Косметический ремонт после Каримова

Алишер Таксанов: литературный дневник

Не считаю информацию о плохом состоянии Ислама Каримова "уткой". Учитывая его не далеко юношеский возраст, стресс за семейные неурядицы, страх ответственности перед народом за совершенные преступления, опасения реальных угроз со стороны подпольных движений, мафии и кланов, то это накладывает свой отпечаток на здоровье президента и его психологический дискомфорт. То, что Исламу Каримову осталось немного у власти, это вопрос биологии и недалекого будущего. Проблема в том, кто будет после него.
Ведь И.Каримов так и не определился с преемником, скорее всего, ему просто некому довериться, оставить под защиту семью, которую, несомненно, растерзают ближайшие соратники и революционеры, если им достанется власть. Уверен, что Гульнара Каримова уже не в Узбекистане, а где-то далеко и в тишине. Все ее имущество на родине распродано, капиталы вывезены и надежно схоронены, проблемы с замороженными счетами в Швейцарии, недвижимостью в других частях света тоже вот-вот завершаться с положительным результатом. Ведь косвенно это свидетельствуют прекратившиеся информационные выбросы, телодвижения как самой Гульнары, так и ее отпрыска в Великобритании, бездействии пи-ар-агентства, которое больше не выступает за свою подопечную. Кроме того, виновные уже назначены - Рустам Мадумаров, Гаянэ Авякян, Акбарали Абдуллаев, над которыми завершены все судебные процессы. Можно считать, что это правило диктатора - "Бей своих, чтобы чужие боялись!", хотя в реалии это всего лишь игры по перераспределению активов. В этой игре - ставка безопасности семьи президента, а дальние родственники - вне интересов Каримова. Это ускоренные процессы и радикальные решения - из-за плохого самочувствования главы государства.
Может получится так, что И.Каримов не дойдет до 29 марта 2015 года, и выборы состоятся без него. Неважно, сам ли по состоянию здоровья, или ему "помогут" из ближайшего окружения, как это имело место в СССР в 1953 году, когда Лаврентий Берия способствовал уходу в иной мир Иосифа Сталина, - такой сценарий очевиден и для Узбекистана, - важно то, что есть уже три формальных кандидата на высшую должность в стране. Служившие раньше бутафориями для политического театра Каримова, теперь могут стать реальными политиками, осознавшие ситуацию в свою пользу. Это шанс для них - для Акмаля Саидова, Наримана Умарова и Хатамжона Кетмонова, представляющие три партии - близнецов-братьев в условиях прежнего режима. Но лишившиеся постоянного давления и страха, партии и персоны могут начать реальную борьбу между собой. Важно теперь то, на кого будут делать ставку кланы и высшие чиновники, которые не желают лишаться своего "куска" в "пироге власти".
Несомненно, будут контакты, встречи, договоры. В этом заинтересованы как Рустам Иноятов, Рустам Азимов, Шавкат Мирзияев, так и региональные главы администраций, министры, олигархи, члены правительства - ведь всем нужны стандартные "правила игры", которых будут придерживаться все, чтобы сохранить полномочия, доступ к ресурсам и капиталу. Естественно, находящимся за рубежом лидерам места нет в подобной раскладке сил, никто их не пригласит на "дележку", никакой им политической реабилитации не светит - они вне системы. Ведь тем, кто остается у власти, нет нужды совершать реальные демократические реформы. Это осознают и сами кандидаты в президенты, хотя вначале проведут "косметический ремонт" системы с видом на либерализм и свободы.
Конечно, игра с тремя неизвестными нервируют коррупционеров и кланы, на кого делать ставку? Больше шансов у Акмаля Саидова, второй в гонке - Нариман Умаров, за обоими могут быть силы из двух крупных региональных кланов Ташукента и Самарканда. Окраины - Ферганская долина, Хорезм и Каракалпакстан могут сделать ставку на Хатамжона Кетмонова, и тогда возможности сбалансируются. За электорат "проголосуют" чиновники, ведь, как говорил Сталин, "важно не за кого голосуют, а кто подсчитывает голоса". Вся избирательная система подконтрольна СНБ, значит, все зависит от Рустама Иноятова, который уже давно ведет свою собственную игру и определяет цели в ней. Ему нужен управляемый и подконтрольный президент, не претендующий на личные амбиции. Возможно, кто-то из трех - креатив СНБ, и "внезапная" болезнь Каримова - это тоже один из шагов по продвижению протеже во власть.
Для Каримова лучше, естественно, дойти до гонки и после выборов назначить преемника, чем выбыть из игры и получить "избранного" народом политика из трех картонных фигур, который будет играть по другому сценарию. Но уже сейчас возможна реализация статьи 96 Конституции Узбекистана, которая оговаривает: "Если Президент Республики Узбекистан по состоянию здоровья, подтвержденному заключением Государственной медицинской комиссии, образуемой совместным решением палат, не может исполнять свои обязанности, в десятидневный срок на чрезвычайном совместном заседании палат Олий Мажлиса из числа депутатов, сенаторов на срок до
трех месяцев избирается временно исполняющий обязанности Президента Республики Узбекистан. В этом случае в трехмесячный срок должны быть проведены всенародные выборы Президента Республики Узбекистан". Иначе говоря, круг высокопоставленных лиц, в числе которых спикер Законодатекльной палаты и председатель Сената Олий Мажлис, премьер-министр, глава СНБ могут принять решение о созыве такой Госкомиссии и избрании И.О. президента из числа подконтрольных депутатов. В итоге или этот депутат, или иное лицо станет президентом. Сценарий "Статья 96" вполне очевиден за два оставшихся месяца.



Другие статьи в литературном дневнике: