Открытия Александра Башенькина

Петр Золин 2
Открытия Александра Башенькина

Интернет ныне приводит обилие интересных материалов и о реальных глубинах истории славян , пращуры которых  формировались наряду с пращурами других народов из ностратических общин. Те и другие пращуры ещё и не знали, в какие этносы выйдут их этногенетические ветви. Но многотысячелетняя история характерна, как подтверждают многие научные исследования, и для далёких предков славян.
ЭТНОГЕНЕЗ РАННИХ СЛАВЯН.  Заслушано в ноябре 2002 г. на заседании Президиума РАН . В. В. Седов Седов Валентин Васильевич - академик, заведующий отделом Института археологии РАН.
http://vivovoco.rsl.ru/VV/JOURNAL/VRAN/03_07/SEDOV.HTM

Славяне и их соседи в конце I тыс. до н.э.- первой половине I тыс. н.э.
Автор: Русанова И.П., Сымонович Э.А. (ред.) М.: Наука,  1993 -  337 с. http://files.mail.ru/L633D2

Язычество древних славян  Борис Александрович Рыбаков http://lib.rus.ec/b/78185

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА по данным археологии, антропологии и ДНК-генеалогии Клёсов А.А., Тюняев А.А. Бостон – Москва, 2009 г. http://www.organizmica.org/archive/611/pcpda.shtml и др.

Работы Александра Николаевича Башенькина (род 1959, к.и.н., Вологда) объективно в русле этих фундаментальных исследований.  Правда, он неизбежно находился (да, возможно, и находится) под давлением доминирующей версии, что самыми ранними поселенцами на Севере и Северо-Западе Восточной Европы (Русской равнины) были финно-угры. Но объективные результаты его работ поддерживают и иные версии ранней истории будущей Новгородской земли.

Скифский след http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/008a/02111043.htm По сказанию о Словене и Русе, что признавали в 17 веке и церковные источники (поздние летописи) , скифские князья Словен и Рус уходили на север от Чёрного моря в 2409 г. до н.э. Около 2095 г. вышли в регион озера Мойско, которое переименовали в Илмер (Ильмень). Устроили поимённые в их честь города. Затем « Словен и Рус, жившие между собой в любви великой, померли. После них сыновья и внуки княжили, добыли богатство великое мечём и луком. Владели они северными странами по всему Поморью до пределов Ледовитого океана, землями по рекам Печёре, Выми, Оби и далее. Там брали дорогой ценою зверя Соболя. Ходили и на Египетские страны воевать, многую храбрость показали в Иерусалимских странах и великий страх на все южные земли наводили».
Могла ли русская летописная повесть 15 – 17 веков как-то «помнить» о событиях, какие происходили за 4 – 5 тысяч лет до ее создателей ?!. Мы ведь сегодня допускаем, что современные историки относительно верно трактуют события давности в сотни тысяч и миллионы лет. Античные историки (например, Геродот) затрагивал события египетской истории, происходившие за три тысячи лет до него (и ряд его данных и ныне признается наукой).
Подобных примеров – множество. И наряду с отрицанием возможности отражения в легендарной повести реальных глубин отечественной истории вполне допустимо, что она в той или иной степени сохранила сведения о реальных перемещениях инициативных групп индоевропейцев – пращуров-земляков многих россиян. Надо подчеркнуть, что индоевропейцы (как и ныне) являлись существенным инициативным этносом среди других этносов. И окрестные народы признавали их цивилизационную миссию, их значение в развитии всего античного мира.

Основными индикаторами индоевропейцев среди мужчин признаются носители гаплогрупп R1a1 и R1b1 (c субкладами), хотя есть их след и в этногенезе других народов. Среди женщин в формировании индоевропейцев заметна роль носительниц гаплогруппы Н (Хелена-Елена), но и эта гаплогруппа собственностью только индоевропейцев не является. http://www.proza.ru/2011/03/20/1774 ; http://www.proza.ru/2011/03/26/271 ; http://www.proza.ru/2011/03/27/471 и т.д.

Вероятность этнической памяти у славян на десятки тысячелетий отметил Б.А.Рыбаков в знаменитом труде «Язычество древних славян». Хотя В. Я. Пропп с ним полемизировал, но исторические корни волшебной сказки тоже обозначал в верхнем палеолите. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/Propp_2/26.php. По сути, эту версию поддерживают многие специалисты по мифологии и эпосу. Обилие фактов этого плана есть в трудах Юрия Евгеньевича Берёзкина

Конечно,  пращуры славян не обязательно именовались славянами. Готский историк Иордан в начале 6 века н.э. считал, что они (наряду с антами) произошли из античных венедов. Византийский автор Прокопий указывал славян как споров (селящихся разрозненными посёлками), наследующих обычаи массагетов и гуннов.
Связи славян с гуннами ныне признаёт и официальная наука http://www.proza.ru/2010/05/23/388

Влиятельный медиевизм славян из венедов (у них корни до Энея) и споров (близких по обычаям и нравам гуннам и массагетам) не очень чтит. Стали славяне сами называть себя славянами в 5 – 6 веках – вот с тех времён их история и начинается. А с какого времени балты называют себя балтами, финно-угры – финно-уграми и т.п. ?! Но историю многим этносам без самоназваний в античности хотя бы на несколько тысяч лет сочиняют. Хотя сколоты (самоназвание скифов у Геродота) вполне попадают в линию сколоты – скловени – сакалибы – славяне http://www.proza.ru/2009/07/14/537; http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/008a/02111044.htm ; http://www.proza.ru/2009/07/12/846
  ; и т.д.

Александр Николаевич Башенькин ( http://www.vao2009.ru/lichnosti.html Башенькин А.Н. Вологодская область в древности и средневековье. В кн.: Вологда. Краеведческий альманах. Вып. 2. Вологда, 1997.
http://www.vao2009.ru/states/Baschenkin_1.html;
своими исследованиями существенно обогатил представления о поздней античности этносов будущей Новгородской земли. Многие археологические памятники выявлены им примерно на границе современных Новгородской и Вологодской областей.

Географ Птолемей во 2 веке н.э.подробно описал и Сарматию (Скифию),отметив в ней десятки городов, около ста народов, множество различных географических объектов. ( http://www.proza.ru/2010/10/10/1330 ; http://www.proza.ru/2010/10/11/245 ; и т.д.)  Держава занимала достойное и традиционное место в античном мире. И если нынешние россияне об этом забыли, то в том беда самих россиян. Внутренняя жизнь Скифии оказывалась даже менее интересной, чем растущее участие скифских народов во всемирных делах. Но эта жизнь оставила немало ценного археологам, которые отмечают на тот период достаточно высокий уровень развития экономики, особенно в южных регионах России.
Гипертрофия археологических изысканий и различных антисловено-русскими лингвистических построений реальную отечественную историю осознать не дает. По А.Н. Башенькину,  в исследуемом регионе Новгородской и Вологодской областей погребальные памятники второй половины I тысячелетия до н. э. (времен войн Скифии с Персией) представлены грунтовыми могильниками с погребениями по обряду трупосожжения. Остатки кремации помещались в небольшие грунтовые ямки или на дневной поверхности (могильники Куреваниха-ХХ, Любахин-V на р. Кобоже, Чагода-1). Вещи в погребениях единичны: бронзовые бусы, нож с серповидной спинкой, наконечники стрел. В конце I тысячелетия до н. э. появляется новый обряд погребения, когда остатки сожжения помещаются в глиняные сосуды (как затем и в сопках славян, хотя по В.В.Седову и ряду других исследователей обряд кремации известен славянским землям хотя бы со времён культуры погребальных урн).
http://vivovoco.rsl.ru/VV/JOURNAL/VRAN/03_07/SEDOV.HTM

Возможно, появление урновых погребений связано с культурными импульсами, идущими с юго-запада, когда усиливались попытки Рима закрепиться в Северном Причерноморье и подчинить здешние народы и их царей. Конец I тысячелетия до н. э. - время серьезных культурно-исторических изменений и на севере Валдайской возвышенности, выразившихся не только в появлении урновых погребений, но и в целом в изменении всей культуры. Наряду с грунтовыми погребениями появляются наземные деревянные погребальные сооружения, получившие в литературе название "домиков мертвых". "Домики мертвых" располагались на окраинах поселений или поблизости от них. Они представляли собой срубы размером примерно 5x4 метра.
Внутри "домиков" помещались остатки погребений по обряду трупосожжения, часть из них, вероятно, находилась в берестяных туесках или в глиняных сосудах. Среди костей найдено большое количество предметов погребального инвентаря: наконечники стрел, ножи, шилья, пряжки, привески к поясу. Особо следует отметить впервые обнаруженные находки предметов степного вооружения: мечи и кинжалы, навершие ножен, бронзовый трехлопастной наконечник стрелы. Женские украшения составляют бронзовые ажурные бляхи, различные подвески, пронизки, булавки, бусы. Большая часть этих вещей имеет аналогии в Волго-Окском междуречье и Прикамье. Но это регион северных скифов, которых упоминал еще Геродот. Немало интересных сведений о регионе и у других античных авторов. А затем здесь развивалась знаменитая именьковская культура.

(=================== в целом, истоки "домиков мёртвых" можно искать и в палеолите.
Захоронения в своеобразных «жилищах» (или прямо в жилищах) наблюдаются на землях России со времён палеолита. В России открыто более 1500 поселений верхнего палеолита. Выбирая мес¬та для стоянок, люди позднеледниковой эпохи заботились прежде всего об удобствах охоты, поэтому поселения располагались обычно у края речных до¬лин, часто группами. http://library.ime.ru/docs/000537/HTMLs/Glavi/el00_02.htm

На памятниках округи Костёнок на Дону (под Воронежем) открыто четыре погребения неоантропов, отличающиеся особенностями погребального обряда и характером могильных сооружений, принадлежащие к разным расам. Костёнки XV - сидячее погребение ребёнка, совершённое в глубокой погребальной камере под полом жилища. Погребённый сидел на специальном глиняном сиденье, окрашенном охрой. Погребальный инвентарь многочислен - это более 70 изделий из камня, костяные клинок, наконечники и иголки, богато украшенный сверлёными зубами песца головной убор. Камера сверху была перекрыта крупными костями мамонта. 2. Костёнки XVIII - детское погребение, совершённое в грунтовой яме, перекрытой костями мамонта; погребённый лежит в позе спящего. 3. Костёнки XIV - погребение в овальной грунтовой яме молодого мужчины, обильно окрашенного охрой; поза - сильно скорченная (инвентарь отсутствовал). 4. Костёнки II - погребение взрослого мужчины, помещённое в специальную погребальную камеру из крупных костей мамонта, пристроенную к стенке жилища.
По данным П. И. Борисковского, мужское погребение представляло собой специально сооруженную из костей мамонта (черепа, кости конечностей, лопатки) овальную погребальную камеру, размерами 2,20 на 0,55 м по внутреннему обводу и 4,0 на 1,50 м — по внешнему, пристроенную к стенке жилища. Стенки погребальной камеры были невысоки, они состояли не из вкопанных, а из горизонтально положенных костей. В центр этой камеры  был посажен связанный труп мужчины, возраст около 50 лет. По крайней мере, до плеч он был засыпан землей — об этом свидетельствует то, что кости туловища и ног сохранили свое первоначальное положение. Голова и руки остались снаружи. После разрушения жилища голова и некоторые кости рук сместились назад и оказались на жилой площади. Вероятно, после погребения жилище было покинуто обитателями: об этом свидетельствует одновременность процесса разрушения жилища и погребения (да иначе череп и не мог бы попасть на жилую территорию).
Среди известных палеолитических захоронений наиболее близкую аналогию обнаруживает погребение ребенка на Городцовской стоянке (специально сооруженная камера, сидячее положение), однако существенны и отличия (например, камера на Городцовской стоянке — закрытый сверху склеп; богатый инвентарь, сопровождающий погребение ребенка, и полное отсутствие инвентаря в погребении на Костенках).


Погребение младенца найдено под полом одного из жилищ в Мальте ( Сибирь): на его черепе была костяная диадема, на шее - ожерелье из бус и фигурка летящей птицы, вырезанные из бивня мамонта, на груди - бляха, украшенная изображениями извивающихся змей. У ног погребенного лежал наконечник копья, проколка, пластинка и острие из камня, у плеча - пластинчатый нож. (богато украшено и погребение подростков в Сунгири).

http://library.ime.ru/docs/000537/HTMLs/Glavi/el00_02.htm

Ко сожалению, история погребальных обрядов с учётом традиций палеолита на землях России  изучается слабо. Хотя английская Википедия учитывает традиции палеолита.

http://ru.wikipedia.org/wiki/; http://en.wikipedia.org/wiki/Burial ; П.З.)



Археолог в "домиках мертвых" обнаружил стеклянные бусы, в том числе золоченые. Такие поступали сюда даже из Египта, где технология их изготовления была разработана в последние века до н. э. Наиболее вероятным центром изготовления этих бус считается Александрия. Для лесного севера на рубеже эр это были дорогие "престижные" украшения. По-видимому, их, как и другие привозные украшения, получали в обмен на меха и римские монеты. Хотя они могли попадать и в качестве военных трофеев, иным путем.
Распространение нового погребального обряда, находки степного вооружения, поясной гарнитуры, южных украшений свидетельствуют о появлении здесь на рубеже эр групп нового населения с юго-востока, со стороны Волги. Исходный район миграции, по оценке А. Н. Башенькина, находился где-то в степной зоне. Это крайне не по душе неонорманизму, упорно начинающему отечественную историю почти через тысячу лет от этого периода.

По Птолемею, в начале нашей эры около священных гор Рип (Риф, ныне частью Валдайских) обитали сарматы-басилии (цари Сарматии). Здесь проявляли себя аорсы и аланы. Гора Алан указывалась и другими авторами а истоков Борисфена (Днепра)  http://www.proza.ru/2010/02/10/227 ; http://www.proza.ru/2009/03/31/170 ; http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/008a/Altar_Kesarya.pdf ; http://www.bg-znanie.ru/article.php?nid=34113 и т.д.

Проникновение групп степного населения продолжалось и в начале н. э.: об этом свидетельствует появление курганного обряда погребения. Древнейшие в области курганы исследованы Башенькиным в могильнике Чагода-1 на р. Чагодоще. Диаметр их -10-14 метров, высота - 0,2-0,8 метра. В погребениях по обряду трупосожжения большое количество погребального инвентаря, близкого по составу "домикам мертвых" (см. рис. ). В могильнике Чагода-I найдены и древнейшие на Севере России железные удила с псалиями. Это первое достоверное свидетельство использования коня для передвижения. Здесь же были обнаружены бронзовые двухголовые коньковые подвески, относящиеся к первым векам н. э. Это, вероятно, самые ранние изображения коней на Русском Севере, если – конечно - не начинать с палеолитической лошадки Сунгири (она от Русского Севера недалеко; на окраине Владимира)..

Уже в IV-V веках нашей эры наряду с маленькими курганами начинают возводиться и огромные погребальные сооружения высотой до 8 метров, диаметром до 30 метров - могильники Усть-Белая-I, Куреваниха. Возведение таких сооружений требовало значительных трудовых затрат. Возможность использования больших трудовых ресурсов в непроизводственной сфере свидетельствует о достаточно высоком уровне развития производительных сил. С другой стороны, существование огромных монументальных погребальных сооружений, по существу "лесных пирамид", наряду с небольшими насыпями ясно показывает и наличие социальной стратификации в полиэтничном (у Башенькина по недоказанной традиции - финно-угорском) обществе того времени.
Курганы с 1 – 2 веков, «лесные пирамиды» 4 – 5 вв. н.э. северо-восточнее Приильменья «официозная наука» простить А. Н. Башенькину и равным ему по объективности и трудолюбию исследователям никак не может.

 В целом ученый констатировал, что в близкой Новгородской западной части Вологодской области в первой половине I тысячелетия н. э. – от  времен «хождений апостола Андрея» и упоминаний венедов - складывается яркая самобытная культура. Об устойчивом ее развитии и процветании свидетельствуют насыщенность изделиями из черного и цветных металлов, престижные дорогие вещи из дальних стран, возможность направлять значительные трудовые ресурсы в непроизводственную "духовную" сферу и, несомненно, обеспеченность пищевыми ресурсами при комплексном хозяйстве, включающем охоту, скотоводство, рыболовство и земледелие. При наличии большого количества зверя и птицы в лесах, рыбы в водоемах у этого населения не было, вероятно, большой необходимости возделывать зерновые культуры, и роль земледелия была ограниченной.
А. Н. Башенькин констатирует, что первое упоминание в письменных источниках о населении, обитавшем на территории и Вологодской области, относится к середине VI века н. э. В труде готского историка Иордана, оконченном в 551 году, в перечне северных племен между чудью и мерей упоминается весь. (а ещё у Птолемея и других позднеантичных авторов сведений по региону достаточно много: П.З.) По мнению исследователей, эти сведения Иордан взял из более раннего источника IV века, описывающего путь от Балтики к Черному морю через Верхнюю Волгу. Позднее древнерусский летописец, рассказывая о событиях IX века, также говорит об обитании веси между чудью и мерей на Белом озере. На основании этого можно предполагать, что весь проживала в Белозерье и в более раннее время. О населении, обитавшем в восточной части области, сообщений письменных источников I тысячелетия н. э. нет, археологические памятники изучены слабо. Но это регион обитания фиссагетов времён Геродота http://www.proza.ru/2010/04/11/645
и т.п.

В V-VI веках н. э. самостоятельное развитие культуры на юго-западе области было прервано расселением на этой территории летописных кривичей-славянского или балто-славянского населения, - которым принадлежит так называемая культура длинных курганов. Могильники VI - IX веков, в которых бы прослеживались погребальные традиции первой половины I тысячелетия н. э., археологам неизвестны. Погребальный обряд населения культуры длинных курганов заметно отличался от погребального обряда предшествующего времени, предметы погребального инвентаря не имеют прототипов в местных древностях. Кривичи продвигались с юго-запада по рекам Кобоже, Песи, Чагодоще, Мологе, вероятно - ассимилируя или вытесняя местное население.

В середине 5 века это могло быть движением славян, отраженным в эпосе о войнах Аттилы и Хольмгардии. А в середине 6 века в этих перемещениях могли отражаться и славяно-аварские конфликты или формирование славянами баз для противодействия любым противникам.
Ранее предполагалось, что славянское население появляется на территории Вологодской области в IX-X веках. Раскопки могильников культуры длинных курганов в Чагодощенском районе у д. Стулово (Варшавский шлюз-I) и у д. Мишине при впадении р. Белой в р. Кобожу дали материалы V - VI веков. Археологическая датировка была подтверждена радиоуглеродной: по углю для одного из курганов на Усть-Белой была получена дата 1460±30 лет назад (ЛЕ-4562), для другого - 1450±60 лет назад (ЛЕ-3549): 540 ±30 г. н.э.
Немного позднее, в 1989 году, при раскопках в том же Чагодощенском районе могильника культуры длинных курганов Любахин-I на р. Песи Башенькину и  посчастливилось найти погребение, содержащее серебряные подвески-лунницы, происходящие из Западной Европы, где они достаточно точно датируются концом IV - первой половиной V века н. э. Погребения в культуре длинных курганов совершались по обряду трупосожжения на стороне с помещением останков сожжения в длинные, прямоугольные или круглые насыпи. Встречены и детские погребения.
Новые открытия археологов еще больше конкретизируют позднеантичную и раннесредневековую историю будущей известной Новгородской земли и округи Великого Новгорода. А.Н. Башенькин "Вологодская область в древности и средневековье".

Вот одна из карт 16 века по данным Птолемея (2 век н.э.). Ее можно сравнить и с другими подобными картами. Венеды здесь есть. Но где на карте однозначно финны и тем более балты?! Иногда видят в «борусках» пруссов, но это всего лишь одна из версий. Так как данные энциклопедиста Птолемея «портят» балто-финскую подоснову славянской Руси (Венемаа, Криви), этнические сведения великого античного географа нередко стараются всячески принижать.

Часть переселенцев из Прибалтики (у Птолемея это преимущественно венеды), по оценкам Седова, прежде всего, осела на возвышенных участках Средненеманской гряды, преимущественно в бассейне Нериса-Вилии. Эта территория прежде была заселена крупным полиэтносом, характеризующимся культурой штрихованной керамики . Расселение новых групп населения приводит к исчезновению этой культуры (конец IV - начало V в.). Часть поселений штрихованной керамики прекращает существование, на других фиксируются инокультурные напластования со специфической шероховатой керамикой. Одновременно здесь получает распространение совершенно новый тип погребальных древностей - курганный обряд. Часть курганов имеет в основании венец, сложенный из камней, другие насыпи почти целиком были сложены из камней. Высота насыпей 0,5-1,2 м. Умерших хоронили по обряду ингумации в грунтовых ямах.

Вновь стоит помнить, что курганные обряды захоронений развиваются в Северном Причерноморье хотя бы несколько тысячелетий. Есть античные и южные аналоги украшениям с выемчатой эмалью, манжетовидным браслетам, крестовидным подвескам, некоторым типам фибул, шпорам и т.д. То есть нельзя видеть прямые аналогии только в западно-балтском регионе.
Уже тысячи лет наблюдаются и антропологические разнообразия во многих полиэтносах. Констатируется, что население, оставившее каменно-земляные курганы конца IV - V вв., было неоднородно в антропологическом отношении. Мужчины и женщины принадлежали к различным антропологическим типам: мужчины - к узколицему грацильному, параллели которому обнаруживаются среди раннесредневековых ятвягов Сувалкии, женщины - к умеренному массивному широколицему типу .

По В.В.Седову, такую ситуации можно объяснить только тем, что пришлое население, принесшее в Среднее Понеманье курганную обрядность и шероховатую керамику, в основном было мужским и оно вступало в брачные связи с женщинами иного племени. Но к сожалению, из-за господства обряда трупосожжения, как в предшествующее время, так и в начале средневековья определить конкретное происхождение женской части этого населения по данным антропологии не представляется возможным. Хотя всех узколицых археолог записал в ятвяги, не имея возможности их спросить об этом.

Вместе с Б.А.Рыбаковым и другими исследователями В.В.Седов обращался к периоду короля Скифии и Германии Германариха, который укрепил державу от Черного моря до Балтики около середины 4 века. Но влияния этой державы на археологическом материале прослеживать в сводной работе не стал, хотя и упомнил В-образные пряжки и иные вещи , которые были в то время широко распространены в Европе.
Дело в том, что державу Германариха использовала фашистская идеология для своих антироссийских устремлений – «славяне вечно могут быть только рабами, подчиненными». Но держава Германариха была очень многонациональной. И в ней могли приходить к власти со времен Великой Скифии самые разные этнические группы. И вскоре это показала знаменитая Гунния от Сибири до Франции.


Индикаторами державы отчасти становится и распространение лунниц-пельт с инкрустациями и зернью. С.Ю. Каргапольцев, И.А. Бажан К вопросу об эволюции трёхрогих пельтовидных лунниц в Европе (III-VI вв.) // Петербургский археологический вестник. Вып. 7. 1993. С. 113-120.
 
 
В сводной работе у В.В.Седова идет переход к знаменитой «культуре псковских длинных курганов», немалым числом представленных и в бассейне Ильменя. Но все же  начинается распространение этой культуры примерно со времен формирования державы Германариха, состоявшей наряду с готами, герулами и венедами из гольтескифов, тиудов (2), инаунксов (3 – у Невы и низовий Волхова), васинабронков (весь), меренс (5), морденс (6), имнискаров (7), рогов (8), тадзанс (9), атаул (10), навего, бубегенов, колдов (здесь исследователи с учетом "росомонов" видят элементы будущей формулы русских летописей - Русь, чюдь и вси языци: весь, меря, мордва...). Гольтескифов (1)относят к балтам и связывают с летописной голядью, но это вновь одна из версий. Тем более – названием явно подчеркивается тяготение этого этноса к поздним скифам. А по А.Н. Башенькину, аналоги курганам выявляются в округе на несколько столетий раньше.
По В.В.Седову, уже в середине I тыс. н.э. (около 500 г.) крупные массы населения оседают в бассейнах озер Псковского и Ильменя. До того эти земли входили в ареал культуры текстильной керамики и «принадлежали прибалтийско-финскому населению, значительную роль в экономике которого играли присваивающие формы хозяйственной деятельности». Никаких абсолютных доказательств принадлежности этих полиэтничных культур одним балтам или финно-уграм нет. Тем более, А.Н. Башенькин фиксирует появление здесь и населения с юга.
Корни культуры близки дьяковской и иным «городищенским культурам», носители которых упорно строили городища времен войн киммерийцев со скифами, а затем Великой Скифии и Великой Персии. Эти культуры тоже были полиэтничны – вбирали в себя ряд этносов индоеваропейцев, финно-угров и тюрков, с вероятным присутствием и северных семитов (в округе Приазовья они уже устойчиво проживали).

П. Золин. Венемаа
«Переселенцы 500 г.» отметились, прежде всего, погребальными памятниками - длинными курганами псковского типа . Это - невысокие валообразные земляные насыпи от 10-12 до 100 метров и более длиной, расположенные обычно рядом с круглыми (полусферическими) курганами. Среди последних есть и синхронные длинным, и более поздние, относящиеся уже к русскому средневековью.
Смена культур – важный момент. Каждый длинный курган (или одновременный круглый) заключает несколько, иногда десятки захоронений по обряду трупосожжения. Кремация умерших совершалась в стороне от «кладбища», а остатки сожжений, собранные с погребального костра, помещались в разных местах курганных насыпей. Часть захоронений встречена в ямках, вырытых в основаниях курганов, очевидно, еще перед сооружением насыпей. Основная же масса погребений совершалась затем в готовых насыпях, или в ямках, или прямо на поверхности. В некоторых курганах зафиксированы небольшие площадки для захоронений, которые устраивались в процессе сооружения насыпей. Длинные курганы псковского типа распространились на бассейны реки Великой, Ловати, Мсты, Луги, Мологи и частично Чагодощи . Так или иначе они как бы очертили контуры центра раннесредневековой Новгородской земли – словен Приильменья с их эпическим Словенском, на месте которого предстояло встать Новгороду(рис. 60 по книге В.В.Седова).

Ареал псковских длинных курганов: а - могильники с длинными курганами псковского типа; б - места находок браслетообразных височных колец середины I тысячелетия н.э.; в - ареал тушемлинско-банцеровскои культуры; г - ареал позднедьяковской культуры
Когда на севере движение полиэтносов, включая славян, выражает культура длинных курганов и близкие ей, на юге тоже заметна активность славян и их союзников. Особенно в движении Виталиана, родича влиятельных аланов Аспаров (Испора русского эпоса; откуда и Изборск ?).

Византия в  V - начале VI века
В.В.Седов допускал, что обычай сооружения длинных курганов не был привнесен переселенцами, а зародился уже тогда, когда они осели в Новгородско-Псковской земле. Раскопками установлено - длинным курганам предшествовали грунтовые захоронения. Полвека назад Г.П.Гроздилов в могильнике Лезги недалеко от Изборска около одного из удлиненных курганов обнаружил грунтовое захоронение по обряду трупосожжения. Оно находилось в небольшой ямке и сопровождалось немногочисленным инвентарем, типичным для культуры псковских длинных курганов. В те годы С.Н.Орлов (учитель автора этих строк) исследовал грунтовой могильник в уроч. Кобылья Голова между деревнями Полосы и Самокража в нижнем течении р. Мсты. Остатки трупосожжений здесь также помещались в неглубоких круглых ямках . Все погребения были безынвентарными, но расположение могильника рядом с курганной группой, включавшей длинные курганы, позволило отнести памятник к началу средневековья (затем это подтвердили и радиоуглеродные даты).

Уже в 70-х годах при исследованиях на оз. Съезжем в Хвойнинском р-не Новгородской обл. Е.Н.Носовым (ныне член-корр РАН) был открыт грунтовой могильник, находящийся рядом с длинными курганами. Раскопано было семь захоронений в небольших ямках, из которых два находились в глиняных лепных урнах-горшках, а три сопровождались вещевым инвентарем (спекшиеся синие стеклянные бусы, фрагменты бронзовых пластинок и браслета, оплавленные кусочки бронзы и железный нож). Эти грунтовые погребения явно предшествовали длинным курганам.
Абсолютное большинство захоронений в длинных курганах псковского типа является безурновыми и безынвентарными. Вещевые находки весьма немногочисленны. Это - небольшие круглые выпуклые бронзовые бляшки, называемые обычно "бляшками-скорлупками", колпачкообразные бляшки с широкими закраинами, пряжки (рис. 61:1-2), ножи, глиняные пряслица (рис. 61:5), сплавы стеклянных бус, блоковидные кресала, которые имеют и античные аналоги.
Лепная глиняная посуда культуры псковских длинных курганов (рис. 61:3- 4, 6-8) неоднорода. Сравнительно небольшая часть сосудов имеет баночную форму и, по-видимому, восходит к керамике местного населения, для кого-то все еще только «прибалтийско-финского». Основная масса керамического материала находит аналогии как в синхронных «славянских» древностях Повисленья (поселение Шелиги под Плоцком, раскопанное В.Шиманьским и аналогичные памятники суковско-дзедзицкой культуры), так и среди глиняной посуды тушемлинско-банцеровской культуры, распространенной в третьей четверти I тыс. н.э. в Верхнеднепровско-Двинском регионе.
По В.В.Седову, для определения хронологии культуры псковских длинных курганов обычно привлекают бляшки-скорлупки, блоковидные кресала и В-образные пряжки. Бляшки-скорлупки имеют аналогии в эсто-ливских древностях, где они датируются II-VI вв., среди материалов моложе VI в. такие находки уже отсутствуют . Блоковидные кварцитовые кресала в памятниках Юго-Восточной Прибалтики были в употреблении преимущественно в VI-VII вв. ( уточнения: Е. Р. Михайлова К обоснованию нижней даты псковских длинных курганов)

Вещевые и керамические находки культуры псковских длинных курганов
1-3, 5, 7 - Дорохи; 4 - Михаиловское; 6, 8 - Янковичи, 1,2 - железные пряжки; 3, 4, 6-8 - глиняные сосуды; 5 - глиняное пряслице
Более конкретную дату ранних захоронений в псковских длинных курганах дают В-образные рифленые пряжки. Познакомившись с одной из таких находок, происходящей из погребения в длинном кургане в Полибино на верхней Ловати, Й.Вернер отметил, что ближайшие аналогии ей находятся в среднеевропейских материалах. В частности, подобные пряжки имеются среди инвентарей могильника Притцир (Мекленбург, из округи которого Рюрик), наиболее поздние захоронения которого относятся к первой половине V в. Учитывая отдаленность полибинской находки от Среднеевропейского ареала, Й.Вернер датировал ее второй половиной V в.
Такого же типа В-образные пряжки происходят из курганных могильников Линдора и Рысна-Сааре II на западном побережье Псковского озера , а также из районов Меты и Мологи . Самая восточная находка В-образной пряжки в Новгородской земле встречена в кургане 6 могильника Усть-Белая IV на р. Кабоже. А.Н.Башенькин датирует этот курган второй половиной V в. (радиоуглеродная дата 490±30) . И.А.Бажан и С.Ю.Каргапольцев, специально занимавшиеся хронологией В-образных пряжек с рифлением, склонны ограничить время их бытования в культуре псковских длинных курганов первой-третьей четвертями V в.
 Бажан И. А., Каргапольцев С. Ю. Об одной категории раннесредневековых древностей
Как и работы А.Н.Башенькина, работы И.А.Бажан и С.Ю.Каргапольцев, других реальных относительно молодых археологов и историков наш «неонорманистский официз» очень любит. Поступок В.В.Седова заключается в том, что мимо этих работ – отчасти не работающих на его концепцию – ответственный исследователь не прошел.

В итоге, первые длинные курганы в бассейнах озер Псковского и Ильменя должны быть отнесены к V в., возможно, к его первой половине (а это времена от Руаса-Ругилы до Аттилы). Отсюда сама миграция населения в Приильменье, учитывая, что первоначально переселенцы хоронили умерших по старому обычаю - в грунтовых некрополях, должна быть датирована или первой половиной V в. или рубежом IV и V столетий. Это время Радогаста и Алариха, которые выводили в 405 – 410 гг. сотни тысяч жителей северо-востока Европы на покорение Рима. И какие-то участники этих походов могли вернуться на родину.
Пусть пока и не очень археологически подкрепленные (копать-то еще веками) на Новгородской земле события отечественной истории того периода все же надо знать.
После смерти короля Книва в 283 г. Остроготию (округа Крыма и севернее) до 317 г. возглавлял Атал (Хельдерих). До 350 г. правил король Агиульф (Гиберих, последний из династии Балтов, от Балтийского моря). Король Яромир (Эрманарик, Германарих) в 351-376 гг. добился власти почти над всеми народами Скифии и Германии от Черного моря до Балтики. Эту власть у него отняли гунны и их союзники во главе с князем Баламбером (Велемиром), которого с 382 г.сменяли Мундзук и Ругила (Роас, до них немного правили Донатон и Харатон), отец и дядя Аттилы Великого, продолжавшего традиции «царских скифов». Полиэтнос гуннов сыграл заметную роль в формировании северных архонств славян.
Борьба землячеств-княжений внутри огромной державы не всегда выплескивалась за ее рубежи и отражалась в иноземных источниках.Но переселенцы из Скифии и Германии уже устойчиво приводили к власти в Риме «своих императоров». Такими стали Диоклетиан (284-305) и Максимиан (286-305,307-310), за свои победы над сарматами в 285, 289, 294 гг. неоднократно принимавшие титул Сарматские.
У низовий Дуная в империи с 297 г. официально выделяется провинция Скифия (ныне причерноморские части Румынии и Болгарии), где скифы-сарматы составляли заметную и устойчивую часть населения. Одни скифы продолжали бить других во славу империи, которая удерживала форпостом своей политики и Херсонес (Севастополь) в Крыму, у земель тавроскифов.
Геты-готы были близки скифам и аланам, германизировались они частью позже. Одновременно с изменением власти в Риме произошло и изменение правления наБоспоре, в округе Азовского моря. Царем (басилевсом) в 285-308 гг. стал Фофорс (Савромат V ?), сын Крискона (Крынка), возможно, алана. Созвучия Фефан, Фовр, Фовроний, Хрис, Кривец и подобные есть в новгородских берестяных грамотах. Затем в 309-322 гг. «царем царей» был Радамсад, заставляющий вспомнить летописных славян-радимичей, обилие имен на «рад:род » в средневековой Руси (хотя летописцы вели радимичей от поляка Радко). Да и появившегося примерно через век от Балтики Радогайса (Радогоста).
Допускается, что эти боспорские цари уже не боготворили римский императорский род Тибериев Юлиев («тиверцев» и «уличей»), как это делала до них боспорская династия Рескупоридов.
Диоклетиан и его соправители, используя верных скифов, смогли на время залатать границу у низовий Дуная. Тогда Савромат с войсками от Меотиды прорвал римские форпосты на Кавказе, дошел до веками привлекавшей скифов реки Галис (у низовий ее Синопа) и держал путь на Византий. Диоклетиан около 293 г. срочно направил туда войска Констанция Хлора (ок.250-306), отца будущего Константина Великого, а тот уже был заложником и воспитывался при дворе Диоклетиана.

Хлор оказался «не в состоянии соперничать с ними», потерял многих воинов пленными и по договору обещал сарматам давать немало золота. Диоклетиан через послов смог убедить крымчан во главе с Хрестом, сыном Папия (Папаем скифы называли Зевса), захватить «город Савромата Боспор (Керчь) и крепости на Меотиде», будущее русское Тмутараканское княжество. Войска Савромата вынуждены были отдать пленных, отказаться от дани и возвращались домой. Соратники Хреста вернули захваченное. Его послы вместе с Хлором оказались в Риме, получили богатые дары от императора, добились для Крыма больших льгот.
Диоклетиан, «охотно уступив их просьбе, щедро предоставил им права и свободы, полное избавление от налогов», которые Херсонес иногда платил Риму примерно со времен Нерона. Титул Сарматский в 294 г. Диоклетиан принял в третий раз, Максимиан вторично, а Хлор и Галерий впервые.
Народы Скифии (Сарматии) усилили натиск и через Дунай. Подросший Константин (285 — император: 306 -337) около 303 г. принимал участие в одном из ответных походов на сарматов. Юноша «схватил за волосы свирепого варвара и привел его к ногам императора» Галерия (число императоров Рима тогда доходило до шести).
Сын Хлора затем лично показал дорогу к сарматам через болото, что говорило о нем хотя бы как о не плохом разведчике, если не указывало на личные связи с Сарматией. Диоклетиан под давлением христиан «добровольно» покинул трон, Хлор правил около года, а с 306 г., когда сын Хлора обрел свободу (перестал быть заложником), в империи усилилась борьба за власть. Сын Максимиана, Максенций — женатый на дочери Галерия — восстал против восточных сил, поддерживавших Севера и Константина.

