1922г. Лубянка-Ленину. Церковь и секты

Марина Северчанская
СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЗОР ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ РСФСР за февраль – октябрь 1922 г. (По данным Государственного политического управления) – http://www.proza.ru/2019/01/02/1470
2. СПЕЦПОЛИТСВОДКА за 12 февраля 1923г. № 35/238 –
http://www.proza.ru/2019/01/02/1476
3. ОБЗОР ПОЛИТЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СССР за февраль – ноябрь 1924 г. - http://www.proza.ru/2019/01/02/1484
4. ОБЗОР ПОЛИТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СССР за январь 1925 г. –
http://www.proza.ru/2019/01/02/1498
5. ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА СЕКРЕТНОГО И ИНФОРМАЦИОННОГО ОТДЕЛОВ ОГПУ [О ПОЛИТИЧЕСКОМ СОСТОЯНИИ СССР] от 17 февраля 1925 г. - http://www.proza.ru/2019/01/02/1493
6. ОБЗОР ПОЛИТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СССР за февраль - июнь 1925 г. –
http://www.proza.ru/2019/01/02/1505
7. ОБЗОР ПОЛИТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СССР за июль - декабрь 1925 г. –
http://www.proza.ru/2019/01/02/1513
8. ОБЗОР ПОЛИТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СССР за январь – декабрь 1926 г. (по данным Объединенного государственного политического управления) –
http://www.proza.ru/2019/01/02/1520
9. ОБЗОР ПОЛИТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СССР за январь – декабрь 1927 г.
http://www.proza.ru/2019/01/02/1571


ОБЗОР ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ РСФСР за февраль 1922 г. (По данным Государственного политического управления)

Совершенно секретно

ДУХОВЕНСТВО

Центральным вопросом, волнующим массу православного духовенства, является вопрос о конфискации церковных ценностей в пользу голодающих. Активной контрреволюционной деятельности духовенство не проявило нигде. Из деятельности прочих групп служителей культа необходимо отметить обнаруженную связь баптистов с организацией АРА. Баптисты, проживающие в голодающих районах, получают из Америки огромное количество продуктов [1].

 

ОБЗОР ВНУТРЕННЕГО ПОЛИТИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ РСФСР за март 1922 г.

ДУХОВЕНСТВО

Деятельность духовенства за отчетный месяц сосредоточивалась преимущественно на вопросах об изъятии церковных ценностей. Весь ход кампании по изъятию распадается на два резко разграниченных периода. До издания Тихоном воззвания к духовенству (о котором говорилось в отчете о политсостоянии крестьянства) последнее вело себя в общем пассивно. С момента получения духовенством воззвания на местах начинается усиленная кампания по провоцированию волнений, распространению слухов о том, что ценности якобы пойдут в пользу коммунистов и т. д. Вместе с тем во многих местах начинаются волнения (Петроград, Шуя, Смоленск, Елатьма и т. д.). Исключительная роль в этих волнениях духовенства несомненна. Чрезвычайно характерным является то, что всюду, где только духовенство относилось более или менее сочувственно к изъятию, никаких волнений не было. Организационной деятельности духовенства в течение отчетного месяца не наблюдалось.

Отмечены частные случаи симулирования церковниками ограбления храмов. В Симбирске несколько священнослужителей были уличены в продаже ценностей спекулянтам.

 

ОБЗОР ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ РСФСР за май-июнь 1922 г.

Православное духовенство

Раскол среди церковников, начавшийся на почве вопроса о том, следует ли оказывать Советской власти содействие в деле изъятия церковных ценностей в пользу голодающим, и распространившийся далее на самые основные вопросы органического строения православной церкви, как известно, приведший к смене высшей церковной иерархии, вплоть до самого патриарха Тихона, за отчетные два месяца перебросился и в провинцию; правда, на местах он носит пока еще весьма неорганизованную и зачаточную форму, но все же нельзя не отметить того, что стихийный напор снизу очень силен и что реакционным группам церковников, в значительном большинстве мест удерживающим церковную власть в своих руках, приходится весьма туго и что борьба разгорается по всему фронту.

Ныне все православное духовенство распалось на три резко отличающиеся друг от друга группы.

Первая группа - это церковники, идущие за высшим церковным управлением и за группой «Живая церковь» [2]. В большинстве случаев - это мелкое духовенство, ранее находящееся в полном загоне. Они проводят на местах собрания, на которых выносят резолюции, приветствующие организации ВЦУ, ведут кампании в прессе в пользу изъятия церковных ценностей, а местами, как это было, например, в Рыбинске, Царицыне, Ростове-на-Дону и пр., даже решаются производить местный переворот.

Вторая группа - это колеблющиеся. Контингент ее главным образом - сановные церковники, запуганные репрессиями и не решающиеся открыто заявить себя сторонниками Тихона. Отдельные представители этой группы втихомолку ведут кампанию против обновленцев [3], но при малейшем нажиме на них они испуганно начинают вопить (даже в прессе) о своей якобы лояльности, приверженности и чуть ли не верноподданности Советской власти и ВЦУ. Группа эта никакой опасности ныне не представляет.

Основная церковная головка, ныне устраненная от дел, представляет собой главный контингент третьей группы. Это - непримиримые. Они повсюду стараются скомпрометировать обновленцев, опорочить их в глазах масс верующих как советских наемников. Однако и они чрезмерной опасности не представляют, ибо, несмотря на всю свою ярость, открыто действовать они все же боятся.

Вся без исключения церковная масса ныне занята подготовкой к предстоящему церковному съезду, которому, видимо, предстоит послужить ареной борьбы между первой и третьей группами церковников (о второй говорить, конечно, не приходится, ибо она представляет собой «мертвое тело» и свалится на ту чашку весов, которая перетянет).

Кампания по изъятию ценностей закончена по всей Республике, исключение составляют некоторые далекие окраины (Сибирь, Туркестан). В общем кампанию можно считать прошедшей удачно, и результаты ее вполне удовлетворительными. Несколько обращает на себя внимание чрезмерно малое количество собранного золота.

В настоящее время по Республике проходит значительное количество процессов церковников, обвиняемых в сопротивлении изъятию, сокрытии или краже ценностей, а также активной поддержке церковной контрреволюции.

Верующие и прочее население к процессам относится в большинстве случаев лояльно, рабочие же и крестьяне почти всегда сочувственно.

 

ОБЗОР ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ РСФСР за июль 1922 г.

ЦЕРКОВНИКИ

В прошлом обзоре была дана характеристика трем основным группам православного духовенства, которые явились результатом нового обновленного движения.

Группы эти следующие: обновленная, выжидающая и реакционная.

Из перечисленных трех течений наиболее многочисленным до сего времени остается реакционное течение, в котором объединены почти все влиятельные и авторитетные среди верующих элементы из церковных верхов.

Раскол среди духовенства, охвативший своим движением почти всю Россию, последнее время замедлился. Это объясняется тем, что обновленцы до некоторой степени исчерпали весь запас попов, которые, благодаря расколу, пошли за реформаторами. Надо сказать, что контингент вербованных состоит из большого количества пьяниц, обиженных и недовольных князьями церкви, что в значительной мере способствует развитию антагонизма между двумя основными течениями духовенства.

Сейчас приток прекратился, ибо более степенные, истинные ревнители православия к ним не идут, среди них последний сброд, не имеющий авторитета среди верующей массы. Этим обстоятельством пользуется реакционное духовенство в целях дискредитирования новообновленческого движения, ему удалось в Челябинске, Самаре и других городах, где ранее обновленцы провели резолюцию в духе поддержки ВЦУ, теперь срывать собрания, выносить резолюции о непризнании ВЦУ.

А о верующей массе и говорить не приходится. Если не считать весьма незначительных единичных переходов на сторону обновленцев, можно считать, что раскол в церкви, расколовший духовенство, не коснулся еще верующей массы. Правда, вопрос этот в сильной степени волнует ее, но она по-прежнему остается верна старым традициям.

Что касается изъятия ценностей, то оно по всей Республике окончательно закончено. Среди духовенства и верующих эксцессов и агитации против изъятия за текущий период времени не наблюдалось.

 

ОБЗОР ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ РСФСР за октябрь 1922 г.

ПРАВОСЛАВНОЕ ДУХОВЕНСТВО

Ослабление влияния ВЦУ. В связи с междоусобицами в среде православного духовенства и происшедшей реорганизацией ВЦУ, работа последнего значительно ослабела. Связь с местами почти совершенно прервалась. На местах же духовенство, предоставленное самому себе, шатается между различными течениями, ни к кому решительно не примыкая.

Развал на местах. Наибольшей популярностью пользуются группы «Живая церковь», «Церковное возрождение», «Древнее», «Апостольская церковь». В глазах местного духовенства авторитет ВЦУ значительно пал.

Неиспользование раздоров в ВЦУ тихоновцами. Раздорами в самом ВЦУ и между отдельными группами воспользовались приверженцы бывшего патриарха Тихона. В Рославльскому. Смоленской губ. епископ Вениамин прогнал уполномоченного ВЦУ, разжаловав попов обновленцев. Аналогичные явления имели место в целом ряде других городов.

Усиление тихоновщины. Усиление ВЦУ к концу месяца. Духовенство тихоновского толка проявляет стремление создать новую группу, как они ее называют «аполитичную».

Все указанные явления имели место в начале октября.

Но к концу же этого месяца положение реорганизованного ВЦУ стало как будто бы улучшаться. Оно наметило своей ближайшей задачей снять со всех церковных должностей приверженцев Тихона и поставить взамен их обновленцев. Контрреволюционной деятельности со стороны духовенства за отчетный период отмечено не было.

 

КРАТКИЙ ОБЗОР ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ РСФСР за октябрь - ноябрь 1922 г.

ДУХОВЕНСТВО

Работа ВЦУ за последнее время несколько усилилась, мирянские обновленческие группы приступили к чистке старых церковных советов. Связь ВЦУ с местами восстанавливается. Чистка тихоновских архиереев продолжается.

Баптисты, объединившись с евангелистами, задались целью объединиться также и с православием, для создания так называемого «Единого Божественного крестьянского фронта» для борьбы с неверием и атеизмом.

[1] За 8 дней до XI съезда, 19 марта 1922 г., в письме В. И. Ленина под пометой «строго секретно» «Товарищу Молотову. Для членов Политбюро о событиях в г. Шуе и политике в отношении церкви» Ленин поясняет необходимость изъятия у Церкви ценностей, кроме решительного удара по черносотенцам, следующим текстом (орфография сохранена):
«именно в данный момент представляет из себя не только исключительно благоприятный, но и вообще единственный момент, когда мы можем 99-ю из 100 шансов на полный успех разбить неприятеля на голову и обезпечить за собой необходимые для нас позиции на много десятилетий. Именно теперь и только теперь, когда в голодных местностях едят людей, и на дорогах валяются сотни, если не тысячи трупов, мы можем (и поэтому должны) провести изъятие церковных ценностей с самой бешенной и безпощадной энергией и нё останавливаясь подавлением какого угодно сопротивления. Именно теперь и только теперь громадное большинство крестьянской массы будет либо за нас, либо во всяком случае будет не в состоянии поддержать сколько-нибудь решительно ту горстку черносотенного духовенства и реакционного городского мещанства, которые могут и хотят испытать политику насильственного сопротивления советскому декрету.» ( Архивы Кремля. В 2-х кн. / Кн. 1. Политбюро и церковь. 1922-1925 гг. - М. - Новосибирск, «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), «Сибирский хронограф», 1997, стр. 140-144)

При экземплярах РЦХИДНИ находится сопроводительное письмо на бланке секретаря СНК РСФСР от 19 марта 1922 г. с текстом: «Экземпляр Владимира Ильича (материалы по вопросу о Шуйских событиях)». На письме гриф: «Строго секретно». Внизу карандашная помета рукой В. И. Ленина: «а архив». Здесь же штамп «Архив т. Ленина» с рукописными датой «8.IV.22» и входящим номером. (Л. 9).
Проведение секретного совещания по изъятию церковных ценностей на XI съезде РКП(б) было намечено В. И. Лениным еще 12 марта 1922 г. В 13 часов 35 минут в ЦК РКП(6) Н. С. Аллилуевой по телефону была принята срочная телеграмма В. И. Ленина В. М. Молотову. В ней Ленин требовал немедленной отправки «от имени ЦК шифрованной телеграммы всем губкомам о том, чтобы делегаты на партийный съезд привезли с собой возможно более подробные данные и материалы об имеющихся в церквах и монастырях ценностях и о ходе работ по изъятию их» (Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 54. С. 206). Этим же днем за подписью В. М. Молотова на места ушла шифротелеграмма, повторяющая текст телеграммы В. И. Ленина (см. № П-34).
Для секретного совещания секретарей губпарткомов и председателей губисполкомов, приехавших на XI съезд РКП(б), Л. Д. Троцкий разработал 30 марта теоретическую записку с «практическими выводами» о политике в отношении церкви (см. № 23-29). Записка в тот же день была утверждена опросом как постановление Политбюро, что подтверждено 2 апреля 1922 г. протоколом № 117 (см. № 23-34). Совещание состоялось 30.03 1922 г.

[2] «Живая церковь» - одна из групп «обновленческого» течения в Русской Православной церкви в мае 1922 г., действовавшая за лояльное отношение к органам государственной власти, пыталась возглавить РПЦ.

[3] Обновленцы - сторонники радикального обновления церковной жизни в России. На Поместном соборе 1917-1918 гг. «демократическое духовенство» оказалось в значительном меньшинстве. Они получали значительную политическую и финансовую поддержку от зарубежных лиц, в частности «Американской делегации общественных деятелей» ( Обзор за октябрь 1926 г.), которые использовали их как средство раскола Русской Православной церкви изнутри.

Источник: Сайт исторических материалов, http://istmat.info