Коррупция в хокимиятах

Алишер Таксанов: литературный дневник

Читаю новости: "Президент поручил премьер-министру проверить на соответствие должности хокимов 9 районов и городов Узбекистана из-за того, что «они спокойно смотрели на рост цен на мясо и яйца"... Глава государства поручил премьер-министру Абдулле Арипову решить, соответствуют ли своей должности хокимы Бектемирского, Мирабадского, Алмазарского, Чиланзарского, Юнусабадского и Яккасарайского районов Ташкента и Балыкчинского и Джалалкудукского районов Андижанской области, которые в течение года вообще не выставляли землю на аукционы..."


Хокимияты (органы местной администрации/власти) давно превратились в источник коррупции, и причинами является то, что им поручаются несвойственные задачи, такие, как обуздать инфляцию или привлекать иностранных инвесторов, проводить собрания в махаллинских советах и вмешиваться в хозяйственный процесс бизнеса. Распыленность задач и большая власть создают условия для злоупотреблений. С этим сталкивался практически каждый взрослый гражданин Узбекистана, тем более предприниматель.
Конечно, коррупция в местной администрации может иметь серьезные негативные последствия для общества и экономики. Вот некоторые из основных угроз, которые я хочу перечислить:


1. Распределение ресурсов: Коррупция ведёт к нераведливому распределению ресурсов, таких как земля, разрешения на строительство, государственные контракты и другие привилегии. Это создает искажение рыночной конкуренции и препятствует развитию бизнеса и экономическому росту. Точечное и варварское строительство объектов, отсутствие генплана развития города, несоблюдение прав собственников, нарушение экосферы - все это появилось в последние годы в Ташкенте и других крупных городах. За каждым шагом следуют корыстные интересы.


2. Ущемление общественных интересов: Коррупция обеспечивает принятие решений, которые не соответствуют интересам общества, а скорее служат личным выгодам чиновников. Это может означать, что общественные ресурсы используются неэффективно, проекты развития не реализуются или не приносят ожидаемых результатов. Никто не знает, для чего строятся помпезные памятники и объекты, технико-экономическое обоснование которых отсутствуют, почему меняется облик городов и районов, не соблюдается баланс инфраструктуры (энергоподача, тепло, канализация и т.д.). Между тем, в школах учителя собирают деньги с учеников на ремонт класса или закупку инвентаря.


3. Нарушение правил и законов: Коррупция подрывает принципы законности и правового государства. Чиновники, занимающиеся коррупцией, могут игнорировать законы, нарушать правила и привилегировать своих сторонников или бизнес-партнеров. Это создает неблагоприятную среду для предпринимательства, инвестиций и развития. Скупка решений - это яркое проявление такого процесса, особенно, если тендеры или концессии выигрывают родственники чиновников. До сих пор Сенат не принял закон о конфликте интересов, где определяются такие нарушения.


4. Ухудшение качества услуг: Коррупция в хокимиятах привело к снижению качества предоставляемых государственных услуг, таких как здравоохранение, образование, транспорт и другие. Когда чиновники принимают взятки или злоупотребляют своим положением, это формирует несправедливый доступ к услугам и ухудшает их качество.


5. Негативное влияние на доверие к власти: Коррупция разрушает доверие общества к государственным институтам и власти. Когда граждане видят, что чиновники злоупотребляют своим положением для личной выгоды, это ведёт к цинизму, безразличию и даже политической нестабильности. На выступления недовольных граждан местная администрация отвечает репрессиями, на активистов стравливают ОБОН (отряд баб особого назначения - неформальное подразделение МВД), блогеров задерживает милиция и суд осуждает за выступления против власти.


В целом, коррупция в хокимиятах создает неблагоприятную среду для развития общества и экономики, подрывает принципы справедливости и правового государства, а также ущемляет интересы граждан. Борьба с коррупцией является важной задачей для обеспечения справедливости, прозрачности и эффективности государственного управления. Однако глава государства указывает на малозначимые проблемы, а Олий Мажлис вообще не интересуется развитием городов и территорий.



Другие статьи в литературном дневнике: