1927г. Лубянка-Сталину. Раскол в РПЦ

Марина Северчанская
 «Совершенно секретно»: Лубянка-Сталину о положении в стране

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЗОР ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ РСФСР за февраль – октябрь 1922 г. (По данным Государственного политического управления) – http://www.proza.ru/2019/01/02/1470
2. СПЕЦПОЛИТСВОДКА за 12 февраля 1923г. № 35/238 –
http://www.proza.ru/2019/01/02/1476
3. ОБЗОР ПОЛИТЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СССР за февраль – ноябрь 1924 г. - http://www.proza.ru/2019/01/02/1484
4. ОБЗОР ПОЛИТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СССР за январь 1925 г. –
http://www.proza.ru/2019/01/02/1498
5. ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА СЕКРЕТНОГО И ИНФОРМАЦИОННОГО ОТДЕЛОВ ОГПУ [О ПОЛИТИЧЕСКОМ СОСТОЯНИИ СССР] от 17 февраля 1925 г. - http://www.proza.ru/2019/01/02/1493
6. ОБЗОР ПОЛИТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СССР за февраль - июнь 1925 г. –
http://www.proza.ru/2019/01/02/1505
7. ОБЗОР ПОЛИТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СССР за июль - декабрь 1925 г. –
http://www.proza.ru/2019/01/02/1513
8. ОБЗОР ПОЛИТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СССР за январь – декабрь 1926 г. (по данным Объединенного государственного политического управления) –
http://www.proza.ru/2019/01/02/1520
9. ОБЗОР ПОЛИТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СССР за январь – декабрь 1927 г.
http://www.proza.ru/2019/01/02/1571




Совершенно секретно

1927 год

 

ОБЗОР ПОЛИТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СССР за январь 1927 г.

ДУХОВЕНСТВО И СЕКТЫ

Тихоновцы [30]. Часть тихоновцев по-прежнему отрицательно относится к временному местоблюстителю Серафиму Угличскому, считая, что викарный епископ (Серафим) не должен властвовать над епархиальным [31] (Агафангел) и что положение церкви теперь хуже и безнадежнее, чем это было во время ареста Петра Крутицкого. Учитывая это, Серафим не надеется на прямое признание его, как местоблюстителя, и проводит свое утверждение путем собирания подписей на своем послании.

ВВЦС. Между руководителями этой организации Григорием Свердловским и Борисом Можайским происходят по вопросу о том, кто должен возглавлять ВВЦС, трения, что отрицательно отражается на дальнейшем развитии и укреплении ВВЦСского движения.

Обновленцы. В Москве прошел очередной пленум обновленческого синода [32], на который съехалось свыше 30 делегатов. Доклады с мест на пленуме показали, что обновленческое движение на местах не только укрепилось, но, пользуясь замешательством в среде тихоновцев, начало завоевывать новые позиции. Пленум решил созвать IV поместный собор в течение 1927 года. Вслед за пленумом обновленцами было проведено всесоюзное миссионерское совещание с участием более 70 человек, на котором обсуждался вопрос о борьбе с сектантством. Совещание и пленум подняли настроение обновленцев, чему способствовало получение синодом от иерусалимского патриарха Доминиана двух грамот. Обновленцы собираются повести энергичную работу по завоеванию тихоновских приходов.

 

ОБЗОР ПОЛИТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СССР за февраль 1927 г.

ДУХОВЕНСТВО

Тихоновцы. Отношение белого духовенства [33] и епископата к митрополиту Агафангелу несколько изменилось в более благоприятную для последнего сторону. Так, некоторые реакционные епископы обратились к исполняющему должность местоблюстителя Серафиму с предложением передать власть Агафангелу. Серафим уступить власть отказался, однако пытается наладить хорошие отношения с Агафангелом. В последнее время Серафим отказался от мысли образовать синод из второстепенных (главным образом викарных) епископов, разрешил оставить церковь на прежнем положении и дает указания местам о «самоуправлении на самых широких основах», т.е. фактически предоставляет места самим себе. Значительно увеличившиеся раздоры между епископами на личной почве (Ташкент, Иркутск, Уфа, Омск и др.) создают недовольство епископами со стороны Серафима, а также белого духовенства.

Большую неясность в церковное положение внесло новое послание Петра Полянского, в котором он аннулирует свою резолюцию об учреждении ВВЦС, передаче власти Агафангелу и т. п. Послание распространяется среди московских церковников.

Среди мирян, особенно бывшей интеллигенции, а также близких к монашеству кругов пользуются значительным успехом мистические кружки и группировки, по сути антисоветские, как-то: «Федоровцы», «Розановцы», «Савельевцы», «Имябожники» и «христианская наука», «кружок православных поэтов-мистиков», «даниловская новая мистическая группа» и т. п., признающие советскую власть «антихристовой».

ВВЦС. Отмечается некоторое усиление этого движения в Москве, где ВВЦС выступил с особым посланием против Сергия, в защиту законности существования ВВЦС; с лекцией, аналогичной посланию, публично выступил епископ Борис Можайский. ВВЦС развивается также, хотя медленно, и в провинции: на Украине к нему присоединился ряд районов, в Ульяновской губ.

примкнул епископ Виссарион, ведущий работу по подготовке епархиального съезда. В Барнауле епархиально съезд состоялся.

Обновленцы. Обновленцы образовали при Синоде особую комиссию по приему тихоновцев, официально называемую «комиссией примирения», и выпустили особое примирительное послание.

На IV поместный собор они предполагают пригласить всех вселенских патриархов.

 

ОБЗОР ПОЛИТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СССР за май 1927 г.

Активность духовенства в связи со слухами о войне. Духовенство и церковники играют активную роль в распространении провокационных слухов о «небесных знамениях», предвещающих войну и гибель советской власти, а местами - прямых угроз крестьянам «посчитаться за неисполнение религиозных обрядов и слабую помощь церкви». Так, в Минском округе (Белоруссия) местный поп при сборе средств на ремонт церкви угрожал крестьянам: «Если вы не дадите, то не думайте, что это так будет - коммунистам скоро головы поотрубят, и будет наша власть, тогда не обижайтесь, ибо вам будет некуда деваться вместе с коммунистами». В дер. Любимовой Тарского округа попечитель церкви (зажиточный) на отказ крестьянина платить церковные сборы заявил: «Куда ты денешься, когда разгорится война. Коммунистов будем всех давить и тебя тоже, хотя ты и не коммунист, но отрекся от религии. Мы таких всех возьмем на заметку, а потом приберем к месту». Имеют место случаи, когда крестьяне (в отдельных случаях даже члены ВКП), в связи со слухами о войне и под влиянием поповской агитации исполняют религиозные обряды (крещение детей, венчание и т.п.). Так, в дер. Темирке Терского округа сын крестьянина (служит в Красной Армии) окрестил своего ребенка, боясь прихода белых. В Нившерском районе Коми-Зырянской обл. лесник (член ВКП), в связи со слухами о войне, послал попу записку с просьбой срочно окрестить его детей, что попом и было сделано. Там же кандидат ВКП(б) попросил попа отслужить панихиду над могилой умерших детей. Интересный факт имел место в с. Качульки Каратузского района Минусинского округа, где священник объявил крестьянам, что «скоро будет война и всем тем, кто не венчался и не крестился, плохо будет». В результате чего все, кто не крестился и не венчался, начиная с 1920 года, окрестились и венчались.

 

ОБЗОР ПОЛИТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СССР за июнь 1927 г.

ДУХОВЕНСТВО

Реакционные церковники. События последнего времени находят живой отклик в настроении церковников. Они ждут войны, считая условия нападения на СССР особо благоприятными. Наблюдается рост антисоветской активности церковников, проявляющейся в распространении антисоветских слухов, разжигании религиозного фанатизма и предсказании падения советской власти (Москва, монахи Георгий, Семеон, епископ Серафим Витюков - бывший директор фабрики). Эти «пророчества» служат темой собеседования с верующими (Московская губ., Украина, Кубань). Церковники открыто выражают сочувствие контрреволюции, указывают, что террористических актов еще немало будет (Москва, поп с. Шогаева, епископ Кратиров и др.). Некоторые предлагают ответить на войну еврейскими погромами (Украина). В своей агитации стараются сеять рознь между рабочими и крестьянами, говоря в проповеди, что русский пролетариат власти не дорог и что власть не с крестьянами (Ленинградская губ. и Москва -поп Рачинский), что крестьянам нечего бояться интервенции, их не тронут, если они будут держаться за церковь (поп Акуловский). Ведется местами агитация за монархию, главным образом, бродячими монахами (Донской и Даниловский монастыри, Москва) и монашками (Сормово и Оренбургская губ.).

Монархическая агитация духовенством ведется не только устно, но и письменно. По всему Союзу усиленно распространяется соловецкая декларация, а епископом Андреем Ефимским (бывший князь, колчаковец) рассылаются брошюры о необходимости восстановления старого государственного порядка на святой Руси и роли церкви в спасении русского народа.

Местами церковникам удалось развить беспорядки. Наиболее серьезными были в гор. Тульчине, сорганизованные бывшим членом СРН, и действующие под флагом «монархическая секта Михаила Архангела».

В Тульчин явилось больше 300 «иннокентьевцев» с монархическими лозунгами протестовать против ареста организатора монархических демонстраций Морэ (перебежчик из Румынии).

Следует отметить, что значительная часть духовенства, возглавляемая митрополитом Сергием, относится к советской власти лояльно, считая ее устойчивой. Организовав при себе временный синод, который вынес решение прекратить контрреволюционное деяние, требуя от заграничников подписать отказ от антисоветской работы, предлагает церковникам СССР стать лояльными по отношению к советской власти или же выйти из православной церкви.

С выдвигаемым митрополитом Сергием положением «лояльность к советской власти не есть измена православию» многие церковники не согласны, как, например, «непримиримые», группа Агафангела, ссыльные епископы, группа Новоселова. Эти группы держатся пока выжидательно. Обвиняют вместе с тем его в том, что он продался власти. Ряд епископов отказывает ему в подчинении. В свою очередь проявляют активность тихоновцы по борьбе со сторонниками позиции митрополита Сергия и с обновленцами (ВВЦС и др.).

 

ОБЗОР ПОЛИТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СССР за июль 1927 г.

Духовенство

Реакционные церковники. Обострение международного положения СССР вызвало оживление среди реакционных церковников. Усилилась агитация против пионерских организаций и комсомола. Церковники в своих проповедях призывают верующих организовывать свои братства и сестричества (Самарская губ., Зейско-Алданский округ). Наряду с этим централизуется помощь ссыльному духовенству (устройство сборов по церквам и даже специальных спектаклей) (Московская губ.). В некоторых церквах Москвы отмечены случаи поминовения расстрелянных ОГПУ 20-ти белогвардейцев. Обращают на себя внимание усиление религиозных настроений среди верующих. В Московской и Владимирской губ. строятся новые монастыри; в Москве одному священнику средствами церковно-приходского совета отделана квартира, ремонт обошелся в 5000 руб. Характерно, что местами с целью поднятия религиозности верующие привлекаются даже к церковной ответственности за непосещение церкви (Шахтинский и Донецкий округа).

Отношение церковников к деятельности митрополита Сергия недоверчивое. Особо резкую позицию занимает группа «непримиримых» церковников на Украине, выражающих открытое недовольство организованным Сергием синодом. Эта группа настаивает на введении в состав синода находящегося в настоящее время в ссылке церковника Федора Поздеевского. Отмечены факты прямого неподчинения со стороны некоторых церковников распоряжениям Сергия (Рязанская губ., Приморский округ).

Обновленцы. Организация синода вызвала опасения среди обновленцев за дальнейшие их существование и сильно ослабила борьбу с тихоновщиной. Отмечены даже случаи перехода обновленческих попов в тихоновскую церковь (Рязанская, Тверская, Семипалатинская губ., Кустанайский и Приморский округа).

ВВЦС. Ведется подготовительная работа к предстоящему осенью съезду. В связи с организацией сергиевского синода среди части руководителей этого течения отмечаются ликвидаторские настроения.

 

ОБЗОР ПОЛИТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СССР за август 1927 г.

ДУХОВЕНСТВО И СЕКТАНТЫ

Староцерковники. Разосланное в августе митрополитом Сергием [34] «послание Синода ко всем верующим» (опубликованное в «Известиях» ВЦИК от 19 августа с. г.), которым Сергий торжественно провозглашает полную лояльность церкви к советской власти, внесло смятение в среду верующих и духовенства. Произошло разделение на две почти равные части. Одна часть духовенства и мирян (торговцев, бывших чиновников и т. п.) резко осудила митрополита Сергия за его послание, заявляя, что он продался советской власти, стал «красным» и т.д. Другая часть мирян и белого духовенства, настроенная лояльно к советской власти, приветствовала этот шаг Синода, указывая, что «наконец-то, благодаря посланию, смогут наладиться правильные взаимоотношения церкви с государством», что «легализация церкви - долгожданный момент» - и т. п.

Такое же сильное впечатление произвело среди эмигрантского духовенства другое послание Сергия, в котором предлагалось митрополиту Евлогию (находится в Париже) взять подписки-обязательства у зарубежного, белоэмигрантского духовенства о лояльности к советской власти. Есть сведения, что Евлогий дал предварительное согласие на это, однако неизвестно, сможет ли он получить требуемые Сергием подписки от каждого церковника в отдельности. Можно лишь предположить, что Евлогий с некоторой частью духовенства пойдет за Сергием, в то время, как другая часть церковников с Антонием Храповицким [35] займет противоположную позицию.

В ряде районов СССР реакционные церковники продолжают заниматься антисоветской агитацией, упирая, главным образом, на то, что «дни советской власти уже сочтены». Кроме того, церковники почти повсеместно ведут поход против комсомольских и пионерских организаций.

Обновленцы. Растерянность обновленцев, в связи с организацией Сергиевского Синода, начинает исчезать. Обновленческий Синод рассылает по местам послание, критикующее митрополита Сергия и доказывающее, что он ничего нового в своем послании не сказал, а подтвердил лишь то, что было установлено поместными соборами обновленцев в 1923-1925 гг. В некоторых губерниях и округах обновленцы, пользуясь растерянностью тихоновцев, укрепляют свои позиции.

ВВЦС. Организация Синода и послание Сергия не сильно отразилось на состоянии ВВЦС-овского движения в целом; отмечен даже переход к ВВЦС ряда приходов в Башкирии и Челябинском округе. ВВЦС-овцы усиленно готовятся к предстоящему в ноябре съезду и сумели значительно усилить к нему интерес.

 

ОБЗОР ПОЛИТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СССР за декабрь 1927 г.

ДУХОВЕНСТВО

Реакционное духовенство. Некоторый рост религиозных настроений вызывает в последнее время оживление всех верующих и духовенства. Последние, в связи с этим, стремятся к выявлению новых форм и оживлению своей церковной общественности.

Так, за последнее время, устраиваются собрания групп интеллигентов (профессуры и др.) и актива церковных деятелей, на которых разбираются вопросы отношения церкви к советской власти. С целью сплочения мирян устраиваются собрания исключительно мирян с организацией так называемых «братских чаев». Эту же цель преследуют и собрания попов-однокурсников. Для большего привлечения женщин попы начинают выпускать специальных женщин-проповедниц, ведущих беседы-проповеди.

Не ограничиваясь этой деятельностью, попы занимаются критикой поведения советской власти в отношении религии и церкви, а также прямой антисоветской деятельностью.

В своей проповеди один поп заявил, что «вырабатываемые сейчас планы-пятилетки не предусматривают религиозных потребностей народа», в другом случае говорилось: «Разврат насаждается современными правителями» и т.д.

Церковники прибегают к массовому распространению (по клубам и заводам Москвы) напечатанных на машинке воззваний, направленных в защиту православной церкви и православия вообще от существующих якобы гонений со стороны советской власти. По Москве и по Кубани распространяются также: выписки из заграничных газет о необходимости продолжать борьбу церкви с советским государством; воззвание против митрополита Сергия в связи с его, якобы, уступками советской власти (распространялось в Москве и Воронеже); документ московской мистико-монархической группы имябожников, обвиняющих церковь в измене православию (Москва и Новороссийск); наконец, послание высланного епископа Зеленцова, в котором он заявляет о праве каждого верующего на контрреволюционную работу и выступает в защиту мученичества.

Реакционные церковники продолжают вести антисоветскую агитацию, причем, помимо использования ими ранее вопросов международного положения СССР, церковники используют введенное митрополитом Сергием поминовение власти во время богослужений, отказываясь в некоторых случаях от поминовения, так как «нельзя поминать бандитов и грабителей». Наиболее черносотенные церковники говорят населению: «Давайте, православные крестьяне, бороться со своими врагами (советской властью)». Продолжают отмечаться случаи агитации против культработы в деревне и т. д.

Церковники продолжают одобрять оппозицию в расчете на то, что она «должна опереться на интеллигенцию и духовенство».

Помимо агитации, антисоветская деятельность реакционного духовенства выражается в организации специальных антисоветских групп. В Ленинграде такая группа имеет следующую программу: переход церкви на положение активной антисоветской силы, сопротивление советским законам и пр. Подобные группы имеются еще на Северном Кавказе, на Украине, в Великом Устюге и Глазове.

Отмечаются попытки со стороны митрополита Сергия подчинить своему влиянию заграничное православное духовенство. Однако, к настоящему моменту его признали только Япония и Литва.

В связи с оппозиционностью старотихоновских ультраправых элементов к митрополиту Сергию и его сторонникам, положение ВВЦС начало укрепляться. На происходившем в Москве съезде ВВЦС (600 человек) выявилось непримиримое отношение к Сергию (на сторону ВВЦС начинают переходить целые приходы).

[30] Тихоновцы - сторонники патриарха Московского и Всея Руси Тихона (в миру Василий Иванович Белавин). Канонизирован Русской православной церковью.

[31] Епархия. В Русской православной церкви церковно-административная территориальная единица

[32] В конце 1923 г. был создан синод обновленческой церкви во главе с митрополитом. В 1927 г. при заместителе патриаршего местоблюстителя митрополите Сергии (Страгородском) образован Временный высший патриарший синод.

[33] Белое духовенство - протоиреи, священники, дьяконы, псаломщики. Черное духовенство - монахи, монахини, послушники, послушницы.

[34] Митрополит Сергий (в миру Страгородский Иван Николаевич), с 1943 г. патриарх Московский и Всея Руси. С 1925 г. заместитель, с 1937 г. патриарший местоблюститель. В 1927 г. опубликовал декларацию, призывающую священнослужителей и верующих к лояльности в отношении советской власти.

[35] Антоний Храповицкий, дворянин. Антоний (в миру Алексей Павлович Храповицкий), церковный деятель, богослов, активный поборник восстановления патриаршества в Русской церкви после того, как в октябре 1917 г., перед самой революцией, балотировался кандидатом в патриархи. С марта 1920г.- в эмиграции. Один из организаторов Карловацкого церковного собора, избравшего его председателем российского Заграничного Синода (Карловацкий раскол РПЦЗ. См. 1930г. Евлогий. Постановление Патриархии, - http://www.proza.ru/2018/10/09/296).
С 30 мая 1918 года митрополит Киевский и Галицкий; впоследствии, после Гражданской войны в России, первый по времени председатель Архиерейского синода Русской православной церкви заграницей. Противник советского правительства, поддерживал возобновление монархии в лице Великого князя Кирилла Владимировича, юридически не имеющего права наследовать российскую Корону.


Источник: сайт исторических документов, http://istmat.info