Рецензии на произведение «Хамство в храме-2»

Рецензия на «Хамство в храме-2» (Денис Пилипишин)

У меня сосед - 5-летний мальчёнка.
Тоже - так ловко говорит, излагая...

Солнца Г.И.   25.07.2014 11:28     Заявить о нарушении
Спасибо за комментарий.
Вы, как всегда, афористичны.
Что касается же разговора - то по мне важнее не как (ловко или не ловко), а что. В отсутствии же аргументов по сути люди часто обращаются к форме...

Денис Пилипишин   25.07.2014 16:34   Заявить о нарушении
Рецензия на «Хамство в храме-2» (Денис Пилипишин)

Денис! Да, обстоятельно вы все описали и правильные выводы делаете: "Люди в церкви, как и везде...". Понравилось. Прочтите мою миниатюру "Казусная ситуация", что-то похожее. С уважением.

Ирина Винтер   30.03.2014 09:28     Заявить о нарушении
Спасибо, почитаю!

Денис Пилипишин   31.03.2014 16:48   Заявить о нарушении
Ирина, что-то не нашел эту миниатюру. Даже поиск на странице не помог...

Денис Пилипишин   31.03.2014 16:53   Заявить о нарушении
Денис! Откройте со 101 до 138 (т.е. 3-я стр.) 17 сверху. Рассказ "Казусная ситуация". Спасибо.

Ирина Винтер   31.03.2014 17:21   Заявить о нарушении
Рецензия на «Хамство в храме-2» (Денис Пилипишин)

А у нас по-прежнему - страна советов. Тоска...

Наташа Юю   08.05.2013 11:04     Заявить о нарушении
Честно говоря, не за что

Наташа Юю   10.05.2013 10:44   Заявить о нарушении
Рецензия на «Хамство в храме-2» (Денис Пилипишин)

Попробую всё-таки возразить. Аналогия с собачкой, по-моему, притянута за уши, а вот сравнение с супермаркетом заслуживает того, чтобы поговорить. В магазине правило "покупатель всегда прав" должно быть законом, если он хочет выдержать конкурентную борьбу. Но церковь - не магазин, что показал ещё Иисус Христос, выгнавший торговцев из храма. Скорее его можно сравнить с лечебным учреждением. Если пацинт войдёт в кабинет врача в грязной уличной обуви, то его скорее всего попросят выйти вон, пока не научится соблюдать правила гигиены. В храме тоже свои правила - гигиены души, если хотите (и не только души, заходя туда в грязной обуви, тоже следует помнить, что в храме некоторые молятся на коленях). Если вы по незнанию или забывчивости их нарушили, вам, скорее всего, сделают замечание, вопрос в том, в какой форме. Если в достаточно вежливой, и вы исполнили то, чего от вас требуют, тут проблем не будет. А если в хамской...
Ну, во-первых, эти бабульки тоже, наверное, не раз встречались с хамством случайных посетителей церкви, которые в ответ даже на вежливое замечание могут послать куда подальше, и выработали стереотип поведения, от которого страдают невинные люди. Во-вторых, есть и такие, о которых давно сказано: "заставь дурака Богу молиться, он себе лоб разобьёт". И не только себе, но и ближнему, если он недостаточно усердно, по их мнению, молится.
Как на это реагировать? Если вы случайный посетитель церкви, можете, конечно, и обидеться, и нагрубить в ответ, и перейти в католичество (или в протестантство, или в секту какую, словом, туда, где не хамят). А если вы пришли в храм, как христианин или с желанием стать им, то, пожалуй, следует воспринимать это как очередное испытание на пути к Богу, отнестись к нему с должным смирением и даже возблагодарить Его за предоставленную возможность проявить истинно христианские чувства. Если вы в ответ на грубое замечание вслух возблагодарите Господа за то, что он не позволил вам совершить грех по неведению, то это будет, кроме всего прочего, и ваша моральная победа над хулиганствующей старушкой.
Из этого следует, что если бы этих старушек не было, то их стоило бы выдумать, хотя бы для того, чтобы отсеивать случайных людей. Церкви, в отличие от супермаркета, не нужны случайные посетители.
Я вовсе не собираюсь вставать грудью на защиту РПЦ от любых посягательств, в ней много такого, что мне отвратительно. Взять хотя бы глухое молчание по поводу иеромонаха на геленвагене, убившего двоих и трусливо скрывшегося с места трагедии. Ведь он нанёс куда более серьёзный удар по престижу церкви, чем несчастные дуры из Пусси Райот, которые объективно даже принесли некоторую пользу церкви, сплотив её ряды против себя. По сравнению с этим хамящие бабульки вызывают у меня только улыбку.

Сергей Булыгинский   02.05.2013 19:39     Заявить о нарушении
Сергей, добрый вечер!
Спасибо за комментарий!
Радует, что в отличие от комментариев "истовых православных", которые обычно исполнены ярости и злобы, но лишены сколько-нибудь интеллектуальной аргументации, Ваш комментарий носит скорее обратный характер.
Тем не менее, согласиться с Вами не могу.
Общий посыл мне понятен: по условной классификации моей статьи это п. 3 "Хамство в храме есть и это правильно!"
Соответственно, и с собачкой я прав! (пример отчасти притянутый, да, но зато - настоящий, хотелось именно реальный случай разобрать, ничего не додумывая)

Но это Бог с ним. Я бы выделил 2 момента в вашем комментарии.
Во-первых, Вы упираете на нарушение правил в храме. При этом почему-то остаются за скобками другие случаи хамства. Обратите внимание, и в моей первой статье, и если поискать в интернете, случаи хамства в ответ на нарушения правил скорее в меньшинстве. Вот Наталья писала, у нее горе, она вся погружена в проблемы своих близких, ну наступила на вымотый пол (это все же не церковные правила нарушить), а на нее набросились как собаки. И т.д. и т.п. Вам это тоже кажется правильным? Лично мне кажется аморальным.
А на меня набросились в Печатниках? Я ведь и нарушить ничего не успел, просто порог переступил, откуда я мог знать, что храм закрыт днем в воскресенье вдруг? Так что не стоит так упирать именно на нарушения.
Кроме того, нарушающих правила, если уж рассматривать именно их, можно разделить на 2 класса: те, кто случайно зашел, и те, кто зашел с серьезными намерениями, но пока не научился.
Последним невозможно избежать ошибок. Освоить писанные и неписанные правила можно только в системе. Вы помните, как выехали на дорогу, только получив права? Вы наверняка совершали ошибки.
А сейчас ошибки совершают другие новички. Их что, порвать за это? Дорожных хамов Вы тоже оправдываете?
Кстати, был у меня более подходящий пример. Когда-то я пришел работать в английскую компанию в Лондоне. Мне было непросто адаптироваться в новой культурной и корпоративной среде, я иногда совершал ошибки. Но никто на меня не наехал за них, как наехали бы в православном храме, и я за это весьма уважаю англичан. И это при том, что помимо лояльных людей, там были люди, очень не любящие русских, уверенные в том, что русский - это по духу, поведению и сути "черный", но по загадочной природе он при этом выглядит как белый человек. (к сожалению, многие мои сограждане за границей убедительно укрепляют точку зрения этих англичан)
А что касается первых - так там вообще нет проблем. Вот я сейчас нахожусь временно в исламской стране. Они, вообще-то, с пониманием относятся к иностранцам, и с такой яростью, как православные, не бросаются, если что не так. Но даже если и наедут - я ведь ни сколько не буду переживать по этому поводу, чихать мне на них, я им чужой.

Но более всего (это во-вторых) меня удивила Ваша фраза, что "этих старушек стоило бы выдумать, ... чтобы отсеивать случайных людей"
Сергей, извините, но мне кажется, что Вы не просто заблуждаетесь, но и опасно заблуждаетесь.
Происходит подмена вещей, которые кажутся похожими.
Да, как мне рассказывал отец, в их времена в мотоспортивную секцию принимали не сразу - сначала несколько раз отказывали, срывали встречи и т.п. - чтобы взять только тех, кто действительно настойчив и настроен на серьезную работу.
Но в духовной сфере - другое.
Смотрите: духовная работа предполагает овладение собственными страстями.
Даже в светском понимании выдержка есть немалая добродетель. Существует английская пословица: "если ребенок хочет какать, он будет какать, что бы вы ему об этом не говорили". Это очень напоминает поведение невыдержанного человека.
Учитель Карлоса Кастанеды Дон Хуан видел одно из ключевых препятствий духовного роста в индульгировании - потакании собственным слабостям.
А уж в христианстве победа над страстями так и вовсе видится весьма важной задачей.
И на этом фоне Вы полагаете, что наличие в храме человека, являющегося рабом мелких страстишек, а говоря по простому, выплескивающему свое говно на окружающий по любому поводу - это полезно для храма?

Но это еще не все. В Вашей мысли есть сутевой момент, связанный с преодолением себя в столкновениях со скотами. И тот же Дон Хуан говорил об этом, называя таких людей "маленькими тиранами" и утверждая, что большая удача - найти своего маленького тирана.
Тиран в мексике времен Дона Хуана - это Вам не хамство. В его случае это был скорее рабовладелец, истязавший и унижавший его, как угодно, который мог реально его убить. На этом фоне очень хорошо закалять свой дух и развивать разные духовные качества.
Есть и другие примеры.
Однако во всех них такой "маленький тиран" стоит вовне системы, а не внутри его.
Вы же предлагаете внести его внутрь.
Тогда будьте последовательны: ведь хамство - это мелочь, давайте наберем в церковь скотов, или разрешим текущему духовенству вести себя по-скотски - какая хорошая возможность для проявления истинно христианских чувств сразу откроется всем прихожанам!
Помню, в одной исторической книжке, на вопрос к священнослужителям о том, что инквизиция насмерть запытала молодую женщину, и та умерла в страшных муках, а позже выяснилось, что она была невинна, священнослужитель ответил - это великое благо для нее, ибо страданием она очистила свою душу и теперь вознесена на небеса!
Есть ведь общий момент в Ваших идеях и этом ответе...
Тем он и опасен - таким способом что угодно можно оправдать

Завершая скажу следующее.
Цикл статей про православие я планирую в ближайшее время закончить. Там и дам более подробный анализ.
А здесь, забегая вперед, могу сказать, что на мой взгляд, православие отходит от христианских ценностей, превращаясь их христианской в национально-политическую религию, не имеющую с христианством ничего общего, кроме символики.
И хамство здесь - лишь мазок. Это не самое главное, но к сожалению, оно стоит на одной шкале с Иеромонахом Илией, просто на разных ее частях...

Денис Пилипишин   02.05.2013 22:49   Заявить о нарушении
Денис, я в своём комментарии сознательно рассматривал только сердитых старушек, вернее, должное отношение к ним человека, считающего себя христианином. И хотя я не большой поклонник Кастанеды, но в данном вопросе вполне согласен с доном Хуаном, особенно по поводу "маленького тирана". И не надо доводить мою мысль до абсурда. Священник в храме обязан быть примером для прихожан, и хамство с его стороны может оттолкнуть и искренне стремящегося к Богу человека. Что бы ни говорила церковь, что исповедник - всего лишь посредник между человеком и Богом, я не пойду на исповедь к священнику, который унижает моё достоинство и вообще ведёт себя пренебрежительно по отношению к окружающим. А старушки здесь, по Вашей терминологии, всё-таки "вне системы", ибо такие же прихожанки, как и вы, только нашедшие в церкви ещё и работу.
Что касается Вашего примера из исторической книжки, то это ярчайший пример лицемерия и фарисейства, и к моим взглядам никакого отношения не имеет. Ближе был бы пример той старушки, которая положила свою с трудом собранную вязанку хвороста, которую несла в дом, на костёр Яна Гуса, искренне веруя, что этим способствует спасению души еретика.
А в том, что православие в лице своих иерархов опять наступает на те же грабли и снова, как в царское время, выбрало путь сращения с государственной властью, вместо того чтобы стать совестью народа, здесь я согласен, даже могу напомнить, как это начиналось (возможно, это поможет Вам в написании цикла статей о православии). Помню, где-то в конце восьмидесятых на телеканале НТВ пытались раскрутить дело о сотрудничестве некоторых церковных иерархов с КГБ. И тогда наш "великий и ужасный" Никита Михалков грудью встал на защиту, пригласил митрополита, о котором шла речь, и ведущую НТВ Миткову к себе в студию,с явным намерением сделать из неё котлету в прямом эфире. Она, не будь дурой, не пришла, и передача свелась к восхвалению заслуг обвиняемого перед народом и государством, и гневным тирадам по поводу обнаглевших журналистов, и прозвучала знаменательная фраза Михалкова:"Я не спрашиваю вас, было ли в действительности то, в чём вас обвиняют". То есть, каяться не в чем, заслуги перекрывают грехи. А ведь тогда ещё был, хоть и ничтожный, но шанс, что церковь подаст народу пример того, к чему она постоянно нас призывает: к покаянию. Жив был ещё Александр Мень, которого, вероятно, и убили за то, что он выступал за единение церквей, а не за единение церкви с государством. Вот тогда православная церковь могла обрести настоящий авторитет в глазах народа, а грехи ей простили бы - всем известно, под каким чудовищным давлением она находилась при советской власти. Но церковное начальство выбрало власть "от мира сего", и, боюсь, ничем хорошим для РПЦ это не кончится.
А сердитые старушки не имеют к этому никакого отношения.

Сергей Булыгинский   03.05.2013 11:54   Заявить о нарушении
Сергей, добрый вечер!
Теперь понятно! Мы говорили о несколько разных вещах. Дело в том, что я в своих статьях рассматривал исключительно сотрудников храма. Ведь это сотрудники храма, а не прихожане, набросились на Наталью, нахамили моей жене, облаили меня при входе в храм.
Именно в отношении них действует логика ответственности руководства за своих сотрудников.
Надо было мне более четко обозначить этот момент.
К прихожанам применить подобную логику, конечно, сложнее. Хотя и в этом случае, если в доме тараканы - чуждые хозяину существа, вряд ли он совсем не виноват, хотя бытие тараканов он искренне не поддерживает. :)
Но в целом, для разговора о прихожанах требуется иная, более сложная и разноплановая аргументация, я эту сферу просто не затрагивал в статьях, так что здесь спорить с Вами не буду.
В таком ракурсе действительно Ваша аргументация понятна.
Что же касается спецслужб - это интересный вопрос.
Диакон Кураев в свое время говорил, что порядка 30% священнослужителей были призваны к служению господу по "спецпутевке".
Интересен пример Болгарии. Когда там рассекретили архивы, выяснилось (цифры привожу на память, т.к. нет флэшки с архивом под рукой, но порядок верный), что из 16 высших церковных иерархов 11 являются офицерами местных спецслужб.
При случае я спросил у человека скажем так, сведущего в этих вопросах, сколько было бы у нас, и он ответил - 17! Я уточнил - как же это так - 17 из 16-ти? Он пояснил - еще один куратор, обязательно должен быть :)

Денис Пилипишин   03.05.2013 23:34   Заявить о нарушении
Есть и иной взгляд на старушек в храме: http://www.proza.ru/2013/05/06/638.

Сергей Булыгинский   07.05.2013 12:10   Заявить о нарушении
Спасибо, ознакомился!
Интересный взгляд.
Я сразу подумал, как вакхабиты завидуют - ведь и таких бабушек можно супер-боевой отряд составить, не то что какие-нибудь там арабы! :)

Денис Пилипишин   07.05.2013 13:20   Заявить о нарушении
Ну вот, а Вы говорите - священники должны их утихомирить! Теперь понимаете, насколько это нереально?

Сергей Булыгинский   07.05.2013 23:32   Заявить о нарушении
Сергей, ну не говорил я о прихожанах - речь шла только о сотрудниках церкви! За них отвечает руководитель.

С прихожанами - сложнее.
Тут логика прямой ответственности неприменима.

Хотя, ее неприменимость спасает не всегда.
Так, в моем дворе приезжие из южных республик открыли ночной магазин.
Вокруг него с вечера и почти до утра стали тусоваться алкаши.
Жители жаловались властям - алкаши приставали к женщинам, шумели,мусорили, и даже устраивали драки, к счасть, в основном между собой.
А хозяин говорил: я тут не причем. Сами мы вообще не пьем, нам по вере не положено, а это у вас народ такой, и проблемы, стало быть, ваши.
Несколько лет прокатывало, а потом все равно закрыли магазин...

Денис Пилипишин   08.05.2013 09:07   Заявить о нарушении
Рецензия на «Хамство в храме-2» (Денис Пилипишин)

Мне понравилось! Во-первых, люблю аналогии, а у вас они великолепны: и параллель с собачкой в номере, и с ментами, - всё точно и к месту. Во-вторых мне самой до тошноты надоело сюсюканье вокруг всего церковного, каким бы бестолковым оно бы не было. К вере и религии всё это отношения не имеет, а вот к странному сознанию людей, которые уверены, что "святость" происходящего распространятся на все, на любые проявления тех, кто служит религии, - имеет.

И, знаете, не так уж вы и неправы в своём первом посыле, предположив, что "В церковь идет работать такое отребье, настолько злые и опустившееся люди, что научить их быть доброжелательными нельзя" - не так уж и беспочвенно... Ну, не до такой карикатурности, но здравое зерно в этом есть.

То есть, я хочу сказать, что то, что для меня и для вас - хамство, для других зачастую обычный способ общения. Причём с детства. Это я говорю не с целью оправдать их. Гигиена человеческих отношения для меня всегда приоритетна.
(Пошла читать предыдущую статью.)

Галина Заславская   30.04.2013 13:50     Заявить о нарушении
Спасибо еще раз!
И вот, кстати, непонятно, почему в церковной обслуге кадровый состав столь низкой культуры.
В светской жизни часто такие вещи объясняются разницей в оплате труда - там где зарплата большая, можно выбрать более образованных и культурных людей.
Как сейчас, не знаю, но в советское время в церкви платили хорошо.
Да и в 90-е годы тоже.
Помню, в этот период весьма тяжелая была жизнь у научных сотрудников, зарплаты маленькие, да и платили не вовремя.
Я аспирантом был, и чтобы как-то выжить на ветеринарной скорой водителем подрабатывал.
А один преподаватель с кафедры философии умудрился стать священником и был очень потом доволен своим положением.
Общаясь со своими бывшими коллегами, он не скрывал, что в Бога не верит, но денег теперь много, да и почет+уважение со стороны народа.
Жаловался только, что рано вставать часто приходится, чтобы утренние службы проводить, это ему очень не нравилось

А вообще, уважающая себя фирма имеет внятную кадровую политику, которой у РПЦ видно нет.
Кстати, например, во время кризиса 2008-2009 года один студент старших курсов пробовал устроиться на заправочную сеть British Petrolium в Москве. Ему пришлось заполнить тест на IQ, после чего ему отказали в приеме на работу, объяснив, что его показатель в несколько раз превышает средний (а там тоже гастрбайтеры в основном работают), и он не найдет общего языка с таким персоналом. Посоветовали приходить после получения диплома, чтобы поучаствовать в конкурсе на соответствующие его уровню вакансии.
Т.е. есть у них подход, правильный или неправильный - второй вопрос, но он хотя бы осознанный.

А с собачкой действительно занятный случай был конечно, и поучительный заодно. Вроде добродушный с виду пес, а проявил такую агрессию потом, может и со страху, хорошо никого не цапнул! :)

Денис Пилипишин   30.04.2013 15:16   Заявить о нарушении
Рецензия на «Хамство в храме-2» (Денис Пилипишин)

Здравствуйте, Денис.

Вы, вообще, хорошо себе представляете разницу между хамством и его отсутствием? Между "высокочтимый сударь" и "гребаный мудила" сотни оттенков. К тому же, "высокочтимый сударь" можно сказать таким ублюдочно-вежливым тоном, что это будет гораздо хуже, чем нежное "ах ты ж гребаный мудила". Если сажать в лагеря каждого мужчину, обматюгавшего затрахавшую его своим нытьем уборщицу, и расстреливать каждую девицу, вздумавшую огрызнуться на назойливого ухажера, однажды проснешься среди трясущихся от страха вежливых леди энд джентльменов. Вы тут провели несколько притянутую за уши аналогию с собакой в номере... Так вот - не вижу ничего особенного в инциденте с собакой, и не вижу ничего особенного в том, что люди иной раз (гораздо реже, чем в ЛЮБОМ другом месте) хамят друг другу в храме. А уж Ваша пропаганда "христианского смирения" - вообще ни в какие ворота не лезет. Смиренные помалкивают, а не ведут воинственные разговоры о борьбе с хамством. Так что, у Вас тоже слова с делом расходятся.

Макс Хорни   29.04.2013 17:33     Заявить о нарушении
Смирение - это же у них, не у нас:) Я могу нахамить, но я смирения и не декларирую:)

Привет, Макс, где тебя носит?:))

Бэд Кристиан   29.04.2013 19:35   Заявить о нарушении
Привет, Крис)) Да в общем нигде не носит.... я просто обленился. Как поживаешь?)

Макс Хорни   29.04.2013 19:38   Заявить о нарушении
Третий роман дописываю:)) С Ледой иногда перебросимся фразой,тебя вспомним:)

Бэд Кристиан   29.04.2013 19:40   Заявить о нарушении
Аж третий? Про что хоть?) Леду я уж и забыл давно кто такая, а Переса ты не встречал? Почта его мертвая.

Макс Хорни   29.04.2013 19:44   Заявить о нарушении
Перес жив и здоров:) Если нужна почта - я пороюсь:))
Бедная Леда.. мда..:))

Бэд Кристиан   29.04.2013 20:04   Заявить о нарушении
Поройся) Попробую списаться. А Леда... Она... Она себя отлично чувствует,я полагаю!)

Макс Хорни   29.04.2013 20:09   Заявить о нарушении
Я поищу:)) Напишу тебе.

Извините, Денис:))

Бэд Кристиан   29.04.2013 20:32   Заявить о нарушении
Макс, спасибо за комментарий!
Хотя охват его, по-моему, шире, чем моей статейки.
Вопрос, еще в первой части, стоял довольно конкретно: почему в торговле хамство победили, а в церкви - нет?
В этом свете категорически неверен Ваш тезис, будто хамят друг другу в храме "гораздо реже, чем в ЛЮБОМ другом месте"
Макс, Вы меня обманываете!
Я постоянный клиент магазина Ашан! Там хамят гораздо реже, чем в церкви! я в оба места хожу часто! и знаю! И поверьте, это не одно такое место.
кроме того, речь ведь не шла, где хамят "друг другу". Друг другу-то мы везде можем нахамить.
Речь шла, где принимающая сторона хамит своим гостям. А это - совсем другой коленкор.
И я не случайно привел в первой статье пример моей знакомой - да, девчонка-руководитель сумела реально построить своих сотрудников и заставить работать правильно. Церковь не может или не хочет сделать то же самое?
Если не может - то что, она слабее девочки, назначенной на высокий пост по блату?
Если не хочет - то... вот тут и вопрос.

А касательно моей якобы "воинственности" - я бы назвал это скорее любознательностью и требованиями логической непротиворечивости. Ну и не нравится мне, когда меня обманывают.
И чем больше я наблюдаю за православными, тем меньше я хочу быть православным.
Тем более, что я довольно хорошо знаю теоретическую доктрину православия (просто как светский философ, не религиовед конечно), поэтому меня особо коробят многие вещи из практики тех, кто называет себя православными.
Надеюсь, что мои слова с делом расходятся в меньшей степени, чем у них.
Я ведь использую их тезисы, которые у них провозглашены.

Напрашивается такая аналогия: сей момент я временно нахожусь в исламском государстве.
Здесь странными возгласами зовут в мечеть по нескольку раз в день, а пить мусульманам вообще-то не положено.
Спиртное, правда, есть, слава Богу (уж не знаю, которому, но воистину слава!)
Вот, скажем, в Малайзии с этим намного хуже, и куда дороже! Помню за упаковку Heineken (6 банок всего-то по 0,33) столько баблована отвалил, что самому не верится!
Но это я отвлекся.
Я пишу эти строки в какой-то уличной забегаловке, где есть пиво по умеренным ценам и бесплатный wi-fi. НО и местные мусульмане тут тоже пьют пиво! Да и не только пиво, кстати, тут много чего есть!
Можно было бы и им задать вопрос: что же вы, псы, бухаете, хотя пророк-то ваш запретил бухать?
Но начинать диалог с такого вопроса не "комильфо", да и языковый барьер, боюсь, помешает.
Тем не менее, у меня ведь есть полное моральное право и задавать вопрос, и одновременно пить пиво, ибо я их Богу не поклоняюсь!

Денис Пилипишин   29.04.2013 22:52   Заявить о нарушении
Рецензия на «Хамство в храме-2» (Денис Пилипишин)

Два исследования о хамстве, это, конечно, заслуживает внимания. Но, по моему личному мнению, главная причина всеобщей агрессии в целом и хамства в частности - это неуверенность. Страх. Комплекс неполноценности. Человек кусается,потому что ему плохо, больно,страшно. Есть, правда, особи, кусающиеся, и когда им хорошо.....
Почему хамство процветало в СССР, особенно в сфере торговли и услуг? Я это немножко успела застать в магазинных очередях конца 1980-х. Потому что советский человек был раздавлен, унижен и уверен только в одном: будет только хуже. А на людях вынужден был говорить, что уверен в скором пришествии светлого будущего. Видите, даже лексика советская была отчасти слизана с высокой церковной! Подавляемые страхи ведут к истеричным всплескам по мелочам. Магазины тогда были идеальными местами для сброса накопленной злости.
Но эпоха сменилась, а люди не только сохранили в себе некоторые советские страхи и комплексы. Они стали еще более униженные, раздавленные. А уж неуверенность во всем теперь не скрывают. Эти советские люди пришли в религии - инстинктивно, наугад, не совсем ценя это и не совсем понимая. И стали в новых условиях проецировать все то, что было в давно исчезнувшем советском обществе.
Местом массового выхода отрицательной энергетики стали культовые объекты. Видимо, потому, что они часто строятся в местах скопления энергии и это влияет на поведение )): Тянет сбросить - а на кого? На ближнего, конечно!
Вообще это тема для социологов и психологов: СССР нет уже больше 20 лет, а советский психологический тип личности живет. И даже отчасти воспроизводился в 1990-е "на автомате" советскими родителями и советской школой.
Правы были религиозные мыслители-эмигранты, считавшие, что после падения советской власти будет ложное духовное возрождение, восторжествует "хомо советикус", и все это может привести к деградации религий, разгулу неверия и сектантства.

Юлия Мельникова   29.04.2013 10:12     Заявить о нарушении
Спасибо!
Если смотреть глубоко, Вы, видимо, правы!
И тот факт, что церковь даже не пытается поправить ситуацию, видимо подтверждает серьезность проблем!

Денис Пилипишин   29.04.2013 15:43   Заявить о нарушении
Вербальная агрессия - признак подсознательной внутренней неправоты. А с подсознанием даже современная психология еще не разобралась до конца. И даже религия с тысячелетним опытом перед ним пасует.....

Юлия Мельникова   29.04.2013 17:39   Заявить о нарушении
Ну да. Точнее, для меня правота - понятие относительное. правда у каждого своя. А вот душевное нездоровье - более понятно. что-то внутри должно болеть, там должна накопиться грязь и боль, если выбрасывается наружу агрессией. Это, вообще, преодолевается последовательной и системной работой над собой, но мало кто ей занимается

Денис Пилипишин   29.04.2013 22:57   Заявить о нарушении
Рецензия на «Хамство в храме-2» (Денис Пилипишин)

Хамство это мелочь. Вот инквизиция - это да! :)

Николай Векшин   29.04.2013 09:00     Заявить о нарушении
По-моему, главное - это качество души. Потому что если душа наполнена злобой, ненавистью и нетерпимостью, то остальное - только внешние выражения. Думаете, если сегодняшним православным дать большую свободу, инквизиции не появится? У меня нет такой уверенности, по-моему просто возможность отсутствует, а то бы была

Денис Пилипишин   29.04.2013 15:08   Заявить о нарушении
уже появляется :)

Николай Векшин   30.04.2013 09:50   Заявить о нарушении
Рецензия на «Хамство в храме-2» (Денис Пилипишин)

Интересные у вас исследования, Денис, здравствуйте.
Я уже ваш завсегдатай...
Видели ли вы когда-нибудь такую картинку: идет по улице скромная, тихая, благообразная старушка с моськой на поводке. А моська вся выворачивается от ненависти, с лаем и пеной бросаясь на прохожих. И создается впечатление, что у мирной старушки такая неприличная собачка, типа, не повезло бабушке. Но если присмотреться, то можно заметить, что черная ненависть ко всему человечеству из бабушки по поводку, как по проводу, поступает к моське. А моська лишь транслирует эту "бешеную любовь" хозяйки испуганным прохожим.
У системного хамства, мне кажется, есть и хозяин, и поводок, и моськи, о коих вы и говорите.
Вспомним советское хамство, к примеру, в магазине. Магазин - это конец поводка, где и стоял лай на все и на всех. Но над магазином - система. Жесткая советская система, где воплощен девиз "я-начальник, ты-дурак". Вверху - "небожители", для которых народ - разновидность тараканов. Ниже - начальство поменьше, для которого все, кто ниже - пустое быдло. А совсем ниже - быдло, но которое допущено к услужению, за что имеет право помыкать быдлом недопущенным. А подкреплялась эта иерархия системой распределения, при котором все вкусное уходило наверх, а народу оставалось, что не потребили. Незнание и боязнь народа, а также преступление перед ним (система распределения - это же номенклатурное воровство) порождало ненависть к нему, которая сверху, как по проводу-поводку, поступала к продавцам-моськам, что и облаивали посетителей.
Как только торговая иерархия была разрушена и вместо нее появились коммерческие магазины, хамство исчезло вместе с ненавистью "небожителей".
То же самое было и в общепите, и в сервисе, где шло деление на "чистых" и "нечистых". Чистых обслуживали, нечистых облаивали. И оттуда хамство сегодня ушло вслед за совковой системой.
Недавно в храме я увидел такое: сначала забегали бабушки, расстилая ковры и раздвигая народ к стенкам придела. Народ подумал, что будет молебен и расступился. Потом выскочили иподьяконы и приказали свернуть ковры, но народу вернуться на место не дали. Потом выскочили возбужденные священники и замахали руками. Народ еще подвинулся. И через некоторое время по освобожденному пространству (квадратов 100-200 в полном храме) прошествовал к выходу правящий епископ. На народ он даже не посмотрел, спешил по делам.
И это даже не верхний конец поводка, заметьте, и, тем паче, не помянутая старушка.
Все, как при совке: "небожители", жесткая система "я-начальник, ты-никто", и младший персонал, надутый сознанием собственной значимости.
Слышали такое выражение "глас вопиющего в пустыне"? Так вот это ваша статья.
Удачи!
С уважением

Андрей Новоселов   28.04.2013 19:46     Заявить о нарушении
Большое спасибо, Андрей!
Я долго думал, как завершить заметку, завершил в итоге кое-как.
Но Ваш комментарий как раз и подвел необходимую смысловую черту!
Именно такого обобщения и не хватало!
Единственное - пусть это и "глас ... в пустыне", но иногда ведь все равно надо сказать- хотя бы чтобы совесть была чиста...
Еще раз спасибо, Денис

Денис Пилипишин   29.04.2013 15:16   Заявить о нарушении