О наградах погибшего

Алишер Таксанов: литературный дневник

"Шавкат Мирзиёев рассказал, что в настоящее время ведётся работа по составлению полного списка примерно из 2 миллионов соотечественников, сражавшихся во Второй мировой войне, и на его основе планируется подготовить книгу памяти «Ватан фидойилари», - сообщило издание "Газета.Уз" об участии 9 мая 2021 года президента Узбекистана в мероприятии, посвященном Дню памяти и почестей, в Парке Победы. - "Он напомнил, что накануне 1941 года население Узбекистана составляло более 6,8 миллионов человек. С началом войны на фронт ушли около 2 миллионов соотечественников, из них более 500 тысяч погибли на полях сражений. «Эти цифры мы вспоминаем снова и снова каждый год 9 мая — в День победы. Это не просто обычные цифры. Они вобрали в себя безмерную скорбь и горе в сердцах наших матерей, бабушек, отважных и мужественных отцов, а также всего нашего народа», — заявил президент".


Уже несколько лет я пытаюсь достучаться до президента, однако все тщетно. Мои письма в Виртуальные приемные Шавката Мирзияева и Министерство обороны не дают какого-либо результата. Военные, вместо того, чтобы рассматривать мои вопросы по существу, стали разыскивать меня, словно я какой-то шпион. И все заглохло. Письма никуда не ушли, заброшены в архивы, зятянулись паутиной, покрылись пылью.
Чисто чиновничьий подвиг.
Я просил доступа к военным архивам, сведений о моем деде Хайдаре Джураеве, погибшем во Второй Мировой войне. Кое-какие материалы стали публиковаться в Интернете, на российском сайте "Подвиг народа". Я обращался в Посольство России в Швейцарии за помощью.
Мне ответили, что "частные архивы не пополняем", то есть сведения о моем деде - это частное дело, касается лично вас, а не государство. То, что он погиб за это государство, это хорошо, но то, что вы требуете предоставить его вам награды - это плохо, это не законно.
Позже появилась информация о том, что дед был награжден медалью "За отвагу" и орденом Красного Знамени. Российские дипломаты мне лакончино ответили, что право на награду имеют только сами награжденные, ближайшие родственники - мать, жена и дочь - на наградные листы, а остальные потомки - только на справку о награде. И я запросил ее.
Наконец-то я в начале августа 2021 года получил и саму справку, предоставив документы своей родственной связи с Х.Джураевым. Но там стояла отметка, что награды так и не были вручены старшему сержанту, компандиру саперного отделения 107 саперного батальона 93-й стрелковой дивизии. То есть мой дед был награжден, но не имел наград. Понимаю, война есть ваойна и не всегда награды доходили до героев.
Но они не дошли и до родственников. И, судя по ответу российских дипломатов, и не дойдут никогда. Они останутся тоннами металлолома в запасниках Минобороны или Госдумы, как правопреемницы Верховного Совета СССР, выдававшей награды.
Поэтому я просил президента Шавката Мирзияева выдать погибшим узбекским воинам награды Республики Узбекистан, сопоставимые по значению к советским наградам, или учредить новый, орден "Воинской Славы" для всех тех, кто ушел на фронт и не вернулся.
Я понимаю, что работа сложная и кропотливая. Потому что не все ушедшие - герои. Были среди них и дезертиры, и перебежчики на сторону врага, служившие в Туркестанском легионе Вермахта. Но ведь можно по крупицам получать информацию. Первое, это архивы Минобороны России. Второе, архивы Минобороны Узбекистана. Третьи, сведения поисковых групп на территории России, Украины, Беларусии, Прибалтики и Кавказа, там, где шли бои и поныне находят останки солдат с их посмертными медальонами. Награждать постепенно, поэтапно, по мере получения сведений.
500 тысяч невернушихся - это те, кто защищал мир от нацизма. Но узбекские власти готовы вложить бабки в бутафорные экспонаты и музеи о той войне, при этом ничего в реалии не сделав для памяти конкретных воинов. Что мне дает этот Музей? Ничего! Макет немецкого самолета? Чучела фашистов? Консервная банка танка "Тигр"? Что мне говорит о моем деде в этой экспозиции?
Мои бабушка Галия и мама Турсун так и не узнали, где был похоронен Хайдар Джураев и как он воевал!
Мне нужны документы о подвиге и награды моего деда! Это реальная память, которая будет переходить от потомков к потомкам. Не виртуальная, а материальная память.
Но Шавкату Мирзияеву такие идеи непонутру. На помпезные музеи можно списать кучу бабла. А вот работа с награждениями - там трудно спилить деньги.



Другие статьи в литературном дневнике: