Кто против Кубы?

Алишер Таксанов: литературный дневник

Оказывается, в офлайн-онлайн формате прошла Международная научно-практическая конференция «Шараф Рашидов – Человек эпохи», на которой историк-публицист Федор Раззаков сообщил о деятельности первого секретаря ЦК Компартии Узбекистана на Кубе и его дружбы с Фиделем Кастро. В 1963 году кубинский лидер посетил СССР и был в Ташкенте. Меня же удивило следующее высказывание автора: "Пройдёт ещё 53 года, и когда в сентябре 2016 года уйдёт из жизни первый Президент независимого Узбекистана Ислам Каримов, только Куба поддержит осиротевшую страну, тоже объявив у себя траур в связи с этой кончиной. Тем самым кубинское руководство отдавало дань уважения И.Каримову, а также наглядно демонстрировало, что те узы дружбы, которые завязались в начале 60-х годов между Ш.Рашидовым и Ф.Кастро, по-прежнему крепки и нерушимы. В этом и заключается сила дипломатии Шарафа Рашидова, что она всегда была устремлена в будущее".


Действительно, Куба приспустила государственные флаги и объявило траур по случаю смерти Ислама Каримова. Но узбекский диктатор уже не был другом Кубы, он не был коммунистом. Наоборот, проявил себя как ярый антикоммунист и критик достижений Советской власти, хотя сам за годы 27-летнего правления не сумел сделать то, что достигли узбекистанцы при Шарафе Рашидове. Он запретил КПСС, упоминания исторических дат в печати, а в учебниках 70 лет социализма представлялись как самый ужасный период в истории республики. А ведь карьера Каримова начиналась именно благодаря Компартии...
В 1996 году на Генеральной Ассамблее ООН Ташкент поддержал США в продолжении политики экономической блокады Кубы и торгового эмбарго. Мало кто из узбеков об этом знал. Из всех стран мира еще эту политику поддержал Израиль. Но и Израиль, и Узбекистан на тот момент не имели никаких экономических или политических контактов с Кубой, и поэтому поддержка Вашингтона в отношении Острова Свободы следует рассматривать как антикоммунистическую доктрину Ислама Каримова. Это подтвердил и министр иностранных дел Абдулазиз Камилов, который мне лично заявил о причинах такого шага летом 1997 года в здании посольства в Москве: "Мы против страны, которая пропагандирует коммунистический фундаментализм!"
Абдулазиз Камилов, если кто не знает, является зятем Шарафа Рашидова и свою карьеру сделал только как родственник значимого лица. Сам же он без таланта в том, чем занимается: абсолютно бездарный дипломат и, как говорят люди, с ним работавшие на Востоке, плохо говорит по-арабски. Даже Евгений Примаков, который в качестве главы российского МИДа был в Узбекистане в 1996 году, при переговорах с Камиловым ехидно сказал, выходя из зала переговоров своим спутникам: "Он так и не стал выше, чем учитель" - этим самым не признав его достижения на посту главы узбекского внешнеполитического ведомства (Примаков был руководителем учреждения, где проходил аспирантуру А.Камилов в 1980-х). Я тогда присутствовал на переговорах и это слышал, поскольку вышел раньше из зала.
Итак, А.Камилов - бывший член КПСС, зять Шарафа Рашидова, пошел против политики свего тестя и "смазал" все достижения узбекско-кубинской дружбы, которые сложились с 1960-х годов. За время независимости ни один кубинский студент или специалист не посетил Узбекистан, поскольку по линии МИДа было запрещено выдавать визы кубинцам. Лишь в начале 2010 годов пара кубинских самолетов залетела в нашу столицу, чтобы произвести ремонт - но это исключительный случай и это результат контактов ремонтного завода "Хаво йуллари", а не президента или правительства. На тот момент просто смотрели на валюту, чем оплачивали кубинцы за ремонт своей техники.
Но данное событие - это яркое свидетельство того, кем является Абдулазиз Камилов. Он не сумел снять напряженность с соседями, особенно с Таджикистаном и Кыргызстаном,тогда как Ш.Рашидов урегулировал пакистано-индийский конфликт. Его невнятные ответы об участии Ташкента в блоке ГУАМ тоже свидетельствуют об отсутствии четкого понимания статуса страны в интеграционных структурах. Но А.Камилов умело использует свой язык, чтобы приукрасить свои дела перед высшим руководством. Он описывал Исламу Каримову итоги своих встреч с лидерами различных стран, приписывая результаты достижений лишь себе или рисуя несуществующие успехи, и лишь потом объясняя, что партнеры не сдержали своих слов, отказались от намерений, мол, это уже не вина министра. А вообще, он любитель чужих текстов. В 1996 году я по заданию начальника Управления стран СНГ Останакула Мирзаева написал текст доклада для председателя Кабмина об участии Узбекистана в Центрально-Азиатском интеграционном сообществе, так А.Камилов взял его себе, мол, он с ним выступит, а мне поручили написать другой, но чтобы ни одна мысль не повторилась с "министерским" текстом.
