Старинный, неизвестный Кишинёв... Трамваи

Галина Римская
 ***
Начало цикла о Молдове:
«Любимый город Кишинёв» http://www.proza.ru/2015/04/09/774
Продолжение:
«Белые Ворота города и Ботанический сад Кишинёва» http://www.proza.ru/2015/04/13/703
«Академия наук Молдовы» http://www.proza.ru/2015/04/16/368
«Театр оперы и балета им. Марии Биешу в Кишинёве» http://www.proza.ru/2015/04/19/1072
«Мария Биешу» http://www.proza.ru/2015/04/25/950
«Национальный дворец в Кишинёве» http://www.proza.ru/2015/04/28/776
«Моя ностальгия... Филармония в Кишинёве» http://www.proza.ru/2015/05/03/994
«Освобождение Кишинёва» http://www.proza.ru/2015/05/06/715
«Русский драматический театр им. Чехова в Кишинёве» http://www.proza.ru/2015/05/16/5
«Органный зал в Кишинёве» http://www.proza.ru/2015/05/18/865
«Собор Рождества Христова в Кишинёве» http://www.proza.ru/2015/05/21/1623
«Триумфальная Арка Победы в Кишинёве» http://www.proza.ru/2015/05/24/37
«Чуфлинская церковь в Кишинёве» http://www.proza.ru/2015/05/31/19
«Мазаракиевская церковь в Кишинёве» http://www.proza.ru/2015/06/02/3
«Пушкинские увлечения в Кишинёве» http://www.proza.ru/2015/06/04/11
«Гостеприимный Пушкинский Кишинёв» http://www.proza.ru/2015/06/06/14
«Старинный, неизвестный Кишинёв... 1» http://www.proza.ru/2015/06/12/7
«Старинный, неизвестный Кишинёв... 2» http://www.proza.ru/2015/06/14/2006

    ***



О, город, ты такой красивый –
Трамвай, брусчатка, провода,
Спокойный, тихий и счастливый.
Пока неведома беда,
Что уничтожит много зданий,
И будет больно, будут раны.
Взорвут Епархиальный Дом,
Здесь Дом Правительства потом
Напротив Арки нам построят.
Ну, а пока бежит трамвай,
И нежит соловьиный май,
И в городе моём спокойно.
Простор, повсюду чистота,
Любуется моя душа.

Нет светофоров, нет и пробок,
И нет обилия машин.
Из транспорта – трамвай и конка,
И нет расходов на бензин.
Ах, прокатиться б на трамвае,
Во Львове ездила, я знаю,
Но я люблю ходить пешком,
Все расстоянья нипочём.
Смеюсь, на фото, словно мухи,
Народ ленивый облепил
Трамвай, он так прогресс любил! –
От любопытства и от скуки.
Ой-ой! Я вижу, Бегемот,
Держа пятак, нахально прёт.


16.06.2015

==========================================

На коллаже, сделанном мною из снимков по данным источников
http://ru.wikipedia.org/wiki/Кишинёвский_трамвай , http://oldchisinau.com/buildings/buildold/?list=1&page=all ,
представлено сверху вниз:

1) Трамвай в центре города, межвоенный период (1930-е гг.). Снято с Арки в сторону ул. Пушкина.
2) Трамвай на главной улице города. Межвоенный период
3) Трамваи в центре Кишинёва. Слева - спускается по нынешней ул. Пушкина, справа - трамвай едет по нынешнему бул. Штефана чел Маре.
4) Трамвай и остановка у угла нынешних бул. Штефана чел Маре и улицы Пушкина. Период Царской России.
5) Конечная остановка на железнодорожном вокзале Кишинёва, 1936 год
6) В послевоенный период из-за сильной переполненности трамваев пассажиры нередко ездили снаружи вагонов. На фото - трамвайный поезд из моторного вагона MAN и неизвестного прицепного вагона на улице Ленина, 1947 год
7) Трамвай в центре города, межвоенный период.
8) Трамвай едет по нынешнему бул. Штефан чел Маре, перекрёсток с нынешней Армянской. Межвоенный период.


Кишинёвский трамвай
http://cyclowiki.org/wiki/Кишинёвский_трамвай

Трамвайная система Кишинёва просуществовала в городе с 1889 по 1961 годы. В настоящее время примэрия муниципия Кишинёв рассматривает возможность возрождения в городе трамвайного движения — строительство скоростного трамвая.

История

История создания кишинёвской трамвайной системы началась в апреле 1888 года, когда Городская Дума Кишинёва приняла решение о строительстве в городе конно-железной дороги. Договор о постройке и дальнейшей эксплуатации конки был заключён с предпринимателями по фамилии Рогазинский, Романович и Свитальский. За год на Александровской улице (нынешний Проспект Штефана чел Маре) и на других центральных улицах города была построена линия конно-железной дороги длиной около 6 вёрст. Рельсы для постройки отливали на Брянском железнодорожном заводе, вагоны закупались в Варшаве (7 открытых вагонов) и Одессе (7 закрытых вагонов). По рельсам вагоны тащили упряжки из двух лошадей.
В 1895 году линия конки была куплена учредившими акционерное общество кишиневским купцом Бакалом, присяжным поверенным Розингом, инженерами Лозинским и Сербовым. Уже в следующем, 1896 году, линия конно-железной дороги вместе с вагонным парком была снова продана, на этот раз предпринимателям из Бельгии, организовавшим так называемое «Анонимное общество кишиневских конно-железных дорог».
В 1897 году Городская дума приняла проект постройки второй очереди конки, целью которой было связать центральную часть города с железнодорожным вокзалом. К 1910 году длина линий конно-железной дороги Кишинёва составила 12,5 километров.
1910 год стал временем перевода конки на электрическую тягу. Городская дума приняла соответствующее постановление. В 1911 году об этом была достигнута договорённость с бельгийским «Анонимным обществом», подписан концессионный договор. С 1913 года в Кишинёве стали ходить трамваи на электрической тяге, а также была уложена новая линия трамвая от Пушкинской улицы до Скулянской рогатки. На Александровской улице трамвайное движение стало двухпутным. Всего на тот момент в Кишинёве функционировало 4 трамвайных маршрута. Длина всех маршрутов составляла около 14 километров. На линии выходили до 30 вагонов одновременно.
С 1918 по 1940 годы, когда Бессарабия вошла в состав Румынии, кишинёвский трамвай продолжал оставаться в собственности бельгийского «Анонимного общества». С 1940 года, после вхождения Бессарабии в состав СССР, трамвайное хозяйство города перешло в собственность государства.

В 1944 году, отступая из Кишинёва, гитлеровская армия взорвала трамвайные ангары и ремонтные мастерские, уничтожила большую часть подвижного состава кишинёвского трамвая, при этом часть трамваев взяв с собой. В СССР в то время не выпускались узкоколейные трамваи. Поэтому восстановление трамвайного хозяйства шло медленно. Об этом говорит тот факт, что к 1952 году работниками трамвайного хозяйства Кишинёва были отремонтированы и возвращены в строй только 17 моторных вагонов, а также ангар и мастерские по ремонту подвижного состава. Только в 1956 году трамвайный парк города был пополнен 7 моторными и 5 прицепными вагонами, которые прибыли в Кишинёв из Германии.
Трамвайная колея в Кишинёве была узкоколейной — 1000 миллиметров — и до самого конца существования городского трамвая нигде не была заменена на широкую.
Регулярное трамвайное движение в Кишинёве после Великой Отечественной войны было вновь открыто в 1946 году. Длина всех трамвайных маршрутов на тот момент была больше 17 километров. Количество перевозимых пассажиров было больше 9 миллионов человек в год. С появлением на улицах города в октябре 1949 года кишинёвского троллейбуса трамвайное хозяйство города перестало развиваться, трамвайные линии повсеместно снимали и заменяли автобусными и троллейбусными маршрутами. В 1961 году по улицам города прошёл последний трамвайный вагон, после чего были сняты все трамвайные рельсы.

Маршруты

Основных маршрутов кишинёвского трамвая было 4. После Войны некоторые маршруты разбивались на более короткие, с целью оптимизации пассажирских перевозок, встречались, в частности, маршруты № 5 и № 7.
№ Маршрут Количество путей
1 Железнодорожный вокзал — улица Николаевская (бульвар Гагарина) — улица Вокзальная (Валя Гэрий) — улица Александровская (проспект Штефана чел Маре) — улица Острожская (Лэпушняну) — улица Госпитальная (Тома Чорбэ) — улица Александровская (проспект Штефана чел Маре) — улица Вокзальная (Валя Гэрий) — улица Николаевская (бульвар Гагарина) — Железнодорожный вокзал Двухколейный
2 Улица Садовая (улица А. Матеевич) — улица Армянская — улица Харлампиевская (Александру чел Бун) — улица Павловская (Петру Рареш) — Казачий переулок — улица Банная (Албишоара) — улица Павловская (Петру Рареш) — улица Харлампиевская (Александру чел Бун) — улица Армянская — улица Садовая (А. Матеевич)[5][6]
Одноколейный (с разъездами по пути следования)
3 Железнодорожный вокзал — улица Николаевская (нынешние бульвар Гагарина и улица Колумна) — улица Госпитальная (Тома Чорбэ) — улица Гостинная (Митрополит Дософтей) — Каларашская Дорога (улица Каля Ешилор) — Еврейское Кладбище — Каларашская Дорога (улица Каля Ешилор) — улица Гостинная (Митрополит Дософтей — улица Госпитальная (Тома Чорбэ) — Николаевская (нынешние бульвар Гагарина и улица Колумна) — Железнодорожный вокзал
Одноколейный (с разъездами по пути следования)
4 Железнодорожный вокзал — улица Николаевская (нынешние бульвар Гагарина и улица Колумна) — улица Губернская (Пушкина) — улица Садовая (А. Матеевич) — улица Губернская (Пушкина) — улица Николаевская (нынешние бульвар Гагарина и улица Колумна) — Железнодорожный вокзал
Одноколейный (с разъездами по пути следования)

Кишинев – 1941 г. В поисках исторической правды