не мог, с документами работал отвратительно, но его держали, так как дядя работал в Совете безопасности при президенте, но спорить с таким Камилов, а также начуправления СНГ Останакул Мирзаев, а позже и советник посольства в Москве не могли - боялись. Зато когда дядю перевели из этой структуры, то пинка под зад получил и Баходир. Камилов держал нос флюгером и сумел заменить этого козла на другого. Беспринципность и предательство - это суть министра.
Он также завил о недостатках МИДа: "...неудовлетворительная работа по налаживанию, поддержанию и расширению связей с бизнес-кругами страны пребывания".
Однако он забыл, что сотрудникам дипломатических учреждений ограничивали в контактах с гражданами страны пребывания, не дай бог, ляпнуть что-то лишнее или вляпаться в какую-то историю. Только письменные запросы и ответы, причем иногда можно и не отвечать. При переговорах отговариваться общими фразами, не дающие гарантий или обязательств. Слова должны быть обтекаемыми и пространными, чтобы на них потом бизнесмен или инвестор не смог сослаться. К тому же, чтобы работать в бизнес-кругами, нужно иметь самому практический опыт, знать все процедуры банковских операций, растаможки, покупки земли и зданий, оплаты труда, выплат налогов, быть в курсе всех законодатьельных изменений, знать специфику того или иного региона, то есть по тем аспектам, где общими фразами не отделаешься. Если дипломат будет так действовать, то бизнесмены просто проигнорируют его в следующий раз.
Далее: "...отсутствие эффективной системы анализа и постоянного мониторинга социально-экономической ситуации, тенденции и динамики развития отраслей экономики государства пребывания, а также приоритетов его внешнеэкономической политики. Советники по торгово-экономическим вопросам не справляются со своими задачами по привлечению инвестиций и повышению экспортного потенциала страны. Главная причина, на наш взгляд, - недостаточный уровень профессиональной подготовки, нехватка практического опыта ведения переговоров с иностранными партнерами, неумение составлять информационно-аналитические материалы, а также слабое владение ими иностранными языками".
Хафизыч может послушать доклад какого-нибудь эксперта в вопросах экспорта, где будет сотня показателей и цифровая база, но до его сознания дойдет лишь 1% информации, и то он спросит: "Ну, это хорошо или плохо, о чем вы говорите?" Я к тому, что в дипмиссии он набирал не просто по блату, но и не специалистов. В посольстве в Москве советником по экономике был выпускник нефтехимического вуза Бахром Мамаджанов, который, естественно, не глубоко разбирался в экономике. Я - ноль в нефтехимии и поэтому никогда не обсуждал вопросы переработки углеводородного сырья, но как экономист мог выскать о влиянии нефтегазового сектора на ВВП, на отчисление налогов и т.д. Нехватка практического опыта в проведении переговоров - это общая болезнь дипломатов, ибо их не подпускали к обсуждению специфических сторон межведомственных документов. А слабое владение иностранными языками... так люди должны хотя бы несколько лет прожить в другой стране, чтобы овладеть языком, причем активно общаясь с местным населением. А при ограничения в общении - какое владение может быть?
Нужно сказать, что при всей своей тупости Камилов, между тем, привел некоторые аспекты слабой инвестиционной привлекательности Узбекистана:
"проблемы конвертации валюты и репатриации прибыли;
- несовершенство банковско-кредитной системы;
- слабая защищенность прав инвесторов и недостаточно эффективная судебная система;
- административно-бюрократические барьеры. Многие зарубежные компании недовольны процедурой получения лицензий и разрешений при осуществлении деятельности;
- низкие инвестиционные рейтинги".
Но при этом не заикнулся о коррупции, без которой ни один инвестор не сможет осесть в стране и начать работу. Коррупционные отступные - это негласная дань для любого бизнесмена - местного и иностранного. Инвесторам нужны ясные правила игры, которые не меняются никогда. Даже если идет война, государство не меняет правила для инвестора. А что касается законов, то они хорошо и красиво написаны, но работают отвратительно - отсюда и несовершенность всего, о чем говорил Хафизыч. Это, наверное, единственное, что он сказал умное. И то ему написали - сам такое родить не смог бы его мозг.



Другие статьи в литературном дневнике: