К 85-летию Юрия Гагарина

Александр Зинковский
ПРЕДИСЛОВИЕ:

Данный  исторический очерк, написанный мной к очередной круглой дате со дня рождения Юрия Гагарина, был опубликован под тем же заголовком в газете «Вузовский Вестник №7 (318), 1–15 апреля 2019 г.,  С. 6. Здесь на сайте я размещаю этот материал вместе с портретом первого космонавта нашей планеты, написанного  известным московским портретистом Аидой Лисенковой-Ханемайер в 2014 г. (к 80-летию юбиляра), с ее разрешения. 

9 марта 2019 года исполнилось 85 лет со дня рождения первого космонавта нашей планеты Юрия Гагарина. О его подвиге знают практически все жители Земли не только у нас в России, но и в Большом Мире. Как же им этого не знать, когда Гагарин действительно стал первым землянином, преодолевшим тяготение родной планеты и вышедшим в космос на корабле «Восток»! После этого космонавт №1 посетил с дружественным визитом десятки стран Мира и повсюду его встречали овацией и цветами.

В связи с очередным юбилеем Гагарина хорошо бы нам теперь вспомнить, как все это происходило в те, уже такие далекие от нас времена! Как известно, в 1957 г., в результате вывода Советским Союзом на околоземную орбиту первого в Мире ИСЗ борьба между СССР и США за первенство в космосе чрезвычайно обострилась. Шла настоящая космическая гонка, и США в ней отставали от СССР буквально на один или два шага! А после того, как у нас состоялись успешные орбитальные полеты четвероногих космонавтов - Лайки (3 ноября 1957 г., полет «в один конец») и Белки со Стрелкой (19 августа 1960 г. – 17 витков и благополучное возвращение), весь мир, затаив дыхание, ожидал вывода на околоземную орбиту пилотируемого космического корабля. Все тогда думали-гадали о том, кто же, все-таки, сделает первый решительный шаг в космос? Это сегодня мы знаем, что первым на околоземной орбите станет наш космонавт, а тогда в этом еще никто не был уверен.

Вообще-то говоря, для СССР и США космическая гонка начиналась в еще 1950-х годах, как результат победы над странами Оси во Второй Мировой войне, давшей гигантский скачок в развитии науки и техники, особенно в ракетостроении. И хотя ракетная техника не играла решающей роли в сражениях 1939-1945 гг., по окончании военных действий стало ясно, что именно она-то и станет лидером во всем последующем технологическом развитии цивилизации 20-го и даже 21-го века. Дело в том, что баллистические ракеты на жидком топливе Фау-2, разработанные в нацистской Германии в 1930-1940 гг., представляли собой уже почти готовый прототип будущего космического корабля.

Вот, оказывается, на что способна гонка вооружений! На такой испытанной в ходе войны основе, как Фау-2, уже в те годы можно было создавать (при соответствующей доработке) первые космические корабли. А в результате Второй Мировой войны две крупнейшие державы планеты, СССР и США, сделались «прямыми наследниками» ракетной техники поверженного Третьего Рейха. Причем, СССР уже в 1930-е годы имел солидный задел в ракетостроении, начиная с теоретических разработок Константина Циолковского и заканчивая практическими достижениями ракетной группы ГИРД при участии молодого авиаконструктора Сергея Королева. Поэтому и не удивительно, что именно Королев возглавил после ВОВ советское ОКБ-1, занимавшееся ракетно-космической техникой. В то же время, появившееся в послевоенный период космическое агентство США (НАСА) находилось под влиянием разработок сдавшегося  в плен американцам (вместе с научной группой и готовыми ФАУ-2) нацистского «ракетного барона» Вернера фон-Брауна. Таким образом, по окончании Второй Мировой войны в 1950-е годы начали свое развитие два главных соперничающих агентства: наше ОКБ-1 под руководством Сергея Королева и американское космическое агентство (НАСА), находившееся под влиянием, а с 1960 г. и под руководством Вернера фон-Брауна.

А теперь, если взять за точку отсчета 19 августа 1960 года (орбитальный полет Белки и Стрелки), нам следует мысленно вернуться еще на четверть века назад. Дело в том, что именно в те, еще более отдаленные времена, в селе Клушино города Гжатск (ныне – Гагарин) 9 марта 1934 года родился тот самый первопроходец, которому судьбой было предначертано стать героем космоса – Юрием Гагариным. Причем, тот факт, что его отец, Алексей Гагарин был обычным деревенским плотником, а мать Анна Гагарина работала дояркой, нисколько не мешал, а скорее даже способствовал тому, чтобы их сын вступил в тот самый «избранный круг», который и выведет его на космическую орбиту. В селе Клушино и проходило в предвоенный период счастливое детство будущего летчика-космонавта.

Однако с началом ВОВ на Смоленщину пришла беда. Юрий Гагарин пошел тогда с первого сентября 1941 г. учиться в первый класс, но уже к 12 октября немецкие войска заняли всю Смоленщину, оккупировав и его родную деревню. Учебу пришлось тогда прервать. В период ВОВ нацистская оккупация Смоленского региона, сопровождавшаяся притеснениями и зверствами оккупантов по отношению к местному населению, продолжалась около двух лет. Но, как только Клушино и весь район были освобождены от нацистских захватчиков, школьная учеба Юрия Гагарина возобновляется. В мае 1945 г. его отец переезжает с семьей из деревни Клушино в соседний город Гжатск, где, будучи плотником, находит работу. Шестой класс Гжатской средней школы Юрий Гагарин оканчивает в мае 1949 г., после чего поступает в Люберецкое ремесленное училище и одновременно записывается в вечернюю школу рабочей молодежи.

В мае 1951 года Гагарин оканчивает 7-й класс, а в июне того же года ему удается с отличием закончить ремесленное училище по специальности литейщик-формовщик.
Так складывалась судьба будущего первого космонавта планеты, решающий поворот в которой произошел в августе 1951 г., когда Юрий Гагарин поступил в Саратовский индустриальный техникум. Там он в октябре 1954 г. записался в Саратовский аэроклуб, где в 1955 г. добился впечатляющих успехов, пилотируя самолет Як-18. 

В армию Гагарин был призван в октябре того же 1955 г. и, учитывая его летные навыки, направлен в Оренбург для дальнейшего обучения в 1-м военно-авиационном училище летчиков имени Ворошилова. С ноября 1957 г. по март 1960 г. Гагарин служил в 169-м истребительном авиационном полку 122-й истребительной авиационной дивизии Северного флота. А в 1959 г. происходит еще один судьбоносный поворот в жизни Юрия Гагарина, когда он подает начальству рапорт с просьбой о зачислении его в качестве кандидата в группу летчиков-космонавтов. Строгую медкомиссию Гагарин прошел в Москве отлично, и 3 марта 1960 года был направлен в группу кандидатов в космонавты, где приступил 11 марта к тренировкам. Тогда в группе числилось порядка двадцати претендентов на космические полеты. Выбором самых лучших из них занимался лично руководитель ОКБ-1 Сергей Королев, который с учетом не только здоровья и летных качеств кандидатов, но также их возраста, роста, веса, и устойчивости к стрессам отобрал из двадцати шестерых человек, включая Юрия Гагарина. Старт корабля «Восток» с космодрома Байконур должен был состояться не позднее, чем в промежуток времени между 11 и 17 апреля 1961 г., поскольку имелись данные о том, что США могут запустить на околоземную орбиту своего астронавта, уже начиная с 20 апреля того же года. Непосредственно перед стартом, назначенным на 12 апреля, была организована Государственная Комиссия, выбравшая из шестерых кандидатов двоих лучших: основного космонавта - Юрия Гагарина и его дублера - Германа Титова.
 
Старт первого в мире пилотируемого космического корабля «Восток» был произведен с космодрома Байконур 12 апреля 1961 г. в 09:07 по московскому времени. Двух полностью экипированных космонавтов Гагарина и Титова подвезли на автобусе к стартовой площадке, и уже там оказалось, что по состоянию психики и здоровья лететь должен именно Юрий Гагарин. Идут завершающие приготовления, проверка скафандра и, вот, он уже поднимается по трапу к люку вертикально стоящего корабля «Восток», чтобы занять в головном отсеке место пилота. Пошел отсчет, уходят последние секунды … Ключ на старт! И все, кто провожал Юрия Гагарина, слышат в ответ на пожелание «доброго полета» (напутствие в радиоэфире, от Сергея Королева) крылатое гагаринское: "Поехали!".
 
Утром 12 апреля весь Мир напряженно вслушивался в эфир. Несмотря на то, что официально полет Юрия Гагарина проходил на околоземной орбите без серьезных происшествий, некоторые неполадки все-таки происходили. Из-за сбоя в системе торможения во время спуска в атмосфере, который не терявшему самообладания Юрию Гагарину удалось преодолеть, спускаемый аппарат вместе с ним вышел на посадку не в запланированной Сталинградской области, а неподалеку от города Энгельс. За 7 километров от поверхности земли Юрий Гагарин, как и полагалось по инструкции, катапультировался, и затем благополучно приземлиться на парашюте отдельно от спускаемого аппарата.

Его искреннюю, открытую улыбку миллионы людей нашей страны и всего мира впервые по-настоящему оценили, когда Юрий Гагарин 14-го апреля вышел из самолета в аэропорту Внуково и пошел, чеканя шаг, по красной ковровой дорожке, собираясь доложить о величайшем достижении науки, космонавтики, промышленности и всего нашего народа. Торжественная встреча в Москве героя космоса транслировалась для всего Мира в прямом эфире по радио и центральному телевидению.

Юрий Гагарин подходит к трибуне с встречающим его руководством страны, встает по стойке смирно, молодцевато прикладывает ладонь к козырьку фуражки и четко рапортует внимательно слушающему его Хрущеву:
- Товарищ Первый секретарь Центрального комитета коммунистической партии Советского Союза! Рад доложить Вам, что первый в мире космический полет совершен на советском космическом корабле «Восток» 12 апреля 61-го года. Все системы и оборудование корабля работали четко и безупречно. Самочувствие - отличное! Готов выполнить любое новое задание нашей партии и правительства. Майор Гагарин!

Пока Юрий Гагарин произносит эти исторические слова, все вокруг него замирает, но потом сразу же начинается всеобщее ликование, раздаются рукоплескания, овации, следуют объятия, рукопожатия и отовсюду - цветов! А дальше героя космоса ждет устланный цветами триумфальный путь от аэропорта до главной площади столицы, во время которого мчащийся открытый автомобиль с Юрием Гагариным и Никитой Хрущевым восторженно приветствуют бесчисленные толпы москвичей и гостей столицы.

Юрию Гагарину было присвоено звание Героя Советского Союза. Его грудь украшало множество  орденов и медалей. Память о нем увековечена в названии города Гагарин, а также в названиях многих учреждений, институтов, улиц и проспектов, кораблей и самолетов, в названиях географических и космических объектов. В его честь в памятных местах установлены многочисленные памятники, бюсты и мемориальные доски. Учреждены медали и награды его имени. А, после его трагической гибели во время тренировочного полета 27 марта 1968 г., прах Юрия Гагарина был навечно захоронен в Кремлевской стене.

По просьбе редакции газеты к 85-летию со дня рождения Юрия Гагарина известный московский художник-портретист Аида Лисенкова-Ханемайер предоставила нам графический портрет юбиляра (бумага, сангина черная, 45х30 см), публикующийся вместе с посвященным этой дате историческим очерком. Первый космонавт планеты изображен художником в самом расцвете сил со своей знаменитой гагаринской улыбкой. Он - в обычной летной одежде и с парашютными ремнями на плечах. На голове у Гагарина - кожаный летный шлем. Вся его поза и выражение лица полны оптимизма и какой-то особенной русской удали. Здесь сразу видно, почему все строгие правительственные комиссии при поэтапном отборе кандидатов на первый в истории планеты космический полет останавливали свой выбор на Юрии Гагарине.



Другие мои произведения на сайте:

Первый космонавт планеты http://www.proza.ru/2014/03/13/159

Наш Гагарин - первопроходец космоса http://www.proza.ru/2014/03/10/1754

Гагарин мог приземлиться в Африке http://www.proza.ru/2014/01/06/1337

Космонавт номер 50 о времени и о себе http://www.proza.ru/2014/01/05/1608

К 50-летию полета первой женщины-космонавта http://www.proza.ru/2014/01/04/2067

Подвиг Гагарина и Королева  http://www.proza.ru/2014/01/04/1818

Жизнь, Космос, Разум. http://www.proza.ru/2014/01/27/2383

К 110-летию Сергея Королева  http://www.proza.ru/2017/04/12/120