Подвиг Гагарина и Королева

Александр Зинковский
(К 52-й ГОДОВЩИНЕ КОСМОНАВТИКИ)

Несмотря на любые повороты истории, Россия навсегда останется родиной Юрия Гагарина - первого космонавта планеты, который 12 апреля 1961 года, ровно 52 года назад, на корабле «Восток-1» преодолел притяжение Земли и открыл дорогу в космос для Человечества. Но, ведь, устремленность нашей страны в космос - это явление далеко не случайного порядка.
 
Во второй половине 19-го столетия, в тогда еще царской России жил в городе Калуге школьный учитель Константин Циолковский,  страстно мечтавший о грядущем освоении космоса. Он сочинял пророческие, на грани фантастики произведения о космическом будущем Человечества и делал очень точные математические расчеты, убедительно доказывавшие возможность преодоления земного притяжения. Создавал он также и первые в истории действующие модели будущих космических кораблей.

Когда в 20-х годах прошлого столетия настала революционная эпоха, молодая советская власть горячо поддержала «космического мечтателя». Ведь, именно в эти годы научно-техническое развитие только что созданного СССР потенциально создавало уникальные возможности для реализации и развития идей Циолковского. В 1929 г., когда Константину Эдуардовичу было уже за 70, произошла знаменательная встреча патриарха отечественной космонавтики с талантливым студентом последнего курса МВТУ им. Баумана – Сергеем Королевым. Безусловно, это сыграло решающую роль в выборе своего жизненного пути уже приступившим к дипломной работе Королевым. Константин Циолковский долго, от души беседовал с молодым, целеустремленным авиаконструктором, летчиком и планеристом. Он подарил ему на прощанье свои лучшие, украшенные автографами произведения, посвященные освоению космоса. Вскоре Сергей Королев блестяще защитил диплом по авиастроению, но, благодаря Циолковскому всерьез увлекся еще и ракетостроением.

В 1931 г. новое знакомство Сергея Королева, на этот раз с Фридрихом Цандером, пионером практического ракетостроения, привело к тому, что нескольким энтузиастам под их совместным руководством удалось создать знаменитую Группу изучения реактивного движения (ГИРД), где были разработаны первые отечественные прототипы ракет на жидком топливе. В 1933 г. на подмосковном полигоне в Нахабино состоялся исторический запуск ракеты «ГИРД-09».

Вскоре на базе ГИРД в Москве был создан Реактивный НИИ, занимавшийся разработками ракетной техники для обороны страны. Работал там и Сергей Королев. Однако в СССР уже с 1938 г.  начиналась самая крутая волна сталинских репрессий. Не избежал этого удара и Королев. Так же, как и другие сотрудники Реактивного НИИ, он был обвинен «во вредительстве», подвергнут допросам, получил 10 лет лагерей и отбывал наказание на Колыме. Спасло его только активное вмешательство корифея отечественной авиапромышленности Андрея Туполева, который и сам тоже числился заключенным. В 1941 г. Сергей Королев встретил Великую Отечественную Войну уже сотрудником туполевской «шараги», в составе которой работали репрессированные советские ученые и конструкторы. Находившийся на положении заключенного Сергей Королев своими выдающимися разработками авиационной и ракетной техники вносил весомую лепту в нашу победу. К 1944 г. его заслуги были уже настолько очевидны, что его досрочно освободили со снятием судимости. В 1945 г. Королева командировали в Германию для ознакомления с ракетной техникой капитулировавших нацистов.

Дело в том, что при окончательном разгроме зловещей империи Гитлера, вдруг, обнаружилось, что нацистские ученые и промышленники являются мировыми лидерами, как в ракетостроении, так и в создании реактивной авиации. Американцы, тут же начали охоту за ведущими немецкими учеными. В этот момент Вернер фон Браун - «отец» немецкой жидкостно-реактивной ракеты «Фау-2» (теоретически, способной даже к выходу на околоземные орбиты) сдался в плен и перешел на сторону США  вместе с коллегами, с десятками готовых ракет «Фау-2», а также со всей технической документацией.
 
В этих условиях СССР надо было срочно наверстывать упущенное. Поэтому, в 1946 г. Сергея Королева назначают Главным Конструктором НИИ-88, в подмосковном Калининграде (сегодня - город Королев). Основной задачей института стала разработка собственной баллистической ракеты на базе трофейных немецких ракет. Это был вызов «ракетному барону» Вернеру фон Брауну, получившему к тому времени от своих новых заокеанских хозяев полное «отпущение грехов».

В постепенно раскручивавшемся заочном соревновании двух Главных конструкторов космической техники Королев не собирался уступать инициативу. Поэтому, уже в 1950 г. руководимый им НИИ-88, имея в качестве «подсказок» всего лишь фрагменты немецких ракет «Фау-2», взорванных при отступлении нацистами, сдал на вооружение отечественную баллистическую жидкостно-реактивную ракету Р-1. А к 1954 г. НИИ-88 создал и внедрил уже целую серию превосходящих зарубежные аналоги отечественных ракет, завершаемую баллистической ракетой Р-7, способной к выведению ИСЗ на околоземные орбиты, а также прототипом сверхмощной космической ракеты Р-11. Дальнейшая работа лучших инженеров и ученых, собранных вместе благодаря опыту и блестящему организаторскому таланту Королева, происходила уже в ОКБ-1, которое выделилось во главе с ним из НИИ-88.

Самым неожиданным для Вернера фон Брауна результатом работы ОКБ-1 стал запуск СССР 4 октября 1957 г. первого в мире Искусственного Спутника Земли (ИСЗ – «Спутник-1»). Международный резонанс этой первой победы СССР в космической гонке превзошел все ожидания, учитывая, что США удалось запустить свой первый ИСЗ лишь 1 февраля 1958 г.

Следующим важным этапом космической гонки должен был стать запуск на околоземную орбиту пилотируемого корабля. После запуска «Спутника-1» американцы поняли, что теряют инициативу, и с 1960 г. НАСА уже официально поставило во главе своей космической программы Вернера фон Брауна. А в апреле 1959 г. США сформировали из военных летчиков первый отряд космонавтов. В СССР аналогичный отряд начал складываться позднее - с февраля 1960 г., и к началу марта, имея более 1000 кандидатов, у нас отобрали группу из 20 будущих космонавтов, в состав которой вошел молодой летчик-истребитель Юрий Гагарин.

С  этого момента начинается пересечение судеб двух ключевых фигур отечественной космонавтики - Главного конструктора ОКБ-1 Сергея Королева и старшего лейтенанта ВВС - Юрия Гагарина.
Они были из разных поколений нашей страны, но их настолько связывали космос и общая цель его освоения, что со временем Главный конструктор и Космонавт №1 стали настоящими друзьями. И даже из жизни они ушли в одну и ту же эпоху – Королев в 1966-м, Гагарин в 1968-м году.
 
Сергей Королев олицетворял собой опыт устремленного в будущее старшего поколения, мужественно прошедшего «огни и воды» всех революций и войн, но не избежавшего «горького опыта» сталинских репрессий. Будущий академик российского космоса родился 1907 г. в городе Житомир, в семье учителей. С 1915 г. Королев обучался в подготовительном классе, но, из-за революции ему не удалось закончить гимназию. С 1917 г. Сергей Королев  продолжал обучение дома, а в 1922-23 гг. учился в ПТУ и занимался в технических кружках. В 1924 г. он поступил в Киевский политехнический институт и стал спортсменом-планеристом, а в 1926 г. перевелся в МВТУ им. Баумана. О дальнейшем «тернистом пути», который привел Сергея Королева к главной роли в нашей космической программе, мы уже говорили.
 
Юрий Гагарин, родившийся в 1934 г. на Смоленщине в деревне Клушино, во время ВОВ вместе с родителями пережил немецкую оккупацию. В 1954 г. он поступил в Саратовский индустриальный техникум. Там, занимаясь в аэроклубе, он осуществлял свою давнюю мечту о полетах. С 1951 г., после призыва в Армию, Юрий Гагарин – курсант, затем выпускник 1-го авиационного училища летчиков, впоследствии - пилот-истребитель ВВС Северного флота. В 1959 г. старший лейтенант Гагарин подал рапорт, прошел медкомиссию и был зачислен в первый отряд космонавтов. С марта 1960 г. он – один из самых активных участников тренировок космонавтов.

В тот период обострилась борьба за космос между СССР и США. 2-го января 1959 г. СССР запустил аппарат, который впервые достиг второй космической скорости и стал автоматической межпланетной станцией — «Луна-1». В ответ, США 17 февраля вывели на околоземную орбиту первый в мире метеоспутник — «Vanguard 2». 7 августа с орбиты американского спутника «Explorer 6» была получена первая космическая фотография Земли.

СССР 14 сентября того же года успешно запустил аппарат «Луна-2», впервые достигший поверхности Луны. 7-го октября «Луне-3», аппарату той же серии, удалось впервые получить фотографию обратной стороны Луны. США не остались в долгу, и 5 июля 1960 г. был запущен первый американский разведывательный спутник «GRAB-1». 10 августа НАСА запустило на орбиту еще и первый беспилотный космический корабль «Discoverer 13», который через 8 дней успешно приземлился в автоматическом режиме. Ответным ходом СССР стал запуск и успешное возвращение с орбиты беспилотного космического корабля «Спутник-5» с собаками Белкой и Стрелкой.

К 1961 г. перед Главным конструктором ОКБ-1 Сергеем Королевым встал нелегкий вопрос о том, каким образом следует выигрывать у США новый виток «битвы за космос», не подвергая смертельному риску наших космонавтов. Учитывая политический аспект «соревнования двух систем», кажется удивительным, что Сергей Павлович, терпеливо готовя запуск нового корабля, перенес его с конца 1960 г. на весну 1961 г. вопреки давлению партийных структур. 

Поскольку времени на доработку всех систем корабля уже не оставалось, для облегчения его стартовой массы Королев отказался от дублирующей системы торможения. Он знал, что корабль, выведенный на достаточно низкую орбиту, сам затормозится на 10-й день полета, а система жизнеобеспечения тоже была рассчитана на 10 дней.

Следующим решением Королева был отказ от системы мягкой посадки спускаемой капсулы, что снижало ее массу и экономило топливо.
Для первого пилотируемого полета были выбраны лучшие выпускники отряда космонавтов - Юрий Гагарин и его дублер Герман Титов. В 5 часов утра 12 апреля 1961 г. корабль «Восток-1» установили на стартовой площадке космодрома Байконур.

В 9.07 по московскому времени был дан старт, и включились двигатели первой ступени ракеты-носителя. Именно в этот момент Юрий Гагарин произнес свою крылатую фразу: «Поехали!». «Восток-1» в клубах дыма, грохоте и сиянии пламени, вырывавшегося из дюз, устремился в голубое небо космодрома.

Первый в истории Человечества орбитальный полет продолжался 108 минут и проходил почти в штатном режиме, несмотря на то, что, из-за сбоя радиоуправления, «Восток-1» вышел на более высокую, чем расчетная, орбиту. В полете Юрий Гагарин любовался через иллюминаторы космосом, звездами, проплывавшей внизу планетой Земля, проводил эксперименты и делал магнитофонные записи. В конце пути, при срабатывании тормозной установки, ситуация едва не вышла из-под контроля, однако благодаря мужеству и находчивости Гагарина «непослушный» спускаемый аппарат отделился от ракеты-носителя.

На высоте 7 км Юрий Гагарин катапультировался. Дальше космонавт и его капсула  спускались на парашютах независимо друг от друга. Приземление произошло в Саратовской области около города Энгельс.
 
В этот день не только наша страна, но и весь мир с волнением услышали о космическом полете Юрия Гагарина. В Москве, по личной инициативе Никиты Хрущева, героя космоса ожидала торжественная встреча, после которой его пригласили на пресс-конференцию с иностранными журналистами.

Юрий Гагарин посетил десятки стран и повсюду в мире его встречали морем цветов и всеобщим ликованием. К сожалению, из-за обстановки полной секретности о Сергее Королеве - Главном конструкторе ОКБ-1, который взял на себя всю ответственность за этот потрясающий полет, в тот момент знали всего лишь несколько доверенных лиц из руководства страны.

Но, несмотря на то, что вся мировая слава досталась Гагарину, а о Королеве не говорилось ни слова, это была и его большая победа. Американцы со своим «ракетным бароном» фон Брауном были так шокированы успехом «русских», что НАСА решилось на собственный прорыв в космос лишь почти год спустя после триумфа Гагарина и Королёва.

Примечание:
Эта статья была опубликована в газете ВУЗОВСКИЙ  ВЕСТНИК - №7 (175), с.14,  1-15 апреля 2013 г.

Рисунок - коллаж автора