Война раскольников в 20-е годы ХХ века

Марина Северчанская
 «Совершенно секретно»: Лубянка-Сталину о положении в стране

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЗОР ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ РСФСР за февраль – октябрь 1922 г. (По данным Государственного политического управления) – http://www.proza.ru/2019/01/02/1470
2. СПЕЦПОЛИТСВОДКА за 12 февраля 1923г. № 35/238 –
http://www.proza.ru/2019/01/02/1476
3. ОБЗОР ПОЛИТЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СССР за февраль – ноябрь 1924 г. - http://www.proza.ru/2019/01/02/1484
4. ОБЗОР ПОЛИТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СССР за январь 1925 г. –
http://www.proza.ru/2019/01/02/1498
5. ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА СЕКРЕТНОГО И ИНФОРМАЦИОННОГО ОТДЕЛОВ ОГПУ [О ПОЛИТИЧЕСКОМ СОСТОЯНИИ СССР] от 17 февраля 1925 г. - http://www.proza.ru/2019/01/02/1493
6. ОБЗОР ПОЛИТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СССР за февраль - июнь 1925 г. –
http://www.proza.ru/2019/01/02/1505
7. ОБЗОР ПОЛИТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СССР за июль - декабрь 1925 г. –
http://www.proza.ru/2019/01/02/1513
8. ОБЗОР ПОЛИТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СССР за январь – декабрь 1926 г. (по данным Объединенного государственного политического управления) –
http://www.proza.ru/2019/01/02/1520
9. ОБЗОР ПОЛИТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СССР за январь – декабрь 1927 г.
http://www.proza.ru/2019/01/02/1571



1925 год


ОБЗОР ПОЛИТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СССР за январь 1925 г.

Совершенно секретно

Православное духовенство

Тихоновцы. Отмечается организационное укрепление тихоновцев, восстановивших фактически свою иерархическую организацию. Тихоновское течение окончательно кристаллизуется как антисоветская группировка. Епископами назначаются бывшие офицеры и другие антисоветские элементы. Церковноприходские советы тихоновских церквей являются почти повсеместно опорными пунктами для монархистов. Ликвидирована группа, подготовлявшая материалы о преследовании православной церкви к вселенскому собору, устраиваемому по инициативе зарубежного черносотенного духовенства в Палестине в мае 1924 года.

Обновленцы. Переход ряда церковных общин по Курской, Новониколаевской, Самарской, Нижегородской и Тверской губерниям (всего 67 общин) к тихоновщине, а также усиление влияния тихоновского течения по Кубани и Дону заставили обновленцев обратить больше внимания на борьбу с тихоновщиной. Был созван ряд губернских и уездных съездов и всероссийское совещание (см. Приложение № 12).

Зампред ОГПУ Ягода
Начальник Информотдела ОГПУ Прокофьев
С подлинным верно: Секретарь ИНФО Соловьев

ПРИЛОЖЕНИЕ № 12

ПРАВОСЛАВНЫЕ ЦЕРКОВНИКИ

Тихоновцы. К концу 1924 г. та часть православной церкви, которая признает своим руководителем патриарха Тихона, в значительной степени изжила ту неразбериху и путаницу, которые создались в ней вследствие предшествовавших обстоятельств, как-то: столкновения с государством в 1922 г., последовавшего затем раскола и т.д.

Можно констатировать, что к указанному времени тихоновская церковь вновь приобрела вид органического и идеологического целого, если не принимать во внимание небольшого количества оппозиционно настроенного по отношению к Тихону епископата и автокефалистов, также численно незначительных.

Необходимо отметить тот факт, что иерархический аппарат этой группы в большинстве губерний восстановлен, хотя и не полностью. Почти в каждой губернии имеется епархиальный (губернский) епископ, а иногда, сверх того, и подчиненные ему викарные (уездные) епископы. Поддерживая письменную и живую связь с патриархом, руководители тихоновщины на местах стремились не только к заполнению всего штата епископов, но также и к созданию более совершенных церковно-административных органов, по типу приближающихся к епархиальным управлениям, иногда стремясь их легализовать, а иногда совершенно не обращая внимания на эту сторону.

В настоящее время имеются следующие, не зарегистрированные в соответствующих советских органах, но фактически существующие церковно-административные учреждения: епархиальное управление в г. Нижнем Новгороде, совет попов в Псковской губ., Тверское УЕУ, Иваново-Вознесенское объединение попов, благочиннический совет с функциями ЕУ на Урале, некоторые органы того же назначения в Сибири и другие.

В числе вновь назначенных епископов часто попадаются люди, имевшие в недалеком прошлом очень небольшое отношение к попам, но зато проявившие себя в антисоветской деятельности. В этом отношении наиболее ярким образцом может служить посвященный митрополитом Сергием епископ Сергий, бывший царский офицер, активный колчаковец, состоявший попом всего два года.

Вообще к настоящему времени тихоновщина начинает выкристаллизовываться как враждебная Советской власти группировка, и старания ее деятелей направляются к тому, чтобы подтянуть к себе и сгруппировать антисоветский элемент, не говоря уже о попытках Тихона собрать в монастыри монашество и сделать монастыри, легализовав их, центрами объединительного характера. Наглядным доказательством изложенного могут служить церковноприходские советы, членами которых сплошь и рядом состоят такие монархически настроенные лица, как инженер Волжанский (Сибирь, Новониколаевская губ.), врач Рафаэлев (Енисейская губ.), издатель в г. Козлове во время мамонтовского налета [6] монархической газеты гражданин Челикин (Воронежская губ.), бывшая княгиня Волконская и бывшая помещица Горденина (там же братья Поповы, из которых один - бывший корниловец [7], а другой - член Кубанской рады [8] (Кубань) и т.д.

Церковно-приходские советы играли и в настоящее время играют крупную роль в тихоновском движении, поддерживая последнее материально, давя на попов противоположного лагеря с целью принудить их присоединиться к Тихону, выбрасывая неугодных попов обновленцев и т.д.

Наиболее дальновидные тихоновские епископы, учитывая, что такое влияние этих организаций может оказаться в дальнейшем невыгодным и для самой тихоновщины, стремятся ограничить их права, как, например, митрополит Сергий (Нижегородская губ.) и епископ Иоанн (Уфимский), запретившие самостоятельный прием и увольнение церковными советами служителей культа.

Настроение церковноприходских советов и попов очень реакционное, что выражается в разговорах о Кирилле Владимировиче (Семипалатинская губ.), появлении в Саратовском женском монастыре «Ольги Романовой», агитация на темы о налогах (Северо-Двинская губ.), агитация о гонениях на веру со стороны власти (Тамбовская губ.), характеристика Советской власти как антихристовой (Саратовская губ.) и т.д.

В проявлении тихоновщиной ее антисоветской сущности заметно большое обнагление, особенно на местах; при захвате обновленческих церквей, которые переданы последним законным порядком местной властью, устраивают форменные сражения с избиением обновленческих попов, каковые случаи, например, имели место в Орловской, Киевской, Иваново-Вознесенской и Могилевской губ. Особенно интересно было побоище при «захвате» Духосошественской церкви в г. Саратове, где собралась толпа до 1500 человек.

При занятии Покровской церкви в г. Новониколаевске имело место сбитие замков с дверей.

Фактами, еще более подтверждающими обновление тихоновщины, являются:

Созыв толпы в 200 человек посредством набата и выкидывание последней из школы (бывшего поповского дома) школьной мебели и пособий, а также насильственное удаление из школы учителя и учеников.

Созыв в Семипалатинской губ. попом таким же способом толпы и возбуждение ее против председателя сельсовета.

Диспут обновленческого митрополита Введенского в г. Москве [9], на котором во время слов лектора, что тихоновская церковь только и думает, что о приходе Кирилла Владимировича, тихоновцы ответили дружными рукоплесканиями.

Поправение тихоновской церкви выявилось, однако, не только в отдельных конкретных случаях, но и в общем направлении ее деятельности.

Так, борьба тихоновцев с обновленцами, продолжающаяся с наименьшей интенсивностью, чем раньше, перешла с почвы церковно-канонической на почву политическую. Первые обвиняют вторых в излишней лояльности по отношению к Советской власти, в то время как, по их мнению, церковь должна быть нейтральной.

В своих отношениях к обновленцам тихоновцы проявляют гораздо более сильную непримиримость, чем раньше.

Антисоветская кампания пока ведется под флагом борьбы с атеизмом, причем сплошь и рядом при этом обнаруживается враждебность к Советской власти и выпады против нее. Желая не допускать молодежь к культурной работе, попы стараются воздействовать на родителей детей, помимо общей агитации, также и угрозами церковных кар, как-то: неисполнением треб [10], отлучением от церкви и т.д.

Тихоновская церковь в последнее время особенно стремится выдвинуть свою идеологию в противовес коммунистической; как особенно интересный факт в этой области следует отметить марксистский кружок для попов и молодежи, организованный в г. Нижнем Новгороде митрополитом Сергием, ставящим своей задачей критику марксизма как учения в целом.

Завершением всей антисоветской деятельности тихоновщины в 1924 г. явилась подготовка к вселенскому собору, созываемому в мае месяце 1925 года в Палестине по инициативе заграничного черносотенного духовенства [11].

По предложению Тихона в этой подготовке приняли участие ряд видных церковных деятелей, начавших усиленно собирать материалы об отношении церкви к государству в СССР, составивших список епископов, «пострадавших за веру» за время с 1917 г. В сборе сведений принимали участие ряд лиц из мирян, как-то: бывший товарищ министра торговли и промышленности времен Керенского гражданин Массальский, дочь адмирала Невахович, некоторые епископы, студенты бывшей Духовной академии, бывший секретарь царского синода Гребинский и ряд других лиц. Эти сведения профессор-церковник Попов должен был доставить на собор. Для выполнения этой задачи Попов связался с чехословацкой миссией. Деятельность этой группы была ликвидирована 6-м отделением СО ОГПУ.

Несмотря на очевидное усиление тихоновщины, положение ее в последнее время несколько осложнилось в связи с болезнью патриарха Тихона, принявшей довольно серьезный характер, так что Тихон был принужден лечь в больницу. Возможно, что на него сильно повлияла смерть его келейника Якова, убитого во время налета на Донской монастырь. Опасаясь развала церкви в случае его смерти, видные тихоновцы принимают в настоящее время все меры к тому, чтобы создать синод [12], по возможности легализовав его и который мог бы заменить Тихона в управлении церковью.

За отчетный период времени в жизни канонической церкви произошло очень важное событие, которое, однако, еще не отразилось заметно на положении этой церкви в СССР: патриарх константинопольский Константин VI был изгнан турецким правительством из Константинополя. Как на это будет реагировать тихоновская церковь - еще не известно.

Обновленцы. Деятельность церковников обновленческой группы за отчетный период времени заключалась в общем в противодействии наступающей тихоновщине, причем таковое не везде было для них успешно. Дезертирование нестойких обновленцев продолжалось и в некоторых губерниях носило значительный характер: так, в Курской губ. к Тихону перешло целиком одно благочиние, в Новониколаевской губ. перешло 19 церковных общин, в г. Самаре из 7 обновленческих общин остались 2, в Нижегородской 4 или 5, в Тверской - 29. В результате тихоновского энергичного наступления обновленцы местами дезорганизовались, что особенно заметно в Гомельской губ., где епархиальному управлению никто не подчиняется, в Ставропольской губ., где ряд попов подали заявление о своем выходе из общения с синодом, на Кубани, где хотя и находящиеся в большинстве попы-обновленцы все-таки тянут на примирение с Тихоном, что объясняется тем, что верующие, настроенные тихоновски, плохо поддерживают обновленческих попов. Материальное положение обновленцев вообще хуже, чем у их противников, не говоря уже об отдельных попах, часто даже епархиальные управления не располагают достаточными средствами. Так, например, Владимирское УЦУ не может никак провести сбора по три копейки с церкви, в Гомельской губ. ЕУ не может оплатить коммунальных услуг по занимаемому им помещению, Амурское ЕУ вовсе не имеет в своем распоряжении никаких средств и т.д.

Общее положение заставило обновленцев обратить большее внимание на поднятие активности в борьбе с тихоновщиной и принять в этом отношении ряд мер, к числу таковых следует отнести губернские и уездные съезды и подготовку к таковым. Из числа наиболее благоприятно прошедших для обновленцев епархиальных съездов нужно отметить Киевский епархиальный съезд, в работах которого приняли участие до 100 делегатов.

Наиболее важным фактором в противотихоновской деятельности обновленцев явилось всероссийское совещание, недавно закончившееся.

Это совещание было немногочисленно, всего прибыли 70 человек. Но оно должно было происходить при участии только крупных обновленческих деятелей.

Совещание носило определенно деловой характер. Главными вопросами повестки дня были следующие: 1) вопрос об отношении к предстоящему собору, 2) о подведении канонического фундамента под обновленческую иерархию, 3) изыскание более успешной линии в борьбе с тихоновщиной.

Совещание подытожило обновленческие силы во всесоюзном масштабе, определив их следующими цифрами: обновленческих епископов 170, попов 14500, церквей 13650.

Учитывая, что тихоновщина начала определенно заявлять себя как антисоветская группировка, совещание встало на платформу полной лояльности по отношению к Советской власти. Им была отправлена делегация к правительству, передавшая составленное совещанием приветствие и пожелание успеха в деятельности.

Участники работ совещания были очень бодро настроены вследствие болезни Тихона, которая должна безусловно ослабить возглавляемую им группу. Хорошее впечатление на совещание произвели и два полученных приветствия: одно от американского методистского епископа Блейка, другое от вновь избранного константинопольского патриарха Константина VI.

В качестве других мер обновленцы в борьбе с тихоновцами применяли: рассылку обращений и воззваний, диспуты с тихоновцами, проповеди, пропаганду обновленческих идей печатную (журналы, которых в настоящее время 3) и устную.

В Енисейской губ. создан специальный миссионерский отдел для ведения противотихоновской работы. Начали развертывать свою деятельность и тройки по борьбе с тихоновщиной.

В некоторых губерниях обновленцы удержали безусловное превосходство над своими противниками. Так, в Томской губ. обновленческих общин 221 против 48 тихоновских, в Воронежской - 708 против 174, в Витебской 100 против 30, в Орловской обновленческих общин 55% и т.д.

Местами обновленцы даже наступали на тихоновщину, как, например, в Царицынской губ., где почти полностью овладели епархией, заставив ряд попов, перешедших к Тихону и покаявшихся перед ним, каяться в свою очередь публично перед обновленцами. В Киевской губ. обновленцы также достигли крупных успехов, получив себе Киевскую лавру и распропагандировав в свою пользу церковноприходские советы и общины в Шевченковском округе.

В общем, болезнь Тихона и обновленческое совещание должны дать новый толчок к развитию обновленчества.
Секты. Среди сектантов", даже среди толстовцев [13], намечается некоторое ослабление интереса к деятельности сект. Кое-где начинают развиваться такие явления, как склочность, распад маленьких сектантских общин, деление крупных общин и т.д.

Примерами могут служить уход руководителя и развал Лапотницкой баптистской общины [14] во Владимирской губ., распад сельских общин евангелистов [15] [из-за невозможности] содержать своих проповедников; посещаемость сектантских собраний в Сибири вообще сильно упала. Споры в общинах, даже по личным вопросам, сплошь и рядом заканчиваются расколом их на самостоятельные части. Так было в Царицынской баптистской общине, у самарских баптистов, у енисейских баптистов и у тверских евангелистов.

Более серьезный характер носит недовольство деятельностью совета в секте молокан [16], где часть крупных работников и больших общин осуждают этот совет за его чрезмерную, по их мнению, прогрессивность, а часть стоит за него.

Сектантская молодежь постепенно уходит из-под влияния сект, обнаруживая тяготение к РЛКСМ, что наблюдается у евангелистов и баптистов и в особенно сильной степени в секте молокан.

Это явление заставило сектантов обратить серьезное внимание на подчинение молодых сектантов своей идеологии. Больше всего этим вопросом занялись баптисты, создавшие целые разъездные отряды проповедников (Тамбовская губ.), заведшие платных проповедников, которые получают жалованье от 50 до 70 руб. в месяц, и принявшие ряд других мер.

Помимо решения вопроса о молодежи путем создания кружков на местах этот вопрос, а также и вопрос о работе среди женщин, был предметом обсуждения многих сектантских съездов. 2-й Каспийский и Всесибирский съезды адвентистов [17], Юго-Восточный краевой съезд евангелистов и другие высказывались за централизацию работы по молодежи и среди женщин путем создания центральных руководящих отделов по этим отраслям.

Все сектантские съезды, как перечисленные, так и Самарский районный съезд баптистов, Всесибирский съезд евангелистов и т.д. высказались за безусловное отбывание воинской повинности. В этом отношении наиболее интересным является уездный Меленковский съезд молокан (Владимирская губ.), постановивший отбывать таковую с оружием в руках.

Антисоветская деятельность сектантов за отчетный период времени заключалась в антигосударственной, антимилитаристической и антиналоговой агитации и носила характер отдельных (немногочисленных) выступлений.

Последствий эта агитация не имела, за исключением Томской губ., где вследствие агитации одного баптиста, злостного неплательщика в течение нескольких лет, целая волость отказалась было платить сельхозналоги в Царицынской губ., где в этом направлении действовало несколько баптистов, привлеченных к ответственности.

Совершенно исключительный характер носило выступление секты евангелистов в Могилевской губ., где они выступили совместно с кулаками со своим списком кандидатов в сельсовет и провели двух человек.

Между собою секты живут очень недружно, что особенно заметно по отношению к евангелистам и баптистам, хотя и делаются некоторые попытки не только к их примирению, но и к слиянию.

Из отдельных фактов сектантской жизни следует отметить съезд секты меннонитов в г. Москве. Съезд выработал приветствие Советской власти, в котором было указано, что менониты приложат все свои усилия в области рационализации земледелия.

Секретарь Информотдела Госполитуправления
Соловьев

[6] Mамонтовский налет, рейд Мамонтова 1919 г.-продвижение белоказачьего 42-го Донского конного корпуса под командованием генерала К. К. Мамонтова по тылам войск Южного фронта Красной Армии с 10 августа по 19 сентября с целью сорвать готовившееся наступление этого фронта, дезорганизовать тылы Красной Армии, поднять мятежи недовольных советской властью. Начался на рассвете 10 августа из р-на Новохоперска в направлении на Бурнак, далее - на Тамбов - Лебедянь - Елец - Воронеж и Новый Оскол, где Мамонтов с остатками потрепанных частей соединился с войсками генерала А. Г. Шкуро. Советское командование приняло ответные меры против рейда. 25 августа командование Южного фронта образовало внутренний фронт против конницы Мамонтова под командованием M.М. Лашевича. Корпус Мамонтова был окружен, понес значительные потери - из 9 тыс. солдат, начавших рейд, удалось пробиться только 3000. Мамонтовский налет нанес большой урон, но цели не достиг. 14-15 августа началось августовское контрнаступление Южного фронта против армии Деникина.

[7] Корниловцы - бывшие участники организованных вооруженных выступлений под началом верховного главнокомандующего (июль-август 1917 г.) генерала Л. Г. Корнилова, активного организатора белогвардейской Добровольческой армии в 1918 г. 25-31 августа 1917 г. корниловцами был поднят мятеж с целью установления военной диктатуры в России.

[8] Кубанская Рада - Кубанская Краевая рада, создана кубанским казачеством в апреле 1917 г. В ноябре 1917 г. сформировала краевое правительство. 22 февраля 1918 г. на I съезде Советов Кубани объявлена вне закона

[9] Диспут митрополита обновленческой церкви А.И.Введенского с Наркомом просвещения А.В.Луначарским проходил 20 и 21 сентября 1925 г. в Москве. На нем обсуждались вопросы: «Христианство или коммунизм» (в первый день) и «Идеализм или материализм» (21 сентября). В обоих случаях основным докладчиком был Луначарский, а оппонентом выступал Введенский.

[10] Треба - религиозный обряд в православной церкви, совершаемый по просьбе верующих: крестины, венчание, панихида, исповедь.

[11] Черносотенное духовенство - бывшие члены черносотенных организаций, крайне правая, монархически и шовинистически настроенная часть духовенства.

[12] Синод (от греч. synodos - собрание) - в дореволюционной России: высший орган, управлявший православной церковью; учрежден Петром I вместо патриаршества. В 1925 г. в связи с ухудшением здоровья Патриарха Тихона его сторонники стремились создать свой Синод, который мог бы управлять церковью в случае смерти Тихона. В настоящее время совещательный орган при Патриархе Московском и всея Руси.

[13] Толстовцы — участники религиозно-утопического движения второй половины XIX — начала XX в., сторонники и последователи учения великого русского писателя Л.Н.Толстого, основанного на вере в возможность совершенствования и прогресса общества путем нравственного воспитания и взаимопомощи. В 1897 г. миссионерский съезд в Казани признал толстовцев сектой. Позднее она была причислена к разряду самых вредных и опасных сект как в церковно-религиозном, так и государственном, социальном отношениях. В советское время толстовцев оценивали как идеологических противников пролетарского социализма.

[14] Баптисты — протестантская христианская секта, впервые появилась в Англии в начале XVII в.; отвергали крещение детей (погружение), признавали повиновение властям по всем вопросам кроме веры. В Россию баптизм пришел из Германии, получив распространение в последней четверти XIX в. среди немецких колонистов. В царской России высшие органы власти оценивали баптизм как одну из наиболее опасных для церкви и государства сект, поскольку она не признавала православных обрядов, власть государства, отвергала воинскую службу, проповедовала всеобщее равенство, раздел имущества и т.п. Баптисты преследовались в административном порядке. После манифестов 17 апреля и 17 октября 1905 г. они были легализованы, вели обширную пропагандистскую и организационную деятельность, создавали школы, приюты, общественные мастерские. Баптистская молодежь объединилась в «Союз христианской молодежи». Баптисты в России получали финансовую помощь из Западной Европы и Америки; в 1920-е гг. их организации продолжали действовать в различных регионах страны.

[15] Евангелисты — члены секты евангельских христиан, разновидность баптизма. Строили свое вероучение на основе Евангелия. До середины 1920-х гг. отрицательно относились к Советской власти, затем заявили о своей лояльности. В 1944 г. объединились с баптистами.

[16] Молокане — религиозная секта духовных христиан, члены которой отвергали каноны, догмы, обряды православия, церковную иерархию, по-своему толковали Библию; появились в России во второй половине XVIII в., защищали идеи переустройства мира путем нравственного духовного обновления личности. К Октябрьской революции (тогда их численность составляла 1 млн. чел.) относились враждебно. Молокане распространены в Тамбовской, Оренбургской обл., на Северном Кавказе, в Молдавии, на Украине.

[17] Адвентисты — протестантская секта, возникла в США в 1830-е гг., появилась в России во второй половине XIX в., имела несколько течений. В основе их религиозного сознания лежит вера во «второе пришествие Христа» и «установление тысячелетнего царства божия». Враждебно относились к Советской власти, однако в 1924 г. заявили о своей лояльности.

Источник: сайт исторических документов, http://istmat.info