Четче и логичнее всего отношение государства к явлению в нем изложено в уголовном кодексе. Так поговаривает мой давний приятель, более двадцати лет представляющий в судах сторону государственного обвинения.
Отсутствие постоянного места жительства у лица, обвиняемого в совершении преступления, еще с союзных времен рассматривалось в кодексах республик как обстоятельство, негативно характеризующее личность, и вело к усилению меры наказания.
Пожалуй, такое отношение со стороны закона к бомжам лично мне было понятным и вполне логичным.
Однако, при этом надо оговориться, что речь в данном случае идет не о гражданах, не имеющих регистрации (прописки) по конкретному адресу места проживания, а «…о людях, которых уже практически не назовешь людьми, об оболочках, влекомых инстинктом самосохранения и физиологическими зависимостями…», как указывает в своей статье «Бомжи» Л.Каин (http://www.proza.ru/2006/02/04-43). Автор анализирует причины, по которым люди становятся БОМЖами в понимании, указанном выше. Кстати, именно после чтения этой статьи и возникло желание выяснить для себя вопрос об отражении бомжевания как явления на страницах ПРОЗА.РУ.
Итак, количеству публикаций о БОМЖах я была удивлена, поскольку никогда не предполагала, что бомжевание как социальное явление может служить источником вдохновения… Впрочем, определенные общие показатели, пожалуй, могут быть интересны не только мне.
К примеру, все публикации, имеющиеся на ПРОЗА.РУ по данной теме, можно условно разделить на 3 раздела:
- публицистика;
- ироническая проза;
- рассказы.
Интересен также и наблюдающийся из года в год рост количества произведений по данной тематике ( в среднем, на 20-21 % в год от количества произведений за предыдущий год, если принимать во внимание период с 2008 года по март 2010 года).
Причиной увеличения публикаций на эту тему в публицистике, безусловно, является растущая актуальность темы, связанная с резким увеличением количества БОМЖей и распространением этого социального явления.
« Еще лет 15 назад бомжей в Израиле почти не было, ну и как не прискорбно признавать на 80-90 процентов это наши люди - русскоязычные из бывшего СССР со всех его бывших республик»,- отмечает Лев Шкловский в статье «Бомжи в Израиле» (http://www.proza.ru/2008/01/21/392). Автор рассказывает не только о судьбах, но и анализирует причины явления и меры, принимаемые правительством…
Подавляющая часть БОМЖей это люди, которым ненавистна какая-то часть или вся наша цивилизация в целом, причем ненавистна настолько, что они решительно уходят из нее. Бомжи опасны для цивилизации, их накормить, как это делается в Германии, гораздо полезнее для общества… Такие выводы делает в своей статье «Бомжей надо кормить!» Вадим Фомченко (http://www.proza.ru/2006/09/28-71).
Статей о цене вопроса (накормить, одеть, обуть, содержать, сколько и за чьи средства?), а также на основании какого закона можно было бы принудить БОМЖа к иному способу существования, увы, я не нашла. В связи с чем, буду признательна любому читателю за подсказку такого материала и ссылку.
Зато ироническая проза и многочисленные рассказы о БОМЖах меня повеселили от души…
Прочитав с удовольствием рассказ Алины Бачу «Бомж и высшая математика» (http://www.proza.ru/2007/03/06-459), я прониклась судьбой бывшего професора МГУ, ставшего БОМЖом, и историей разрыва отношений с семьей главного героя Игоря…
Каково же было мое удивление, когда среди опубликованных произведений обнаружилось еще, по меньшей мере, пятнадцать душещипательных историй того, как очередной професор-математик вуза (МГУ, причем, лидирует очень уверенно!) становится БОМЖом… И вообще, судя по авторским публикациям на ПРОЗА.РУ, вырисовывается следующий обобщенный портрет БОМЖа: это уникальный, отлично образованный человек, которого обманули при сделке купли-продажи недвижимости ловкие дельцы, при этом, у будущего БОМЖа нет ни денег, ни родственников, ни друзей, ни работы, и податься ему, бедолаге, абсолютно некуда! Человек вынужден уйти в никуда по стечению сложившихся обстоятельств.
Скажем, БОМЖ у Александра Лонса (http://www.proza.ru/2006/02/08-240) уверенно рассуждает о машине времени и передвижениях в пространстве, а БОМЖи у Евгения Каплуна (http://www.proza.ru/2008/12/21/330) увлеченно беседуют о Диогене и о свободе, управлении государством и истории…
Даже и не знаю, а сожалею ли я, что мне никогда в жизни видеть таких БОМЖей не приходилось? Как-то в жизни все совсем по-другому …
Уборщица в нашем офисе, человек сказочной доброты, пожалела БОМЖа, пристроившегося ночевать в подъезде в период зимних морозов… Она с ним договорилась, что тот ночует под лестницей, но каждое утро, до 8 часов, он должен собрать все свои тряпки-коробки и уйти прочь с глаз… Высокие стороны оговорили, что, в случае нарушения данного требования уборщицы, БОМЖ попадет в милицию и ночевать здесь не сможет больше никогда… В конце февраля стало известно, что наш БОМЖ еще и подружку привел, теперь они - семья, но зато по утрам дисциплинированно освобождают помещение намного раньше, чем договаривались…
Именно эта семейка БОМЖей из реальной жизни вдруг тесно переплелась с виртуальным миром ПРОЗА.РУ. И произошло это после чтения изумительной, трогательной и душевной миниатюры Рустама Тодошева «Белые паруса» (http://www.proza.ru/2010/03/14/617).
Полагаю, что именно эта миниатюра достойно характеризует свойственное ныне авторам ПРОЗА.РУ стремление к пробуждению сострадания. Отсутствие выдуманных биографических данных парочки БОМЖей в сочетании с символом МЕЧТЫ – белыми парусами, на мой взгляд, гораздо больше приближает читателя к мысли об уважении и в БОМЖе ЧЕЛОВЕКА, о человечности, что ли, нежели все скопом профессора, ставшие вмиг БОМЖами!
И еще я для себя нашла совершенно новое направление в развитии этой темы, что, не скрою, очень радует.
Элам Харниш назвал свое произведение «Бомжд» (http://www.proza.ru/2010/01/22/210). Художник, то ли бомж, то ли сумасшедший, и старый актер – они оба «БЕЗ ОПРЕДЕЛЕННОГО МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА ДУШИ»… На мой взгляд, этот термин, примененный автором к своим героям, как нельзя лучше характеризует именно новое направление в развитии темы о БОМЖах, связанное с философским осмыслением человеческого жития как такового…Во всяком случае, так я увидела новую значимость образа бомжа и символичность отождествления душ художника и актера, страдающих от одиночества…
Поскольку я просто читатель, то буду рада услышать мнение авторов и читателей сайта, а также рекомендации по данной теме.