А. Камилов шпион советской партократии

Алишер Таксанов: литературный дневник

Российский автор Олег Греченевский занимается исследованиями связи КГБ с режимами постсоветских республик. Его книга "Истоки нашего "демократического" режима" (2003-2013 гг.) освещает этот аспект. Одну главу (№74) он посвятил Узбекистану. И там я выцедил историю о том, кем является Абдулазиз Камилов, министр иностранных дел, в системе госбезопасности СССР-Узбекистана и связях с Россией:


"Еще нам хотелось хоть пару слов сказать здесь о другом бывшем кадровом сотруднике ПГУ КГБ – о нынешнем министре иностранных дел Узбекистана Абдулазизе Камилове.
Этого деятеля большинство экспертов не причисляют теперь к тем узбекским политикам, которые претендуют на роль преемника президента Каримова и борются за власть в стране. А между тем, министр Камилов, вполне возможно, занимает в своем семейном клане чекистской мафии такое же высокое место в иерархии, как и председатель СНБ Рустам Иноятов.
Мы уже говорили о Камилове в одной из прежних частей этой книги (сейчас больше в ходу узбекский вариант его фамилии, “Комилов” – и там он записан именно так), когда говорили об “азиатской мафии” внешней разведки КГБ. Характерно, что ни Википедия, и ни одна из официальных биографий Камилова не содержат даже намека на его прошлую службу в советской разведке. А между тем это можно считать вполне установленным фактом, поскольку об этом сообщают достаточно компетентные источники.
Например, в Сети имеется книга историка Петра Черкасова “ИМЭМО. Портрет на фоне эпохи” (М., 2004). (http://ecsocman.hse.ru/data/817/693/1219/06.pdf)
В 6-ой главе этой книги перечислены многие бывшие сотрудники разведки, вместе с которыми Черкасов трудился в этом чекистском институте ИМЭМО. В том числе и об Абдулазизе Камилове там рассказано кое-что интересное.
Во-первых, Камилов начал в середине 1988 года работать в ИМЭМО, то есть он был переведен тогда в действующий резерв КГБ, в звании всего лишь подполковника - а не генерал-майора, как об этом часто пишут. И, кстати сказать, по всей Сети давно уже также ходит информация, что в 1973-76 годах Камилов был резидентом КГБ в Ливане – ну так это, скорее всего, тоже очень сильное преувеличение: ведь никого не назначают на такой ответственный пост (да еще в горячей точке!) в возрасте всего 26 лет. Кроме того, как правило, резидентами разведки становились лишь во время третьей загранкомандировки – и уж никак не во время самой первой своей спецкомандировки за пределы страны. Правда, в книге Черкасова вопрос о чекистской должности Камилова в Ливане полностью обойден – но ясно и так, что он мог служить там только простым оперативником. И даже во время своей второй командировки в Сирию (1980-84 гг.) Абдулазиз Камилов, скорее всего, был только самое большее, заместителем резидента КГБ.
А во-вторых, Камилов был зятем бывшего первого секретаря ЦК КП Узбекистана Шарафа Рашидова – за что его и уволили из внешней разведки, когда на волне гласности во всех газетах и журналах стали всячески поливать его тестя-партократа. Мы напомним, что Шараф Рашидов покончил с собой (или сам очень вовремя умер) в 1983 году, когда посланная новым генсеком Андроповым следственная бригада развернула в Узбекистане настоящие массовые репрессии против руководства этой республики: тогда по так называемому “хлопковому делу” всего было осуждено за коррупцию несколько тысяч человек.
И вот что тут самое интересное для нас: оказывается, кандидат в члены Политбюро и многолетний глава Узбекистана (с 1959 года) товарищ Рашидов в свое время предпочел отдать свою младшую дочь Гульнару замуж вовсе не за сына такого же видного партократа, как он сам. А всего лишь за какого-то лейтенанта КГБ, у которого отец был не известно кем - ведь теперь ни одна биография Камилова не содержит никаких сведений о его родителях. Никто также не знает, когда именно была эта свадьба молодого чекиста Камилова с Гульнарой Шарафовной Рашидовой – известно только, что сын от этого брака, по имени Данияр, появился на свет в 1972 году. (http://www.centrasia.ru/person2.php?&st=1013880519)
То есть Аблулазизу Камилову было в момент женитьбы не более 24 лет – а это значит, что он тогда только что закончил свое обучение в разведшколе КГБ. И мы все же не думаем, что товарищ Рашидов отдал свою дочку за сына простого колхозника – да такие обычно и не попадали тогда в столь юном возрасте прямым путем сразу же во внешнюю разведку КГБ. Скорее всего, отец Камилова тоже был “бойцом невидимого фронта” – так как в те годы профессия чекиста стала уже в значительной степени потомственной.
Но все эти подробности особенно большого значения уже не имеют: а главное, это что так называемые партократы, судя по всему, уже в начале 70-х годов стали отчетливо осознавать, в чьих руках теперь находится настоящая власть в стране – и за кем будущее. Инстинкт власти у партаппаратчиков всегда был очень хорошо развит – так что они в таких вещах обычно ошибок не делали. Конечно, вряд ли Шараф Рашидов ясно представлял себе в тот момент, что Узбекистан через двадцать лет станет независимой страной, и что его зять в 1994 году займет там пост министра иностранных дел. Но вот что его дочка с таким мужем в жизни не пропадет, это, наверное, он уже тогда понимал очень хорошо!


А другой важный момент здесь – это что в данном случае нам попалась еще одна дополнительная ниточка, которая протянулась от брежневской команды партократов – к проамериканскому клану КГБ. Ведь на самом деле таких серьезных улик в нашем распоряжении пока еще маловато – и их, что называется, на пальцах одной руки можно пересчитать. Вот они все: зять Косыгина Джермен Гвишиани из ВНИИСИ, зять Суслова Леонид Сумароков из МИПСА и друг генерала Цвигуна Гейдар Алиев. И еще можно припомнить тут тесную связь между двумя генералами КГБ, Циневым и Калугиным.
Так что эта связка Рашидов-Камилов тут будет как раз пятой по счету. Как видите, пока что набралось еще не так и много – но ведь сведения о таких же связях команды Брежнева-Черненко с московским кланом КГБ вообще отсутствуют начисто. В то время как группировка Андропова-Горбачева была повязана с московским кланом самым теснейшим образом… "



Другие статьи в литературном дневнике: