Еще пару слов в заключение

Алексей Юрьевич Панфилов: литературный дневник

Я стал горячим поклонником фильма "Москва слезам не верит" с самого выхода его на экраны (в 1980 году). Сбегал с уроков, чтобы посмотреть картину, причем ехать приходилось куда-то в "спальные" районы, поскольку в центре (учился я на Трубной улице) попасть на этот фильм было нелегко.


С тех пор смотрел я этот фильм множество раз. И был он для меня не просто любимым фильмом - был: у-те-ше-ни-ем. Осмелюсь сказать, что походы в кинотеатр в те годы (для меня, по крайней мере) были какой-то заменой... посещения церкви. Кинотеатр - храм, киносеанс - присутствие на богослужении, так, наверное?


Чтобы особо не углубляться: фильм я знал наизусть. И вот пришло время открыть его по-новому. Принципиально по-новому. В буквальном смысле взглянуть на него другими глазами. Для примера: не интересуясь никогда закулисной ипостасью актеров и режиссеров, я все эти годы и ведать не ведал... о присутствии Меньшова, режиссера фильма, в сцене Гошиного пикника. Двухсекундный кадр каждый раз проскальзывал мимо! Теперь же, когда я смотрел, словно замедлилось время, этот кадр словно бы получил для меня временнУю развертку - и каким же сюрпризом было узнать о прежней своей слепоте...


Результатом этого нового "прочтения" фильма явилась "повесть", которую я вам предложил. Быть может, она кого-то насмешит, быть может - кого-то порадует, но, во всяком случае, для меня - она оказалось счастливой возможностью выразить свою зрительскую благодарность создателям фильма.


С дистанции сегодняшнего своего жизненного опыта и профессиональных знаний я не побоюсь оценить этот фильм как выдающееся явление искусства. Поражает слепота кинокритиков, которые обрушились на него с упреками в "вульгарности", "китчевости", etc. etc. Проанализировав, кадр за кадром, картину я пришел к убеждению, что она стоит на уровне самых высоких достижений киноискусства, если не превосходит многих из них. Читавшие мой опус имели возможность заметить, что я время от времени провожу параллели с Тарковским, который до сих пор был моим кумиром среди кинорежиссеров.


Судя по насыщенности буквально каждой детали кинокадра эстетическим смыслом, можно полагать, что творческий накал во время создания фильма был фантастически велик, что и обусловило такое чудо...


Я принципиально описывал эпизоды фильма по памяти ("самого главного глазами не увидишь..."), не прибегая к видеозаписи. Так что возможны те или иные неточности, за которые я прошу читателя великодушно меня извинить.



Другие статьи в литературном дневнике: