1926г. Лубянка-Сталину. Раскол в РПЦ

Марина Северчанская
 «Совершенно секретно»: Лубянка-Сталину о положении в стране
ЦА ФСБ РФ Ф. 2. Оп. 4. Д. 439. Л. 63-89 об.

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЗОР ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ РСФСР за февраль – октябрь 1922 г. (По данным Государственного политического управления) – http://www.proza.ru/2019/01/02/1470
2. СПЕЦПОЛИТСВОДКА за 12 февраля 1923г. № 35/238 –
http://www.proza.ru/2019/01/02/1476
3. ОБЗОР ПОЛИТЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СССР за февраль – ноябрь 1924 г. - http://www.proza.ru/2019/01/02/1484
4. ОБЗОР ПОЛИТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СССР за январь 1925 г. –
http://www.proza.ru/2019/01/02/1498
5. ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА СЕКРЕТНОГО И ИНФОРМАЦИОННОГО ОТДЕЛОВ ОГПУ [О ПОЛИТИЧЕСКОМ СОСТОЯНИИ СССР] от 17 февраля 1925 г. - http://www.proza.ru/2019/01/02/1493
6. ОБЗОР ПОЛИТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СССР за февраль - июнь 1925 г. –
http://www.proza.ru/2019/01/02/1505
7. ОБЗОР ПОЛИТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СССР за июль - декабрь 1925 г. –
http://www.proza.ru/2019/01/02/1513
8. ОБЗОР ПОЛИТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СССР за январь – декабрь 1926 г. (по данным Объединенного государственного политического управления) –
http://www.proza.ru/2019/01/02/1520
9. ОБЗОР ПОЛИТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СССР за январь – декабрь 1927 г.
http://www.proza.ru/2019/01/02/1571




1926 год.

 

ОБЗОР ПОЛИТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СССР за январь 1926 г. (по данным Объединенного государственного политического управления)

ДУХОВЕНСТВО

Тихоновцы[17]. Борьба внутри тихоновского движения, происходившая в последние месяцы, закончилась расколом. Заместитель Петра Крутицкого - Сергей, митрополит Нижегородский, категорически отказался от участия в работах Временного высшего церковного совета, около которого сгруппировалось стремящееся к легализации тихоновщины духовенство.

Сторонники старой черносотенной политики церкви подняли бешеную травлю против ВВЦС, обвиняя его в расколе. Среди мирян они распространяют слухи о том, что Англия и другие державы вмешаются в церковные дела и защитят их от гонений Советской власти, и предлагают держаться стойко и не присоединяться к ВВЦС.

По отношению к новому расколу в рядах тихоновщины рядовое московское духовенство заняло выжидательную позицию. В Туле духовенство заявило о поддержке нового течения в ВВЦС. В Вологде и Рязани выносили резолюцию об отказе от борьбы с Советской властью и осуждении эмигрантов.

Обновленцы [18]. В целях использования раскола тихоновщины для поднятия своего авторитета и предотвращения возможного присоединения обновленцев к новому течению, обновленческое духовенство выпустило воззвание против ВВЦС, обвиняя его в черносотенстве и контрреволюции и призывая мирян перейти в обновленчество, в то же время хваля Сергея за то, что он в свое время признал обновленцев.

На местах проводится популяризация решений собора и диспуты с тихоновцами о решениях собора. Последние большей частью отказываются от участия в диспутах и это поднимает авторитет обновленцев.

В ряде мест обновленцы значительно окрепли (Рязанская, Владимирская, Новгородская, Северо-Двинская губ., область Коми, Сальский округ, Крым, Семипалатинская, Иркутская губ. и Барнаульский округ) и даже перешли в наступление (Тверь, Брянск, Архангельск).

Общие явления. Вновь поднимается волна «чудес» в Калужской, Астраханской губ., в Херсонском округе и Кабардино-Балкарской обл. Начинают «обновляться» иконы, причем в Астраханской губ. обновление икон принималось как указание против выбора в Советы коммунистов.

 

ОБЗОР ПОЛИТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СССР за февраль 1926 г.

ДУХОВЕНСТВО

Тихоновцы. Раскол тихоновщины углубляется. Черносотенное движение пытается дискредитировать их. Временный высший церковный совет распускает слухи о том, что распоряжение митрополита Петра (о передаче власти коллегии ВВЦС) подложно. Назначение коллегии епископы считают неканоничным[19] как акт, исходящий от арестованного лица. Назначенный заместителем митрополита Петром Сергей, митрополит Нижегородский, по-прежнему ведет враждебную политику против ВВЦС и предал весь состав ВВЦС суду, и выпустил против него второе воззвание. Для укрепления своего положения он рукополагает новых епископов, намериваясь создать из них себе новую опору. Своим заместителем по Московской епархии митрополит Сергей назначил епископа Петра Зверева, энергично поддерживающего его во всех действиях.

Епископы ВВЦС популяризируют среди верующих свое назначение Петром и доказывают свою каноничность. Желая доказать свою лояльность, на заседании ВВЦС внесли предложение о включении в формулу присяги епископа пункт о верности государству.

Отношение церковников к ВВЦС различное. Некоторые епископы считают его неканоничным, равным обновленческому, но более опасным и характеризуют его как «епископский бунт». Большинство церковно-приходских советов также отрицательно относится к нему. Рядовая масса попов раскололась на два лагеря.

Рост тихоновщины на периферии почти прекратился. Вместе с тем все более откровенно проявляется монархическая сущность тихоновщины, поддерживаемой торговцами, кулаками, черносотенцами и бывшими членами «Союза русского народа» (Калуга, Тверь, Псков, Смоленск, Брянск, Чувашская обл., Сталинградская, Бийск, Рубцовский округ). Усилилась за последнее время антисоветская деятельность монахов (Иваново-Вознесенская, Воронежская, Калужская, Псковская губ., Тюменский округ). Тихоновцы пытаются вести работу среди рабочих (Иваново-Вознесенск, Гомель).

Среди тихоновщины намечается и другой процесс отмежевания либерального элемента. Под влиянием мирян в Череповецкой губ. и Омском округе тихоновцы принимали резолюции о лояльном отношении власти и признании ее.

Обновленчество. Раскол в тихоновщине и враждебное отношение ВВЦС к обновленцам укрепили их положение. Миряне начинают посещать собрания обновленцев (отдельные уезды Иваново-Вознесенской и Амурской губ., Уральск, Иркутск). После доклада о деятельности собора и диспутов обновленчество укрепилось и переходит в наступление (Калуга, Сталинград, Чита, Брянск, Псков, Северо-Двинск, Архангельск). В целях использования раскола тихоновщины для укрепления своего положения члены синода намерены выехать с докладами на места.

 

ОБЗОР ПОЛИТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СССР за март 1926 г.

ДУХОВЕНСТВО

Тихоновцы. Происшедший с передачей власти митрополитом Петром Полянским коллегии (Временному высшему церковному совету) раскол в среде тихоновщины продолжает углубляться. В настоящее время в тихоновщине имеется два враждебных течения, возглавляющихся митрополитом Сергием и архимандритом Георгием, получившими каноническую власть.

Митрополит Сергий, взявший определенный курс на правый черносотенный элемент, продолжает посвящение в епископы наиболее ярых противников Советской власти - недавно вернувшегося из ссылки архимандрита Кобранова, ярого черносотенца архимандрита Палицына и других, таким образом положил начало новому кадру черносотенного епископата.. Сергий вновь подтвердил свою стойкость и преданность правому крылу тихоновщины телеграммами во все концы Союза, когда центр черносотенного духовенства - Данилов монастырь - заподозрил некоторое изменение в его (Сергия) взглядах.

Отношение к расколу рядовой массы духовенства по-прежнему колеблющееся, с некоторым оттенком растерянности. Все же большинство скорее склонно поддерживать сергиевцев. В Воронеже, Пензе, Шадринске духовенство заявило о своем подчинении Сергию. В Московской губ. сергиевцы объединились под руководством епископского совета, тщательно конспирируемого, в составе епископов Амвросия, Александра и Ианикия и других. Рядовая масса верующих индифферентна к сергиевцам. Отмечено также охлаждение к памяти Тихона - панихида по поводу годовщины его смерти прошла почти незаметно.

Временный высший церковный совет, возглавляющий другую часть тихоновщины, обратив свое внимание на завоевание периферии, послал своих членов на места для ведения агитации за присоединением нему. В некоторых местах они имели успех. В Сталинграде из всех тихоновских церквей только одна осталась на своей прежней позиции. В Тагиле, Сарапуле и других городах духовенство намеревается организовывать советы, подчиненные ВВЦС, однако активных шагов пока не предпринимает. Отношение мирян Москвы к ВВЦС явно враждебное и поэтому священникам - сторонникам ВВЦС приходится скрывать от мирян свои взгляды. В Донском монастыре был случай нанесения побоев мирянами епископу, принимавшему церковь от тихоновцев.

Обновленцы. Обновленческий синод готовится к предстоящему в мае пленуму, на котором будет поставлен вопрос о переходе в наступление на тихоновцев и об участии на Вселенском православном соборе. Синодом сменен редактор журнала «Вестник синода» за слишком открытую и резкую пропаганду идеализма. В провинции изменений почти нет, за исключением Воронежской губ., где епископ Петр Зверев (сторонник Сергия) перетянул к себе более половины обновленческих церквей и создал себе опору среди рабочих, которые поддерживают все его мероприятия и даже написали ходатайство во ВЦИК о его возвращении в Воронеж (во время пребывания в Москве).

 

ОБЗОР ПОЛИТЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СССР за апрель 1926 г.

ДУХОВЕНСТВО

Реакционное духовенство. Происшедший в центре раскол в среде тихоновщины (организация Временного высшего церковного совета и назначение Сергия заместителем Петра) внес дезорганизацию в ряды тихоновщины по всем Союзу. Тихоновское духовенство раскололось на три течения: сторонников митрополита Сергия, сторонников ВВЦС и на непризнавших Сергия.

В центре раскол тихоновщины углубляется. Недавно вернувшийся из ссылки митрополит Агафангел объявил себя местоблюстителем патриаршего престола, выпустив соответствующее воззвание. Митрополит Сергий отказался подчиниться Агафангелу и сложить с себя полномочия, решив твердо отстаивать свои позиции. Группа московских епископов, учитывая авторитет Агафангела и каноничность его позиции (признанную таким канонистом, как протоиерей Гидулянов) [20], послала к Агафангелу епископа Амвросия, чтобы убедить его в правоте митрополита Сергия.

Агафангел не признан ВВЦС. Его выступление вызвало смущение рядового духовенства Москвы, у черносотенного - возмущение.

Положение Сергия в Москве крепко. Нелегальная коллегия епископов-сергиевцев продолжает управлять Московской епархией, развивая деятельность. Сергия поддерживают даниловцы [21], предпочитающие его находящемуся в заключении Петру, и черносотенный митрополит Серафим Чичагов [22].

Многочисленность претендентов в патриархи и неясность позиции епископата в целом обусловливает падение их авторитета. В Москве становится популярным лозунг «Никому не верь, держись за общину».

В провинции заметно оживилась деятельность тихоновского духовенства в рабочей среде. Небезуспешные попытки создать себе опору среди рабочих отмечены в Иваново-Вознесенске, Нижнем Новгороде, Воронеже, Гомеле, Москве. Борьба с обновленцами (Кострома, Омск, Терский округ, Ойратская губ.) местами дает положительные для тихоновцев результаты (Воронеж, Владивосток, Саратов).

Временный высший церковный совет. ВВЦС продолжает углублять свою деятельность. Большинство членов совета находятся в своих епархиях, где ведут активную работу. Оставшиеся в Москве ведут переговоры о получении часовен и храма. Налаживаются руководство и связи с провинцией. На местах почти всюду есть одиночки и группы, сочувствующие ВВЦС, число коих растет. Вновь выявлены сторонники ВВЦС в Иваново-Вознесенске, Семипалатинске и Сибири.

Обновленцы. Апрельский пленум синода, обсуждая происшедший в рядах тихоновщины раскол, констатировал, что современное церковное положение вполне подтверждает «поставленный обновленцами прогноз» и что раскол в рядах тихоновщины есть признак начала ее конца. Пленум констатировал также успех обновленчества среди верующих масс в Союзе и за границей. Кроме того, пленум подтвердил необходимость совместной работы лучших сил монашества и белого духовенства. Пленум избрал делегацию в 12 человек на предстоящий вселенский собор. На местах обновленчество, несмотря на наступление тихоновцев (по Уральской губ., Сибири и Забайкалью), укрепляется.

Автокефалия [23] Наибольшую активность в автокефальной украинской церкви проявляют три течения: липковцы [24], обновленцы и экзархисты [25](тихоновцы). Борьба за обладание церквями нередко доходит до драк и кончается убийствами (Киевский и Бердичевский округа). В целях увеличения сборов липковцы шантажируют крестьян, угрожая описью имущества в случае неуплаты сборов (Златоустинский и Бердичевский округа).

 

ОБЗОР ПОЛИТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СССР за май 1926 г.

ДУХОВЕНСТВО

Тихоновцы. Тихоновцев продолжает волновать борьба между митрополитами Агафангелом и Сергием за местоблюстительство патриаршего престола, привлекшее за последнее время все внимание церковников.

Борьба развертывается по линии предотвращения раскола церкви и- отказа от соглашения на суд над эмигрировавшими епископами.

Продолжающаяся на местах борьба против обновленчества принимает местами резкие формы: захват обновленческих церквей, удаление с прихода священников-обновленцев и т.п. (Кузнецкий округ, Оренбургская губ., Чувашская обл.). Борьбу против обновленцев по-прежнему активно поддерживает кулачество, обвиняя их местами в коммунизме: «Нам не надо обновленцев, которые идут за коммуну» (Сталинградская, Оренбургская губ., Бийский округ). Под влиянием кулацкой агитации население приступило к постройке новых 10 церквей в Брянской губ., Каменском, Омском округах и Сыр-Дарьинской губ. В других местах производятся сборы для постройки новых церквей. Некоторое влияние бедноты в церкви отмечается только в Сибири.

ВВЦС. ВВЦС готовит съезд своих сторонников, возлагая некоторые надежды на поддержку со стороны митрополита Агафангела. Последний, однако, не изменил своего отрицательного отношения к ВВЦС. На местах наблюдается образование новых групп из сторонников ВВЦС (Сталинград, Омск, Тамбов, Чувашская обл., Красноярск, Челябинск и Свердловск), стремящихся вовлечь в борьбу деревню (Омск, Сталинград). По отношению к сторонникам ВВЦС тихоновцы применяют те же методы борьбы, что и к обновленцам.

Обновленцы. Отмечается укрепление обновленцев в Брянске, Рыбинске, Тамбове, Сталинграде, Бийске и Ачинске. Однако, ввиду отказа состоятельных слоев верующих тихоновцев в материальной поддержке священников-обновленцев, продолжают наблюдаться случаи снятия сана (Бурято-Монголия, Каменский и Омский округа).

Автокефалия. По-прежнему наибольшую активность проявляет автокефальная церковь Украины (УАПЦ), стремящаяся представить себя в глазах верующих гонимой. В Киеве собирают подписи против угнетения властью церкви. Митрополит Липковский в своих проповедях объясняет борьбу против него слявянофильством его противников, желающих очернить его перед украинским народом. В Харькове попы в соборе демонстрировали свою приверженность к арестованному митрополиту Ярещенко. У части тихоновских епископов на Украине в связи с борьбой митрополитов отмечается тенденция объявления автокефалии.

 

ОБЗОР ПОЛИТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СССР за июнь 1926 г.

ДУХОВЕНСТВО

Реакционное духовенство. Развернувшаяся среди церковников в мае месяце борьба за местоблюстительство между митрополитом Сергием Нижегородским и митрополитом Агафангелом закончилась победой Сергия, поддержанного черносотенной частью духовенства. На местах с получением воззвания Агафангела симпатии верующих были на его стороне и даже раздавались голоса, что Агафангел - «спаситель русской церкви от разрухи», но, получивши разъяснение от своего духовенства в духе сергиевского послания, переменили отношение к Агафангелу, объявив себя сторонниками Сергия (Шадринский, Свердловский, Челябинский округа, Семипалатиская, Астраханская губ., Крым и г. Томск). В связи с усилением влияния черносотенцев и проведением борьбы с митрополитом Агафангелом под знаком окончательного выявления тихоновским епископатом своего отношения к власти, значительно усилилась антисоветская агитация. В проповедях, произносимых в Москве и пригородных селах, содержались призывы к «национальному объединению России», «поднятию национального чувства» у верующих. Забастовка английских горняков получила свое отражение в проповеди попа, заявившего, что «собирают деньги английским бунтовщикам, чтобы за границей развратить сердца верующих, но не надолго их старания, настанет день и на Святой Руси». Агитация против власти и ВКП идет также и в провинции (Самарская, Ярославская, Костромская, Джетысуйская губ. и др.). В ряде губерний церковниками ведется агитация против пионеров и кооперации. В Томском округе поп доказывал, что лозунг «лицом к деревне» - лозунг против крестьян За последнее время установились кружки также мирян в Москве, Иваново-Вознесенске, Джетысуйской губ. и Киевском округе, разбирающие наряду с церковными вопросами и вопросы о времени падения Советской власти. В кружке Джетысуйской губ. принимает участие бывший эсер, уверяющий, что власть давит налогом крестьян. Отмечается также увеличение числа различных «чудес» и «исцелений» в ряде районов Союза.

ВВЦС. Прошедший в Москве съезд ВВЦС внес некоторую ясность и определенность в платформу ВВЦС. Несмотря на происшедшую серьезную размолвку между инициаторами организации ВВЦС епископом Борисом и архиепископом Григорием вевецевцы намерены приступить к подготовке осеннего сбора своих сторонников.

Обновленцы. Раскол среди тихоновцев повлек за собой повсеместное укрепление обновленцев. Значительно ослабело наступление тихоновцев на обновленцев.

 

ОБЗОР ПОЛИТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СССР за июль 1926 г.

ДУХОВЕНСТВО

Реакционное духовенство. Сергиевцы, одержавшие победу в борьбе за место блюстительство, приступили к закреплению результатов победы. Конспиративно ими распространяется декларация местоблюстителя Сергия, в которой он указывает на принципиальную несовместимость религии с безбожными идеалами Советской власти и наряду с этим на лояльное отношение духовенства к Советской власти, как ко всякой власти. Митрополит Сергий продолжает посвящать в епископство черносотенцев, как, [например,] бывшего генерал-губернатора князя Джеванова. Арест Палицина и разгрузка Москвы от епископов, значительная часть которых разъехалась по СССР и поселилась в монастырях, дезорганизовали сергиевцев и на время ослабили их. Эмигранты-церковники на последнем Карловацком соборе [26] в июле 1926 года раскололись. Отколовшиеся митрополиты Евлогий и Платон объявили митрополита Антония «арианцем и монофизитом» [27] за своеобразное изложение догматики православия в катехизисе, изъятом по постановлению собора. Своего отношения к расколу сергиевцы не выявили.

ВВЦС. ВВЦСовцы готовятся к предстоящему собору своих сторонников. Их попытка созвать в Москве совещание из со чувствующих им священников окончилась неудачей, приглашенные на собрание не явились. Усиление сторонников ВВЦС отмечено в Уральской обл.

Обновленцы. Деятельность обновленцев направлена на завоевание авторитета и дискредитирование реакционеров за границей. С этой целью они ведут переписку со всеми патриархами, снабжая их различными материалами. Приехавшая в Москву делегация американских общественных деятелей посетила синод, представителям которого обещала оказать материальную поддержку.

Антисоветская агитация духовенства не уменьшается. Постановление последнего пленума ЦК ЦКК [28] истолковывается, как крушение мировой революции, оппозиция - как борьба «жидов» с русскими, смерть Дзержинского считают наказанием за борьбу с духовенством.

 

ОБЗОР ПОЛИТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СССР за август 1926 г.

ДУХОВЕНСТВО

Реакционное духовенство в СССР. Среди сергеевцев (реакционное крыло тихоновцев) имелась попытка легализоваться и зарегистрировать себя, как орган церковной власти. Попытка эта не встретила сочувствия среди церковноприходских советов, стоящих за нелегальное правление; попов, активно стоящих за легализацию, в некоторых случаях изгоняли из приходов.

Последствием разгрузки Москвы от реакционного духовенства явилось значительное уменьшение посещаемости церквей и упадок дисциплины среди оставшегося духовенства.

На ежегодное чествование мощей Серафима Саровского (Саровская пустынь Пензенской губ.) в монастырь съехалось реакционное духовенство и множество богомольцев, в числе которых в значительном количестве находилась мистическая интеллигенция и бывшее дворянство (графы, князья и пр.)

В некоторых районах тихоновщина ведет решительную борьбу с обновленцами. Епископ Августин (Иваново-Вознесенск) предлагает вторично отпевать умерших, отпетых в свое время обновленцами, так как считает последних бесами и еретиками. В Хакасском округе открылось подготовляемое три месяца «чудо-явление Христа». На поклонение собралось до 3000 человек.

Заграничные церковные группы. Склока между эмигрантами-церковниками продолжается. Митрополиты Евлогий и Антоний, ведущие между собой борьбу, исключены из Синода. Евлогий, поддерживаемый берлинским духовенством, стоит за подчинение местоблюстителю в России всей заграничной церкви, Антоний, находящий поддержку у мирян, стоит за возглавление заграничным Синодом русской церкви.

ВВЦС. Положение ВВЦС значительно улучшилось в Уральской обл., Свердловском округе и Рязанской губ. Имеются предпосылки к образованию ВВЦСовского течения в Крыму и Ставрополе. Для укрепления положения архиепископ Григорий выехал в Сибирь и в ДВК.

Обновленцы. Используя склоку в среде реакционного духовенства, обновленцы в целом ряде мест укрепляются (Уральск, Пятигорск, Смоленск, Чита, Курск, Сыр-Дарья). В других местах, несмотря на благоприятную обстановку, положение их значительно слабее (Омск, Ачинск, Владикавказ, Крым и др.). В связи со скверными материальными условиями среди обновленцев имеются случаи снятия сана и перехода в тихоновщину (Иваново-Вознесенск, Омск, Смоленск и другие места).

 

ОБЗОР ПОЛИТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СССР за сентябрь 1926 г.

ДУХОВЕНСТВО

Реакционные церковники. Митрополит Агафангел, уступивший ранее патриаршее местоблюстительство митрополиту Сергею Нижегородскому, в настоящее время ведет при поддержке видных архиепископов работу по восстановлению себя вновь в правах местоблюстителя. Митрополит Сергей, не возражая в принципе против возглавления церкви Агафангелом, боится раскола церкви и откладывает окончательное решение вопроса. Реакционное духовенство на местах уделяет большое внимание обработке рабочих масс и в некоторых случаях достигает успехов. В Сталино и Одессе во время передачи церквей тихоновские попы обращались к рабочим с призывом о поддержке, причем в Сталино подстрекали рабочих шахт к забастовке, а в Одессе спаивали грузчиков водкой.

Обновленцы. Несмотря на частичное укрепление обновленцев на Украине и других местах, положение по сравнению с тихоновщиной менее устойчиво. Поездки Введенского [29] по Сибири и Дальнему Востоку имели своим последствием некоторое укрепление обновленческих приходов. Последнее время обновленцы, пользуясь отсутствием единства тихоновцев, поставили себе задачей завоевать их приходы в уездах Московской губ. С этой целью Введенский объезжает уезды, читая лекции.

ВВЦС. Деятели ВВЦС по-прежнему ведут работу по завоеванию тихоновских приходов и укреплению своего авторитета. Во главе присоединившихся епархий ВВЦС ставит новопосвященных епископов.

Антисоветская агитация духовенства. Пользуясь натянутостью отношений Советского правительства и Англии, а также внутрипартийным положением, отдельные попы ведут антисоветскую агитацию (очень часто в проповедях) о недолговечности Советской власти и скором восстановлении монархии (Кубань, Донской и Канский округа). Под влиянием подобной агитации имеются случаи распада комсомольских ячеек (Смоленск). Наряду с этим странствующие монахи распространяют слухи о появившихся «пророках» и «пророчицах», предсказывающих скорое падение Советской власти (Украина - Старобельский округ, Акмолинская губ.).

 

ОБЗОР ПОЛИТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СССР за октябрь 1926 г.

ДУХОВЕНСТВО

Реакционное духовенство. Митрополит Сергий, согласившийся ранее с передачей права местоблюстительства Агафангелу, отказался от созыва совещания епископов, которое должно было произвести эту передачу.

Сергий в вопросах заграничной церковной жизни не примкнул еще окончательно ни к Евлогию, ни к Антонию Храповицкому и ориентируется пока на митрополита Платона, крупного и весьма активного антисоветского деятеля, находящегося в Америке. Посещение Сергия американской делегацией и беседу с ней он использовал для создания среди тихоновского духовенства мнения, что заграница чрезвычайно интересуется состоянием православной церкви в СССР, разослав эту беседу, отпечатанную на пишущей машинке.

В целях борьбы с обновленцами Сергий в Москве запретил верующим принимать Иверскую икону, которая приносит обновленцам большие доходы. На местах борьба с обновленчеством продолжается, причем в некоторых районах (В.Устюг, Каменский и Новосибирский округа, ДВК, Воронеж, Владимир) приводит к усилению тихоновщины. За отчетный месяц можно отметить рост антисоветской агитации, направленной в первую очередь против культурно-просветительной работы, комсомола и т.д.

Обновленцы. Внутри Святейшего синода имеется группа лиц, преимущественно ленинградцев, настроенных против Введенского на почве того, что он разъезжает по СССР и, читая лекции, зарабатывает большие деньги в то время, как остальным членам синода приходится испытывать значительные материальные затруднения. На местах материальная необеспеченность способствует зачастую переходу обновленцев к тихоновцам.

Американская делегация общественных деятелей в результате пребывания в СССР вынесла благоприятное отношение к обновленческому движению, считая, что «обновленческая церковь динамичная, тогда как тихоновская - рутинная», и обещала вести агитацию за материальную поддержку обновленцам.

ВВЦС. Это движение больше всего укрепилось на Урале, главным образом в Свердловском округе; в некоторых других районах СССР также отмечаются тенденции к росту ВВЦС (Кузнецкий, Майкопский, Сальский, Читинский, Красноярский округа).

 

ОБЗОР ПОЛИТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СССР за ноябрь 1926 г.

ДУХОВЕНСТВО

Реакционное духовенство. Митрополит Сергий, отказавшись от созыва совещания епископов для передачи права местоблюстительства Агафангелу, склонен был принять меры к легализации управляемой им церкви на условиях, приемлемых для советского правительства. Однако под давлением наиболее активных черносотенных церковников он вынужден действовать в направлении избрания патриархом бывшего Казанского митрополита Кирилла, находящегося сейчас в ссылке.

Среди тихоновцев усиливаются раздоры между духовенством и мирянами на почве борьбы за преобладающее влияние в церковной жизни. Реорганизацией церковно-приходских советов, уменьшением их состава до трех человек миряне недовольны, считая, что это уменьшит их влияние в Советах, духовенство же напротив высказывается за реорганизацию.

За последнее время отмечено по Москве развитие религиозно-мистических кружков, состоящих исключительно из интеллигенции и связанных с церковью, кроме того возникло несколько кружков православной молодежи, противопоставляемых комсомолу.

Тихоновцы по-прежнему ведут антисоветскую агитацию, пытаясь в некоторых случаях переносить ее в среду рабочих.

Реакционное духовенство на местах, несмотря на все усиливающиеся в его среде раздоры, продолжает вести ожесточенную борьбу с обновленцами.

 

ОБЗОР ПОЛИТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СССР за декабрь 1926 г.

ДУХОВЕНСТВО

Реакционное духовенство. Подготовлявшиеся выборы в патриархи находящегося в ссылке контрреволюционера казанского митрополита Кирилла происходили под руководством патриаршего местоблюстителя митрополита Сергея, бывшего члена Государственного совета царского времени. Выбирая Кирилла путем сбора конспиративным образом подписей среди видных епископов, активные церковники тихоновцы хотели поставить Советскую власть и верующих перед свершившимся фактом избрания патриарха одним контрреволюционным епископатом. Одновременно с выборами группа антисоветских тихоновских епископов выработала и начала усиленно распространять декларацию в качестве основной платформы нового патриарха. Основные моменты декларации сводились к следующему: церковь и государство - два враждующих полюса, Советская власть - результат «временного настроения» русского народа; все религиозные группировки, за исключением обновленцев, объявляются гонимыми и берутся тихоновской церковью под защиту.

Однако тихоновцам выборы патриарха произвести не удалось, так как реакционная головка во главе с Сергеем была арестована. Арест Сергея внес сумятицу в среду тихоновцев. В связи с арестом Сергея и последующим отказом от местоблюстительства бывшего ленинградского епископа Иосифа Петровых и Фадея Астраханского, временным место блюстителем назначен угличский викарный епископ Серафим, человек весьма недалекий, сразу же пришедшийся не по нутру части тихоновского духовенства. В связи с этим в Москве отмечается стремление к образованию самостоятельных приходов с выборными епископами.

ВВЦС. ВВЦСовцы весьма довольны арестом Сергея и его группы, ВВЦС предполагает выпустить воззвание, направленное против Сергея. Кроме этого ВВЦСовцы предполагают весной 1927 года созвать съезд, на котором собираются дать бой тихоновцам и обновленцам. Вообще позиции ВВЦС за последнее время укрепились.

Обновленцы. Заметно упрочилось также положение обновленцев, чему в значительной степени способствуют наблюдающиеся на местах распри и склоки среди тихоновского духовенства. В конце января обновленцы предполагают созвать очередной пленум, на котором специальным вопросом предполагают поставить вопрос о сектантстве, пригласив на пленум виднейших знатоков сектантства.

[17] Сторонники патриарха Московского и всея Руси Тихона, выступавшего против Советской власти, но в 1923 г. вынужденного изменить свою позицию и призывавшего к сотрудничеству с Советами.

[18] Обновленцы - сторонники религиозного течения внутри Русской православной церкви, стремившиеся приспособить церковь к условиям существования в Советском государстве. Основные группы обновленцев, возникнув в 1922 г., выступили против патриарха Тихона, проповедовали «коммунистическое христианство», провозгласили принцип лояльности Советскому государству, но демагогические проповеди были направлены на разрушение советской власти путем разрушения православной веры изнутри. Внесли ряд изменений в церковное устройство, культ и быт духовенства (женатый епископ, второбрачие духовенства, богослужение на современном языке, демократизация прихода). Суд над обновленцами состоялся в 1938г. Лидеры сбежали за рубеж. Обновленчество как течение прекратило свое существование вскоре после Великой Отечественной войны, когда обновленческое духовенство вместе со своими приходами влилось в Русскую православную церковь.

[19] Каноничность - здесь: соответствие церковному праву.

[20] Гидулянов Павел Васильевич (1874-1937г.г.) - дворянин, магистр церковного права (1905г.), в 1909 г. он получил ординарную профессуру по кафедре церковного права юридического факультета Московского университета, с 1911 - декан этого факультета.
(А. Ю. Андреев, Д. А. Цыганков. Преподавание церковно-богословских дисциплин и подготовка историков в императорском Московским университете.). В 1917-1920 гг. профессор 1-го МГУ, в 1920-1925 гг. консультант Народного Комиссариата юстиции РСФСР по отделу культов, в 1925-1929 гг. научный работник Госплана РСФСР. С 1929 г. персональный пенсионер. С 1932 г. Г. работал в Московском областном архивном управлении. 27.01.1933 г. был арестован по делу о «контрреволюционной националистической фашистской организации («Партия возрождения России»)». Согласно обвинению, инициаторами организации, представлявшей «блок монархиствующих и кадетствующих элементов из среды профессуры и научных работников», ставившей целью государственное устройство России как «республики во главе с сильным национально-фашистского типа правительством, опирающимся на православную церковь», были Гидулянов и священник Павел Флоренский. В обвинительном заключении говорилось, что «в области церковной политики предполагалось заключение унии католической и православной церквей» и что переговоры о заключении унии проводились Гидуляновым. 

[21] «Даниловцы» - монахи Свято-Даниловского монастыря в Москве, сторонники патриарха Тихона.

[22] Митрополит Серафим Чичагов - Чичагов Леонид Михайлович (1856-1937), дворянин, митрополит Варшавский и Привисленский. Почётный член совета «Русского собрания»*, почётный председатель Аккерманского (Румыния) отдела «Союза русского народа»**. В 1922 г. арестован, заключен в Бутырскую тюрьму, затем сослан в Архангельск на 4 года. 7 декабря 1937 г. по обвинению в контрреволюционной монархической агитации расстрелян.
* «Русское Собрание» — одна из старейших правомонархических (черносотенцы) партий России, действовавшая с 1900 по 1917 гг., выступавших под лозунгами монархизма, великодержавного шовинизма и антисемитизма.
** «Союз русского народа» (СРН) — массовая черносотенная монархическая организация, действовавшая в Российской империи с 1905 по 1917 год. Программа и деятельность СРН базировались на монархических, шовинистических и антисемитских идеях, а также православном радикализме.

[23] Автокефалия - административно-самостоятельная церковь в православии.

[24] «Литовцы» - сторонники протоиерея Василия Липковского, провозглашенного сначала епископом Украинской автокефальной православной церкви, а затем возведенного «автокефалистами» в сан «митрополита Киевского и всея Украины». Женатый «епископ» и «митрополит», естественно, не был признан Русской православной церковью.

[25] «Экзархисты» - здесь: сторонники патриаршего экзарха Украины (в 1921-1929 гг.) митрополита Киевского и Галицкого Михаила (Ермакова Василия Федоровича). Ермаков В.Ф. (1862-1929 гг.)- почетный председатель монархического Гродненского Софийского Православного Братства, член Святейшего Синода. 14 апреля 1917 года указом Временного правительства освобождён от присутствия в Синоде вместе с другими его членами (за исключением архиепископа Сергия (Страгородского).

[26] Карловацкий Собор (был созван как Собрание, после переименован в источниках как «Русский Всезаграничный Церковный Собор») проходил в Сремских Карловцах (Сербия) 21 ноября - 2 декабря 1921 г. На соборе были представлены епископы, черное и белое духовенство, видные православные ученые-богословы, эмигрантские политические деятели. Собор принял послание к русской эмиграции с призывом восстановить на престоле династию Романовых, обратился к участникам Генуэзской конференции с просьбой не вести переговоров с представителями Советской власти. Патриарх Тихон, из собственной позиции, часть делегатов собрания во главе с архиепископом Евлогием не поддержала эти политические акции. «Одна из самых зловещих фигур воинствующего национализма» епископ Люблинский и Холмский Евлогий посвятил себя политике и усердно помогал Западу уничтожать Русскую Православную Церковь и Российскую империю в связи с деятельностью, направленной на нарушение канонических отношений между Московской Патриархией и Константинопольским Патриархатом уже из-за границы, и в 1930 году он был отстранен от управления русскими церквами в Западной Европе решением Священного Синода и поддержавшим это решение митрополитом Сергием (Постановление от 24 декабря 1930 года, № 261); в 1946 году перед самой смертью ему разрешено воссоединиться, но тем не менее духовный и политический ущерб миру он принес немалый. 

[27] Арианство - течение в христианстве, не принимающее один из основных догматов официальной христианской церкви о единосущносги бога-отца и бога-сына. Осуждено как ересь церковными соборами. МонофиЗитство (правильно- монофиситство)-учение, трактовавшее соединение двух природ во Христе как поглощение человеческого начала божественным. Господствует в армянской, эфиопской, коптской (египетской) и «яковитской» сирийской церкви.

[28] Вероятно, имеется в виду объединенный пленум ЦК и ЦКК ВКП(б), проходивший 16-23 июля 1926 г. Тезис Сталина и его сторонников о возможности построения социализма в СССР истолковывался оппозицией как отход от идеи мировой революции.

[29] Введенский Александр Иванович (1889-1946) - дворянин, с 1922 г. - один из организаторов и лидер раскольнического движения в СССР, обновленец в сношениях с РПЦ за рубежом. В том же году запрещен в служении Русской православной церковью. С 1923 г. - несмотря на многоженство, обновленческий «епископ», «архиепископ». С 1924 г. - обновленческий «митрополит».

Источник: Сайт исторических материалов, http://istmat.info