Посмотрел кин АдмиралЪИ не могу сказать, будто вовсе напрасно потратил время. Нет, скорее - даже с пользой. Причём "пазитифф", привнесённый этим фильмом, касается не только его. Вернее, в основном - не его. Куда шире: фильм "Адмиралъ" примирил меня со многими явлениями мирового кинематографа, прежде вызывавшими некоторое недопонимание. Во-первых, в очередной раз насладившись неподражаемой игрой Лизы Боярской, я понял, что Милла Йовович - действительно актриса. А то прежде, признаться, имелись некоторые сомнения. Во-вторых, я готов взять назад свои слова о том, что любовная компонента в "Пёрл-Харборе" - полнейший примитив и зелёно-тоскливые сопли. Нет-нет, что вы! Там - тончайший, интеллектуальнейший и проникновеннейший психологизм. А в-третьих, я понял, что сцена боя полудохлой подлодки с эсминцем в U-571 - не только в высшей мере драматична, но и весьма достоверна. А вовсе никакая не "клюква". Собственно, я это ещё после кина "Первый после бога" понял, где советская субмарина C-класса в надводном положении ведёт героический бой с немецко-фашистской эскадрой, и битва продолжалась бы не меньше недели, но тут прилетают два союзных "Мустанга" и разом топят гитлеровскую армаду (гхм, следует признать, это единственное известное мне кинособытие, которое можно было бы трактовать как выражение параноидальной сентенции "Американцы снимают фильмы про то, как они и только они выиграли Вторую Мировую"). Но вот здесь, в "Адмирале", где Колчак самолично, "а я, типа, из последних сил", поражает немецкий крейсер точно в ходовую рубку - лишний раз это подтверждается. Что бой в U-571 - архидостоверный и мегареалистичный. Вообще надо сказать, я не из тех маньяков, что требуют строгого, "документального" следования фактам в фильмах исторической тематики. Нет, я как раз считаю, что когда используются вымышленные персонажи - есть изрядный простор для авторской фантазии, вплоть до полного сюрреализма. Но всё же это - когда персонажи вымышленные. Например, вполне очевидно, что прототипом Хлудова в "Беге" служил не кто иной, как генерал Слащов. Но булгаковский персонаж - называется не Слащов, а Хлудов. Это похожий, но другой человек. Вымышленный. Поэтому вполне понятно, что нечто общее есть, но буквального следования биографии Слащова вовсе не требуется. Например, я не совсем понимаю, зачем, в начальной сцене фильма, было стравливать эсминец "Сибирский стрелок" с германским броненосным крейсером "Фридрих Карл", да ещё в 16-м году. Это представляется не вполне вероятным по ряду причин, первая из них - к тому времени "Фридрих Карл" уже больше года покоился на дне морском (он действительно подорвался на мине, установленной по плану Колчака, но было это в ноябре 14-го и без предшествующего боя с каким-либо русским кораблём). Это уж не говоря о том, что в 16-м году Колчак занимался немножко другими делами, не менее, впрочем, увлекательными. То есть, я понимаю, что это мелочи. Но почему-то всё же, когда называются реальные лица и реальные корабли, хочется некоторого соответствия фактам. Вплоть до того, что когда корабль, на котором плывёт Колчак, называют "Сибирский стрелок" - хочется, чтоб он хоть немножко походил на эсминец "Сибирский стрелок" (Вообще-то, будучи командиром минной дивизии Колчак всё больше на однотипном "Пограничнике" рассекал хляби, ну да тут не поручусь, что на "Стрелка" он никогда не поднимался). Однако ж, корыто, показанное в фильме, похоже на что угодно (более всего - на сильно устаревшие к тому времени эсминцы типов "Боевой" и "Буйный"), но не на "Сибирского стрелка". Начать с того, что последний имел две трубы, а лохань в фильме - четыре. Ну и далее - открываются удивительные тайны ТТХ "Стрелка". Но, по счастью, бравый каперанг Колчак куда компетентнее в пушечных делах, и потому когда он самолично пуляет из орудия - оно приобретает куда более солидный вид и калибр. Я бы сказал, оно больше смахивает не на сорокопятку, а на шестидюймовку "Авроры"... каковой, надо сказать, и является. И понятно, что именно Колчак командует всеми действиями на корабле. Обычно-то командир соединения только общую тактическую задачу ставит (в данном случае, при столкновении с НАСТОЛЬКО превосходящим противником - уместна была бы тактическая задача "УЛЕПЁТЫВАЕМ БЕЗ ОГЛЯДКИ!") А всякие команды вроде "полный вперёд!" или "орудия к бою!" кричит всё же непосредственно капитан корабля. Иначе - получается некоторый сумбур и как бы двоеначалие. Но тут другой случай, тут Колчаку приходится лично всем распоряжаться, когда Тимирёв даже калибров своих не знает. Правда, и Колчак почему-то не в курсе, что эсминец имеет торпедное вооружение. И более того, это единственная надежда как-то досадить броневому монстру, выскочившему почти вплотную из тумана, поскольку в артиллерийской дуэли "в упор" он стопроцентно прикончит эсминец очень быстро (Из фильма: "У нас лопнул трубопровод(!). На ремонт - 15 минут. Но за это время нас могут превратить в решето"... гхм, оптимисты!... вдребезги минуты за полторы - как-то реалистичнее). В общем, по спецэффектам сцена снята неплохо, но... настолько уж "клюквенно", что на месте консультантов фильма - я бы в суд подал за такое искажение их экспертных рекомендаций. После этого, конечно, меня уже не смущало, что линкор "Слава" обозвали "крейсером" и опять же показали на нём всё те же открытые шестидюймовки "Авроры". Чёрт, я не имею в виду какие-то грязные инсинуации, но создатели современных российских фильмов - они в принципе НОРМАЛЬНЫХ женщин видели? С хоть какими-то "мозговыми" и волевыми достоинствами, помимо чисто телесных? Нет, я сам, конечно, "самцовый шовинист" и люблю стебаться на тему девичьего интеллекта (они так забавно сердятся :-) ), но - всему же есть предел! И когда из фильма в фильм под видом "идеала женственности" нам предъявляют очередное совершенно "никакое", сентиментальное до имбецилльности создание, умеющее лишь хныкать по всякому поводу, астматически вздыхать и бормотать томно-пафосные глупости - возникают суровые сомнения на предмет общения создателей с прекрасным полом. Нет, пусть Тимирёва при Колчаке была не совсем то же, что Клеопатра с Антонием, но всё же - и не Муму при Герасиме. По свидетельству всех, кто знал эту даму, она была не только на морду лепа, но и - умна, изящна, остроумна, артистична, весьма решительна, чертовски обаятельна. И я ничего не имею против Лизы Боярской как человека, но Тимирёва в её исполнении - это просто какая латексная кукла с сервоприводом и речевым синтезатором, заточенным под секс по телефону. Впрочем, и сам Колчак, хоть Хабенский и приличный актёр, тоже какой-то... ну настолько "правильный", что, ей-богу, в советских фильмах "белогвардейские вражины" смотрятся куда симпатичнее. Человечнее, по крайней мере. А тут - тоже киборг какой-то, безупречный электронный "самурай". И отношения между этими двумя довольно-таки картонными индивидами - призывают считать трогательными, сильными и страстными. Типа, "неземная лубофф". Мне вообще "нравится", как это делается в современных российских фильмах. Просто вот постулируется: "Это - неземная лубофф! Всем смотреть и слезиться! Каковы ея симпотомы? Известно, каковы. Как голубкИ ни встретятся - так сейчас плачутся, да охают, да наипошлейшими банальностями обмениваются, сдавленными голосами, с каменными лицами и глядя куда-то в сторону. А что, разве бывает как-то иначе?" Ага, и эти же товарищи - упрекают пиндосов в "поверхностности чувств". Мол, в "Титанике" им не "искренние чуйства", а - "гламурная фальшь". Да гламурное-то оно - не без того, только - люди там на десять порядков живее и натуральнее, а их отношения - ну раз так в сто интереснее. Была надежда на Безрукова, но ему тоже пришлось играть Каппеля настолько прямолинейно, что... нет, он, конечно, хорошо справился с ролью, но сама роль - ещё скучнее, чем у Хабенского. Героизм да возвышенное мученичество - совершенно хрестоматийные. В один момент подумалось. Ну вот хотят они показать Белых "хорошими". "Обелить беляков". Но - зачем же так приторно-то? Вернее, зачем же так плоско и пресно? Вставили бы, скажем, эпизод, где Колчак или Каппель узнаёт о какой-нибудь злодейской расправе подчинённых над мирным селянством - а то не было! - выезжает на место и, стиснув зубы, играя желваками, ставит к стенке зарвавшихся карателей. Типа, неоднозначное решение, трудный моральный выбор, кровавая муть войны, все дела. Оно ж - и простор для затейливой игры. Так нет, все белые - ну прямо такие уж "беспросветные герои", что прям святые. И в свободное от чудес самопожертвования время - токма что молятся (даже под огнём германского крейсера, аки арабы в Шестидневную, с намазом у своих неподвижных танков под израильской авиацией). А, ну ещё, правда, в фанты играют. "А что б контр-адмиралу не поцеловать первого вошедшего?" Так, собственно, "неземная лубофф" и завязывается. И муж - вроде, больше всех счастлив. Но потом почему-то возбухает: "Э, слушай, мы с тобой, вроде, под венцом стояли, и там ещё поп чего-то говорил про верность вечную. Не припоминаешь?" А она такая: "Да ты не ссы, я с ним покамест не сплю, я просто так его люблю, платонически. Не тебя ж, в самом деле, козла, мне любить?". А он: "Ну, тады ладно!" Правда, самое мощное место в фильме, на мой взгляд, другое. Это когда Колчак с Тимирёвой обнаруживают у себя турецкие корни и адмиралЪ поднимает тост: "За турок!" Объясняю. Турецкой крови, конечно, в России плескалось много. Правда, немецкой, особенно в военных кругах - несколько поболее. Да там, собственно, каждый третий из высших офицеров - голимая немчура, хоть и обруселая. Но - как бы в 16-м году звучал из уст русского адмирала тост "За немцев!"? Нет, были оригиналы, которые после Цусимы японцам поздравительные телеграммы слали. Ну так то - "пацифисты-пораженцы". Но военные ребята? Боюсь, их бы не поняли, с таким тостом. А так... ну они старались сделать добротный фильм. Что ж, говорят, кому-то и понравилось... В конце концов - с эффектами там всё пучком.
Правда, выходка какая-то слишком уж кретиническая. Одно дело - разлагать армию и общество целенаправленной "пацифистской" пропагандой, как это и делали большевики, и другое - слать телеграммы японским микадам. Зачем? Оно что, имеет шанс дойти до адресата, в военное-то время? Хрен оно куда уйдёт дальше Охранного. Так смысл? Плюнуть в морду ненавистным жандармам? Но вообще-то, они вполне обоснованно могут пришить государственную измену (пусть царский режим был мягок против последующего, но сажали и за меньшую крамолу). Во всяком случае - тут уже с их, жандармской стороны было бы идиотизмом не воспользоваться таким скандальным поводом хотя бы для "чёрного пиара" против "оппозиции". Вот, мол, узнайте врага в лицо. Теперь понимаете, почему мы их давим? Ибо, каковы бы ни были чувства к собственному царю, но в массе народ был настроен весьма антияпонски, судя по свидетельствам тех лет. Мог, в общем-то, и растерзать таких отщепенцев. Так чего б, спрашивается, их не засветить? Вот мне и стало любопытно: имена? фамилии? явки? Но, везде, где этот факт утверждается - никакой конкретики. То есть, говорится очень уверенно, именно как о стопроцентно доказанном историческом факте, однако ж - ничем не подтверждается и в версиях имеются расхождения. То ли в четвёртом году, то ли в пятом. То ли московские студенты поздравили, то ли питерские. А то ли и профессора к ним примкнули (и после этого - остались на службе?) И - ни единого конкретного имени, ни намёка на политическую принадлежность отправителей. То есть, понятно, что на "патриотических" ресурсах их называют "либералами, привычными врагами отечества", но - никак это не подтверждается. А может, большевики? А может, анархисты, которые вообще против государства как такового и им похуй, чего кому писать? И это странно, что никто и нигде не приводит не только имён, но и - первоисточник. В одном только месте - ссылаются как бы на дневник Л.Тихомирова, который якобы выражал там возмущение (под рукой нет, но надо заказать и посмотреть как-нибудь). Однако ж, персональный дневник - весьма сомнительный источник фактов. Во всех дневниках тех времён, что читал, - тоже много потрясающих сюжетов, вызывающих самое живое возмущение автора, однако ж, зачастую "инфоповод" оказывался вымышленным. То бишь, сплетнями, дошедшими до автора чёрт знает через какие руки. Вот и здесь, сдаётся мне, это всё же сплетня, запущенная в оборот кем угодно (хотя бы и охранкой; почему нет?) И я не то чтобы сомневаюсь в способности некоторых граждан "фрондировать" настолько по-идиотски, но что-то не верится, что, будь это реальное событие, - прошло бы тогда так малозаметно. Пусть не судебные процессы - но уж кампания в лоялистской прессе, с изобличением предателей - напрашивается. Когда дела у государства паршивые (типа, и войну просирают, и революция разгорается) - очень даже уместно это было бы, обратить народный гнев на "гнусных предателей". Если, конечно, у них имена есть. Во всяком случае, сейчас любой "патриот" чётко знает, кто главные враги любезного Отечества. Конкретные персоны. Среди ночи разбуди - перечислит поименно. Ковалёв, Боннер, Новодворская. Хотя они, вообще-то, тех же чеченов с победой не поздравляли (я бы сказал, из публичных персон ближе всего именно к этому - был в своё время Лужков; о чём сейчас, конечно, предпочитает не вспоминать). А эти "либерал-иуды" - они всё больше за мир ратуют, а не за разгром России (при этом бывает, конечно, что их пацифистические призывы представляются не вполне адекватными ситуации; впрочем, не настолько неадекватными, как эпилепсия иных "державников"). Но всё же, хотелось бы знать, про тех поздравленцев микадо: кто они, в лицах? и откуда дровишки? А то получается просто байка. © Copyright: Артем Ферье, 2008.
Другие статьи в литературном дневнике:
|