Очень уютная камерная обстановка. Все пространство занимает красно-оранжевый розоватый ковер. На нем "разворачивается" событие Он доминанта всей картины. Большое ампирное кресло, повернутое к нам спиной. Кресло тоже занимает много пространства. Художник с любовью выписывает шелковую отделку Мягкий свет лампы сверху освещает всю комнату, таинственные тени. Рембрандтовская среда. Кульминацией всей картины является ярко освещенная бритая седая голова полного совсем немолодого человека в зеленом мундире , сидящего в кресле, спиной к нам. Рядом с офицером стол, покрытый каким-то богатым покрывалом. За столом офицер во в френче цвета хаки, занятый чтением бумажки, то ли изучает через пенсне рецепт, то ли пьет порошок. У него очень мирный вид. Над офицером с пенсне возвышается другой - кавалерист с козырями на груди. У него вид поконтрастней. За кавалеристом синеет окно, поздние сумерки. Роскошные шторы на окне. В комнате тепло и уютно. Не хватает только камина и свечей. На середине ковра стоят двое, мужчина одетый в черную кожанку и такие же черные кожаные штаны, и, очевидно, женщина, в овчинном тулупе с серым каракулевым воротником, серой каракулевой шапке. Она в валенках. В таком овчинном тулупе ей тепло и уютно. В лице нет никакого идейного фанатизма. Теплый цвет тулупа органично вписывается в общий колорит картины, он почти сливается со светло коричневыми охристыми стенами, а красное кашне на груди, горящее как уголь в жаровне, вторит красному цвету ковра. Этот огонь как бы внутри самой женщины, ее содержание. Женщина целиком и полностью принадлежит миру этого дома. Если закрыть красное кашне, она сольется с цветом теплых стен. Она часть этого дома, добрый ангел, почти хозяйка уютного гнездышка. Будь у нее в руках бутылка , она бы выглядела как прислуга (валенки), принесшая из холодного погреба или из лавки шампанское, чтобы порадовать господ офицеров.
Черным рыцарем смотрится русоволосый богатырь в кожанке. Ему не хватает черной широкополой шляпы, чтобы стать персонажем эпохи Малых голландцев или самого Рембрандта, Гофмановским кавалером. Или это был бы хромой Мефистофель (нога в обмотке) из произведений Булгакова. Однако при всем мистицизме черных одежд, черной шкуры, лицо этого персонажа средней упитанности, спокойное. Он достаточно доброжелательно смотрит на господ офицеров. Неестественно в нем только то, что он держит руки за спиной. На лице нет никаких следов побоев, или измождения. Его черное кожаное облачение противостоит всему окружающему именно как кожаное. Все остальные персонажи картины, в том числе и женщина в шубе, одеты в обычные ткани. Черная кожанка противостоит уютному миру людей, но "теплоты " этого мира достаточно, чтобы преодолеть этот конфликт, тепла много. Тем более конфликт, контраст только в одежде. (В черной, блестящей, кожаной шкуре мужчина больше похож на беса. Революция от бесов.) Конечно чужда этому теплому миру и тельняшка, которую мы видим в распахнутом воротнике кожанки. Женщина в шубе стоит рядом . С этим моряком, они образуют пару. Похоже, что молодой мужчина это ее жених. Наверное конфликт в том, что моряк хочет женится на служанке и увезти ее к себе на Балтику, а господам этого не хочется. Такой могла быть сцена из Тихого Дона. Только фигура конвоира стоящего в тени, с винтовкой, в шинели грязно коричневого цвета вызывает тревогу, звучит диссонансом. (Она выглядит как закулисный бес, служитель темного царства) Получается, что и у господ, и у революционеров есть свои бесы и свои светлые стороны. Хотя визуально, по цвету "бес в тени" больше связан с человеком в кожанке, он его свита. Действительно есть что-то Булгаковское в этой картине, она не так проста как кажется с первого взгляда.
Главное "действующее лицо" картины это красный ковер. Если дать в руки кавалеристу вместо стека шампур с шашлыком, а на стол поставить бутылки с закуской, перед нами была бы пирушка теплой компании.
Конечно мужчина в черном смотрится более цельно и монументально, чем все три офицера. Потому что он с ног до головы в черном, нет других цветов, которые бы разбивали эту черную массу. По вертикали эта черная масса, большой объем, граничит со светло коричневым и хорошо освещённым тулупом женщины. Тулуп тоже ничем не разбит. И получается очень сильный цветовой и световой контраст большой массы черного и светло коричневого, почти кофе с молоком. Если бы не положение рук за спиной, мужчина в черном был бы не допрашиваемым, а допрашивающей стороной. Подобное происходит в картине Ге "Царь Петр I допрашивает царевича Алексея" Царевич Алексей весь одетый в черное смотрится цельнее и монументальнее Петра, одетого в красно зеленый мундир. Царевич стоит, возвышаясь над сидящим Петром. Он как столп, о который Петр бъется головой и не может пробить. Царь не просто спокойно и величественно сидит в кресле, его отпрянувшая фигура, положение рук и ног напоминают движение лопастей пропеллера, он почти бежит от сына. И если бы не взгляд царевича внутрь себя и положение рук, Алексей был бы грозной допрашивающей силой. Это достигается за счет цельного черного костюма царевича Алексея, он функционален в картине, в отличие от розового "женского", ибо розовый цвет свойственен женским одеждам, кафтана царевича Ивана в картине Репина. Там он антифункционален и вредит всей картине, нет конфликта между отцом и сыном.
И царевич Алексей и человек в черной кожанке оба в картине - доминирующая, хотя и "связанная" сила. Мешает только то, что у человека в кожанке светлые русые волосы, голова выпадает из общего звучания. Похоже, что Иогансону не позволили сделать революционера брюнетом, сразу напомнил бы Троцкого или Свердлова. А образ был бы сильнее.
Критика картины Иогансона "Допрос коммунистов" Проза. ру
http://www.proza.ru/2013/02/06/163
Мистические рисунки с натуры Федоров-Мистик
Рисунок "Отец Всеволод Шпиллер накануне своего отпевания" http://www.proza.ru/2009/12/25/1601
Рисунок "Призывание" Явление о.Всеволода на литургии Василия Великого, через неделю после смерти http://www.proza.ru/2010/01/30/62
Рисунок "Явление прт. Всеволода Шпиллера патриарху Пимену 7 февраля 1984г. Николо-Кузнецкий храм. Праздник иконы Божией Матери "Утоли моя печали" http://www.proza.ru/2009/05/25/733
Рисунок "Беседа с о.Всеволодом в день его поминовения" http://www.proza.ru/2010/12/26/64
Рисунок "о.Всеволод на празднике иконы Божией Матери Взыскание погибших 1984г. (еще не прошло 40 дней)" http://www.proza.ru/2010/03/01/138
Рисунок "Пречистая. Николо-Кузнецкий храм 6 февраля 1985 г".http://www.proza.ru/2010/01/23/34
Рисунок Набросок. "Явление Пречистой в Кузнецах 6 февраля 1985 г." http://www.proza.ru/2009/12/26/31
Рисунок "О.Всеволод на Всенощной в храме на Преображенской http://www.proza.ru/2009/12/26/56
Рисунок "На службе о.Владимира" http://www.proza.ru/2010/12/26/1038
Рисунок "О.Всеволод на кухне своей квартиры. (после смерти)" http://www.proza.ru/2009/12/26/75
Рисунок "О. Всеволод в прихожей. После смерти." http://www.proza.ru/2011/01/18/1712
Рисунок "Панихида в Кузьминках" http://www.proza.ru/2009/12/26/5
Рисунок "Агриппина Николаевна и о.Всеволод у дверей храма. Кузнецы" http://www.proza.ru/2011/01/07/264
Рисунок "Слушая литургию о.Всеволода" http://www.proza.ru/2011/01/07/961
Рисунок "Прозрачный силуэт" http://www.proza.ru/2009/12/26/433
Рисунок "Архм. Иоанн Крестьянкин выход в метафизику" Печоры Псковские http://www.proza.ru/2010/01/06/1448
Рисунок "О.Иоанн Крестьянкин среди нас на квартире (метафизически)" http://www.proza.ru/2010/12/27/81
Набросок "Архм. Иоанн Крестьянкин после кончины" Михайловский храм. http://www.proza.ru/2010/01/01/169
Рисунок "Ангельские силы и о.Иоанн в духовных небесах" http://www.proza.ru/2011/02/06/141
Рисунок "О.Павел Троицкий моление" http://www.proza.ru/2010/01/30/71
Рисунок "О.Павел в полнеба" http://www.proza.ru/2010/04/04/812
Рисунок "О.Павел на отпевании старушки" http://www.proza.ru/2011/01/01/197
о.Павел Троицкий в день Ангела http://www.proza.ru/2012/11/15/1271
Рисунок "Митрополит Антоний Блюм. Выход в метафизику" http://www.proza.ru/2010/01/22/1649
Рисунок "Архимандрит Авель Македонов над головой в электричке" http://www.proza.ru/2010/01/06/1198
Рисунок "Патриарх Алексий II, выход в метафизику" http://www.proza.ru/2010/01/23/53
Рисунок "Духовник созерцает свое чадо через стену кабинета" http://www.proza.ru/2010/01/23/490
Рисунок "Архимандрит Кирилл Павлов на исповеди" http://www.proza.ru/2010/03/01/1016
Набросок "Старец. Выход в метафизику на литургии" http://www.proza.ru/2009/12/12/626
Рисунок "Старец в метафизике на Всенощной праздникаПреображения" http://www.proza.ru/2011/01/15/159
Рисунок "Выход семейного старца в метафизику" http://www.proza.ru/2011/01/18/72
Набросок "Отец Илий в Оптиной" http://www.proza.ru/2011/01/09/238
Рисунок "Прп. Савва Сторожевский явление в храме Успения на Городке. Звенигород 1985 г." http://www.proza.ru/2010/01/30/55
Рисунок "Первое явление схм. Серафимы Кочетковой старицы Спасо-Влахернского монастыря" http://www.proza.ru/2010/01/23/84
Набросок "Явление схм.Серафимы Кочетковой дом причта при храме Вознесения в Перемилово" http://www.proza.ru/2009/12/19/171
Набросок "О.Александр Мень на своем отпевании в Новой деревне" http://www.proza.ru/2010/01/01/751
Рисунок "Явление высоко-духовной личности" http://www.proza.ru/2010/01/01/228
Рисунок "Псалтырь по княгине Пересветовой" http://www.proza.ru/2010/01/06/1319
Рисунок "Ангел маленькой Лизы" http://www.proza.ru/2011/01/29/1184
Рисунок "Ангел крестника Алеши" http://www.proza.ru/2010/12/26/1316
Рисунок "Спасаем колодец. Ангел" http://www.proza.ru/2011/01/15/291
Рисунок "Игорь Борисович Померанцев на своем отпевании. Храм Ильи Обыденного" http://www.proza.ru/2010/01/23/106
Рисунок "Явление Игоря Борисовича Померанцева на даче. (Загорск)" http://www.proza.ru/2010/02/20/1330
Рисунок "Смерть Пантелеймона Ивановича Васильева" http://www.proza.ru/2010/01/26/113
Рисунок "На свадьбе" http://www.proza.ru/2011/01/01/925
Рисунок "Горький в своем доме-музее на Никитской" http://www.proza.ru/2011/01/01/802
Рисунок "Темный дух арбатской квартиры" Иллюстрация к "Арбатской старушке" http://www.proza.ru/2011/01/29/1661
Рисунок "Встречи друзей на квартире одержимого человека" http://www.proza.ru/2011/01/30/121
Рисунок "В автобусе". Иллюстрация к "Арбатской старушке" http://www.proza.ru/2010/01/23/546
Рисунок "В крематории. Души как дети." http://www.proza.ru/2010/01/23/120
Рисунок "На поминках Ольги Дриневич" http://www.proza.ru/2011/01/21/252
Рисунок "Улыбка Натальи на ее отпевании" http://www.proza.ru/2011/01/17/148
Рисунок "Отпевание Леонида К. Храм Ильи Обыденного 2008г." http://www.proza.ru/2011/01/29/543
О. Всеволод Цветы http://www.proza.ru/2011/12/18/140
Альбом мистических рисунков автора с натуры под обшим названием "Ангел маленькой Лизы" (по первому рисунку) на форуме дьякона Кураева
О Троие Рублева и фресках Феофана http://www.proza.ru/2011/01/16/1409
Анализ иконы Рублева Спас в силах малый http://www.proza.ru/2011/01/08/121
Критика картины Иван Грозный убивает сына Ивана http://www.proza.ru/2009/11/28/1465
Анализ картины Петр I допрашивает царевича Алексея http://www.proza.ru/2009/11/30/695
Критика картины Явление Христа народу http://www.proza.ru/2009/11/30/500
Критика картины Веронезе Оплакивание Христа http://www.proza.ru/2010/02/28/1488
Критика картины Сурикова Утро стрелецкой казни http://www.proza.ru/2009/11/30/593
Критика картины Сурикова Боярыня Морозова http://www.proza.ru/2009/11/30/600
Критика картины Верещагина Апофеоз войны http://www.proza.ru/2009/11/30/600
Критика картины Иван - Царевич на сером волке http://www.proza.ru/2010/11/19/1664
Критика картины Васнецова Три богатыря http://www.proza.ru/2013/02/03/740
Мысли об абстракционизме, беспредметном искусстве http://www.proza.ru/2011/06/30/1478
Критика картины Глазунова Поле Куликово http://www.proza.ru/2010/11/19/1664
О скульптуре Родена Мыслитель http://www.proza.ru/2010/12/13/491
Критика картины Нестерова Два философа http://www.proza.ru/2010/12/19/862
Литургия по Пушкину - литературная критика http://www.proza.ru/2009/01/08/800
О Вдовушке Федотова http://www.proza.ru/2013/02/08/2067
Критика картины Репина Бурлаки на Волге http://www.proza.ru/2013/01/29/1437
Критика картины Бродского Ленин в Смольном http://www.proza.ru/2013/01/28/1566
Критика картины Иогансона Допрос коммунистов http://www.proza.ru/2013/01/28/1566
Критика памятника Жукова в Москве http://www.proza.ru/2013/02/13/858
Критика Монумент на Перемиловских высотах http://www.proza.ru/2013/02/14/168
Критика памятника Достоевскому А.Рукавишникова http://www.proza.ru/2013/02/16/104