Человек с петлей на шее

Алишер Таксанов: литературный дневник

Смерть правозащитника Азимжана Аскарова меня потрясла. Я все надеялся, что его освободят, что кыргыские власти признают факт фальсификации уголовного дела и осуждения невиновного и дадут реальную оценку тех страшных событий 2010 года на юге республики.
Увы...
Когда к власти пришла Роза Отумбаева, то я был в числе зарубежных ее сторонников, проявлял солидарность ее делам и стремлениям. Но межнациональная резня продемонстрировала ее настоящее лицо и политическую позицию, а установка: А.Аскарова сделать виновным в этой трагедии - поставила точку как демократа и человека, отстаивающего интересы всего народа. Она защищала интересы своего клана и этноса, не признавала, что узбеки - часть народа Кыргызстана. После погромов глава государства не встречалась ни с кем из узбекской стороны, взяла однобокую национальную политику. И этим самым отторгла от себя многих ее сторонников и почитателей. Отписался и я.
И до сих пор считаю, что Отумбаева не сделала ничего, чтобы предотвратить трагедию, остановить резню. Гибель граждан в том конфликте - это и ее часть вины и ответственности. И не нужно говорить, что после революции не было у нее полномочий или сил - все было. Она, в конце концов, могла обратиться в ООН за миротворческими силами! Стоит напомнить, что с конца 1990-х функционировал "Центразбат" - силы для миротворческих операций под эгидой ООН. Единственное, что она сделала - настояла. чтобы в конфликт не вмешался Ислам Каримов, которому, если честно, было наплевать на узбеков чужого государства, к тому же помогавшим в 2005 году андижанцам.
Однако ее путь повторили последующие политики, которые тоже считали, что нужно найти или сохранить "козла опущения", судьба Аскарова никого не интересовала. И об этом указывал мой друг Улугбек Бабакулов, вынужденный уехать из Кыргызстана во Францию. Государство не только увязло в коррупции, но и сохранило межнациональный потенциал для столкновений и кризиса. Карантин только ухудшил ситуацию. Земельно-водные проблемы усложняют жизнь людей на юге страны. Поэтому нового взрыва не миновать, и я не хотел быть бы здесь оракулом.
И все же. Смерть Аскара-ака - это удар по политической системе Кыргызстана, это еще одно свидетельство, что никаким "островком демократии" эта страна не является. Все две революции, сменившие три власти, просто приводили на высокие посты очердного горлопана и бюрократа. Люди считались расходным материалом. И в "обойме" ленты попал правозащитник Аскаров.
Теперь он свободен. И если есть там кто-то наверху, в недосягаемости для живых, то он позаботиться о его душе!
Аскар-ака, буду всегда помнить о Вас и чтить!



Другие статьи в литературном дневнике: