Рецензии на произведение «Искусители. Пётр Вяземский и вдова Пушкина»

Рецензия на «Искусители. Пётр Вяземский и вдова Пушкина» (Лариса Прошина)

Пушкин в старости

Из праздного лишь интереса
(на это времени не жаль),
представим: не было Дантеса,
ну, не доехал к нам Жорж Шарль.

Во Франции остался юный
и легкомысленный шуан,
смазливый, не особо умный,
нахально-наглый дон Жуан.

Как хорошо в воображеньи
все кардинально изменить:
поэта радо окруженье -
не оборвалась жизни нить.

Наш Пушкин жив, здоров и весел,
заимодавцами тесним,
сидит себе в одном из кресел...
А что бы дальше стало с ним?

Он жил бы счастливо и долго:
семья, поэзия, друзья.
Не изменив поэта долгу,
увлекся б прозой, верю я.

Еще б создал он пять романов
и восемь милых повестей,
был членом общества гурманов
и клуба четырех мастей.

Махнуть он смог бы за границу,
на пароход купив билет.
Гостил в Берлине, в Риме, в Ницце,
в Париже б прожил пару лет.

С Гюго общался бы, Бальзаком,
легко знакомство свел с Дюма,
и, облачась изящным фраком,
входил в публичные дома.

Любил, по-прежнему, Наталью,
та родила б еще детей,
о тройне, в частности, в Италии
ждал Пушкин письменных вестей.

С ним Гоголь вовсе б не зачахнул.
Стрелялся б с Лермонтовым раз,
но несерьезно (в небо бахнул),
придравшись к паре глупых фраз.

Играл бы в карты с Достоевским,
с Белинским спорил, не шутя.
Гулял бы днем проспектом Невским,
ладони за спиной сплетя.

Царя, Отечество и Веру -
любил бы, хоть и был колюч,
с годами стал бы камергером,
и получил на пояс ключ.

Курил бы трубку и сигары,
по будням пил "вдову Клико",
гордился б бронзовым загаром,
(чего достичь он смог легко).

Под старость сбрил бы бакенбарды
и отрастил себе усы.
Носил фуражку без кокарды,
пальто, наручные часы.

Оставил б кучу фотографий,
крестьян своих освободил.
Он не писал бы эпитафий,
поскольку слишком жизнь любил.
© Copyright: Alexander Butenin

Ник Вердин   13.02.2024 11:48     Заявить о нарушении
Здравствуйте!
Блестящее произведение! Каждая строчка говорит о том, что Вы (автор Вы?) знаете историю. Я бы так же, как и Вы, хотела бы такого интересного продолжения жизни нашего великого (!) поэта Александра Пушкина. Ещё отмечу с благодарностью - Вы не обвиняете Наталью Николаевну, как причину дуэли.
Трудно понять, почему А. П. так легкомысленно относился к своей жизни. В разной литературе называют что-то около тридцати вызовов (поэт - кого-то вызывал, и наоборот)на дуэль. Игра на смертью. Зачем? Особенно не понятна эта страсть, когда у человека есть дети - мал-мала меньше.
Благодарю! Всего хорошего Вам!

Лариса Прошина   14.02.2024 21:23   Заявить о нарушении
Спасибо за ответ, Лариса! Я давеча с большим удовольствием прочитал Ваше эссе. Малюююююсенькая неточность есть в эпизоде про Лермонтова. У Вас читается, что он был выслан за стихи "На смерть поэта" и погиб на Кавказе, более не побывав в Петербурге. В реальности окончательная его ссылка на Кавказ состоялась в 1840-м году после дуэли с сыном французского посланника де Барантом. Я тем лучше это знаю, что работаю в доме, где произошла их ссора на балу 16 февраля 1840 года. Но это так, мелочь к основной теме эссе не имеющая прямого отношения.
С уважением,

Ник Вердин   15.02.2024 17:50   Заявить о нарушении
Если будет интересно, вот моя страница: http://stihi.ru/avtor/butenin
там о Пушкине в циклах "Общество мертвых поэтов" и "Наше все"
Заглядывайте, буду рад!

Ник Вердин   15.02.2024 17:52   Заявить о нарушении
Рецензия на «Искусители. Пётр Вяземский и вдова Пушкина» (Лариса Прошина)

 Вот этот абзац -

«Из книги "После смерти Пушкина":
   "И всё-таки длительнее, настойчивее всех, до самого второго её замужества, навязчиво ухаживал за вдовою поэта именно Пётр Андреевич Вяземский  (Ещё П.В.Нащокин говорил, что Вяземский "волочился" за Н.Н.Пушкиной.  М.А.Цявловский (Мстислав Александрович Цявловский, виднейший пушкинист старшего поколения - Л.П.) пишет, что это сообщение Нащокина подтверждается письмами Вяземского к вдове поэта, как ему передавал это ещё в 1924 году Б.Л.Модзалевский, говоря о "сильном увлечении князя Вяземского Н.Н.Пушкиной")... Вряд ли Вяземскому можно приписать возвышенное и чисто платоническое поклонение этой необыкновенно красивой, обаятельной женщине. Цели его, мы полагаем, были совсем иные"»

- это типичный аргумент из разряда «одна баба казала».

А ваше сочинение в целом — тиражирование сплетен. Оскорбление памяти неординарного, незаурядного, заслуженного человека.

Бьюсь об заклад, вам ни капельки не стыдно.

Харитон Егорович Сарамливый   25.02.2023 19:40     Заявить о нарушении
Харитон Егорович, объясните, за что мне должно быть стыдно.
Я здесь привела свидетельства людей, которые жили в то время, всё видели, слышали. Вы знаете, что П. В. Нащокин был другом (истинным другом) А. С. Пушкина, и ему было дорого всё, что было связано с памятью поэта. Всё, о чём я написала здесь, взято из книг литераторов - "пушкинистов"; они не могли врать, тогда время было другое - дорожили честью и чистыми руками.
Из того, что я прочитала, видно, что Пётр Вяземский был разноликим человеком. Да, он очень помогал А. Пушкину издавать его произведения; особенно - когда поэт был в ссылке и в опале. Возможно, завидовал поэту. И всё-таки между Александром Пушкиным и Петром Вяземским был холодок.
Кстати, стихи П. В. мне нравятся; у меня есть небольшой сборник его стихов.
Как только умер поэт, сразу же (даже на траур не смотрели) за Натальей Николаевной начали ухаживать разные мужчины; были и предложения замужества. А что случилось с П. В., когда он вдруг решился на адюльтер, трудно сказать. Говорят ведь: седина в бороду, а бес - в ребро.
Всего доброго!

Лариса Прошина   25.02.2023 22:04   Заявить о нарушении
"А что случилось с П. В., когда он вдруг решился на адюльтер" С чего вы взяли, что "он вдруг решился на адюльтер"? Из сплетен. И больше ниоткуда. Из тиражируемых полторы сотни лет, с разной степенью регулярности сплетен.

" за что мне должно быть стыдно?" Судя по вопросу, вам не понять.
Да и кто вам говорил, что "должно"? В вопросах совести не бывает принуждения.

Харитон Егорович Сарамливый   26.02.2023 09:05   Заявить о нарушении
Рецензия на «Искусители. Пётр Вяземский и вдова Пушкина» (Лариса Прошина)

Миф: отношения А.С.Пушкина с Е.К.Воронцовой
и Реальность: А.С.Пушкин и В.Ф.Вяземская

Автор:
Ольга Видова
доктор филологических наук

http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/8216.php

"До сих дней устойчиво держится легенда о любви А.С.Пушкина и графини Е.К.Воронцовой. Несмотря на предпринятые попытки Г.П.Макогоненко1 разрушить ее, она продолжает жить в пушкинистике.
Однако при ближайшем рассмотрении фактов, связанных с графиней и ее отношением к Пушкину, мы не находим даже малейшего намека на легендарные предания. Больше того, вместо Воронцовой обнаруживается другая женщина — княгиня Вера Вяземская.
...
При ближайшем рассмотрении фактических данных, оставленных Верой Федоровной в письмах к мужу, можно уверенно сказать, что это именно Вера Федоровна Вяземская идет по горе, прежде чем спуститься к морю, либо поехать в город. Но если это так, то элегия «Ненастный день потух…» отнесена может быть вовсе не к Воронцовой, а к Вяземской!
...
Я помню море пред грозою:
Как я завидовал волнам,
Бегущим бурной чередою
С любовью лечь к ее ногам!
Как я желал тогда с волнами
Коснуться милых ног устами!

«Вот строфа, которой я вам обязан», — пишет Пушкин уже из Михайловского, обращаясь к Вере Вяземской7. Наверное, не стоит опровергать свидетельство самого поэта в отношении того, кому посвящена эта строфа. Это факт, и его следует принимать как данность.
...
Обратим внимание на то, что Вера Федоровна жила на такой «круче, куда никакой экипаж не может подняться». А это означает, что ей волей или неволей, но приходилось идти по горе, прежде чем куда-либо попасть — к морю ли, в город ли.
Надо сказать, что отношения ее с мужем не были обычными: супруги терпимо относились к увлечениям друг друга, делились своими впечатлениями, и это в какой-то степени даже укрепляло их брак.
Почему на этом заостряем внимание? Дело в том, что в пушкинской элегии «Ненастный день потух…» есть такие знаменательные строки:

Вот время: по горе теперь идет она
...
Вера Федоровна любила нравиться, любила вызывать к себе любовь и рассказывать об этом своему мужу. В свою очередь и ее муж Вяземский ей поверял свои чувства, возникающие во время ухаживаний за другими женщинами.
...
Знаменательно, что Пушкин, вернувшись в Москву из ссылки, пытался возобновить отношения с Вяземской. В письме к ней от 3 ноября 1826 года поэт называет С.П. — своим добрым ангелом, но другую — своим демоном, поставив при этом многоточие. На что Вяземская кокетливо отвечает: «Добрый ангел и демон дерутся ли еще около вас? Я полагаю, что вы уже давно их отогнали. Кстати, вы так часто меняли предметы, что я уже не знаю, кто же другая. Муж мой уверяет меня, что я надеюсь, что это — я … Но я рассчитываю на вашу дружбу»22. Веру Вяземскую выдает слово «уже»: «Я уже не знаю, кто же другая». То есть подтекст такой: «Вы так часто меняете свои привязанности, что я уже и не знаю, кто сегодня у вас другая, хотя прежде ею была я».
Так на основании свидетельств самого Пушкина, поэтических и эпистолярных, возникает канва реальных отношений поэта с княгиней Вяземской."...(с) все цитаты из упомянутой выше работы Ольги Видовой.

Теперь Лариса Прошина, обращение к вам.

В своей работе вы незаслуженно и необоснованно облили грязью князя Петра Вяземского.

Его единственное отличие в физиологически-психологических процессах (так же называемых любовью)от своего друга Александра Пушкина было в том, что он не добился взаимности любовных чувств и телесных ощущений жены-кокетки своего уже усопшего друга Александра.
А вот другу Александру повезло больше с женой друга Петра: он добился взаимности и физиологических ощущений и психологических переживаний,от блиставшей и красотой сердца, и глубиной ума Веры Фёдоровны Вяземской.

(или вашими, Лариса, терминами, повезло в склонении к "адъюльтеру"; хотя этот свой устав врядли подходит под чужой монастырь супружеских отношений, посторенных на полном доверии друг к другу и в сферах в том числе и табуированых "социальными нормами").

Более того, духовные качества супругов Вяземских были настолько широки, что не смотря то, что они оба знали об отношениях Веры Фёдоровны с Пушкиным, "мещанское правообладание в браке", ни тем более нарушение этого права, не разрушило ни их теплоту чувств друг к другу, ни дружбы обоих супругов с поэтом"невольником чести" (ни во время, ни даже после окончания любовной связи Веры Фёдоровны и Пушкина).

Ан Под   26.09.2017 18:20     Заявить о нарушении
Не помню где прочитал отрывок из письма Вяземского жене. Что-то в этом роде: "...Пошли с Пушкиным к Неве искать лодочника, чтобы добраться до другого берега реки. Нашли, плывем. Лодочник начал рассказывать, что знает адресок, по которому господа могут отлично провести время с развеселыми барышнями. Пушкин адресок взял и тотчас по переправе направился по указанному адресу, а я, душа моя, вот-те крест, идти туда отказался!"

Алексей Аксельрод   21.09.2017 18:25   Заявить о нарушении
Здравствуйте!
Благодарю Вас за отклик на мою статью.
Чтобы ответить Ан Под (или Ольге Видовой?), я должна вернуться к источникам, которыми пользовалась при написании материала.
Одно могу сказать: мы с Вами не жили в то время, а следовательно, информацию берём из того, что опубликовано. И каждый судит, увы! по-своему. Рассудить всех, кто вспоминает великого А.С.Пушкина и его окружение, могут лишь факты.
Не я "облила грязью" князя Петра Вяземского, а он сам - интересный поэт, публицист, государственный деятель - испортил свою биография тем, что пытался склонить Наталью Пушкину к адюльтеру.
Я ещё вернусь к Вашей рецензии.
Удач!

Лариса Прошина   25.09.2017 22:47   Заявить о нарушении
Для Ан Под!
Здравствуйте!
Возвращаюсь, как обещала, к Вашим суждениям о А.С.Пушкине и его окружении.
Мне не понравился тон, которым Вы окрасили отношения А.Пушкина, П.Вяземского и его супруги: "физиологические ощущения" и прочее такое.
Вам-то что до их отношений?
Я не биограф А.Пушкина, но прочитала о великом русском поэте немало. Не собираюсь спорить с Ольгой Видовой. Но и обойти эту тему не могу - об интимных отношениях А.П. и Веры Фёдоровны Вяземской.
Должна признаться, что меня совсем не интересует, кому А.П.симпатизировал, с кем у него были интимные отношения. Нормальные (телом и духом)мужчины многогамны. Такова их природа. Во все века, и А.П. - не был исключением. Хорошо это или плохо - другая тема.
Могу предположить, что, кроме дружеских отношений, у А.П. и В.Ф., ничего не было. Посмотрим на даты. В.Ф. (1790 - 1886); П.Вяземский (1792-1878); А.П. (1799-1837).Поженились Вяземские в 1811 году. А.П. в это время 12 лет.
У Вяземских было 8 детей: пятеро сыновей и три дочери. Допустим, В.Ф. родила первого ребёнка в 1812 году. А дальше ещё было семеро. Надеюсь, Вам не надо напоминать, сколько длится беременность. И не сразу после рождения ребёнка наступает новая беременность. Приблизительно у В.Ф. на вынашивание всех этих детей (возможно, были и выкидыши), роды и на то, чтобы каждый раз приходить в себя, ушло приблизительно лет 14-15. Ей уже 37 лет. Старушка, по тому времени.
Когда у В.Ф. могли быть любовные отношения с А.П. или ещё с кем-то, кроме мужа. Но тут уж супружеский долг. Не надо забывать, что А.П. многие годы был в ссылке на юге, а затем в Михайловском. Они переписывались. Но их переписка - это не любовные отношения.
Считаю, что любовные отношения А.П.и В.Ф. - легенда.
О любви А.П. и Елизаветы Воронцовой фактов много. При желании прочитайте обстоятельную статью Т.Г.Цявловской "Храни меня, мой талисман..." (альманах "Прометей", издательство "Молодая гвардия", Москва, 1974 г.). Есть и другая литература на эту тему. Софью, дочь Е.Воронцовой, А.Пушкин считал своей дочерью.
Кстати, немало сплетен ходило об интимных отношениях А.П. и Александры Гончаровой - родной сестры Натальи Гончаровой. Разные подробности и споры исследователей есть в книге И.Ободовской и М.Дементьева "После смерти Пушкина.Неизвестные письма" (Москва, издательство "Советская Россия, 1980 г.); во 2-й части книги "Опровержение клеветы" и др.
Интересно, что яро поддерживала эту сплетню именно Вера Вяземская. Она же яро упрекала Наталью Пушкину в том, что именно она виновата в смерти А.П. А я уверена, что Наталья Пушкина не виновна в нелепой гибели мужа.
Жаль,что А.С.Пушкин не смог подняться над всей чепухой-шелухой, которую над ним соорудил так называемый свет. Есть литература о том, что поэт был очень болен, что врач ещё в Одессе предрёк ему неподвижность, а потому он сам искал смерти.
Побольше такта, Ан Под, когда обсуждаете жизнь (не творчество, к сожалению) великого русского поэта, философа и патриота Отечества - Александра Сергеевича Пушкина. Пока он у России один такой. Беречь надо его имя, а не хаять.
Всех благ!



Лариса Прошина   27.09.2017 17:56   Заявить о нарушении
Уважаемая Лариса! Примерно месяц назад у меня, как-то внезапно, возник вопрос: почему про Разина есть много замечательных песен, а вот про Пугачева таких песен, сильных, звучных-нет? Ведь, вроде, две равнозначные фигуры в Российской истории?
Наткнулся в Сети на интересное исследование: Разин и Пугачев глазами Пушкина (автор скрылся за ником 98I). Вам, как исследователю жизни Пушкина, возможно придется подкорректировать свои исследования в части взаимоотношений его с Петром Вяземским. Исследование, по объему, большое, но любопытное.
И у Вас я для себя узнал что-то новое о Пушкине, но ,как читатель, а не исследователь его жизни и творчества.

Алексей Николаев 65   19.01.2021 00:39   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Алексей!
Благодарю Вас за письмо. Почему о Е. Пугачёве нет песен, не знаю. Психологи и социологи говорят, что людей (как зрителей, читателей) больше привлекает негатив в разных сферах жизни и в себе подобных. С. Разин, возможно, привлекает поэтов-песенников потому, что бросил девушку за борт лодки. Представляете, как это эффектно для поэтов:"... и за борт её бросает/ в набежавшую волну"!
Именно по той причине для кинематографистов привлекателен Иван IV (Грозный), а не представители той же династии Рюриковичей - Владимир Мономах, Иоанн III Великий (дед Ивана IV), объединивший города и уделы в государство Русь, и др.
Я почитатель таланта А. Пушкина. Не исследователь его творчества, как историки-пушкинисты. О поэте много написано. Не надо ничего выдумывать. Стараюсь не участвовать в полемиках.
Пётр Вяземский - замечательный поэт-философ. Для А. Пушкина, как поэта, он сделал больше, чем другие друзья и литературные друзья - печатал, иногда вкладывая свои деньги, произведения А.П.; особенно - когда поэт был в ссылке и опале.
Однако стукнул его "бес в ребро". Такое случается и с талантливыми, и с друзьями ушедших в мир иной друзей.
Всего доброго!

Лариса Прошина   19.01.2021 21:44   Заявить о нарушении
Не знаю, почему Вы считаете, что приведенная Вами строфа Пушкин: "Я помню море пред грозою поэт посвятил Вере Вяземской. а вот что в своих "Записках" пишет Мария Николаевна Волконская (Раевская в девичестве).
"В качестве поэта, он считал своим долгом быть влюбленным во всех хорошеньких женщин и молодых девушек, которых встречал. Я помню, как во время этого путешествия, недалеко от Таганрога, я ехала в карете с Софьей, нашей англичанкой, русской няней и компаньонкой. Увидя море, мы приказали остановиться, и вся наша ватага, выйдя из кареты, бросилась к морю любоваться им. Оно было покрыто волнами, и, не подозревая, что поэт шел за нами, я стала, для забавы, бегать за волной и вновь убегать от нее, когда она меня настигала; под конец у меня вымокли ноги; я это, конечно, скрыла и вернулась в карету. Пушкин нашел эту картину такой красивой, что воспел ее в прелестных стихах, поэтизируя детскую шалость; мне было тогда только 15 лет.

Как я завидовал волнам,
Бегущим бурной чередою
С любовью лечь к ее ногам!
Как я желал тогда с волнами
Коснуться милых ног устами!
..."

Владимир Владыкин 2   29.01.2022 23:41   Заявить о нарушении
Рецензия на «Искусители. Пётр Вяземский и вдова Пушкина» (Лариса Прошина)

Добрый вечер, Лариса!
Вчерашним утром прочитал Ваш душевный отклик на свою публикацию об утаенной любви А.С.Пушкина и, поскольку мы не были знакомы, захотелось полюбопытствовать кругом Ваших литературных интересов. С удовлетворением отметил, что эти интересы, как можно судить по заголовкам представленных на странице произведений, в чем-то пересекаются с моими. Для знакомства выбрал работу "Искусители..." И, кажется, не ошибся, хотя ни в текст, ни в фактологию из-за ограниченности времени особенно не вникал. Тем не менее, небольшой отклик отправил. Сегодня вновь обратился к той же работе для более внимательного чтения и понял, что и этим визитом не ограничусь. Поэтому пока воздержусь от оглашения собственного мнения. Но вот на что хочу обратить внимание. Имея привычку знакомиться не только с публикациями, но в большинстве случаев, и с читательскими мнениями на них, я почему-то своего отклика не обнаружил. Что весьма досадно, ибо не хотелось бы выглядеть хуже, чем, смею надеяться, есть в реальности.
В общем, решил скопировать вчерашний отклик и, поправив некоторые ошибки, вызванные тем, что пользовался не обычным компьютером, а неудобным планшетником, находясь к тому же в горизонтальном положении, повторно попытаться донести его до Вас.

ХХХ
Благодарю за отклик, уважаемая Лариса. Он сподобил меня заглянуть на Вашу страницу, знакомство с которой (даже беглое и поверхностное) весьма заинтересовало. Прежде всего, Пушкиным, точнее, историей "Вяземский - Натали". Я ее пока, что называется, пробежал глазами, но непременно в ближайшее время к ней возвращусь для обстоятельного чтения. Как и к другим публикациям. А пока - вопрос: Вам знакома такая книга "Вокруг дуэли"? Это документальная повесть, автор Семен Ласкин. В сносках к Вашей публикации она не значится. Между тем, на мой взгляд, это наиболее обстоятельный источник, проливающий много любопытного и малоизвестного, касаемо не только изложенной истории, но и всей истории трагической дуэли Пушкина. Если у Вас этой книги нет, могу прислать, она у меня в электронном формате.
С уважением,

Николай Калмыков 05.05.2017 08:25 Заявить о нарушении / Удалить

Николай Калмыков   06.05.2017 21:05     Заявить о нарушении
Рецензия на «Искусители. Пётр Вяземский и вдова Пушкина» (Лариса Прошина)

Очень интересная статья! И написана деликатно: нисколько не умаляет величие Пушкина и Наталью Николаевну показывает с лучшей стороны, и даже Вяземский - вполне приличный, но ведь живой человек, вот и размечтался...

Тамара Залесская   28.04.2017 18:00     Заявить о нарушении
Здравствуйте, уважаемая Тамара!
Из литературы, которую я прочитала, видно, что именно Пётр Вяземский много помогал А.С.Пушкину. Особенно, когда поэт оказывался в немилости. Князь Вяземский не вымаливал пощады для А.С.Пушкина у царей, как это делал Василий Жуковский, но помогал печатать статьи, что называется, ходил по редакциям журналов и газет.
Поэт это ценил, и всё-таки между ними была какая-то натянутость в отношениях. Могу предположить, что А.С.Пушкин невысоко ценил литературные произведения Вяземского, но никогда об этом не говорил.
То что Вяземский решил соблазнить вдову поэта - невозможно объяснить лишь тем, что он "живой человек". Женатый человек, к тому же. Это был какой-то заскок в его голове.
Как бы то ни было, все эти люди оставили яркий след на нашей планете.
Сердечно поздравляю Вас и Ваших родных со всеми приближающимися праздниками.
Будьте здоровы и успешны!

Лариса Прошина   28.04.2017 20:14   Заявить о нарушении
Думаю, что Вяземский был не таким расторопным по отношению к женщинам, как А.С. Простим ему этот каприз! А может, это была любовь?

Тамара Залесская   29.04.2017 03:26   Заявить о нарушении
Здравствуйте, уважаемая Тамара!
Возможно, князь Вяземский действительно влюбился во вдову своего литературного друга. Однако, есть такие ситуации, когда любовь надо подавлять. Тем более, что он был женат и не собирался разводиться со своей княгиней. Получается, что вёл он себя, мягко говоря, неприлично.
И Наталью Пушкину-Гончарову ставил в огорчительное положение; сплетен было немало. А ей было не до любви. В её переписке с братьями просто крик: "Нечем кормить детей! Нечем платить прислуге! Долги и долги!"
При всём при том, это были яркие люди.
Удач!

Лариса Прошина   29.04.2017 20:07   Заявить о нарушении
Рецензия на «Искусители. Пётр Вяземский и вдова Пушкина» (Лариса Прошина)

Уважаемая Лариса, откуда Вы это взяли:" Наталья Николаевна предлагала мужу уехать всей семьёй на какое-то время из Петербурга."? Везде и всегда пишут, что на просьбу Пушкина уехать на время в деревню, Н.Н. возразила: "в глушь? к волкам? да вы сошли с ума!"

Не смогла сразу прочесть всю статью - устают глаза и шея затекает.

Но на недоумение Ваше по поводу того, "на кой чёрт" Пушкин женился (выражение Карла Брюллова), то я могу ответить: чтобы вести нравственную жизнь. Вам бы хотелось, чтобы Пушкин до седых волос бегал по любовницам?! Или - стал бы анахоретом - что так же не нормально... Национальный поэт должен был жить как русский православный мужчина. Из ряда мог выбиваться молодой романтик, но - не зрелый реалист. Вот потому он и женился. Конечно, ему это было смертельно противопоказано - но это жертва - ради нас, - если хотите, - как и последующая дуэль. И как можно сравнивать жену и детей - и всю Россию. Пушкин принадлежит всей России.
О Вяземском же - не интересно. Возможно, он хотел своеобразно помочь жене Пушкина? Пущин женился на вдове Кюхельбекера... Кто их разберёт, этих господ 19 века?..

С уважением,

Елена Шувалова   02.04.2017 17:03     Заявить о нарушении
Здравствуйте, уважаемая Елена!
Благодарю Вас за интерес к моим статьям. Я уважаю Ваши выводы.
Зачем наш великий (более великого или хотя бы его уровня пока так и нет)поэт женился на Наталье Гончаровой? Он влюбился.
А ещё А.С.Пушкин любил светскую жизнь. А Наталью - молодую и красивую - взяли в свиту, как украшение, как драгоценный камень в царской короне. Для А.С.Пушкина в том был большой искус; но он тогда не мог предположить, чем это всё может закончиться.
Я знаю, что он ругал "двор", балы и прочее такое. Но тяготел к той жизни. И ничего в этом нет парадоксального.
Другое дело, что у царя Николая I не хватило ума оставить А.Пушкина просто оригинальным русским поэтом и тем гордиться, а не присваивать ему какие-то уничижающие чины.
Возражаю Вам. Есть литература и свидетельства в ней - жена предлагала поэту уехать из Петербурга в то время, когда его травили сплетнями и прочим. Кстати, Наталья была умной женщиной. Дурочкой её представляли мало грамотные биографы.

Иван Пущин не был женат на вдове Кюхельбекера. У них был короткий роман, результатом которого оказался ребёнок, кажется, сын. Иван Пущин был благородным мужчиной. У него было два внебрачных ребёнка; он (в документах) был записан отцом. Потом он отправил их из Сибири "на большую землю", следил за их учёбой и воспитанием. Наверное, и сейчас где-то есть его потомки по этим линиям.
Иван Пущин был женат на вдове "декабриста", героя Отечественной войны 1812 года Михаила Фонвизина. Женился он незадолго до смерти. Уверена, что с его стороны там была любовь; а с её - не уверена. Но, по крайней мере, он был обласкан и не знал нужды, когда вернулся из Сибири.
Всех благ!

Лариса Прошина   05.04.2017 20:48   Заявить о нарушении
Да, Вы правы, Лариса! Пущин не был женат на вдове Кюхельбекера. У них действительно был роман, но не такой уж короткий."Сама Дросида Ивановна решила вернуться на родину в Баргузин. По пути она остановилась в Ялуторовске у И. И. Пущина , где прожила с 1846 по 1849 г. Очевидно, в это время Пущин изменил свое прежнее мнение о Дросиде Ивановне . Во всяком случае, в 1849 г. она родила от Пущина сына, которому дали имя Иван и прозвище «Иван Великий». Он был оставлен у отца и воспитан им... Дросида Ивановна уехала в Баргузин... ". Бог с ними! Пущин достоин всяческого уважения, зря я тут его вклинила.

Что Пушкин женился потому что влюбился - это смешно. "К тому же я женюсь. Без упоения, без ребяческого очарования..." Пушкин - Кривцову - за неделю до свадьбы.

Насчёт Натальи Николаевны и деревни - это настолько общеизвестно, что неловко напоминать. У Вас какая-то оригинальная версия.
"Конечно, хотелось и Натали — ей всего двадцать два года, она молода, красива, так хочется блистать в свете, ловить восхищенные взгляды. Поэтому и предложение мужа уехать в деревню вызывает у нее возмущение: «Восхититель­ное местопребывание! Слушать завывание ветра, бой часов и вытье волков . Ты с ума сошел !»

С уважением,

Елена Шувалова   06.04.2017 00:01   Заявить о нарушении
Насчёт того, что Пушкин метил в самую крупную птицу - абсолютно с Вами согласна.

А Ваших претензий к двадцатилетнему поэту, нуждающемуся в отцовских деньгах, не понимаю: каким образом Пушкин мог заработать деньги в ссылке?..

Елена Шувалова   06.04.2017 00:20   Заявить о нарушении
"Больше Александр Сергеевич прожил при Николае I." Ага! С 1825 по 1837. А при Александре - 1801-1825. Уж такими грубыми ошибками людей не смешите, Лариса!

Елена Шувалова   06.04.2017 00:29   Заявить о нарушении
Благодарю Вас, Елена, за эмоциональные отзывы. Чувствуется, что Вас интересует творчество поэта и всё, что с ним связано.
Обещаю Вам ответить (Наталья и деревня), как только найду литературу, в которой есть об этом информация. Я ничего не придумываю, когда пишу о конкретных людях, тем более, когда я пишу о А.Пушкине, творчество которого выделяю и почитаю.
Благодарю Вас за то, что указали на ошибку. Да,А.С.Пушкин прожил больше при Александре I. Я имела в виду, что поэт созрел и возмужал, как поэт, публицист, историк, при Николае 1.
Оставлю без комментария Ваше замечание по поводу того, почему 20-летний поэт, оказавшись в ссылке на юге, просил денег у отца. 20 лет, есть руки и ноги, следовательно...
Чтобы узнать о характере отношений князя Вяземского к вдове своего литературного друга А.С.Пушкина, советую Вам прочитать книгу-исследование "После смерти Пушкина" И.Ободовской и М.Дементьева ( у меня такое её издание: Москва, издательство "Советская Россия", 1980). Князь, будучи женатым, хотел соблазнить Наталью. Это всё есть в его письмах к ней.
Ещё раз благодарю Вас за то, что прочитали мой материал и отозвались.
Всех благ!

Лариса Прошина   07.04.2017 16:11   Заявить о нарушении
"20 лет, есть руки и ноги, следовательно..."

Следовательно - что? Идти в грузчики?..

Тогда были чёткие сословные разграничения. Дворянин не мог быть - даже учителем, - о чём Пушкин и пишет Лёвушке:

« Изъясни отцу моему, что я без его денег жить не могу . Жить пером мне невозможно при нынешней цензуре; ремеслу же столярному я не обучался; в учителя не могу идти; хоть я знаю Закон Божий и 4 первые правила, но служу и не по своей воле – и в отставку идти невозможно. Всё и все меня обманывают – на кого же, кажется, надеяться, если не на ближних и родных. На хлебах у Воронцова я не стану жить – не хочу и полно. Крайность может довести до крайности. Мне больно видеть равнодушие отца моего к моему состоянию – хоть письма его очень любезны».
Да и потом - кто же возьмёт неблагонадёжного учителя! Это уж во времена Сашеньки Бруштейн возможно стало.
Не надо НИКОГДА осуждать Пушкина. Надо - вникать и сочувствовать. А Ваша статья - Лариса, - извините, - полна осуждения!

Насчёт Вяземского и Натали - спасибо; но ни тот, ни другая меня совсем не интересуют. Впрочем, уважение к Петру Андреевичу я испытываю - до некоторой степени... Не хочется, чтобы оно совсем испарилось. Вообще, мало интересно всё то, что было ПОСЛЕ ПУШКИНА.

Извините за эмоциональность.

Да, мне понравилась из Вашей статьи сцена, когда мальчик-Пушкин, вскопав клумбу, сел на окошко слушать старших. Вот эта сцена - дорогого стоит. Вы прочли об этом? Где?

С Благовещеньем!

Елена Шувалова   07.04.2017 18:34   Заявить о нарушении
Рецензия на «Искусители. Пётр Вяземский и вдова Пушкина» (Лариса Прошина)

Лариса, спасибо за статью. У Вас есть все данные для того, чтобы идти своей дорогой, откинув как можно дальше компас соцреализма, который указывает путь к бронзовому Пушкину. А для этого нужно НАПРОЧЬ забыть про треугольник: Пушкин-Натали-Дантес! Да, был другой треугольник, в котором Натали была отведена роль жертвы! Пушкин, как в омут, бросился с головой защищать честь ИМПЕРАТРИЦЫ, которая флиртовала до Дантеса с "Бархатом" - Трубецким, но влюбилась в Дантеса! Царь, пригласив Пушкина, говорил с ним целый час наедине, после чего Пушкин вел себя непредсказуемо нагло и дерзко, чтобы друзьям не удалось более предотвратить дуэль.Правду всю знали три человека: царь, Пушкин и Натали! Императрица могла только догадываться. Но уже после смерти сына, свекор, поговорив со снохой наедине (Вяземский не был допущен до этой тайны), вышел к Вяземскому, с которым пришел в дом снохи, и сказал ему: "Это не сноха моя, это моя дочь!" Вяземский был старше Пушкина и дружить начал со старшими Пушкиными - дядей и отцом. Александр был для него долгое время - "племянник" В.Л. Пушкина. Нельзя обвинять Вяземского в грехах Пушкина. Почитайте письма Вяземского, там столько шуток по поводу красавиц и ревности жены... Они были хорошей парой, а Вера В. была умной женой. Флирт был нормой в свете. Вы только начните начитывать в этом направлении, и материал сам пойдет вам в руки! Я эту работу уже завершила, и сделала я ее во имя защиты чести и достоинства совершенно невинной Натали Гончаровой! Пока ничего не публикую, причина такая, что не каждый поверит... С уважением, Марьям.

Марьям Вахидова   21.01.2017 23:44     Заявить о нарушении
Уважаемая Марьям, я хотела бы прочитать Ваши исследования на эту тему. Когда опубликуете, дайте мне знать об этом.
Конечно, о тайнах (причина дуэли, романах) мы никогда не устаем всё до точности. У меня есть версия, касающаяся Натальи Гончаровой-Пушкиной: с кем был у неё роман; очень короткий. Давайте сравним наши версии.
Должна оговориться, что меня мало волнуют романы Н.Г. и прочих. Я сожалею, что А.С.Пушкин, гений из гениев, так мало прожил и что его, раненого, не пытались спасти.
Из того, что я прочитала о Петре Вяземском (включая его письма к Наталье Гончаровой уже после смерти её супруга), остаюсь при своём мнении: он пытался её соблазнить. Весьма странное поведение.
Желаю Вам удач во всех делах!

Лариса Прошина   22.01.2017 14:24   Заявить о нарушении
По моей версии, ни царь, ни Бенкендорф Пушкина не преследовали! Это нужно было для поддержания легенды "Солнце русской поэзии", и соцреализм превзошел свои же ожидания: нашлись пушкинисты, которые в этом направлении усердно не копали, а сочиняли биографию поэта. Натали была фрейлиной императрицы. Красота в то время тоже была на службе! Балы были ее работой!!! Многодетная мама, которая лично следит за своими детьми, заглядывает им в рот, радуется зубикам и огорчается их болячкам, ведет хозяйство, занимается поставкой бумаги для своего мужа, ведет переговоры с издателями, обкрадывавшими ее семейный бюджет и т.д., перешивает под себя наряды Загряжской времен ее молодости, чтобы соответствовать статусу фрейлины императрицы, которая ездит с одного бала на другой, и все по ночам!, - может мечтать только об одном - ВЫСПАТЬСЯ!!! Что мешало Натали пуститься во все тяжкие, став вдовой? Не тот она была человек, и не того воспитания! Иначе и Нащокины не отдали бы своих детей в ее дом на воспитание! Пушкин долго, очень долго играл с судьбой, и судьба смирилась - она его забрала. Пушкин не был ни в каких ссылках - он был откомандирован на юг России и должен был уведомлять лично императора о настроениях российских греков, которых еще Потемкин депортировал с гор на равнину, а сейчас могли помышлять присоединиться к восставшей Греции и встать под знамена Ипсиланти, так раскрученного в России! В Петербург ему разрешат вернуться только после восстания, которое случилось в декабре. Могло быть и раньше, но... И если в свои "ссылки" Пушкин отправлялся в гордом одиночестве, то к новому императору его доставят с фельдъегерем, дабы не чинили препятствий в дороге. Награда за его услуги на Юге - царь - личный цензор! Но Пушкин рассчитывал на большее: в письме к Бенкендорфу он укоряет тех в мин. ин. дел, кто пропустил за годы его "ссылки" два чина для него, почему камер-юнкерство и оскорбило его! И т.д., и т.д. Напишите мне на почту: gelancha2008@inbox.ru Надеюсь, у нас получится сотрудничество. С уважением, Марьям.

Марьям Вахидова   22.01.2017 18:38   Заявить о нарушении
Рецензия на «Искусители. Пётр Вяземский и вдова Пушкина» (Лариса Прошина)

Много интересных фактов о А.С.Пушкине -это отрадно,и, определенно, заслуживает
внимания ....

Любовь Бартенева   17.12.2016 15:57     Заявить о нарушении
Здравствуйте!
Благодарю за интерес к моим публикациям. Начитавшись разных материалов о Петре Вяземском, включая письма, так и не поняла, какой бес ударил его под ребро. Его поведение по отношению к Натальи Гончаровой-Пушкиной было неприличным.
Желаю Вам всего доброго.

Лариса Прошина   24.12.2016 22:03   Заявить о нарушении
Рецензия на «Искусители. Пётр Вяземский и вдова Пушкина» (Лариса Прошина)

Работа, безусловно, интересная. Но очень много отступлений не по теме, что затрудняет чтение. Удачи и вдохновения!

Ольга Бугримова   08.06.2016 11:05     Заявить о нарушении
Здравствуйте!
Благодарю Вас за отзыв. Согласна с Вами. Но "герой" так меня раздражает своим непотребным поведением, что я хотела как можно больше об этом рассказать. Хотя теперь какой с него спрос!
Желаю всего доброго!

Лариса Прошина   09.06.2016 22:17   Заявить о нарушении
Возле каждого талантливого человека крутятся такие псевдодрузья. Но, надо сказать, Пушкин был не очень разборчив ни в женщинах, ни в друзьях. Взять, хотя бы, Н.Раевского, который написал книгу воспоминаний, описывая поэта в чёрных красках.
Бедной Натали столько пришлось пережить... Я оправдываю её только потому, что вечно беременная женщина (4 родов, 2 выкидыша) вряд ли была такой ветреной. А сплетники кого хочешь затравят. Мои симпатии на её стороне. http://www.stihi.ru/2008/07/18/2342

Ольга Бугримова   09.06.2016 23:00   Заявить о нарушении
Здравствуйте!
Я также на стороне Натальи Гончаровой.
Если говорить о Петре Вяземском, то он был хорошим литературным другом для А.Пушкина; хоть и завидовал более талантливому поэту, но много для него делал, когда поэт был в ссылке или в опале. П.Вяземский занимался публикацией разных сочинений А.Пушкина. Но у них были разные характеры и разные жизненные принципы.
Не могу объяснить, как он мог решиться соблазнить вдову А.Пушкина, будучи женатым. Да ещё на виду всего света!
Желаю Вам всего доброго!


Лариса Прошина   11.06.2016 22:57   Заявить о нарушении