Герой нашего независимого времени!

Алишер Таксанов: литературный дневник

Узбекский президент, несмотря на свои относительно большие годы и морщины на лбу и других частях тела (которые умело ретушируют «Фотошопом» в «УзА»), неистощим и оригинален на всякие там идеи и мудрые мысли. Хочется ему облагодетельствовать свой народ, придумывает для него всякие там программы и задания, чтобы никто не скучал и не занимался глупостями. Вот в начале 1990-х годов выдвинул он цель – идти в Великое будущее, и до сих прём туда, не сворачивая никуда. Хорошо-о-о! Не верите? – посмотрите местные телепрограммы: там песни и пляски.


Затем заявил, что нам нужна идеология национальной независимости, и люди были обескуражены: действительно, как можно жить без идеологии, которая формирует у нас чувство независимости? Неважно, как в реалии с этой независимостью, главное – верить в то, что нас никто не сломит, мы не хуже других и ни от кого зависеть не станем. Верим в это, как пигмей в вуду, лбом бьемся о книгу «Узбекистан – государство с великим будущим» и высекаем искры, которым зажигаем патриотизм в наших сердцах.


Потом Ислам Каримов сказал: жить будем по пяти принципам и в рамках национальной модели развития, и все ужались в эти параметры. Кто не поместился – уехали гастарбайтерами в Россию и Казахстан. Кто не понял эти принципы – отправился глубоко принимать эти мудрые идеи в учебный центр «Жаслык» - там «учителя» быстро и внятно учат, что и как. Говорят, там собралось много «неучей».


Когда мир сотрясался от финансового кризиса, нас спас Абдуганиевич, он разработал специальную программу, и кризис проскочил мимо, завалив по дороге всю Европу, Юго-Воточную Азию и США с Россией. А вот Узбекистан одолеть не смог – мы дали достойный отпор, и с тех пор наш валовой продукт растет под 9% в год – так даже тараканы не размножаются.


На носу 2011 год, и президент вдруг спросил: мы два десятилетия в условиях автономии, а до сих пор нет «образа современного героя»? Куда смотрим? Почему этот аспект пропустили?
Об этом и рассказала журналистка Н.Усманова, которая, видимо, сопровождала главу государства в Бухарскую область и там все видела-слышала:
«Подчеркнув в ходе беседы неоценимую роль театрального искусства в воспитании молодых личностей с высокой духовностью и умением глубоко и независимо мыслить, глава государства отметил, что в настоящее время актуальное значение приобретает вопрос создания сценических произведений, раскрывающих образ современных героев, способствующих утверждению в сознании молодежи благородных идей». http://uza.uz/ru/society/11910/


И встрепенулась интеллигенция, заохала: ой, правда, как мы были слепы и шли в потемках! Слава Аллаху! – есть у нас прозорливый президент, указал нам правильный путь. И срочно собрались на «дув-дув-гап» и там сразу оч-чень важные люди сказали много хорошего в адрес власти:
«Министр по делам культуры и спорта Узбекистана А.Джаббаров, первый заместитель председателя Союза писателей С.Саййид, генеральный директор творческо-производственного объединения «Узбектеатр» О.Ризаев, исполняющий обязанности генерального директора Национального агентства «Узбеккино» А.Исхаков, проректор Государственного института искусств Узбекистана Г.Холикулова и другие отметили, что проводимые под руководством Президента Ислама Каримова широкомасштабные реформы в духовно-просветительской сфере способствуют воспитанию всесторонне и гармонично развитого поколения, дальнейшему развитию национальной культуры и искусства.


Действительно, раньше мы были под влиянием чуждой нам культуры – коммунистической. В 1920-х героями были революционеры, которые борются с басмачами и НЭПманами. В 1930-х – это борцы за установление Советской власти и коллективизацию. В 1940-х – естественно, отважные защитники Родины, повернувшие врага вспять. В 1950-х – освоители целины и космоса, в 1960-х – продвиженцы мировой революции в Азии, Африке и Латинской Америке, в 1970-х – непримиримые с очковтирательством и бюрократией, в 1980-х – противники водки и пива, и нетрезвой жизни, в 1990-х – бандиты-романтики и бригады, изымающие у кровавого государства деньги и прочие активы.