Дело в том, что А.Камилов - не экономист и не политик, обычный карьерист в дипломатии, поэтому не имеет ни знаний в области интеграции и торговли, ни опыта политических выступлений. Он всегда был в "тени" и оттуда дергал за нитки - интригант. И лишь при Шавкате Мирзияеве МИДу дали новые цели и задачи, превратив из бюрократической берлоги в более-менее подвижную структуру, в которой можно определить результативность действий дипломатии: инвестиции, туристы, торговля, транзит, сообщения, договора. А джо этого МИД был просто внешнеполитическим отделением СНБ, которая занималась шпионажем за своими соотечественниками и подрывом зарубежной оппозиции. Более того, как показала реальность, МИД стал рассадником коррупции, кланово-родственных связей и местом работы психов и иностранных шпионов. Уж в самом ведомстве были нехилые интриги, подогреваемые Камиловым - он любил такую атмосферу, поскольку сам воспитался в такой при службе в МИДе СССР. Стукачество и доносительство - вот был главный конек внутренней ведомственной политики министра. Он убрал из структур многих талантливых руководителей, таких как Юсуф Негаматович Абдуллаев, Садык Сафаев, Давлятбек Садуллаев, которые могли дать больше, чем бездарный зять Рашидова.
Между тем, и Ю.Абдуллаев и Д.Садуллаев - люди, которые хорошо знают Афганистан, поскольку там работали долгое время, были в боях и непосредственно контактировали с местным населением. Оба - орденоносцы, тогда как Камилов отсиживал зад в спокойной на тот момент Сирии и строчил доносы на коллег. Хафизыч ни одной ногой не вступал на афганскую землю, не знает ни пушту, ни урду, не традиции афганцев, да и по сути он безбожник.
Так вот, А.Камилов вдруг заявил, что движение "Талибан" не следует рассматривать как террористическое и необходимо строить сотрудничество с ним. Основанием служит то, что "Талибан" не проводил на территории других стран никаких террористических актов. А то, что часть талибов участвовали в ИГИЛ в Сирии и Ираке, в конфликте Пакистана с Индией, на Кавказе, то что "Талибан" приняол в свои ряды членов ИДУ и других боевиков из Центральной Азии, - так это не следует рассматривать как международное террористическое сотрудничество. Какое же будущее предлагают "ученики" (талиб - это ученик) Афганистану, где взрывают школы с девочками, убивают женщин без паранджи и идущих без сопровождения мужчин, где избивают до смерти камнями "обличенных в прелюбодеянии" и палками побритых мужчин? Где следует читать только Коран и никаких научных книг и учебников по физике, химии, биологии?
А.Камилов надеется, что талибы остаеновятся у границ Афганистана и дальше не пойдут. По приказу руководства Узбекистана, всех солдат и офицеров правительственных войск, обеспечивавших синтез светской и религиозной жизни, следует отбрасывать обратно в пекло войны с талибами, чтобы тех убивали. Возможно, с фанатиками легче договорится, так рассуждает А.Камилов, который никогда не видел нож у горла. А я вот общался с семьей беженцев - узбеками из Афганистана, которые рассказывали, как зверствовали талибы в их деревне и что своих обещаний они не выполняют. И для них талиб - это воплощение Сатаны.
27 июня – 4 июля 2021 года А.Камилов возглавил узбекскую делегацию в США. Кроме заверений в сотрудничестве и поддержки Шавката Мирзияева он ничего не привез. Конечно, вопрос Афганистана там рассматривался, но что мог сказать Хафизыч, когда не имеет личного опыта работы и жизни в этой стране? Туда следовало бы отправить Юсуфа Абдуллаева или Давлятбека Самиевича - переговоры были бы более конструктивными.
Дело в том, что самому Камилову не до этого. Его интересует бизнес сына Данияра, который представляет олигархические структуры России. Энергетический сектор, металлы, фармацевтика - вот какие проекты у российского гражданина Д.Камилова и министра А.Камилова, имеющего московскую прописку. И для этого было куплено здание СГБ в центре Ташкента - это офис "Газпрома" и, несомненно, российских спецслужб, негласная контора резидентов Кремля. Если Рашидов еще защищал республику от давления Москвы, выбивал инвестиции для экономического развития, то А.Камилов продает родину. И делает это с успехом. Он готов дружить и с дьяволом "талибами), лишь бы сорвать куш...



Другие статьи в литературном дневнике: