Нравственное противоречие

Алишер Таксанов: литературный дневник

В 1991 году я участвовал в референдумах и оба раз противоречил самому себе. В марте голосовал за сохранение СССР, а спустя несколько месяцев - за независимость Узбекистана от СССР. Но если в первый раз я был уверен в своем желании, искренне хотел сохранить дружбу народов и наше федеративное государство, то второй раз голосовал "как все", то есть не совсем понимая, что означает независимость и чего она мне даст. А дала она мне в итоге эмиграцию, о чем я никогда раньше не помышлял.
Сравнивая два периода жизни, я все-таки считаю, что советский дал мне больше, чем жизнь после 1991 года. Во всем отношении. Конечно, историю не изменить, и распад СССР был неизбежен. Такое огромное государство с разными народами, культурой, языком, ментальностью, ресурсами невозможно сохранить. Все противоречия были внутри нашей системы - экономические, социальные и политические. Мы были абсолютно не похожими друг на друга, и поэтому центростремительные силы победили.
"Помогло" и то, что теория, в которую мы верили, оказалась сказкой, а на сказках реальность не построишь. Коммунизм - это удел будущего, а сейчас жизнь требует рационального капитализма.
И все же... Я горжусь, что 25 лет прожил в СССР. И когда меня в Швейцарии какие-нибудь выходцы из Южной Америки или Африки спрашивают, откуда я, то отвечаю с гордостью - из СССР. Потому что иностранцам непонятно, что это такое - Узбекистан. А я храню в сердце красный флаг и герб страны, которой уже нет и не будет никогда!



Другие статьи в литературном дневнике: