О хороших советских товарах

Артем Ферье: литературный дневник

Я решил убрать из дневника статью о Протекционизме, поскольку перенёс её в публикацию.
А здесь - решил припомнить хорошее о тех товарах советского производства, которые произвели на меня благоприятное впечатление, в своё время. То есть, которые я непосредственно юзал - и был доволен.


Значит, во-первых, мопед Верховина-6. Мне его подарил Батя, когда мне было 11 лет, и это была кульная машинка. Госцена в районе 250 рублей, но то был подержанный, взяли за сто.
Чем он меня особенно прикалывал - раскраска была заводская, стандартная, но стильная. Что-то вроде "шоколадной пастилы в процессе варки". То есть, не однотонная раскраска, а весёленькая такая, с игрой разных жёлто-бурых тонов, "искристая". Нечто подобное - потом доводилось наблюдать у очень редких "девяток", и тоже - смотрится хорошо. Как называется колер - не знаю.
По тяговым свойствам - нормальная была машина, для пацанов. Мы на нём и вчетвером ездили, без проблем. 2,5 силы - мало, конечно, но где-то до шестидесяти по асфальту я его разгонял.
Понятно, что пробег был мизерный - я на нём от силы тысяч пять накатал, по району - но машинка надёжная была, не сбоила. Правда, к эргономике и к ремонту мелких неисправностей - были претензии. Переключатель скоростей на руле - это, ей-богу, не лучшее решение. И когда я, как-то навернувшись, фару разбил - пришлось долго искать подходящую стекляшку. Но это уж к торговле претензия, а не к мопеду. Сам по себе - он довольно классный был.
Настолько классный, что его у меня угнали через год, когда я пошёл в магазин в городе, беспечно оставив мотик перед входом. Естественно, милиция не нашла его. К слову, когда обращался, дежурный по телефону обсуждал нюансы двойного убийства сегодня и не связано ли это как-то с двойным убийством вчера. В тихом райцентре в Ленинградской области, 87-й год. Мне было даже неловко, что я лезу с такой фигнёй, как угнанный мопед.
Просто купили другой, скутер Ява-20, чешский, и, сравнивая его с Верховиной, - я бы не сказал, что Верховина так уж безнадёжно "сосала". Да, у этой Явы с тех же 50 кубиков снималось ровно вдвое больше "мощи", и по трассе он разгонялся где-то до 90, и культура исполнения была повыше, и присутствовали дужки на руле и на раме, позволявшие навесить замок против угона - что было важно, памятуя выше указанные обстоятельства - но в целом эта Ява не была "сногсшибательным прорывом" по сравнению с Верховиной.
Хотя, конечно, Ява-634, уже полноценный мотоцикл, который я взял в 90-м за свои деньги - была "прорывом". Но это просто другой класс. И с ним - следовало бы сравнивать Иж-Планету-4, которая была у моего друга, и тоже - не слишком сосала по сравнению с моим "чешком".


Ещё что запомнилось - кассетный магнитофон Легенда. Да, разумеется, он зажёвывал кассеты гораздо чаще, чем японские мафоны, и звук давал хуже, но он имел уникальную фичу. Вдвое замедленная скорость записи и воспроизведения. Что позволяло экономить кассеты в условиях их дефицита. И в целом - надёжная была машинка. Лишь один раз за пару лет эксплуатации - потребовалось менять пасики, что я легко осуществил в домашних условиях. И я понимаю, что на Сони этого вообще не требуется, но никто ж и не говорит, что магнитофоны Легенда, Весна и Электроника - как-то могут конкурировать с Сони. А я тогда - любил и эту машинку.


Ещё - наша семейная, в ту пору, Волга-2410, конечно. У неё было то достоинство, что она была чёрная. То есть, это было списанное из таксопарка угробище, но гайцами тогда, в конце восьмидесятых, чёрная Волга по-прежнему воспринималась как начальская. Что заметно облегчало жизнь. И я, конечно, потом на многих машинах поездил, но эта - была первая. На ней я учился водить, на ней я девчонок к озеру возил, и всё такое... поэтому я не могу быть объективен касательно её достоинств :-)


Ну и конечно - советское оружие. Вот здесь - вполне на равных с импортными производителями. То есть, Калашников - это действительно брэнд, который можно сравнивать с импортными аналогами безо всяких скидок на "ювенильную умилённость". Во всяком случае, по своей "дуракоустойчивости" - он реально даёт фору и "эмке", и "штейеру", и хеклеровской продукции. Сказки про то, как пуля Калаша перешибает рельс, - это, конечно, бред, но он действительно способен эффективно поражать цели на наиболее реалистичных боевых дистанциях. Я имею в виду АКМ, конечно, поскольку "мелкашка", АК-74, чего-то стоит лишь с усиленным патроном, 7Н10, которых до сих пор мало в войсках (абсолютно та же история, что с М-16, которая реально была полным говном до принятия SS-190).


Но вообще, лично я считаю идеальным сочетание Калашникова - и натовского патрона 5,56X45. Поскольку советская/российская химическая промышленность всё же всю дорогу была отстойной, и качество порохов - не впечатляет. Но сама конструкция Калаша - она очень удачная. Соответственно, АК-101 - очень мощный инструмент. Пусть не такой целкий и кучный, как М-16, но знаменитая ювелирная точность очередей М-16 - она на самом деле и не нужна в большинстве ситуаций. Зато - Калаш действительно надёжнее. Что особенно важно для "новобранцев". Впрочем, и для профессионала - это нормальный выбор. У наших силовых групп - это основное штатное оружие, АК-101, при всём богатстве других вариантов.


А вот что гнило было с советскими брэндами - государственная рекаламная политика в их отношении. Такое ощущение порой складывалось, что СССР, а впоследствии и Россия, были настолько закомплексованы, что сами не верили, будто чего путное могут создать и предложить (ну да, в большинстве случаев это так; но не во всех). Ну или - наоборот, бахвальство через край. Когда оснований для него особых не было. С тем, собственно, пресловутый слоган "советское - значит отличное" и приобрёл исключительно издевательские коннотации.


То есть, золотую середину как-то не умели (и не умеют) выбирать ребята. Чтобы ни в самоуничижение, ни в бахвальство не впадать. А просто - двигать свой товар, как приемлемый по соотношению цена-качество.


Оглядываясь назад, думаю, что многие и не только оружейные, но и "мирные" советские "брэнды" - можно было бы продвинуть на мировые рынки, лишь чуточку модифицировав дизайн и применив разумную рекламную политику. Я не имею в виду, конечно, телевизор Рубин советской разработки, но некоторые изделия - можно было бы. Не такое уж они и позорище были, при всей технической отсталости СССР в восьмидесятые.
Вот, скажем, мороженное Эскимо за двадцать копеек, или Пломир за 48 копеек - по-моему, на ура можно было бы "обрэндовать" и задвинуть.
Ну и в отношении сельскохозяйственной российской продукции, выпускаемой сейчас, - то же, кстати. Чего так скромно-то они себя позиционируют, лишь на внутренний рынок?
Как раз сейчас, когда шарлатаны трещат про "генетическую опасность" генмодифицированной жрачки да расписывают, как у них там мышки пухли и дохли, и многие лохи на Западе ведутся на это мозгоёбство, - самое время было бы двигать продукцию из страны, где официально запрещено возделывание генмодифицированных культур.


То есть, это лютый бред, конечно, что модифицированные гены из жрачки передаются в геном едока, - но чего б не использовать тягу западного потребителя к "кошерному" продукту?
Собственно, этим мы сейчас и занимаемся.



Другие статьи в литературном дневнике: