Знак качества музыки?

Алишер Таксанов: литературный дневник

Прочитал статью на "Фергананьюс" от 9 февраля "Наталья Нурмухамедова: «Я хотела поднять узбекское искусство до уровня европейского…»
Там певица высказала такую фразу: "Мне тогда Фаррух Закиров откровенно сказал: «Наташа, работы у тебя не будет, если узбекский репертуар не сделаешь». Я ответила: нет. Всю жизнь я хотела узбекское искусство поднять до уровня европейского - а теперь мне предлагали петь на свадьбах… Не моё это. И по уровню, и по менталитету. Я ведь всегда работала с музыкантами высшей категории. И я уже совсем была другая…"


Не совсем понял, почему Наталья Нурмухамедова считает уровень европейский - некий высший эталон качества, лучший стандарт? Я живу в Западной Европе, и не каждая песня, мелодия, что льется с экрана ТВ, мне нравится. Я не слышал от друга-перуанца Артуро, чтобы в его стране пытались поднять музыку до североамериканского (США), или индонезийца Раджи - чтобы его национальная музыка пыталась подражать немецким или французским стандартам. И вообще - что такое европейский уровень - это что, типа "звездочки" на отелях или знак качества (типа, фирма!) на продукте?
Каждая нация формировала свою культуру, в том числе музыкальную, искусство, исходя из многих факторов - языка, философии жизни, географии, специфики быта, истории, религии, традиций. Почему шри-ланкийцы должны перестраивать себя под итальянцев, или эквадорцы - под голландцев? Каждая культура - уникальна, неповторима, единственная, ее нельзя ломать и превращать в эрзац-культуру Европы, ибо китайская музыка никогда не станет бельгийской, а узбекская - шведской. Потому что изначально они разные - и в этом вся прелесть. У узбеков есть своя "АББА" - это группа "Ялла", но я не уверен в том, что Фаррух Закиров пытался превратить ее в некое подобие шведской рок-группы. У чилийцев есть группа "Ияпу" (она мне очень нравится), однако участники этой группы (кстати, коммунисты), эмигрировав от репрессий Пиночета, не перестроились под французский "стандарт", а продолжали исполнять в стиле и в традициях Чили. Они сохранили в себе культуру чилийцев.
"Узбекский репертуар" - это не петь на свадьбах, а продвигать узбекский "продукт" на мировой музыкальный рынок, сделать его доступным, известным, интересным. Почему этого стыдилась Н.Нурмухамедова - мне не совсем понятно. Получается так, что работать с музыкантами высшей категории, о которых упоминала в интервью - М.Дунаевский, М.Боярский, И.Кобзон - это лучше, чем с узбеками своей республики - или я чего-то не понимаю в тексте? То есть узбеки остались ниже "стандартов" европейских, и поэтому Н.Нурмухамедова приняла решение не включать в репертуар узбекские песни...
Если честно, интервью этой певицы меня немного покоробило, но это мое лишь частное мнение, и никому его я не навязываю...



Другие статьи в литературном дневнике: