Когда коррупция пытается отмыться

Алишер Таксанов: литературный дневник

Осень 2013 года оказалась удивительно богатой на политические события в Узбекистане. Речь идет, естественно о семейном и коррупционном скандале президента Ислама Каримова, который стал центром внимания не только общественности республики, но и международных институтов, специальных учреждений по борьбе с криминалом. Впервые стали доступны факты нелегальной деятельности Гульнары и Лолы Каримовых, ранее известных только своей «благотворительностью», гуманитарными миссиями, а также участии в государственных делах, в частности, на дипломатическом поприще. Теперь выясняется, что в реалии вся дипломатия заключалась в сокрытии семейного дохода от пытливого взгляда различных контролирующих структур, как внутри страны, так и за рубежом. Ставка делалась на то, что женщины будут официально представлять Узбекистан на международной арене, поддерживать контакты с сильными мира сего, и их теневая – самая основная - сторона будет скрыта различными схемами, разработанными специалистами по отмыванию капитала. Однако дочери президента допустили ряд грубейших ошибок – и это стало достоянием всего мира. Схемы, естественно, были обкатаны ранее и использовались другими лицами, стоящими у власти, теперь же возникла угроза для всех участников подобных операций.
Гульнара начала самостоятельную игру в коррупцию. Она привлекла внимание своими контактами с людьми, уже известными своими криминальными аспектами; более того, ее имя увязывалась с такой компанией, как «Зеромакс», оставившей с «носом» огромное число партнеров по бизнесу и с неоплаченным долгом в более чем на 4 млрд. долларов. Поэтому следовало «отмыть» имя через принудительное банкротство, а человека, который официально числился руководителем «Зеромакса» и знавшего многие тайны семьи, просто припрятать от международного розыска. С этим спецслужбы Узбекистана справились быстро.
Сложнее оказалось, когда Гульнара оставила много следов с делом сотовых операторов – шведско-финского «ТелиаСонера» и узбекско-российского «Уздунробита». Всплыли документы, имеющие прямое отношение к Гульнаре, и на основании многих фактов правоохранительные органы Швейцарии, Швеции и Франции заморозили счета, имеющих отношение к дочерям узбекского президента. С этого момента начались политические проблемы кланов с семьей президента. Скорее всего, Исламу Каримову доложили, что действия Гульнары вредит всем, в том числе и самому президенту. Уже сложно скрыть от народа, что его дети находятся под уголовным преследованием ряда европейских государств, и тем дальше, тем больше проблем и головной боли. Международный авторитет Ислама Каримова итак был не очень высок, а теперь вообще околонулевой, так как он оказался в центре семейно-коррупционного скандала.
В демократических условиях в таких случаях глава государства должен подать в отставку и предстать перед законом наравне со своими отпрысками, ибо лишь при злоупотреблении высшей властью возможны такие теневые доходы и такие формы их сокрытия. Но это лишь в том случае, если бы Узбекистан считался таковым. На самом деле это полуфеодально-диктаторская страна, где ключевые рычаги управления сосредоточены у одного человека и вся поддержка основана на системе репрессий и штыков. Выгоду от сложившейся иерархии власти и доступа к национальным ресурсам получают лишь немногие из всего населения – не более 0,5%. В основном, это чиновники, чьи полномочия огромны, а ответственность за ошибки и просчеты незначительны, а также мафиозные структуры, региональные кланы, чьи представители сосредоточены в министерствах и ведомствах, парламенте, правительстве, политических партиях, органах правопорядка и правосудия. Обычные граждане остаются вне досягаемости социального благополучия и вынуждены бороться за свое выживание.
Ислам Каримов, само собой разумеется, выбрал другой путь – остаться у руля и сохранить лицо семьи. Да, Гульнара попала в «опалу», но это не означает, что она предстанет перед судом и отправится на нары. В деспотичной стране корыстолюбцы освобождены от ответственности, в том числе и моральной. Поэтому сейчас идет смещение акцентов. Да, происходят ряд странных на первый взгляд явлений – проверка и закрытие коммерческих объектов, которые ранее находились под «крышей» Гульнары Каримовой. Это медиапредприятия, объекты торговли и услуг и другие, через которые проводились многие коррупционные операции, в том числе с обналичиванием и конвертации наличных денежных средств, приобретением недвижимости как в Узбекистане, так и за рубежом. Только известно, что многие из них были учреждены третьими лицами, иначе говоря, подставными, сама Гульнара официально прямого отношения к ним не имела. То есть вина ляжет не на Каримову, а на именно этих лиц, как когда-то таким «козлом опущения» стал Мирадил Джалилов, руководитель «Зеромакса». Виноватыми станут Гаяне Авакян, Бекзод Ахмедов, Акбарали Абдуллаев и многие другие. А быть иначе просто не может.
Проводимые операции органами прокуратуры, СНБ, МВД, налоговой и таможенной служб направлены на решение одной задачи – спасения средств, находящихся в собственности семьи. Для этой цели необходимо:
- выявить, каков объем нелегальных средств конденсировался в этих коммерческих организациях, ибо сама Гульнара просто физически не могла уследить за всеми финансовыми и материальными потоками, и ее саму могли облапошить те, которые считались партнерами, друзьями, коллегами, соратниками и единомышленниками. Иначе говоря, у дочери президента могли воровать из наворованного у государства, и теперь эти «воры» должны были раскрыть схемы, по которым работали и упрятывали доходы, ибо в будущем могут пригодится для других, планирующих также скрывать нелегальный капитал;
- переоформить эти коммерческие объекты под других персон, и продолжить дальше проводить мероприятия по «отмыву денег», без какого-либо склонения к президенту и его семье; на фоне расследования предъявить факты Западу и потребовать возврата «замороженных денег» в Узбекистан;
- вывести из под удара международного расследования Гульнару и всю семью, доказав, что в реалии все махинации проводились за спинами дочерей, на основании их доверчивости, невнимательности и т.д. При этом показать миру, что президент – праведник законов и справедливости и ради этого не пожалеет даже своих детей.
Между тем, в пылу борьбы с Рустамом Иноятовым, руководителем спецслужбы, Гульнара Каримова наговорила немало в Твиттере о проблемах как с ним, так и с другими высокопоставленными лицами, а также со своей материю – Татьяной Акбаровной. Может, в пылу ярости, а может специально, она указала, что за всеми махинациями стоит именно госпожа Каримова, что супруга президента практически управляет страной, используя мощь и полномочия мужа, который, если уж быть откровенным, с точки зрения Конституции давно нелегитимен. Но Узбекистан – страна парадоксов, здесь фикцией является все официальное, а реальностью то, о чем публично не говорят. Общество живет в «тени» и мораль тоже соответствующая, просто прикрытая идеологией национальной независимости национальной моделью развития – квинтэссенцией политического бреда. Воруют все, кто во власти, но они же публично «борются» с коррупцией, естественно, наказывая тех, кто мало дает или не дает на «лапу», или пытается пресечь подобные преступления – ворам не нужны честные граждане своего отечества.
Получается так, что за четверть века власти семьи Каримовых сформировалась организованная банда, обладающая высоким политическим статусом, абсолютными полномочиями и недоступная для правосудия. Ни прокуратура, ни суды разных инстанций, ни органы правопорядка и безопасности, ни парламент – никто не способен сломить созданную систему под эту семью, где каждый член – криминальное лицо. Находившаяся всегда за спиной мужа Татьяна Акбаровна в реалии принимала участие в государственном управлении, причем решения принимала с корыстными результатами. За это время сколотился огромный нелегальный капитал, схороненный за границей, и которые должны были оберегать Гульнара и Лола Каримовы. Только дочери «подвели» родителей-воров. Да, отпрыски по своим качествам мало чем отличаются от Ислама и Татьяны Каримовых, но личными амбициями сломали всю «картину», развернули все силы против себя. Попытки Гугуши показать себя честной и благородной вызывает сарказм и ухмылку, итак ясно, что игра ею проиграна, как бы она не пыталась развернуть курс политических событий. Уже время не то, упущен момент «точка возврата»...
Ведь с Каримовыми борятся не только радикальные исламисты, демократическая оппозиция, но и кланы, которые хотят смести уже неугодного президента, его близкое окружение, поставившего под угрозу их благополучие и бизнес. Они понимают, что все скоро решится самим собой – законы биологии, в отличии от придуманных Каримовым юридических, не отменить. Не сегодня-завтра уйдет в иной мир президент – перед ответом останутся жена и дети, и на них можно будет все свалить. Это уже видно по тем публикациям, что просачивается в Интернет и подготовлены определенными группами, уже разработавших планы действий после Каримова. Нужны лица, которые будут отвечать за преступления семьи. Подобное уже было в истории – в Китае и Югославии, где жены умерших диктаторов позже были объявлены врагами народа и ответственными за преступления. Лица, их окруживших, сумели сохранить свои позиции и продолжили дальше разворовывать страну.
Узбекистан деморализован. Экономика в прострации. Политическая жизнь задавлена. Страна управляется полицейскими методами. Чиновники бес контроля распоряжаются всем. Инфраструктура в состоянии полуразрухи. Огромное число мигрантов, устремившихся за границу. Нехватка энергии, воды и финансовых ресурсов. Коррупция. Нищета. Религиозное подполье набирает число сторонников. В этом состоянии трудно говорить о каких-то позитивных результатах реформ Ислама Каримова по пяти принципам, за исключением того, что эти реформы ему лично сколотили баснословный доход. Как деньги влияют на мораль и совесть – видно по действиям Гульнары. Только ее ученая степень и звание, высокие должности не помогают все это уяснить, она продолжает считать себя «принцессой», упрямо тянущей руки к власти и деньгам.
Но время Каримовых уникально тем, что показала миру, каким может быть государство, где народ аполитичен, равнодушен к собственной судьбе, отвлечен от своих прав и свобод, и поэтому не пытается изменить ход событий, повлиять на политические решения. В таких странах не бывает экономического прогресса и социальной стабильности, они остаются в формате «третьего мира», не смотря на наличие огромных природных и материальных богатств. История дает урок узбекистанцам, что неподконтрольный народу президент – это угроза их же жизни, это детонатор кризиса и долгое прозябание в забвении.



Другие статьи в литературном дневнике: