Рука палача, кандалы рабов

Алишер Таксанов: литературный дневник

Разговаривал с другом Хасанбоем Бурхановым о текущем социально-экономическом и политическом состоянии Узбекистана и пришли к выводу, что Ислам Каримов нанес большой ущерб в осознании гражданами своей реальности. Страх стал мотиватором всех поступков, всех действий, и сейчас это управляющая всем и вся. Иллюзии - это о Великом будущем Узбекистана, о мирном небе и узбекской модели развития - не могли бы долго влиять на жизнь людей, если бы не страх, внедренный в сознание властью через репрессивный аппарат. Иллюзии развеются, если будет динамика экономического развития и каждый поймет, что насаждаемая 27 лет модель была не что иной как коррупционной и олигархической схемой управления страной, где все ресурсы служили узкой когорте властолюбцев. Но экономику не изменить без политических реформ. А реформы - это неперепаханное поле!
За все годы правления Ислама Каримова был потерян не только темп развития народного хозяйства, не только искажена отраслевая структура, не только усилены феодальные формы правления, такие как принудительный труд, принудительные отчисления, прописка и регистрация, выездная виза, запрет на работу иногородним и т.д, что тормозили прогрессивные тенденции, но и внедрены коррупционные механизмы практически во все сферы, отрасли и регионы. Большой начальник - большой мафиозо! Законы были заменены нелегальным правом, суды перестали нести функции защиты законов и прав и свобод граждан, они обслуживалит власть. Парламент был местом сборища демагогов, не имеющих политической воли, а партии - просто ширма псевдодемократии. И всем этим заправлял единовластный диктатор Ислам Каримов. Подстроенные им референдумы продлевали власть. Мнение свое он выдавал за мнение всего народа. Как легко было управлять теми, кто боится. Страх держал всех в кандалах и кандалы казались рабам символом благополучия.
Долгое время страна прозябала в экономическом "болоте", а капиталы вывозились за рубеж - суммы исчисляются десятками миллиардов. Воровала семья президента, растаскивали все его сатрапы. Конечно, это ресурс Узбекистана и в нем мы нуждаемся. Возвращение активов - дело времени. Но даже если они окажутся в стране, то не будут использованы по назначению. И дело не в том, что опять своруют, а в том, что страх людей не позволит грамотно их применить. Уже сейчас строят помпезные "сити" и суперотели, тогда как население нуждается в инфраструктурных объектах - дорогах, канализации, чистой воде, энергии, переработке мусора, санитарной обработке деградированных земель... Страх не позволяет проявляться инициативе, вкладывать свои накопления в бизнес, участвовать в управлении сообществом (махалле, органах самоуправления, на выборах, партиях и движениях). Потому что везде им видится рука палача в форме сотрудника СНБ (СГБ). Ведь эта служба настолько проникла в государство и общество, что никакое движение не могло осуществится без согласия "контролера", без одобрения палача.
Можно, в конце концов, обойтись и без украденных ресурсов, узбеки - народ трудолюбивый, сумеет поднять страну на ноги, если будет правильно распоряжаться тем, что осталось. Вернутся миллионы гастарбайтеров, потому что дома будет работа. Вон, Япония - страна без природных ресурсов, а входит в пятерку крупных экономик мира. Или Саудовская Аравия - страна с ресурсами и без единой серьезной обрабатывающей индустрии. Или Нигерия, где осущается "проклятие ресурсов", богатая по запасам, но нищая по доходам - все поджирает там коррупция. Так какая модель нам нужна?
Конечно, демократическая модель как экономики, так и политического пространства. Но если давлеть будет страх, то мы скатимся скоро и быстро к Нигерии. И поэтому я поддерживаю Хасанбоя Бурханова, который сейчас выступает в Варшаве на сессии ОБСЕ, он говорит о наших проблемах, борется за нас!



Другие статьи в литературном дневнике: