Триумфальная Арка Победы в Кишинёве

Галина Римская
***
Начало цикла о Молдове:
«Любимый город Кишинёв» http://www.proza.ru/2015/04/09/774
Продолжение:
«Белые Ворота города и Ботанический сад Кишинёва» http://www.proza.ru/2015/04/13/703
«Академия наук Молдовы» http://www.proza.ru/2015/04/16/368
«Театр оперы и балета им. Марии Биешу в Кишинёве» http://www.proza.ru/2015/04/19/1072
«Мария Биешу» http://www.proza.ru/2015/04/25/950
«Национальный дворец в Кишинёве» http://www.proza.ru/2015/04/28/776
«Моя ностальгия... Филармония в Кишинёве» http://www.proza.ru/2015/05/03/994
«Освобождение Кишинёва» http://www.proza.ru/2015/05/06/715
«Русский драматический театр им. Чехова в Кишинёве» http://www.proza.ru/2015/05/16/5
«Органный зал в Кишинёве» http://www.proza.ru/2015/05/18/865
«Собор Рождества Христова в Кишинёве» http://www.proza.ru/2015/05/21/1623
***


karunesh- Layers of Tranquility
http://www.youtube.com/watch?v=UsP-4xIcHDU (http://www.proza.ru/)
По количеству Триумфальных арок Кишинев когда-то опережал Рим и Париж
http://www.kp.md/daily/25837/2810297/ 



Под небом солнечной Молдовы
Стоит прекрасный артефакт,
И о событиях суровых
Напоминаньем служит знак –
Прославлен Аркою Победы
Отчизны дух, отцов и дедов,
И слышен колокольный звон,
Он Светлый Звук у всех времён.
А колокол отлит из пушек,
Овеществлённый труд рабов –
Трофеи свергнутых оков,
Для современных войн – игрушки.
Россия-Русь, храни от зла,
В который раз ты нас спасла…


23.05.2015

================================
Фотоколлаж автора, сверху вниз:

Самый верхний снимок – фото автора. Я возвращалась с бассейна, проходя через Главную площадь. Справа – новогодняя ёлка в центре площади, впереди – Святые ворота – Триумфальная Арка Победы, за ней – часовня, далее – Собор Рождества Христова (через квартал ниже, метрах в 120 – мой дом, в котором я живу).
Ниже:
Тот же вид, но в позапрошлом веке. Надпись гласит: «Кишиневъ. Соборная башня на Николаевском бульваре».
Далее:
Век точно ХХ-й, но с годом могу ошибиться)))
Арка у Соборного парка, для  императрицы Марии Александровны.
Триумфальные ворота во славу царя Николая II.
Михайловская-Александровская, 1912.
Арка Благородного Собрания.

Источник - http://www.kp.md/daily/25837/2810297/
По количеству Триумфальных арок Кишинев когда-то опережал Рим и Париж


Святые врата
 
Одним из наиболее значимых архитектурных и исторических памятников Кишинёва стали Святые Врата или так называемая Арка Победы. Она была разработана архитектором И. Заушкевичем и построена в 1840 году. Арка высотой 13 метров стала украшением центра Кишинева. Под куполом арки подвешен массивный колокол весом 6,4 тонны, отлитый из старых турецких пушек. Ворота являются частью архитектурного комплекса центральной части Молдавской столицы. Это потрясающее сооружение имеет кубическую форму, стоящее на белокаменных резных пилонах с 16 коринфскими колоннами, увенчанных карнизом, фриз которого покрыт белой глазурью. Второй уровень Ворот образуют четыре арки в классическом стиле, в две противоположные из которых вмонтированы большие часы. Над арками есть ещё один каменный карниз, венчающий всё произведение архитектурного искусства.
Интересна история создания арки. Генерал-губернатор Бесарабии М. Воронцов обратился к российскому императору Николаю I с ходатайством о том, чтоб на отлитие колоколов для кишиневского Кафедрального собора было отпущено 1500 пудов меди. И царь подарил кишиневскому собору часть турецких пушек, захваченных в качестве трофеев в русско-турецкой войне. Пушки эти находились в Измаильской крепости. Везти орудия в Москву или Киев для того, чтобы отлить из них колокола, было неудобно: на перевозку такого количества пушек по бездорожью понадобилось бы много времени и средств. Во избежание задержек и затрат было решено отлить колокола на месте, в самом Измаиле. Для этого в крепость пригласили колокольных дел мастера Василия Лосенко из Киева.
Во дворе крепости соорудили плавильную печь и формы для отлития колоколов. И Василий Лосенко создал для Кишинева пять прекрасных колоколов: колокол-великан весом в 400 пудов, второй колокол в 200 пудов, третий – в 100 пудов, четвертый – в 50, а последний, самый маленький, - в 25 пудов.
Тем временем по распоряжению графа Воронцова дороги, соединявшие Измаил с Кишиневом, были отремонтированы. Колокола водрузили на специально изготовленные подводы и повезли в Кишинев. Когда же они были доставлены в «белый город», выяснилось, что проёмы окон звонницы собора слишком узки для колокола-великана.
Тогда-то и родилась идея «сделать для сего колокола особую пристройку с тем, чтобы под сводом оной можно было поместить и колокол, и городские часы».
Тогда-то и было решено построить арку, которая должна была стать одновременно и звонницей, и триумфальным сооружением в честь побед русских войск над турецкими. Арка еще являлась и въездом в соборный парк.
Святые Врата гордо высятся на бульваре Штефан чел Маре с видом на площадь Великого Национального Собрания и очень популярны у гостей города.

Арка Победы (Кишинёв)

Арка Победы — триумфальная арка, памятник истории и архитектуры в центре Кишинёва, Молдавия. Расположена на площади Великого национального собрания (проспекте Штефана чел Маре) рядом со сквером Кафедрального собора. Сооружена в 1840 году под руководством архитектора И. Заушкевича для размещения колокола весом в 6,4 т, отлитого из трофейных турецких пушек. Арка была возведена в честь победы в Русско-турецкой войне (1828—1829). Реставрирована в 1973 году.

Архитектурные особенности

Арка Победы представляет собой квадратное в плане архитектурное сооружение высотой 13 метров, разделённое на два яруса. Нижний ярус имеет сквозные прямоугольные проёмы в двух направлениях и 4 пилона с коринфскими колоннами на пьедесталах, сложно декорированным фризом и развитым карнизом. Верхний аттиковый ярус обработан лопатками и завершён карнизом, со стороны площади на этом ярусе размещены часы.
В советское время в нижнем ярусе на мраморных досках, вмонтированных между колоннами с внутренних сторон пилонов, были высечены тексты на русском и молдавском языках — Приказ Верховного Главнокомандующего Вооружёнными Силами СССР об освобождении Кишинёва от немецко-румынских оккупантов, указы Президиума Верховного Совета СССР о награждении Молдавской ССР и Кишинёва правительственными наградами, имена воинов Советской Армии, удостоенных звания Героя Советского Союза за подвиги в боях на территории Молдавии в годы Великой Отечественной войны и имена Героев Советского Союза — уроженцев Молдавии.
Арка является частью ансамбля площади и сквера Кафедрального собора: арка находится на одной оси с колокольней и собором, служа как бы воротами к храму.

http://e-voyage.md/?id=80

Триумфальная Арка Кишинева, составляющая единый комплекс с Кафедральным собором Кишинева и Колокольней,  имеет также и другие названия – Арка Победы, Святые Врата. Высота арки составляет 13 метров.
Эта достопримечательность Кишинева была воздвигнута более 170 лет назад – в 1840 году. И с тех пор она является одним из самых ярких украшений столицы Молдовы. Верхний уровень арки украшен в классическом стиле, а на нижнем уровне установлены пешеходные проходы, оформленные в стиле Коринфа. Под куполом арки еще в 1840 году был установлен 400 пудовый колокол, во фронтон арки вмонтированы куранты, которые и сегодня показывают точное время. История арки очень интересна и начинается в то время, когда губернатором Бессарабии (часть современной Молдовы между реками Прут и Днестр) был граф Воронцов. Для того чтоб Кафедральный Собор мог оглашать всю округу колокольным звоном, Воронцов написал прошение царю Николаю Первому выделить 1500 пудов меди для производства колоколов.  Царь Николай согласился выделить для колоколов часть тех турецких пушек, которые были захвачены в ходе русско-турецкой войны. Все пушки находились в городе Измаил. Перевозить пушки в Киев или Москву для того, чтоб отливать колокола было неразумным, и Воронцов принимает решение плавить пушки прямо в Измаильской крепости, для чего были приглашены известные мастера того времени. К тому дню, когда было готово пять колоколов специально для Кафедрального Собора Кишинева весом 400, 200, 100, 50 и 25 пудов, дороги от Измаила до Кишинева были починены. На специальных подводах колокола прошли свой путь из крепости к столице. По приезду в столицу, было обнаружено, что самый большой колокол весом в 400 пудов никак нельзя установить ни в Собор, ни на колокольню. И тогда было принято решение о строительстве арки, которая стала бы и украшением города и звонницей с огромным колоколом, и символом победы русских войск в русско-турецкой войне.
Архитектор Триумфальной Арки Заушкевич за основу своей работы взял арку в Риме. Куранты же были заказаны в Австрии. Сегодня и Триумфальная Арка, и Колокольня, и Кафедральный Собор – это одни из самых любимых мест фотографирований в Кишиневе и, безусловно, являются одними из самых известных достопримечательностей города.

http://www.kp.md/daily/25837/2810297/

По количеству Триумфальных арок Кишинев когда-то опережал Рим и Париж

Если французы и итальянцы до сих пор любуются своими знаменитыми творениями, то мы из тринадцати памятников истории и архитектуры сумели сохранить только один.
Традиция устанавливать монументальные арки  в честь победителей или каких-либо важных исторических событий  зародилась ещё в Древнем Риме.  Существует поверье, что в этом   архитектурном  приеме  был заключен  некий мистический  ритуал: воины, проходя через врата, как бы вновь преодолевали все пути и  рождались заново, как и положено истинным  героям. Многим сооружениям такого рода суждено было стать символами городов и даже целых государств. Достаточно вспомнить построенную по указу Наполеона Бонапарта Триумфальную арку в Париже или ассоциирующиеся с Берлином  именитые Бранденбургские ворота.
«Арочную моду» в России ввёл любивший всё заграничное, царь Пётр Первый.  Бессарабия, ставшая чуть позже  провинцией империи, подхватила её с некоторым опозданием только  в первой половине XIX века. Но зато арки так полюбились местным архитекторам, что за 60 с лишним  лет в Кишинёве их было возведено аж  12 (!). Если самая главная (Святые ворота) продолжает радовать глаз жителей столицы и по сей день, то остальными можно полюбоваться исключительно на старинных фотографиях и открытках. После 1918 года, несмотря на всю свою художественную ценность, почти все  они, как олицетворение самодержавия, были разрушены и уничтожены.
 

«Арочный бум» для  императрицы Марии Александровны

В 1867-м провинциальный Кишинёв потрясло невиданное доселе событие. Направляясь на «воды» в Ливадию, своим кратковременным визитом  город почтила супруга тогдашнего российского императора Александра Второго – Мария Александровна вместе с сыновьями - Сергеем и Павлом. Кишинёвцы, выражая своё глубокое почтение  августейшим особам, решили увековечить их приезд возведением сразу нескольких монументальных  арок, причём не за счёт публичной казны, а исключительно на пожертвования горожан. Благо внести свою лепту в строительство, которым руководил Бернардацци, считали делом чести и дворяне, и купцы, и ремесленники, и многочисленная еврейская община. Первую арку построили у самого въезда в город у Оргеевской заставы (в районе начала современной улицы Хаждеу). Вторую и третью в периметре соборного парка - одну неподалёку от синагоги «Лемнерия», другую - между домами Крупеских и Катарджи. На каждой из них красовались хвалебные надписи в честь государыни и всей династии Романовых. Через полгода, возвращаясь их Крыма тем же маршрутом, Мария Александровна снова остановилась  в Кишинёве, где её ждал такой же радушный приём ...и ещё две арки в её честь.
 

Арка Победы в Кишинёве

Появилась случайно и осталась на века…
Не все знают, что  Арка Победы в Кишинёве  практически «родная сестра»  знаменитой Триумфальной арки в Риме. Ведь именно её за основу более 170 лет назад взял  одесский зодчий Лука Заушкевич, которому  генерал-губернатор Бессарабии граф Михаил Воронцов поручил проект сооружения  звонницы в честь успешного завершения   русско-турецкой войны. Однако изначально ничего подобного строить в Кишинёве не планировали. Наместник просто обратился к российскому императору Николаю I с ходатайством о том,  чтобы Кафедральному собору  на отлитие колоколов  было отпущено определённое количество  меди. Царь отдал распоряжение   пустить на это богоугодное дело трофейные турецкие пушки, находившиеся на тот момент в Измаильской крепости. Так как перевозить их в Кишинёв посчитали делом хлопотным, отливать  церковные атрибуты решили на месте. Мастер Василий Лосенко сделал пять великолепных колоколов, причем один из них получился весом в 400 пудов. Когда медный великан доставили в столицу Бессарабии,  выяснилось, что окна соборной колокольни для него слишком малы. Тогда-то и родилась идея «сделать для сего колокола особую пристройку с тем, чтобы под сводом оной можно было поместить и колокол, и городские часы».
К концу 1840 года строгое квадратное сооружение из тесаного белого камня в тринадцать метров высотой с двумя коринфскими колоннами было готово. Из-за близости к Кафедральному собору его стали называть Святыми Воротами. Кстати, первые часы, которые   появились на арке только через два года, оказались недолговечными. Вначале ураганный ветер начисто снёс на них весь циферблат, а потом спустя несколько лет в негодность пришел  и часовой механизм. Тогда Городская дума решила приобрести новые куранты  в Австрии, что обошлось казне в целых 800 целковых! Те самые часы функционировали до 1941 года, в самом начале Великой Отечественной они пострадали при бомбёжке и больше не подлежали ремонту.
Впрочем, наша Арка без «ходиков» пробыла совсем недолго. Ещё во время войны их заказали самому известному в городе часовому мастеру по фамилии Богосов. Именно его творение мы и имеем счастье видеть до сих пор. Биография этих арочных часов вполне благополучна, за исключением одного неприятного инцидента.  В лихие 90-е хулиганы как-то пытались снять с часов стрелки и сдать их на цветной металл. Слава Богу, их вовремя остановили...
 
Бендерская арка возродилась из небытия...

Считается, что самая красивая арка размещалась на улице Бендерской (примерно там, где сейчас находится здание «Молдтелекома»). Есть предположение, что она была и самой первой построенной в Кишинёве. Во всяком случае, в немногочисленных источниках фигурирует 1807 год , когда молдавское княжество ещё не входило в состав России, а всего лишь находилось под ее протекторатом. Известно, что улицу, бывшую тогда ещё городской окраиной, назвали так в честь победы русской армии над турками в сражении у бендерской крепости и, вполне возможно, что в честь такого события в начале XIX века и могла быть возведена Триумфальная арка. Готовясь к празднованию 600-летия Бендер, которое отмечалось в 2008 году, его руководство и жители решили отдать почести славной истории своего города и построили почти точную копию той самой арки, украшавшей когда-то центр Кишинёва.

Триумфальные ворота во славу царя Николая Второго

И такие водились у нас в своё время! 3 июня 1914 года в столице Бессарабской губернии  открывался памятник царю Александру Первому. На эту церемонию не мог не приехать тогдашний российский самодержец Николай Второй. Он пожаловал в Кишинёв в своём личном 10-вагонном поезде вместе со всем семейством - супругой Александрой Фёдоровной, дочерьми Ольгой, Татьяной, Марией, Анастасией и цесаревичем Алексеем. Прямо у железнодорожного вокзала в их честь была сооружена специальная арка. Это было первое, что увидел император, ступив на землю Бессарабии. Царственные особы пробыли в Кишинёве всего лишь пару часов, но, судя по записи, оставленной Николаем Вторым в его дневнике,  впечатления о пребывании в нашем городе остались у них самые что ни наесть благоприятные. Император хвалил образцовый порядок и восхищался увиденным земским музеем. К счастью потомков, сохранилась и киноплёнка, на которой запечатлены высочайшие гости во время освящения памятника Александру Первому в Кишинёве.

Арки к 100-летию присоединения Бессарабии к России

К этому юбилею в 1912 году «арочное собрание» Кишинёва пополнилось ещё несколькими сооружениями. Самое главное расположилось напротив места будущего постамента Александру Первому, рядом с Епархиальным домом. Сохранились документы, где сказано, что эта «арка сооружена на средства окрестныхъ дома-владельцевъ и обошлась около 1500 рублей». Ещё одни Триумфальные ворота появились на углу Александровской и Михайловской улиц (перекрёсток нынешних Штефана чел Маре и Эминеску), а также Александровской и Армянской. По данным архива, на арках были выгравированы вензеля, государственные гербы и непременное «Боже, Царя храни!»

Арка Благородного Собрания
 
Свой досуг представители кишинёвского дворянства нередко коротали в Благородном собрании (располагалось на месте нынешнего кинотеатра «Патрия-Чентру»). Здесь они обедали и ужинали, играли в карты и бильярд, танцевали на балах вальс и мазурку. Здание, запроектированное в 1888 году известным городским архитектором, австрийцем по происхождению Генрихом Лонским, представляло собой двухэтажное строение в классическом стиле с элементами барокко. Перед ним была установлена живописная арка, служившая как бы воротами в мир благородного дворянского сословия. К  сожалению, и это сооружение не дожило до наших дней – оно было разрушено во время войны.