Мне стало грустно от утопии прошлой мечты

Алишер Таксанов: литературный дневник

Недавно спорил с перуанцем Артуро о марксизме. Он мне заявил, что Маркс был русским, и я чуть со стула не упал. "Артуро! Маркс был немецким евреем! Он никогда не был в России! Он жил в Германии, Франции, Великобритании! С чего это ты взял?" - поразился я. Артуро был удивлен, он думал, что Маркс, Энгельс, Ленин и Мао Цзе-Дун - все они русские.
"Артуро, ты же не читал ни одной книги Маркса, Ленина и Энгельса!" - сказал я ему. Тот ответил, что нет, но в Перу коммунисты - это террористы. Они совершают гнусные дела, после чего оставляют знак серпа и молота. (Блин, тут я вспомнил фильм "Место встречи изменить нельзя", где банда на месте преступления рисовала кошку). "Увы, это не марксисты, - вздохнул я. - Ни Маркс, ни Энгельс никогда не призывали к террору! А ты знаешь, что первыми коммунистами были христиане еще в первом веке?"
Артуро начал мне доказывать, что коммунизм придумал Маркс. Я тут слегка психанул:
- Артуро! Коммунизм как идея возникла в раннехристианских общинах, ее развивали такие мыслители средневековья как Томас Мор, Томас Манн, Томазо Кампанелла. Маркс всего лишь сформулировал ее в научную теорию, основываясь на идеях немецких и французских философов, английских экономистов! Само слово "коммунизм" от "коммуны" (общины), и она использовалась во время Парижской коммуны, когда власть хотели передать от центра общинам, чтобы сами жители регулировали свою экономическую, политическую и культурную жизнь. Маркс подогнал под революцию свои идеи! Только все это утопия! Потому что человечество не готово отказываться от частной собственности, и поэтому коммунизм невозможен!
Последняя фраза Артуро понравилась больше всего. А мне стало грустно.



Другие статьи в литературном дневнике: