Бизнес-проект

Артем Ферье: литературный дневник

Видел давеча по ящику душераздирающий сюжет. Про то, как крымские народные умельцы задыхаются под бременем непомерных налогов и китайской сувенирной экспансии. Потому что Украина вступила в ВТО, а туристы, сволочи такие, не хотят покупать мелких черноморских рапанов, а предпочитают здоровенные тропические ракушки.


Хотя, казалось бы, сувениры приобретаются на память. То есть, вот был человек в Анапе, купил там ракушку местного рапана, потом посмотрел на неё - и сразу вспомнил, что был он именно в Анапе, а не на Мальдивах. И гости, бросив взгляд на его сервант, тоже это понимают.


Но в этом, очевидно, есть и проблема: многие люди предпочли бы как раз противоположный вариант. Метнуться в Анапу, после чего в серванте стоит нечто такое, чтобы все думали, будто хозяин квартиры частый гость на Мальдивах. Собственно, именно это им и обеспечивает крымский сувенирный бизнес, позволяя покупать мальдивские разухабистые всякие ракушки не тратясь на билет до Мальдивов. Да и то сказать: на Чёрном море фауна, конечно, есть, но не то чтобы очень авантажная, в плане пригодности для сувенирных поделок. Вот местная индустрия и загибается.


Однако ж, дарю идею. Какой ещё можно организовать для курортников сервис, занимающий мозги и руки, требующий минимальных вложений и при этом - довольно перспективный. Серьёзно, я не в курсе, есть ли такой бизнес на курортах - но его можно было бы развить. И основа его - разумеется, самые порочные и низменные человеческие страсти.


Итак, чем хорош курорт? Это место, которое человек посетил, а многие его знакомые - возможно, нет. Ведь курортов по глобусу - тьма тьмущая, все не объездишь. Но даже если знакомые тоже посещали тот же самый курорт - то всё равно они не могут знать всех местных реалий. Например, какие там выходят газеты и о чём в них писалось в то или иное время.


Соответственно, бизнес - выпуск местной газеты. Вернее, "как бы газеты". Это важно, чтобы не влететь под какой-нибудь закон о СМИ. Соответственно, это бумажное изделие, скажем так, - будет иметь ВИД газеты. Или журнала, если в более шикарном варианте. Бумага, печать, фотографии, все дела. Название - какое-нибудь правдоподобное, но если кто-то тупо использует уже имеющийся брэнд и нарвётся на конфликт - не говорите, будто я предлагал именно это. То есть, если там уже есть какой-нибудь "Алупкинский вестник" - то, лучше, назвать свою стряпню "Вечерняя Алупка". Или, скажем, "Алупкинская звезда".


Что ещё важнее - это художество выпускается или в единственном экземпляре, или, в крайнем случае, штучным тиражом. То есть, в действительности оно имеет прав называться СМИ не более, чем рекламный флаер или политическая листовка. Даже менее. Реально - просто продукт отвязного творчества, можно сказать - пародия на газету. Вроде, там, глянцевых бумажек, изображающих денежные купюры, но с комическими какими-нибудь надписями вместо реальных. Или вроде шутейных календариков, изображающих с одной стороны талон техосмотра. То есть - ничего криминального. Если доебутся - это заведомый фейк, хохма, но никак не попытка ввести кого-то в заблуждение. Где-нибудь, мелким шрифтом, можно и тиснуть уведомление о том, что это фейк.


Это - что касается юридической стороны. Хотя, вообще-то, если люди обладают минимальными мозгами - сами придумают, как им отмазаться, по законам их страны.


Теперь - самое главное. Содержание. Разумеется, поскольку наше художество имитирует обычную местную газету - содержание должно быть под стать. Но тупо копировать статьи из реальных газет - опять же не рекомендовал бы. В конце концов, "информационный фон" - можно выдумать и самим. А что на этом фоне? А на этом фоне - главная статья. Возможно, то будет совсем коротенькая заметка, но - ради неё и весь замут.


Скажем, такого содержание. "Казалось, ничто не предвещало беды... лазурное море... бла-бла-бла... детишки радостно плескались... бла-бла-бла... чёрный плавник вспорол безмятежную морскую гладь... огромная акула-людоед... пять метров до семилетней девочки на матрасе... но Николай Сергеев, турист из России, не растерялся... ловко поднырнув, он вспорол ненасытное брюхо морской хищницы случайно оказавшимся у него в руке штопором... и, крепко ухватившись обеими руками, молниеносно порвал разверстую пасть, специальным движением, заученным в инженерных войсках".


Какая-нибудь такая пурга. Ну да ладно, пусть не акулу он там распальцовкой уделал, а банально спас девочку, когда та навернулась с матраса и стала тонуть. Это ж для статистики банально, а для Николая Сергеева - вполне даже "инфоповод". Типа, друзьям показать, мол, вот, всего-то и делов, что девчонку вытащил, а поди ж ты - аж в газете пропечатали.


Естественно, газета должна быть на местном языке (ну, так правдоподобнее). Но приложить нотариально заверенный перевод - не проблема. И тут нотариальная контора не покривит душой: она просто переведёт ту муть, какая нашкрябана на этом листке, и заверит аутентичность. Проверять же подлинность информации - вовсе не её задача.


А можно и без дутого героизма обойтись (почти). Можно - даже скандальную заметку про себя заказать. "Группа русских туристов, сотрудников ОАО "Профиг", устроила дебош и массовое побоище в ресторане "Цигель-Цигель". Всё началось с того, что менеджер призвал отдыхающих петь потише и не бить бокалы об пол. На что самый активный из группы, впоследствие оказавшийся Николаем Сергеевым, заявил, что они отмечают день рождения гендиректора ОАО "Профиг" Юрия Замыслова, а это - не такой человек, чтобы петь потише и воздержаться от битья бокалов... Прибывший наряд полиции... прибывший взвод спецназа... прибывший батальон морской пехоты... и только когда генерал А. согласился поднять тост за гендиректора ОАО "Профиг" Юрия Замыслова, находившегося в это время в Москве, разбушевавшихся русских удалось утихомирить".


Приятно ли будет читать это Николаю Сергееву? Вслух, друзьям? Что ж, возможно, и Юрию Замыслову - будет приятно. Глядишь - и ещё командировочку куда нарисует :-)


Всё это - потакание самым низменным страстям? Да блин, а о чём с самого начала предупреждение-то было? Ну да, многие люди - тщеславные и напыщенные уроды. Может, не большинство, но - достаточно их много, чтобы делать на них бабки. Или - кто-то возражает против того, чтобы у тщеславных и напыщенных уродов бабок становилось меньше, а у толковых парней - больше? Я - нет. В конце концов, это довольно безобидная фигня. Куда более безобидная, чем когда враньё и лажу подают не в виде фейка для одного-двух клиентов, на заказ, а - под видом действительно массовой информации. Вести.ру, там, ОРТ :-)


При этом, что характерно, все взрослые и мало-мальски разумные люди, вроде бы, понимают, что журналюги - зачастую врут и гонят такую пургу, что прости господи. Но когда обыватель видит пропечатанное типографским шрифтом имя реального своего знакомого по жизни - это оказывает магическое действие. Срабатывает такой "логический" механизм: этого парня я знаю, он реальный, он действительно мог спасти девочку, наебнувшуюся с матраса, а потому, если об этом написали в газете, - значит, это правда. Что за газета, газета ли вовсе - это даже анализу не будет подвергаться.


Впрочем, парадокс в том, что даже если написано будет про этого человека нечто совсем обыденное и дурацкое - "Турист из России Николай Сергеев поскользнулся на банановой кожуре и растянул связки на ноге... нам необходимо срочно улучшить работу по очистке наших территорий от банановых корок" - всё равно это придаёт некую значительность и событию, и персоне, когда - "аж в газету попало". Ну да, мы все - помним Чехова :-)


В чём отличие от чеховского случая - тут не надо ждать своей реальной "лошади", чтобы "прославиться". Довольно будет и "модели виртуального коня в вакууме", когда заказываешь публикацию. В одном-двух-трёх экземплярах. Современные технологии - вполне позволяют распечатать эту херню на лазернике так, чтобы внешне было неотличимо от "реальной местечковой газеты".


Я уж не говорю про "сюжеты местного телевидения". Вымышленный логотип в углу экрана, девочка-"диктор", видеоряд из архивов, - и вот вам эпическая битва стаи руссо туристо с непонятливым местным спецназом.


Разумеется, клиент это может использовать не для того, чтобы совсем уж пудрить мозги доверчивым друзьям, родным и близким, а просто чтобы постебаться. Чтобы в самый драматический момент, когда читатели/зрители окончательно загрузятся эпичностью его похождений, дезавуировать: "Да ладно, это прикол такой! Розыгрыш!"
It depends, comme on dit. В том числе - от вменяемости и вкуса клиента.


Но главное - это был бы сервис. Вы хочете, чтобы от вашего отдыха осталось что-то ещё, помимо фоток того, как вы подпираете брюхом солнышко со своего лежака? Что ж, хозяин-барин. Это, ей-богу, несложно организовать, "упоминания клиента в СМИ". И я зуб даю, я десять зубных коронок даю, что эта профанация - будет востребована, по тем или иным мотивам. Будь то стремление разыграть друзей, или впрямь клиническое тщеславие, - но найдутся желающие заплатить за это деньги.


Впрочем, возможно, я отстал от жизни и такой сервис давно уже существует. Я этого правда не знаю. Что немудрено. Ибо такие парни, как я, когда мы разрываем пасть белой акуле или вырубаем роту полицейского спецназа, - мы платим куда бОльшие деньги за то, чтобы эта информация НЕ попала в СМИ. И что нас реально спасает - нас затруднительно сфотографировать. Или, думаете, ради чего мы предпочитаем не отражаться в зеркалах? :-)



Другие статьи в литературном дневнике: