1925 июль-дек. Лубянка-Сталину. Раскол в РПЦ

Марина Северчанская
 «Совершенно секретно»: Лубянка-Сталину о положении в стране

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЗОР ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ РСФСР за февраль – октябрь 1922 г. (По данным Государственного политического управления) – http://www.proza.ru/2019/01/02/1470
2. СПЕЦПОЛИТСВОДКА за 12 февраля 1923г. № 35/238 –
http://www.proza.ru/2019/01/02/1476
3. ОБЗОР ПОЛИТЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СССР за февраль – ноябрь 1924 г. - http://www.proza.ru/2019/01/02/1484
4. ОБЗОР ПОЛИТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СССР за январь 1925 г. –
http://www.proza.ru/2019/01/02/1498
5. ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА СЕКРЕТНОГО И ИНФОРМАЦИОННОГО ОТДЕЛОВ ОГПУ [О ПОЛИТИЧЕСКОМ СОСТОЯНИИ СССР] от 17 февраля 1925 г. - http://www.proza.ru/2019/01/02/1493
6. ОБЗОР ПОЛИТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СССР за февраль - июнь 1925 г. –
http://www.proza.ru/2019/01/02/1505
7. ОБЗОР ПОЛИТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СССР за июль - декабрь 1925 г. –
http://www.proza.ru/2019/01/02/1513
8. ОБЗОР ПОЛИТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СССР за январь – декабрь 1926 г. (по данным Объединенного государственного политического управления) –
http://www.proza.ru/2019/01/02/1520
9. ОБЗОР ПОЛИТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СССР за январь – декабрь 1927 г.
http://www.proza.ru/2019/01/02/1571




Совершенно секретно

ОБЗОР ПОЛИТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СССР за июль-декабрь 1925 г.

ДУХОВЕНСТВО

Тихоновцы. В отчетный период все внимание тихоновцев было обращено на организационное оформление высшего органа управления. Борьба идет главным образом вокруг местоблюстителя патриаршего престола. Усиленную деятельность в этом направлении развивает епископ Борис Можайский, выставляющий требование немедленной организации Синода, задачей которого было бы смещение Петра Полянского. Кампания, поднятая против Петра, не встретила сочувствия у тихоновского актива, среди которого из-за боязни распада окрепло решение поддержать Петра.

Взаимная борьба различных группировок среди тихоновцев не останавливает их наступление на обновленцев. Оно местами идет удачно (к тихоновцам перешло 35 приходов). Методы борьбы, употребляемые тихоновцами в борьбе против обновленцев, самые разнообразные, начиная с драки в церквах, создание кадра миссионеров, перехватывание писем и распространение «обличительных» писем и листовок. Сопротивление, оказываемое обновленцами, вызывает со стороны тихоновцев попытки к легализации епархиальных советов. Только в Харькове тихоновцы не торопятся с легализацией, надеясь на конфликты СССР с иностранными государствами - «тогда власть сама запросит подмоги и легализирует нас».

В связи с ростом активности тихоновцев на церковном фронте наблюдается усиление и антисоветской деятельности. В ряде районов (Крым, Кубань, Орел, Самара, Саратов и др.) из среды тихоновцев начинают проявлять антисоветскую активность особенно «бывшие люди», участие которых тихоновцами до сих пор тщательно скрывалось. Так, при богослужениях имели место поминовения НиколаяII и пение царского гимна (Новгород). Отмечены также случаи сборов в пользу Николая Николаевича (Томск, Новониколаевск). Со стороны духовенства местами ведется агитация против комсомола. А во Владимирской губ. во время обыска по изъятию самогона поп призывал «разорвать» комсомольцев. В Кустанае и Смоленске со стороны духовенства имели место заявления о неподчинении Советской власти.

В Семипалатинской губ. тихоновцы распускают слухи о том, что предполагавшееся якобы весной восстание крестьян произойдет зимой, когда восставшим сможет помочь Польша.

По Кубани духовенство, распространяя на население свое влияние, поддерживает антагонизм казаков к иногородним. Характерно отметить настроение челябинских попов в связи с лозунгом «лицом к деревне», которые ждут религиозной свободы, разрешения церковноприходских школ и изучения в школах закона божьего.

Обновленцы. Главное внимание обновленцев, выдвигающих по-прежнему вопрос о примирении, сосредоточено на подготовительных работах к созыву собора. На местах обновленцы становятся «апостолами» примирения и в выпущенных воззваниях призывают к ликвидации раскола (Кустанай, Семипалатинск и по всему Западному району). Примирительная позиция обновленцев в ряде районов поднимает их авторитет. В результате отмечаются значительные укрепления позиций обновленцев во Владикавказе, Киевской, Семипалатинской [губерниях]. В Калужской губ. к ним перешли целиком два уезда. В Семипалатинской губ., где тихоновцы резко повернули вправо, обновленцы, не желающие терять связь с крестьянством, высказывались за организацию крестьянских союзов. Обновленцы пытаются также распространить свое влияние и за границей. Так, ими ведется борьба за обладание Парижским собором, а дальневосточники рассылают приглашения на свой съезд за границу (Шанхай, Пекин, Токио и др.).

Автокефалисты. Автокефальное движение вызывается главным образом разногласиями среди тихоновцев и идеологическим застыванием обновленцев, объединяя недовольный элемент всех течений. В отчетный период новые группы автокефалистов образовались во Владимирской губ. и в Джетысуйской обл. Автокефальное настроение, пока еще не вылившееся в определенную форму, отмечается в Костромской, Пензенской, Ульяновской губ., Двинске, Ялте и Владивостоке. На Украине автокефальную позицию в большинстве случаев занимают бывшие петлюровцы, а в Лубенском округе установлено участие и членов УКП. Необходимо отметить, что украинские автокефалисты, ведя антисоветскую агитацию, заявляют об ориентации в своей деятельности «на середняка».

Общие явления. В ряде районов наблюдается рост религиозных чудес с чисто политической окраской. В Алтайской губ. появился «святой ключ» на могиле расстрелянных самосудом в 1921-1922 гг. белобандитов, к которому распространено паломничество, достигающее 200 человек в день. В Ставрополе ожило паломничество к криничкам, где «святые» женщины видят головы Николая II, Николая-чудотворца и др. На Украине в Бердичевском и Коростеньском округах появились «святые колодцы». Отмечаются также обновления крестов, куполов и икон. В г. Москве тихоновцы, подготавливая почву для канонизации Тихона, распространили слух об исцелении церковного старосты из подмосковной церкви явившимся ему во сне Тихоном.

 

ОБЗОР ПОЛИТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СССР за август 1925 г.

ДУХОВЕНСТВО

Тихоновцы. Местоблюститель патриаршего престола Полянский в целях поднятия своего авторитета выпустил воззвание против обновленцев, в котором занял непримиримую позицию к обновленчеству. Среди части епископата все же еще имеется недовольство Полянским за выпады его против католицизма и «подлизывание к власти».

В последнее время тихоновцы в борьбе с обновленцами обратили большое внимание на деревню, стремясь к ее завоеванию. Ряд епископов направляется в деревню, производят богослужения и в проповедях стараются доказать свою правоту.

Обновленцы. Активность тихоновцев подтягивает также и обновленческий епископат, занятый в настоящее время главным образом подготовкой к собору. В то же время среди обновленцев замечается большое течение к примирению с тихоновцами и к восстановлению единства церкви. Так, обновленцами предложено даже тихоновцам принять участие в соборе, что встретило, за небольшим исключением, непримиримое отношение тихоновцев.

Автокефалисты. Стремление к автокефалии налицо в Украине. Основным мотивом выставляется необходимость идти в ногу с жизнью: «Всюду идет украинизация, значит, не должна отставать и церковь». Движение здесь принимает шовинистический оттенок и направлено против Москвы, хозяйничающей на Украине; в других местах стремление к автокефалии вызывается недовольством политикой верхов (Актюбинск, Ульяновск, Брянск, Джетысуйск).

В Каменец-Подольском округе группа липковцев-автокефалистов распространяет слух о скором приходе Петлюры. На автокефалию указывают как на средство спасения от Советской власти (Уманский, Н[овгород]-Северский и Павлоградский округа).

Антисоветская агитация. Антисоветская агитация со стороны духовенства не прекращается: слухи о скорой и гибельной для Советской власти войне, о близком государственном перевороте и т. п. В ряде губерний духовенство ведет борьбу против РКП и РЛКСМ (Украина, Брянская, Пензенская губернии). Духовенство распространяет слухи о скором пришествии царя (Кирилла, Николая Николаевича).

Религиозный фанатизм и суеверие. Обновление икон и слухи о чудотворных мощах разливаются широкой волной. За истекший месяц зарегистрировано больше 1000 случаев по Иваново-Вознесенской, Брянской, Оренбургской, Уральской, Ульяновской губерниям и на Дальнем Востоке. «Чудотворная» икона в Ульяновской губ. дает монахам чистого дохода около 2500 руб. в месяц.

В Воронежской губ. (с.Никольское) появилась «прозорливица», предсказавшая в июле конец мира. Под ее влиянием прекратились работы, начались покаяния и так называемый свальный грех: сожительство со снохами, тещами, чужими женами.

 

ОБЗОР ПОЛИТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СССР за сентябрь 1925 г.

ДУХОВЕНСТВО

Тихоновцы. Истекший месяц тихоновцы использовали для организации по всему Союзу отпора обновленческому предложению о примирении обоих церковных течений. Из Москвы по всем епархиям разослано воззвание митрополита Петра (местоблюститель патриаршего престола) занять непримиримую позицию по отношению к обновленцам. Только в некоторых губерниях тихоновцы участвовали совместно с обновленцами в подготовительных съездах и в выборах (Вятка, Тула, Самара и др.). Но в этих случаях имело место не столько совместная работа, сколько отход от тихоновщины. В общем по всему Союзу победителями в борьбе с обновленцами за истекший период остались тихоновцы: к ним перешло 83 прихода. Успех в борьбе с обновленцами окрыляет тихоновцев. Местами они оказывают физическое сопротивление при передаче властям церквей. В Тамбове при передаче церкви избили представителя ЦИКа, в Воронежской губ. в с. Н. Икорец обезоружили милиционера. Досрочному освобождению попов тихоновцы придают характер демонстрации: всех освобожденных считают мучениками за веру, а самое освобождение приписывают воздействию иностранных держав. Участилось поминание в молитвах заключенных в темницу (Вятка, Оренбург, Иркутск).

Обновленцы. Подготовительная работа к созыву церковного собора, повсеместно проводившаяся обновленцами, завершилась епархиальными съездами, на которых произведены были выборы делегатов. Сторонники обновленческого течения обнаруживали довольно примирительное настроение: там, где участвовали на епархиальных съездах и тихоновцы, последние проводились в делегаты голосами обновленцев. Характерно настроение обновленцев в Иркутской губ., где они на съезде решили просить власть уравнять попов с трудовым элементом и предоставить общинам права юридического лица. Одновременно там же среди обновленцев наблюдается и ликвидаторское настроение.

Автокефалия. На Украине состоялся съезд автокефальцев в г. Переяславле для торжественной панихиды по убитом поляками Кушнеру. На панихиде призывали присутствующих быть стойкими сынами Украины, не продаваться за деньги и добиваться воли и прав.

Антисоветская агитация духовенства. Отмечаемая местами антисоветская агитация ведется духовенством по старому шаблону: предсказывается скорое падение Советской власти (Ульяновск, Тобольск, Иркутск), выступают против школ и изб-чителен (Тамбовская, Киевская губернии). Отмечаются случаи поминания Кирилла и Николая Николаевича (Тамбов, Тула). В Шуе обнаружено спрятанное в церкви знамя с надписью «За веру, царя и отечество». В Тамбове зафиксировано два случая агитации попов за возвращение земель помещикам, там же велась агитация в том смысле, что власть должна быть от всех классов.

 

ОБЗОР ПОЛИТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СССР за октябрь 1925 г.

Церковники.

Тихоновны. Центром внимания тихоновцев в истекшем месяце является оглашение на обновленческом соборе материала, разоблачающего связь тихоновцев с монархической эмиграцией. Разоблачение это ускорило процесс размежевания в тихоновских рядах. Видный противник митрополита Петра тихоновец Борис Можайский, поддерживаемый киевским митрополитом, сорганизовал группу, которая предъявляет требования Петру о необходимости легализации тихоновщины как единственного выхода из обострившегося положения после собора. Возможен раскол.

В некоторых губерниях наблюдается стремление тихоновцев к легализации своих епархиальных управлений; где это не удается, тихоновские епископы нелегально правят епархией, создавая иногда при себе нелегальные советы под видом личной канцелярии (Рязанская, Томская, Уральская, Брянская губернии).

Несмотря на выявившиеся у рядовой массы стремления к примирению (Орловская губ. и др.), тихоновцы не прекращают свои нападения на обновленцев, нередко достигая значительных успехов (Свердловский округ и др.). Тихоновцы для этой цели выезжают в обновленческие районы, создавая в них свои ячейки.

Обновленцы. На состоявшемся соборе обновленцы приняли решение возобновить борьбу с тихоновцами, мотивируя это тем, что последние продолжают свою контрреволюционную работу. Вместе с тем обновленцами избрана делегация для ходатайства перед правительством об уравнении их в гражданских правах путем предоставления им избирательных прав. Ими же решено просить власть о передаче церквей в ведение обновленцев....

Деморализующее влияние на обновленцев оказало раскаяние «в обновленческой ереси» обновленческих попов (Архангельская, Самарская, Смоленская, Омская и Иркутская губернии). Среди обновленцев появляются первые признаки ликвидаторства. В Пензе группа обновленцев выступила против женатого епископата и за «прощение» Тихона. Ликвидаторские настроения начинают захватывать отдельные епископаты, готовые отказаться от решений собора 1923 года.

Антисоветская агитация. Антисоветская агитация духовенства, особенно низового, продолжает отмечаться в ряде губерний. В Омской губ. ведется агитация против налога, в Северо-Двинской - против союза рабочих и крестьян, так как «такой союз ведет к унижению прав крестьян». Особенно развита агитация против культурных организаций деревни. В с. Вознесение Казанской губ. при встрече крестного хода с пионерским отрядом несколько фанатически настроенных верующих напали на руководителя отряда, избиение было предотвращено вмешательством председателя сельсовета.

 

ОБЗОР ПОЛИТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СССР за декабрь 1925 г.

ДУХОВЕНСТВО

Тихоновцы. Продолжавшаяся в ноябре и декабре борьба между группой Бориса епископа Можайского и Петром Крутицким митрополитом содействовала размежеванию в рядах реакционного духовенства. Вокруг Петра сплачивались и объединялись все черносотенные и реакционные элементы, толкавшие его на путь обострения взаимоотношений церкви и государства. Готовились выпустить декларацию - обращение к правительству о тяжелом положении духовенства в СССР. Это повлекло за собой аресты наиболее активных из них во главе с митрополитом Петром. Согласно завещанию Петра, его заменил епископ Нижегородский Сергий, руководство верными ему приходами пытается взять в свои руки викариальное епархиальное управление. Оппозиционно настроенные епископы, воспользовавшись ослаблением сторонников Петра, создали инициативную группу, которая на своем совещании в Донском монастыре организовала Временный высший церковный совет, поставивший своей основной задачей добиться легализации верховного органа православной церкви. Синод в своем обращении к правительству заявляет о своей политической лояльности и стремлении повести все духовенство и верующие массы по тому же пути. Советом выпущена особая декларация к верующим, обвиняющая Петра в контрреволюционной деятельности и доказывающая гибельность его политики для церкви. Образование ВВЦС вызвало размежевание среди тихоновцев и на местах. Реакционное духовенство повело кампанию против совета в то время, как прогрессивная часть примыкает к нему.

Обновленцы. Образование Временного высшего церковного совета рассматривается обновленцами как раскол среди тихоновцев. Новый состав обновленческого синода после собора предпринимает шаги к завоеванию тихоновских масс и подготовляет обращение к тихоновцам через головы епископов с призывом отказаться от поддержки гибельной политики черносотенцев и перейти к обновленцам. На местах наблюдается недовольство верующих решениями собора, хотя формально и выносятся резолюции о поддержке собора (Уральск, Ростов-на-Дону). В последнем недовольство вылилось в решение перейти всей епархией к тихоновцам.

Автокефальное движение. На Украине автокефалисты стремятся к своей легализации, стараясь реабилитировать себя перед украинским правительством, заявляя о своей полной лояльности. В то же время отмечен ряд фактов антисоветских действий их. В киевском Софийском соборе была устроена своеобразная мистерия, приуроченная ко дню годовщины вступления в Киев Петлюры. Митрополит Липковский в письмах за границу пишет о притеснениях церкви Советской властью. После получения отказа в выездных визах автокефалисгы назначили делегатами на Стокгольмскую конференцию украинцев, живущих за границей. В Белоруссии усиливаются тенденции создания автономной белорусской православной церкви.


Источник: Сайт исторических материалов, http://istmat.info