И тут пора задуматься, а где же наш герой? Нашего региона? И символ второго десятка 2000? Уверен, что об этом долго рассуждали участники того мероприятия:
«Создание высокохудожественных произведений о наших самоотверженных современниках, живущих в ногу со временем и закаленных в жизненных испытаниях, требует эффективного сотрудничества между писателями, драматургами и театральными деятелями. Многое зависит и от эффективного использования создаваемых государством широких возможностей для деятелей искусств, отбора полноценных произведений, материального и морального стимулирования авторов.
В ходе конференции были всесторонне обсуждены проводимая в театрах страны работа по созданию образа современного героя, сотрудничество драматургов и режиссеров, планы на перспективу, определены задачи по подготовке высококвалифицированных кадров сферы».


Думаю, там много и долго ломали копья, как бы лучше выполнить наказ президента. И я, решив посодействовать, предлагаю свои сюжетные варианты такого героя.


Первый. Школьник Пахлавон Совуков (Морозов, то есть), активист «Камолота», узнал, что его папа и дедушка ночью хотят пойти к памятнику «Курт-глобус Узбекистана» и дорисовать там остальные страны мира. Он бежит в хокимият и рассказывает об этом чиновникам. Те приказывают поставить у памятника роту милиционеров. Диверсия срывается, и раздосадованные родители идут домой, связывают доносчика и на хлопковым поле разделывают его на шашлык. Об этом становится известным общественности, преступников хватают и судят по закону. Герою ставят памятник возле «Курта», и на праздники юнные «камолотовцы» клянутся верности пяти принципам и идеологии национальной независимости.


Второй. Студентка театрального института Умидахон Ахмедова попала под чуждое западное влияние, не верит в наши традиции и смеется над родной культурой. Более того, она встала на скользкий путь - фотографирует все, что оскорбляет узбекский народ, и продает фотографии иностранным туристам. Те платят ей по тридцать сребреников и даже издают альбом за рубежом. Подруги Умиды пытаются поставить ее на путь истинный, но ничего у них не выходит, та их не слушает, слава кружит ей голову до безумия, ее засасывает болото распутства и предательства. Но однажды Ахмедова узнает, что на самом деле стала игрушкой в руках экстремистских сил и является пешкой в игре западных спецслужб, у Умиды просыпается совесть, и студентка дает отпор, срывает заговор подполья против конституционного строя. Враги разоблачены и арестованы. Умидахон раскаивается на суде. Ее прощают. Более того, специальный посланник президента читает ей письмо главы государства и вешает на грудь медаль «Узбекистон Кахрамони». С этого момента девушка борется за счастье народное и отстаивает интересы молодежи от пороков, СПИДа, наркомании и алкоголизма.


Третий. Молодой репортер Алибаба Ниязметнасыров узнает, что его коллеги, работающие на вражеские СМИ, направляются в Андижан, чтобы передавать насквозь фальшивую новостную информацию о тамошней революции и героях-революционерах, хотя на самом деле это бандитский мятеж, клановые разборки и борьба мафии за сферы влияния. Репортер отказывается от долларов, что суют ему враги, и с высокой трибуны разоблачает предателей и подонков. Прямо в здании прокуратуры их арестовывают и увозят на перевоспитание, а Алибабу приглашают в центральный печатный орган на должность главного редактора. Слава о подвиге репортера разносится по всей стране и миру, ему пишут письма восхищенные поклонники. Тот скромно отвечает, что просто живет по книге Ислама Каримова «Мировой финансовый кризис...» и призывает всех углубленно изучать этот труд.


Четвертый. Учащийся лицея Баходир Хусанов с возмущением узнает, что его учебное заведение в этом году не выезжает на убор хлопка-сырца. А между тем, он понимает, что государство нуждается в этом сырье, без волокна не заработают фабрики, люди останутся голыми, а валюта перекочует в другие страны. Он бегает по всем инстанциям и требует отправить молодежь на поля Джизакской области, однако не находит понимания ни в хокимиятах, ни в министерстве образования, ни в молодежных организациях. В итоге он идет сам на поле и собирает последний мешок с хлопком, и хирман родины заполняется «белым золотом» на 100%. Враги, узнав об этом, хотят отнять у него хлопок, чтобы Узбекистан обанкротился, только смелый Баходир дает отпор, те в ответ стреляют в него, и парень падает замертво на землю, перед этим спев гимн «Сиркуеш хур улкам...» Но перетащить узбекское богатство через границу враги не успевают, друзья Хусанова – отважные одноклассники – задерживают их и сдают милиции. И посмертно герой награжден орденом «Шухрат», новый сорт хлопка назван именем «хусаинчик», газеты публикуют статьи о подвиге лицеиста и призывают молодежь следовать этому образу героя.


Ну, на этом остановлюсь. Уверен, что читатель, умудренный опытом, сам предложит образ современного героя, и мы это прочитаем на страницах отечественных изданий.



Другие статьи в литературном дневнике: