Сколько бы веревочке не виться...

Алишер Таксанов: литературный дневник

Последние события вокруг Гульнары Каримоврой свидетельствуют о возросшем напряжении между высокими чиновниками и семьей президента, между кланами, которые выражают недовольство внутриполитической ситуацией и действиями "узбекской принцессы". Дело в том, что Гульнара вышла за рамки той роли, которая была ей предложена в начале 2000-х годов - тихо обустраивать жизнь за пределами родины, что важно в период будущих потрясений. Иначе говоря, она должна была, находясь в Швейцарии, контролировать все финансовые и материальные потоки семьи из Узбекистана в Европу и другие страны, вкладывать в недвижимость и прибыльные сферы, то есть легализовать неофициальные доходы президента Каримова. Это особенно касалось деятельности компании "Зеромакс", контролировавшей в Узбекистане значительную долю в нефтегазовом секторе, туризма, строительстве, медиасфере, индустрии развлечений и др., но экономические результаты которой были нетранспарентны для государственных органов республики и тем более для граждан. Для этой миссии она получила не только дипломы о высшем образовании, кандидата и потом доктора наук, звания профессора, что, по мнению многих экспертов, абсолютно ей не заслужено, но и должность Чрезвычайного и Полномочного Посла в Испании и Постоянного представителя в Женевском отделении ООН. Под "крышей" дипломатии обычно и проворачиваются многие теневые финансовые операции, оседают на частных счетах доходы от коррупционной деятельности. Однако Гульнара такая работа была уж больно скучной, она больше занималась тусовками и гламурной жизнью, светилась в журналах и газетах, привлекая ненужное внимание со стороны международной общественности.
Более того, она стала проявлять самостоятельность в коррупционных операциях, где допустила немало грубых и непростительных ошибок, и за которые ухватились правоохранительные органы Швейцарии, Швеции и Франции, и может, других еще стран. Значительная часть активов - около 800 млн. евро - были заморожены до окончания расследования, а это означает, что в реалии семья Каримовых утеряла их, потому что доказать их "чистоту" ей не удастся. Всплыли через разоблачения "Викиликс" и американские документы, свидетельствующие о связях Гульнары с криминальными персонами, такими как Салимбай Абдувалиев и Гафур Рахимов. Наглость в рейдерстве у "принцессы" оказалась настолько ошеломляющей, что в один момент под "мясорубку" попала сотовая компания "Уздунробита" - "дочка" российской МТС. Естественно, это вызвало напряженные отношения между Узбекистаном и Россией, которая встала горой за своего инвестора. Можно говорить многое о негативной и нелегальной деятельности Гульнары, однако своими действиями она перешла грань допустимого.
Лишнее внимание к ней - это также внимание к другим высоким особам во власти, которые тоже ведут нелегальные операции в международном масштабе. Безусловно, следствие может выйти и на них, чего они и опасаются. Что говорить, если один из швейцарских банков отказался иметь дела со странами, где отмечена высокая доля коррупции, и в их числе оказался Узбекистан. Возможно, число таких банков начнет расти, а это означает сужение пространства для сокрытия или легализации теневых доходов. Гульнара влезала в процесс назначения людей на те или иные должности в государственных структурах, чем "озадачивала" шефа Службы национальной безопасности, через ведомство которого проводились все кадровые перестановки. Несомненно, это также было выгодным бизнесом для чекистов. В прошлом дочь президента не раз пересекалась с бизнес-интересами Рустама Иноятова в экспорте хлопка и других ликвидных ресурсов.
Но не следует подводить проблему как неприязненные отношения Гульнары с Иноятовым, на самом деле это межклановые проблемы за власть и контроль над ресурсами страны. В этом контексте ошибкой Гульнары стал ее конфликт с первым вице-премьером Рустамом Азимовым; она влезла в сектор, который не был "обозначен" для нее. Тот вынужден был ее осадить. В порыве гнева "принцесса" начала информационную войну, обвинив Р.Азимова в коррупции и владении 4 млрд. долларов, источники возникновения которых неизвестны. Потом она пыталась "развести" проблему, публично заявив, что ее не так поняли, мол, нормальные отношения у нее с Р.Азимовым, но чиновник не принял эту попытку и начал свое контрнаступление. Причем за ним стоял столичный клан. Гульнара получила врагов в лице вице-премьера, министра финансов, в лице руководителя СНБ, а также на нее давно "точил зуб" министр иностранных дел Абдулазиз Камилов за свои унижения в период дипломатической "работы" Гульнары Исламовны. Именно они сейчас ведут информационную и силовую борьбу с ней, подкидывают материалы для оппозиционных сайтов, а также компрометирующие документы для ее отца. Например, что его племянник Абдуллаев Акбарали, который сконцентрировал в своих руках большую часть доходного бизнеса в Ферганской долине, планирует стать главой государства при поддержке Гульнары. То есть к власти после долгого перерыва могли прийти ферганцы, что не устраивает никак Ташкентский и Самаркандско-Джизакский кланы. Само собой разумеется, у Ислама Каримова, единолично властвующего в стране, подобная идея вызвала прогнозируемую ташкентской элитой ярость.
Против Гульнары выступает и Самаркандско-Джизакский клан, представители которого контролируют Центральный банк, Министерство внутренних дел, правительство (Шавкат Мирзияев), есть значимые их персоны в Аппарате президента на должностях госсоветников и Совета национальной безопасности и т.д. У них тоже есть претензии к Гульнаре, и с их стороны также были проведены соответствующие мероприятия по "утихомериванию" зарвавшейся "принцессы". Нужно заметить, война идет жесткая, где-то грубая, но весьма эффективная. Гульнара сразу поняла, что ей не на кого опереться, за ней нет ни политической силы, нет понимания среди чиновников высшего и среднего звена, тем более среди простого народа, несмотря на пропаганду, она имеет не самые лестные отзывы. Те группы, которые ей оказывали услуг (например, Шухрат Гулямов, первым зампред СНБ РУ, Фирдавс Абдухаликов, руководитель Ассоциации электронных СМИ) оказались бессильными или не стали "вкручиваться" в конфликт, осознавая не только безрезультатность, но и возможную угрозу для своего существования.
В настоящее время противниками Гульнары являются:
- чины высшей сферы и Ташкентский, Самаркандско-Джизаккий кланы;
- правоохранительные органы, включая МВД и СНБ;
- олигархи и крупные бизнесмены, которые лишились части своего бизнеса из-за рейдерских захватов Гульнары;
- мафиозные группировки и лично Гафур Рахимов;
- младшая сестра Лола Тилляева- Каримова и, возможно, мать Татьяна Акбаровна из-за личных внутрисемейных конфликтов, ставших достоянием благодаря "журналистике" самой Гульнары.
Лишение ее дипдолжности, приостановка деятельности трех радиостанций, изданий, налоговые, прокурорские и таможенные проверки магазинов и Фонда "Форум культуры и искусства Узбекистана" - это часть реакции Ислама Каримова на дочь, которая потеряла ориентиры "можно-нельзя" и начала самостоятельную игру, нарушив межклановое равновесие и подмочив репутацию отца на международном уровне. Это грубая форма указать Гульнаре, что она своими поступками поставила на грань катастрофы благополучие и будущее всей семьи, не говоря уже о тех персонах, которые поддерживают президента во власти. Естественно, Гульнара уже осознала свою оплошность, поняла урок, и поэтому открыто заявила через Твиттер, что не планирует занимать высшие государственные посты.
Впрочем, она особо и не нацеливалась на президентскую должность - это больше ей приписывали и враги, и друзья. Потому что вся ее биография сама свидетельствовала о нежелании играть в "государство - это я". Она занимала должности, которые не определяли ее роль в регулировании финансово-материальных потоков, в таких как Минфин, Центробанк, Минэкономики или МВЭСИТ, не руководила областью или городом в качестве хокима, а это ведь дает большой опыт для будущего руководителя. Она не стремилась иметь хорошие контакты с чиновниками высшего и среднего звена. Не создала партию или сильное общественное движение, которые бы потом продвигали ее интересы в политике. Она занималась тем, что ей было интересно - музыка, подиум, дизайн, встречи с аристократами, ювелирный бизнес, причем большую работу в подконтрольных ей компаниях делали находящиеся в "тени" менеджеры (одним из таких был Мирадил Джалалов). Вот у них-то и основной компромат на Гульнару, и именно они выложили Рустаму Иноятову все необходимые сведения.
Конечно, все уляжется, Гульнара вынуждена будет "упорядочить" свою жизнь, стать скромнее, но борьба за власть не прекратиться. Она уже ведется по мере того, как слабеет Ислам Каримов и все просто ждут биологического решения вопроса. Никакого переворота или революции для этого не потребуется...



Другие статьи в литературном дневнике: