Добропожаловать после 2021 года!

Алишер Таксанов: литературный дневник

Отмена туристских виз для граждан 27 стран, что планировалось в первом указе Шавката Мирзияева по развитию туризма в в Узбекистане, на самом деле вряд ли способствовало увеличению объема т.н. "классического туризма" - то есть визитов с туристскими целями. Потому что иностранцы предпочитают ездить группами и организованно (это и дешевле, и безопаснее, и интереснее), а для групп еще раньше для них были предоставлены скидки. Так, на сайте МИД РУ можно прочитать:
"За оформление и выдачу виз законодательством Республики Узбекистана предусмотрены следующие тарифы консульских сборов:
...За групповые визы (в группе должно быть не менее 10 человек, исключая детей до 16 лет):
· до 15 дней — 15 долларов США с каждого человека;
· до 30 дней — 25 долларов США с каждого человека".
И еще:
" Действует упрощенный порядок оформления виз для граждан Австрии, Бельгии, Великобритании, Германии, Испании, Италии, Латвии, Малайзии, Таиланда, Франции, Чехии, Швейцарии и Японии. Туристам из этих стран выдаются многократные визы сроком до 1 месяца, а представителям деловых кругов — до 1 года (Малайзии — до 6 месяцев), при этом не требуется турваучер или обращение приглашающего юридического или физического лица в Узбекистане в МИД Республики Узбекистан. Визы оформляются в течение 2 рабочих дней, не считая дня приема документов".


Необходимости в президентском указе "О мерах по обеспечению ускоренного развития туристской отрасли" в этой части как бы и не было. Ведь итак здесь все упрощено. То есть заявка на то, что по прибытии в Ташкент иностранцу достаточно лишь оплатить 50 долларов прямо в аэропорту (как это делают в Турции), заполнить на границе бумажки - и все о-кей! - свидетельствует о появлении путаницы учета и статистики визитеров. Если турист направляется в группе, то он уплачивает всего лишь 15 долл., а если приобретает пакет услуг в групповой поездке, то путешествие ему обойдется дешевле, чем он поедет один. Да и мучится не надо - получить визу для граждан определенных стран, судя по вышеприведенной информации МИД, не такая уж и проблема...
Указ президента от 2 декабря предназначался для одиночных путешественников, но таких среди иностранцев мало. Они не ездят в одиночку в малознакомые и толком еще не отработанные для туризма страны (в отличие от Таиланда, Китая, Эмиратов, которые давно используются туристами-одиночками). А у Узбекистана здесь куча проблем: отсутствие конвертации, сложности с обозначением улиц на англ. языке, нет необходимого объема услуг, в частности, времяпровождения (досуг).
Таким образом, туристского бума от "снижения" стоимости визы не следует ожидать Узбекистану. Шавкат Мирзияев мог расчитывать только на бывших соотечественников, то есть тех, кто когда-то покинул Узбекистан и намеревался посетить родину в рамках ностальгических туров уже с паспортами других государств. Но загвозка в том, что эти люди имеют родственные и дружеские связи, и им нет необходимости останавливаться в дорогостоящих отелях. Вот этот объем и был бы утерян гостиницами и кемпингами, которые расчитывали на поток за счет снижения стоимости визы и облегчения ее получения (прямо в аэропорту).
Но визиты бывших соотечественников усложнен полицейскими процедурами - регистрацией, в частности, среди друзей и знакомых. То есть их обязали бы жить именно ва отелях, а арендовать дома и квартиры, проживать у родственников запретили бы. А прибытие по приглашениям - это другая сторона узбекского гостеприимства, которая работает по принципу: "лучше не дать, чем дать".
А вообще, поспешность отмены одним указом другого свидетельствует о неэффективности работы тех структур, кто готовит на стол президенту такие документы... Сырые нормативные акты в итоге позорят и саму отрасль, и того, кто дает им "свет".



Другие статьи в литературном дневнике: