О символизме в пушкинской прозе. Экскурс IV

Алексей Юрьевич Панфилов: литературный дневник

О КОНЦЕНТРИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЕ СТИХОТВОРЕНИЯ “ОСЕНЬ”.


Срв. перспективную попытку исследователя соотнести 12 строф стихотворения Пушкина “Осень (Отрывок)” (1833) с 12 месяцами года, 12 знаками Зодиака и т.д., вследствие чего эти строфы располагаются по кругу, как цифры на циферблате часов и делается вывод, что “с концентрическим временем Пушкина связана концентричность многих его композиций. Интересно было бы проследить, как она проявляется на разных этапах начиная с ранней молодости” (Непомнящий В.С. Космос Пушкина: Наброски к книге // В его кн.: Поэзия и судьба: Статьи и заметки о Пушкине. М., 1983. С.355, 363, 338).


Хотя исследователь и оговаривается, что “уподобление годовому кругу – не эмпирическое” и что “годовое время присутствует” в стихотворении Пушкина “не в календарном, а в символическом порядке” (с.350), – тем не менее, нельзя не обратить внимание на вопиющее противоречие (“ляпсус”, как он называет это явление пушкинской поэтики в другом месте: с.304; специально для “Осени”: с.339, 341): строфа, обозначенная на круговой схеме первой цыфрой из двенадцати, начинается словом… октябрь! (С.343) Спрашивается: с каких это пор октябрь является… первым месяцем года? Однако при обращении к представлениям о мироздании в иудаизме это мнимое противоречие “символического порядка” стихотворения разрешается: согласно этим представлениям, мир был сотворен Богом именно 7 октября 3761 года до Р.Х., в понедельник, в 5 часов 204 халуки (“халуки” – единица времени, равная 31/3 секунды), и “октябрь” – действительно является абсолютно первым месяцем летоисчисления. Таким образом, мы можем видеть использование еврейского календаря и в других произведениях Пушкина, помимо “Повестей… Белкина”.


В этой связи интересно отметить, что, согласно новейшим подсчетам, Пушкин должен был приехать в Болдино 5-6 сентября (Гей Н.К. Пушкин в 1830 году: Хронологический очерк // А.С.Пушкин “Повести Белкина”. М., 1999. С.130-131). В 1830 году новый, 5591 год от сотворения мира по еврейскому календарю наступил 6 сентября в 0 ч. 636 халуки, то есть около половины седьмого вечера 5 сентября по светскому счету времени (новый день в православной церкви и у евреев начинается в 6 часов вечера). В “сотворении” совокупности произведений Пушкина этого периода как бы повторяется сотворение “космоса”, мiра. Срв. отзыв Гоголя в письме В.А.Жуковскому 10 сентября 1831 года о произведениях болдинской осени, с которыми он знакомился, летом навещая Пушкина в Царском Селе: “Мне кажется, что теперь воздвигается огромное здание чисто русской поэзии, страшные граниты положены в фундамент, и те же самые зодчие выведут и стены, и купол, на славу векам, да покланяются потомки и да имут место, где возносить умиленные молитвы свои. Как прекрасен удел ваш, Великие Зодчие!”


Примечательно, что к этому же времени относится отдельное издание поэмы Ф.М.Рындовского “Сотворение мира” (Спб., 1832; ценз. разр. 13 ноября 1831 г.), несправедливо получившей пренебрежительный отзыв современного исследователя (Мурьянов М.Ф. Пушкин и Германия. М., 1999. С.160-161). О метафоре сотворения “нового мира” в связи с событиями революций 1830 г. (эту метафору Пушкин разделял с Е.А.Баратынским, И.В.Киреевским, П.Я.Чаадаевым) см. также: Юрьева И.Ю. “Апокалипсические песни” // В ее кн.: Пушкин и христианство. С.21, 23-24. Как напоминает исследователь, в “Униженных и оскорбленных” Ф.М.Достоевского выдвигается гипотеза, “что, быть может, весь мир создан «в совершенной форме пушкинского стихотворения»” (Непомнящий В.С. Ук. соч. С.356).



Перейти к основному тексту статьи



Другие статьи в литературном дневнике: