1924г. Лубянка-Сталину. Обновленцы и тихоновцы

Марина Северчанская
 «Совершенно секретно»: Лубянка-Сталину о положении в стране

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЗОР ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ РСФСР за февраль – октябрь 1922 г. (По данным Государственного политического управления) – http://www.proza.ru/2019/01/02/1470
2. СПЕЦПОЛИТСВОДКА за 12 февраля 1923г. № 35/238 –
http://www.proza.ru/2019/01/02/1476
3. ОБЗОР ПОЛИТЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СССР за февраль – ноябрь 1924 г. - http://www.proza.ru/2019/01/02/1484
4. ОБЗОР ПОЛИТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СССР за январь 1925 г. –
http://www.proza.ru/2019/01/02/1498
5. ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА СЕКРЕТНОГО И ИНФОРМАЦИОННОГО ОТДЕЛОВ ОГПУ [О ПОЛИТИЧЕСКОМ СОСТОЯНИИ СССР] от 17 февраля 1925 г. - http://www.proza.ru/2019/01/02/1493
6. ОБЗОР ПОЛИТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СССР за февраль - июнь 1925 г. –
http://www.proza.ru/2019/01/02/1505
7. ОБЗОР ПОЛИТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СССР за июль - декабрь 1925 г. –
http://www.proza.ru/2019/01/02/1513
8. ОБЗОР ПОЛИТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СССР за январь – декабрь 1926 г. (по данным Объединенного государственного политического управления) –
http://www.proza.ru/2019/01/02/1520
9. ОБЗОР ПОЛИТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СССР за январь – декабрь 1927 г.
http://www.proza.ru/2019/01/02/1571


1924 год

ОБЗОР ПОЛИТЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СССР за февраль 1924 г.

Совершенно секретно

Православное духовенство. Наряду с кое-какими успехами тихоновцев в борьбе с обновленцами [3] (Одесса, Крым, Ойротская обл.) замечается все же понижение их активности и переход от Тихона к обновленческому Синоду (Сибирь).

Недовольство Тихоном в среде реакционных епископов и мирян (ввиду введения им нового стиля) перебросилось в провинцию, вызывая там автокефальные стремления (Симбирская, Астраханская губ.). Автокефализировались единоверцы, избрав себе епископом Николая (до этого они были связаны с православной церковью) по тем же причинам недовольства.

Ряд недовольных Тихоном епископов получили назначения в отдаленные епархии, но отказались ехать. На Украине отмечается блок тихоновцев и обновленцев в борьбе с автокефалистами.

В связи с распоряжением НКЮ о запрещении чествования лиц, находящихся под судом, ряд епископов обратился к Тихону с предложением распорядиться о непоминовении его. Тихон отказался дать такое распоряжение, боясь, что оно будет истолковано как отказ от церковной власти.
Секты. Среди групп сектантов усиливается борьба вокруг вопроса о признании обязательности воинской повинности. Среди баптистов усиливается недовольство ВСЕ. Царицынская и приамурская общины решили считать обязательной воинскую повинность даже с оружием в руках. Кавказские баптисты [3*] подготавливают аналогичное разрешение вопроса на своем съезде. Раскол по данному вопросу наблюдается и среди евангелистов [3"].

Мусульманское духовенство. Районный съезд мусульманского духовенства в Сибири в большинстве был в общем лояльным по отношению к Советской власти. Меньшинство реакционного томского духовенства покинуло съезд, считая мухтасиба Валиева «революционным» [3/].

ЦДУ рассылает мухтасибам копию удостоверения, выданного тов. Смидовичем 2 января с.г., в котором говорится, что в законах СССР нет запрещения преподавать детям моложе 18 лет религию по желанию родителей. Пользуясь этим, мусульманское духовенство приступает уже на местах к обучению малолетних религии по группам в 1050 человек.

 

ОБЗОР ПОЛИТЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СССР за апрель 1924 г.

Православные церковники.

Тихоновцы. Прекращение дела Тихона [4] усилило позиции тихоновцев. Усиление их активности отмечается в Пензенской, Тамбовской, Псковской, Ставропольской и Ярославской губерниях и на Урале. Посылаемые на места тихоновские епископы первой задачей своей ставят создание церковно-административного органа. Созданы и функционируют епархиальные управления в городах Тобольске, Харькове, Екатеринославе, Ставрополе, Нижне-Тагильском округе, на Урале и другие. Органы эти нелегальны, ибо местной властью не зарегистрированы. В других местах организационными центрами тихоновщины являются реакционные общины и объединения церковников и мирян (иркутская «Инициативная группа», «Объединенный совет» г. Омска, ишимский «Комитет по борьбе с обновленчеством» и др.). Характерна ориентация тихоновцев на мирян. На совещании трех епископов в г. Казани вынесено постановление «держать курс на мирян». В борьбе с обновленцами тихоновцы применяют всякие меры, изгоняют обновленцев из храмов, вынуждают к слезному покаянию или же насильно захватывают церковь. Используется также монашество, агитация которого на периферии отмечена в губерниях: Казанской, Енисейской, Тамбовской, Харьковской, Псковской и областях Карсской, Зырянской и Терской.

Усиливается и антисоветская агитация тихоновцев. В Енисейской губ. ими распространялись листовки Харбинского религиозно-монархического общества, в Кубано-Черноморской обл. - монархическая литература. В Иркутске торжественно вскрыты мощи местного святого Иннокентия. В Казани имело место торжественное анафематствование всех безбожников.

Обновленцы. Местами среди обновленцев наблюдается определенное разложение. В Курской губ. они группами каются и переходят в подчинение Тихону. В Вологодской губ. обновленцы предлагают тихоновцам создать коалиционное епархиальное управление. Ослабление деятельности обновленцев отмечается в губерниях Псковской, Витебской, Иваново-Вознесенской и Новониколаевской. Все же обновленцы более сорганизованы и, имея легальные церковно-административные органы, готовят соответствующий отпор тихоновцам. Ими успешно проведен ряд епар[хиальной] работы. В Самарской и Акмолинской губерниях ими создаются церковные журналы и подготовляется издание журнала в Иркутске.

 

ОБЗОР ПОЛИТЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СССР за май 1924 г.

ДУХОВЕНСТВО

Тихоновцы. За отчетное время замечается примирение патриарха Тихона с пресвитером Красницким, возглавляющим группу живоцерковников. Не менее важным в жизни тихоновской церкви следует отметить послание константинопольского патриарха Григория УП, в котором Тихон объявляется низложенным и единственной законной властью России признается обновленческий синод. Как отразятся эти два фактора в жизни провинциальных тихоновцев, решать пока не приходится, так как на местах об этом еще ничего не известно, но пока в связи с амнистией Тихона, легализировавшей его деятельность, тихоновщина усиливается в ряде губерний - Томской, Тамбовской, Курской, Донецкой и др.

Обновленцы. События, имевшие место в тихоновской церкви, усилили активность обновленцев.

В своем послании, в связи с примирением Тихона с Красницким, обновленческий синод подчеркнул полное отмежевание его от обеих церковных реакционных групп. Положение синода укрепилось также признанием его константинопольским патриархом.

Но все же деятельность обновленцев на местах несколько пошатнулась, что объясняется оживлением тихоновщины, а главным образом большими и слабыми средствами обновленческих приходов. Например, в одной Харьковской губ. по этой причине закрылось 27 обновленческих церквей.

 

ОБЗОР ПОЛИТЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СССР за июнь 1924 г.

Быт деревни

Рост религиозных настроений. Угроза неурожая вызвала сильный рост религиозных настроений. Почти везде крестьяне приглашают попов для устройства молебнов и освящения полей, при этом в ряде губерний отмечается сильное озлобление действиями ячеек РКП и волисполкомов, не дающих разрешения на устройство крестных ходов (Тамбовская губ., Донская обл. и другие). В отчетном периоде зарегистрирован ряд случаев использования настроений деревни духовенством в виде появления ряда «чудес», к которым стекаются большие толпы паломников. В Костромской губ. имело место массовое паломничество к колодцу, вырытому «святым Пахомием». Сюда стекались громадные толпы паломников ввиду пущенных слухов о чудесном исцелении калек и т.д. Такой же «чудесный» колодец открыт в Тамбовской губ. (был пущен слух, что у колодца «к пастуху явились три иконы»), В Курской губ. имело место «обновление» креста на Знаменском монастыре (крест был хорошо позолочен и ярко блестел), там же были «чудеса» исцеления. В Царицынском у. громадные толпы народа привлек слух о «явлении бога к крестьянскому мальчику». К месту «явления» стеклась 1 июня толпа в 3000 богомольцев, которая была местными коммунистами разогнана. Задержано до 50 человек, в том числе двое, явившиеся инициаторами слухов. Среди богомольцев это вызвало сильнейшее возбуждение. Сильная волна религиозных настроений в последнее время отмечается и на Украине.

Православное духовенство.

Тихоновцы. Крупные церковные деятели в Москве и провинции недовольны примиренческой, по отношению к обновленчеству, политикой Тихона. Особо влиятельные и авторитетные церковники и миряне Москвы решили создать группу, задачей которой должно быть влияние на Тихона. На церковную политику Тихона провинция реагирует различно. Часть считает примирение изменой православию, причем намеревается автокефализироваться (Орловская, Костромская и Тамбовская), другая считает примирение результатом осознания обновленцами своей слабости (Астраханская, Псковская, Рязанская, Алтайская, Смоленская и Семипалатинская губернии). Борьба тихоновцев с обновленцами, несмотря на примирительную политику Тихона, продолжается. Им удалось завоевать преобладание в ряде губерний.

Активно способствуют тихоновцам монастыри. Бродячие монахи ведут агитацию среди крестьян за тихоновщину. Значительную роль в тихоновской агитации играют церковно-приходские советы, сплошь и рядом состоящие из лиц контрреволюционно настроенных. В Сибири и на Урале в этих советах выявлены члены «Союза русского народа».

Среди тихоновцев выявляется ряд религиозно-монархических организаций. В Воронежской губ. имеется такая организация под названием «Комитет спасения», в своих воззваниях прямо призывающая к восстанию. В Иркутской губ. попами и кулаками было подкуплено лицо, бросившее гранату в клуб РКСМ во время антирелигиозного вечера (несколько человек ранено). В Тамбовской и Актюбинской губерниях попы призывали к выступлению во время закрытия церквей. В ряде других губерний ими велась агитация против Советской власти, налогов, кооперации, проповедывался конец мира, поминался в богослужениях Николай Николаевич, распространялась антисоветская литература. Отмечена также попытка связаться с заграницей (Приморская губ.).

Обновленцы. Наиболее важным событием в жизни обновленческой церкви было предсоборное совещание, которому предшествовали епархиальные съезды в губерниях. Главным вопросам на соборе было отношение к тихоновщине. На местах выявилась тенденция примирения с Тихоном ввиду затруднительного материального положения обновленцев, трудности борьбы с тихоновщиной, склочничества, а отчасти и под влиянием на них тихоновщины. Несмотря на усиленную агитацию тихоновцев на обновленческом соборе за примирение, собор высказался против примирения и за энергичную борьбу с тихоновщиной.

 

ОБЗОР ПОЛИТЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СССР за июль 1924 г.

Настроение и быт деревни

Рост религиозных настроений. Почти повсеместно наблюдается усиление роста религиозных настроений в деревне, принимающих особенно сильные формы в неурожайных районах. Весьма характерно в этом отношении массовое появление «чудес» (в июле отмечено по губерниям Воронежской, Псковской, Брянской, Волынской, Пензенской, Харьковской, Саратовской и др.) в виде обновления икон, «исцеляющих источников» и т.п. В Подольской губ. крестьяне одного села откапывали трупы и молились им о ниспослании дождя. В Немреспублике усиление религиозных настроений среди секты «бетбрудеров» («братья молитвы») приняло форму сумасшествия. В Донецкой и Рязанской губерниях имели место серьезные эксцессы на почве закрытия церквей. Повсюду духовенство использует эти настроения, организуя большие крестные ходы и усиливая антисоветскую агитацию (Курская, Рязанская, Тамбовская и украинские губернии).

Православное духовенство.

Тихоновцы. В связи с недовольством реакционной части духовенства и мирян примиренческой политикой Тихона последний объявил прерванными всякие сношения с Красницким и распустил епископат, бывший сторонником примирения. На местах, где об этом еще не стало известно, продолжает наблюдаться растерянность. Ряд общин автокефализировался, был даже случай автокефализации целого округа. В Ульяновской губ. растерянность заставила тихоновцев подчиниться обновленческому епархиальному управлению.

Деятельность тихоновцев за отчетный период была весьма активна. Помимо нескольких малых съездов и подготовки к крупным повсеместно велась борьба с обновленцами. Особенно усилилась активность в Сибири, где тихоновцами захвачены 32 общины, принадлежавшие обновленцам (Омская губ.). Видную роль в антиобновленческой работе играют монахи, восстановившие в некоторых монастырях целиком старые монастырские порядки. Некоторые монастыри даже стали постригать в монахи желающих. Другим еще более сильным оплотом тихоновщины являются церковно-приходские советы, в которые входят интеллигенция, бывшие офицеры и торговцы. На почве антисоветской деятельности церковников местами имели место беспорядки (в Омской губ. при передаче казачьего собора обновленцам, в Пороховой слободе Татреспублики во время крестного хода). В Иркутской губ. тихоновцами распространялись черносотенные воззвания.

Обновленцы. Основным моментом в жизни обновленцев является разногласие на июньском предсоборном совещании по вопросу о примирении с Тихоном. Разногласие это приняло форму разрыва с американской методистской епископальной церковью и представитель этой церкви отказался субсидировать обновленческую академию. Кроме того, отмечен переход на сторону Тихона нескольких обновленческих епископов.

Деятельность обновленцев за отчетный период выразилась в организации церковных административных центров, проведении ряда съездов и подготовительной работе к отколу некоторых тихоновских церквей. Значительно усилились обновленцы в Костромской губ. (к ним примкнул целый благочинный округ), в Пензенской и в Курской. Наряду с этим отмечается и обратное явление. В Минске к Тихону присоединился епископ Мельхиседек, на Урале Иоасаф Уфимский. Все же положение обновленцев довольно твердо и вероятно еще более укрепится с приездом константинопольского патриарха, намеревающегося канонизировать обновленческий синод.

 

ОБЗОР ПОЛИТЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СССР за август 1924 г.

Православная церковь.

Тихоновцы. На почве примирения Тихона с Красницким верующие на местах все еще продолжают волноваться.

В некоторых губерниях заметны тенденции к образованию автокефалий или вхождение в непосредственное общение с восточными патриархами. Такие стремления отмечаются в Ленинградской, Екатеринославской и Вятской губерниях.

Дезорганизация, внесенная резолюцией Тихона о прекращении общения с Красницким, продолжается на Украине - в Харьковской губ., Киевской и Одесской губерниях.

Посланию Константинопольского патриарха [5] уделялось мало внимания, но эти настроения еще не изжиты.

Под влиянием все той же резолюции последователи Тихона во многих губерниях не только успокоились, но и весьма повысили свою активность, в результате чего повсеместно отмечается подъем «тихоновщины». Особенно силен подъем в Тамбовской, Рязанской, Пензенской и Алтайской губерниях, где тихоновцы имеют абсолютное большинство.

В отчетный период отмечается стремление к организации церковно-административного аппарата на местах и в центре. На местах существует ряд незаконных (нелегальных) церковных управлений в губерниях Иркутской, Брянской, Уральской, Ульяновской, Рязанской и других губерниях.

Тихоновцы, желая объединить своих сторонников и создать вокруг этих объединений актив, создали несколько объединений, как например, в Брянской, Орловской, Киевской губерниях.

В жизни местных организаций отмечены явления массовых перевыборов церковно-приходских советов с целью удаления из них наиболее антисоветски настроенных элементов.

Случаев черносотенной и антисоветской агитации было немного, они наблюдались в Орловской, Архангельской, Иркутской, Вятской, Алтайской губерниях и Сибири.

Антисоветские слухи среди церковников вращались, главным образом, около англо-советских переговоров.

Обновленцы. Обновленчество в некоторых местах под натиском развертывающейся тихоновщины заметно ослабело.

В последнее время наблюдается переход обновленцев к Тихону (в Москве, Моробласти, Тамбовской, Рязанской, Иваново-Вознесенской, Пензенской, Алтайской и других губерниях). Тяга к тихоновщине и отход от обновленчества объясняется рядом условий, из которых главную роль играют: давление на попов-обновленцев реакционных церковно-приходских общин, в которых они состоят, и затруднительное материальное положение самих обновленцев, и, кроме всего, рядом высших органов Республики до ВЦИКа включительно сделан ряд распоряжений о передаче обновленческих церквей тихоновцам и др. Несмотря на ряд неблагоприятных условий, тяжелое положение обновленцев наблюдается не везде, так, например, в губерниях Харьковской, Тульской, Одесской, Новониколаевской, Забайкальской, Амурской, Приморской и др. они сохранили свое господствующее положение. В Забайкальской, Харьковской губерниях, Чите ими был проведен довольно успешно ряд съездов.

 

ОБЗОР ПОЛИТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СССР за сентябрь 1924 г.

Быт деревни

Рост религиозных настроений. Рост религиозных настроений, обозначившийся в связи с недородом, продолжает наблюдаться. Духовенство, почувствовавшее укрепление почвы под своими ногами, усилило свою агитацию. Особенно широко религиозное движение развивается по Украине, где секты и общины православной церкви с каждым днем количественно увеличиваются. Религиозная агитация весьма часто принимает форму политической (против посылки детей в советские школы, против комнезамов, коммунистов, евреев). Продолжает отмечаться появление многочисленных «чудес», привлекающих к себе тысячные толпы. Отмечены случаи, когда женщины вырывали мертвецов из могил с целью вымолить дождь. Усиление влияния духовенства происходит благодаря сильной поддержке со стороны кулаков.

ДУХОВЕНСТВО

Борьба обновленцев и тихоновцев. По-прежнему продолжается борьба тихоновцев и обновленцев. В губерниях Владимирской, Орловской, Тульской, Костромской, Архангельской, Вологодской, Харьковской, Кубанском округе и Горской республике отмечается в отчетном периоде некоторое усиление обновленчества за счет тихоновщины. Укрепление и усиление тихоновщины отмечено в Пензенской, Псковской, Смоленской, Донецкой, Одесской, Ставропольской, Астраханской, Ульяновской, Самарской, Омской, Иркутской, Томской, Новониколаевской и Алтайской губерниях. В Новгородской губ. тихоновцы устраивают через подставных лиц попойки с видными обновленцами, чтобы скомпрометировать их в глазах мирян. В Смоленской губ. тихоновцы с целью дискредитирования обновленцев пускают в ход провокацию. В Харьковской губ. между двумя тихоновскими епископами Иоанникием и Ануфрием во время богослужения возникла драка, в которой приняли участие сторонники того и другого, в результате оба епископа были изгнаны из церкви. В Волынской губ. отмечается усиление религиозной агитации духовенства путем устройства всякого рода вечеров и бесед. В Саратовской губ. отмечены случаи антисоветской деятельности со стороны тихоновцев. В Мар[ийской] области путем обложения местных крестьян собрано 1900 пуд. ржи на постройку церкви. В Омской губ. отмечены два случая покушения на попов от имени «Общества по борьбе с поповщиной».

 

ОБЗОР ПОЛИТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СССР за октябрь 1924 г.

Православные церковники

Тихоновцы. В целом ряде местностей отмечается определенное усиление тихоновцев. Против обновленческой работы в некоторых губерниях выступают нелегальные церковно-административные центры. Таковыми являются епархиальные управления (Витебское, Северо-Двинское, Иркутское и др.), епископские советы из наиболее активных попов (Брянск, Ленинград и другие города), объединения уездного масштаба вокруг викарных епископов. Наряду с этим имеются организации мирян исключительно для борьбы с обновленцами («Комитет обороны церкви» в г. Смоленске, «Инициативная группа» в г. Иркутске, «Духовный комитет» в Якутии и др.).

Нелегальные учреждения тихоновцы пытаются легализовать (Московское епархиальное управление). В Донском монастыре, объединяющем центре Тихона, происходят совещания по вопросу о составе организуемого синода.

Монахи. Интенсивную антиобновленческую работу развивают монастыри (Приморская, Татреспублика и др.). Монашествующие развивают эту свою деятельность в отдаленных районах. В Череповецкой губ. монахи мужского монастыря, передаваемого обновленцам, возбудили против последних крестьян. Толпа крестьян до 300 человек начала избивать обновленцев и разбежалась только с прибытием воинского отряда.

Антисоветская агитация тихоновцев. Повсюду тихоновцы ведут антисоветскую агитацию, распространяя всякого рода провокационные слухи. Епископ Ярославский произносил обличительные речи против «безбожного правительства». Используется всякое неблагоприятное Советской власти событие (недород, наводнение и т.п.) для подчеркивания проявления «кары божьей» (Орловская губ.), в Приморской губ. отмечена агитация попа среди красноармейцев. Отмечено распространение попами слухов о Николае Николаевиче и Кирилле Владимировиче.

Обновленцы. Обновленцы в отчетном периоде несколько ослабели. Это отмечено и по Сибири, где обновленцы были особенно сильны (к тихоновцам перешло по Омской губ. 17 церквей, Алтайской - 22). В Гомельской губ. на созванное обновленческим епархиальным управлением совещание явился один поп. В Самарской губ. к тихоновцам перешел обновленческий епископ и почти весь Пугачевский у., бывший обновленческим.

Ввиду слабой поддержки обновленцев со стороны мирян они материально обеспечены плохо и настроение среди них упадочное. На съезде обновленцев в Сибири многие даже твердые обновленцы высказывали мысль, что не следовало начинать борьбу с тихоновцами, так как от этого выигрывает только Советская власть. Тенденции к примирению с Тихоном сильны и проскальзывали даже на некоторых съездах обновленцев.

Борьба с тихоновщиной. Наряду с этим в обновленческих кругах местами ведется усиленная борьба с тихоновщиной. Сибирский обновленческий церковный совет создал «пятерку по борьбе с тихоновщиной». Созданы также «тройки» в губерниях Забайкальской, Акмолинской, Московской, Татреспублике и др. Районы, где обновленцы сильны: Крым, Ленинград, Татреспублика (кроме Казани), Ульяновская губ., Туркестан.

 

ОБЗОР ПОЛИТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СССР за ноябрь 1924 г.

Православная церковь

Тихоновцы. Борьба тихоновцев с обновленцами ведется все с той же остротой, что и в прежние месяцы. Тихоновцы выступают с проповедями обличительного характера, организуют тихоновские группы для захвата обновленческих храмов. Другим способом борьбы с обновленцами является налаживание церковно-административного аппарата тихоновцев, на что ими и было обращено усиленное внимание. На вакантные кафедры посылались епископы, наиболее активные и твердые в своих убеждениях. Так, уральским епископом назначен один из бывших организаторов дружины «Святого креста» при Колчаке. На местах создавались епархиальные управления, иногда легальные (местами на легализацию их не обращалось внимания). Наибольшую активность проявили следующие нелегальные объединения: Псковский церковный совет, Уральский епархиальный совет, Ярославский совет, Семипалатинское епархиальное управление (уже не существующее), уездная рада в Шевченковском округе Киевской губ., Смоленский благочинный совет.

Тихоновцами также намечается провести ряд съездов. Один им удалось провести: в Александровском районе Киевской губ., где собралось 10 избранных попов. На съезд никакого разрешения не испрашивалось, вообще тихоновцы в последнее время очень мало считаются в своей деятельности с административно-государственными положениями и правилами, касающимися церкви, что следует объяснить слишком слабыми наказаниями, накладываемыми за эти нарушения, а также непривлечением вообще виновных к ответственности.

Большую помощь тихоновцам по-прежнему оказывают монахи, особенно бродячие, проводившие объединение мирян под лозунгом борьбы с атеизмом и атеистами. Им удалось добиться организации ряда братств и других объединений мирян (Ржевское сотрудничество и кружки «ревнителей церковного пения» в Москве, Кирилло-Мефодиевское братство в Киеве и др.). Кроме того, объединения мирян отмечены в Ленинграде, на Урале и Сибири.

За отчетное время тихоновцами распространялись воззвания: епископа Соловья (в Череповецкой губ., отпечатанные на стеклографе), брошюры обличительного характера против большевиков (в Акмолинской губ.). В Приморской губ. найдено до 2000 экз. антисоветского воззвания, распространяемого монахами Щацкого монастыря. Кроме того, в ряде мест велась монархистская агитация, распространялись разные ложные и провокационные слухи и т.д.

Обновленцы. Борьба обновленцев с тихоновцами имеет своей целью остановить рост успеха последних, имеющих за собою значительные массы верующих несмотря на то, что у них незначительное количество церквей. В Сибири, например, обновленцы имеют в своих руках 80% церквей, но тихоновцы продолжают успешно борьбу с обновленчеством, и в результате ее 15 обновленческих епархий в Сибири, объединяемые Сибирским церковным советом, за ноябрь послали совету только 35 руб. обязательных взносов. Тяжелое материальное положение обновленцев является причиной их тяги к тихоновщине. Характерным для обновленческого движения является тенденция большинства обновленческих съездов к прекращению борьбы с тихоновцами и обращению совместных усилий в борьбе с атеизмом. Обновленцами проведены съезды в целях большего объединения для борьбы с тихоновщиной: 2-й Всекрымский, краевой Юго-Восточный, Акмолинский, Амурский, Забайкальский, Витебский и ряд уездных и благочинных. Съезды принимали решения продолжать борьбу с тихоновщиной. Полная победа обновленческого движения констатируется лишь в Царицынской и Приморской губерниях.

Для поднятия авторитета обновленческих попов в глазах мирян проводилась «чистка» и подтягивание их в отношении их личной жизни (Пензенская губ.).

Сектанты

Усиленная хозяйственная деятельность характерна для различных сектантских группировок. Наиболее сильными в этом отношении выказали себя меннониты и баптисты, имеющие в своих хозяйствах новейшие сельхозмашины (тракторы, например), которыми пользуется окружающее население. Баптисты обращают серьезное внимание на кооперацию. Больших успехов в этой области они достигли в Одесской губ., где их молочно-приемными и маслодельными пунктами охвачен Ландауский район. В Мелитопольском округе баптисты имеют несколько племенных скотоводческих хозяйств. Через свои экономические базы они снабжают население литературой кооперативного издательства «Слово жизни». Баптисты приступили к организации мелких производственных объединений, как например, Харьковское кооперативное товарищество «Кустарь-будинник», выполняющее мелкие работы по металлопромышленности.

Следует отметить, что в хозяйственных предприятиях устраняется резкая грань между различными сектами, сотрудничающими в них сообща. В этом отношении интересное явление представляет собой «сектантский коллектив», организованный из 1500 евангелистов, баптистов и трезвенников. Коллектив взял в аренду ткацкую ф-ку «Высоковекую м-ру» в Клинском у. Московской губ. Полная нагрузка фабрики 5000 рабочих. Предполагается не нанимать рабочих, прежде работавших на фабрике, а ограничиться сектантскими работниками.

Хозяйственные предприятия сектантов дефицитны и пользуются дотациями заграничных организаций, за что последние получают возможность знакомиться с сельскохозяйственной и политической жизнью страны и освещать ее в заграничной прессе (квакерский корреспондент послал ряд статей в лондонский журнал «Христианский вестник»).

Общим моментом в деятельности всех сект является работа среди молодежи. В Псковской губ. организован баптистский кружок молодежи, в Ново николаевской губ. евангелистский кружок, здесь же начал издаваться специальный орган «Наши звуки». Кроме того, сектантами велась антиналоговая и антимилитаристическая агитация.

По отдельным сектам отмечается:

У толстовцев — усилилась связь секты с заграничным непротивленческим интернационалом. В Москве организована его ячейка. Получен бюллетень заграничного объединения в 11 экз. (на английском языке). В работе секты заметно оживление, ими разослано циркулярное письмо.

У баптистов — самарские и воронежские общины, неудовлетворенные сектой, почти полностью перешли к евангелистам.

У евангелистов — тамбовский и московский окружные съезды стали на сторону признания военной службы.

ПРИЛОЖЕНИЕ: на 2-х страницах.

Зампред ОГПУ Ягода
Начальник Информотдела ОГПУ Прокофьев

С подлинным верно: Секретарь Информотдела
Соловьев

Источник: «Совершенно Секретно»: Лубянка Сталину о положении в стране (1922-1934 гг), т.2 1924 г., ч.1,2, Москва, 2001.
Архив: ЦА ФСБ Ф. 2. Оп. 2. Д. 752. Л. 128, 130-140 об. Заверенная копия.

[3] Обновленцы - члены организационно оформившегося в 1922 г. движения церковных служителей, выступавшие против патриарха Тихона и его сторонников- тихоновцев. В 1923-1925 гг. обновленческую церковь возглавлял архиепископ Могилевской губернии Константин (Булычев). Основными группировками обновленцев были «Живая церковь», «Церковное возрождение», «Союз общин древнеапостольской церкви».
[3*] Баптисты (от греч. baptiz; — крещу, погружаю) — члены общин, получившие название за особые взгляды на обряд крещения. Одна из наиболее крупных религиозных сект Российской империи и Советской России. Численность их стала быстро расти после октября 1917 г., когда баптисты заняли ярко выраженную антимилитаристскую позицию. По данным СО ОГПУ, на начало 20-х годов общая численность баптистов колебалась от 2,5 млн до 3 млн человек (РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 87. Д. 176. Л. 184, 185-187).
[3"] Евангелисты (греч. благовестники) — религиозная секта, довольно длительное время существовавшая в царской России. До 1917 г. не имела ярко выраженного интереса к вопросам в отношении военной службы. Однако рядовые члены евангелистских общин зачастую ее несли, особенно во время I Мировой войны. В начальные годы нэпа среди евангелистов усилились споры относительно воинской повинности. Всесибирский съезд евангелистов и некоторые другие собрания евангелистских общин высказались «за безусловное отбывание воинской повинности». К середине 20-х годов в ряде общин на почве личной неприязни и распрей произошел раскол на ряд самостоятельных течений. Отмечались случаи, когда евангелисты, занимая антисоветские позиции, в союзе с кулаками проводили в состав сельских Советов своих ставленников.
[3/] Валиев - первый имам-хатыб Гариф Валеев в Татарской магометанской слободе г.Новониколаевска (с 1926г. Новосибирск). Статья о Г. Валиеве по архивным материалам «Мулла Гариф Валеев, имам-хатыб Новониколаевский и Новосибирский» 17.08.2012 на сайте «ИсламРФ» https://www.islamrf.ru/news/culture/legacy/23516/   

[4] Прекращение дела Тихона - прекращение судебного дела против патриарха Московского и всея Руси Тихона (В. И. Белавина), начатого в 1922 г. Намеченный судебный процесс был отложен. 16 июня 1923 г. Тихон обратился в Верховный суд с соответствующим письмом, 27 июня 1923 г. патриарх оказался на свободе. 21 марта 1924 г. президиум ВЦИК вынес постановление «О прекращении дела по обвинению гр. Белавина В. И.».

[5] Константинопольский патриарх - Григорий VII, в своем послании провозгласивший низложение патриарха Московского и всея Руси Тихона и признавший единственной законной властью в России обновленческий Синод во главе с пресвитером Красницким.


источник: сайт исторических материалов, http://istmat.info