Север бежал в Равенну, но был обманом возвращен в Рим и доведен до самоубийства. Максимиан, презрев возраст, лично перешел через Альпы и предложил свою дочь Фаусту Константину, вовлекая его в свою политику. Брак и дал зятю титул августа. Но Константин поддерживал еще и Лициния, женатого на его сестре (по отцу Хлору), и Галерия, яро сражавшегося за власть.. Последний «во главе громадной армии, набранной в Иллирии и на Востоке, вступил в Италию... с целью истребить сенаторов и предать мечу весь римский народ».
Подобное до него делал Сулла, а через век это повторят скифы Аларих и Радогайс. Галерий 11 ноября 307 г. провозгласил императором Лициния, отвечавшего за оборону империи у Дуная. Тот оправдал доверие, в июне 310г. вновь громил сарматов.
Осенью 312 г. с помощью восточных наемников уже Константин взял и разграбил Рим, разгромив армию Максенция и обезглавив этого своего родича.
Под влиянием матери Елены и религиозных общин сын Хлора легализовал с 313 г. христианство в империи, хотя сам почти до конца дней оставался язычником. Налоги на римскую знать были резко повышены. Иллирийские легионы, прошедшие школу Проба и Диоклетиана, помогли Константину последовательно побеждать его противников в округе Сирмия и в других местах. Противником стал и Лициний, тоже привлекавший к своей политике выходцев из Скифии. Но в 323 г. он был убит в Фессалонике скифами (готами и т.п.) по воле Константина.
Тот последовательно включал в свои владения Паннонию, Далмацию, Дакию, Фракию, Мезию, Македонию, традиционно заселяемые «скифскими земледельцами». Начиналось превращение Византия в Константинополь — «второй Рим», столицу империи. В многократных сражениях с римлянами царь Сарматии Радамсад (Ревсимод и т.п.) погиб. Скифы у низовий Дуная около 320 г. подняли мощное восстание.
Константин вспомнил «сказанное его отцом Константом о благомыслии и союзной дружбе херсонитов и отправил в страну херсонитов послов, чтобы они выступили против страны скифов и сразились с восставшими». Войска Диогена, сына Диогена, пробились из Крыма к Дунаю и победили скифов. Император пригласил знать херсонитов в Византий, богато одарил, подтвердил права, свободы и избавление от налогов. Тысяча крымских гвардейцев была взята на ежегодное имперское содержание. Константин даровал городу свои золотые кольца-печати для скрепления донесений и просьб.
Оформил все договоренности специальным документом. Подарил для украшения Херсонеса (ныне Севастополь) «золотое изваяние с царской мантией и застежкой, и золотой венец». Войны Херсонеса с Боспором (Боспорским царством, будущим Тмутараканским княжеством) во славу рождающейся Византии вспыхнули с новой силой.
Ставку на Херсонес империя делала и веками позже. Примерно в 325 г. Константин, «отправившись походом на германцев, сарматов и готов, силой креста одержал великую победу и, разорив их, обратил в жалкое рабство».

Уже в 327/328 г. действие повторилось — император, «переправившись через Дунай, соорудил на нем мост и подчинил скифов».
П. Золин. Даты на ленте 7517
В результате этого и других походов в разоренной стране от голода и холода погибали сотни тысяч жителей. Они неизбежно проклинали «родную землю» и бежали в хлебные и теплые края, готовы были служить любым относительно радушным царям. Народы Скифии за ежегодное денежное вознаграждение должны были направлять Константину около 40 тыс. воинов. Скифам разрешалась торговля у Дуная, которую вели северяне и во времена Анахарсиса. Происходил традиционный обмен заложниками. При дворе Константина получал воспитание Аорих (Аорс), сын короля скифов-готов Ариариха. В честь Аориха в Царьграде поставили конную статую, а самого Константина изобразили Аполлоном высотой до трех десятков метров.
Перестроенный Византий в 330 г. стал Константинополем (Царьградом русских летописей). Примерно тогда «рабы сарматов возмутились против всех господ.
Константин охотно принял изгнанных и разделил более 300 тыс. разного пола по Фракии, Скифии, Македонии и Италии...»
20 апреля 332 г. севернее Дуная император «истребил сильнейшие и весьма многочисленные племена готов в самом лоне варварской земли, т.е. в стране сарматов...» Добрался ли он, как Клавдий в I в. или Деций в Ш в., до низовий Дона — однозначно ответить трудно. Авторы той поры уточняли, что сарматов-господ изгоняли именно скифы.
Константин, по раннесредневековым оценкам, якобы «первый подвел под иго роды скифов и савроматов, раньше не знавших рабства, принудив их даже против желания признать римлян своими господами. Ведь скифам прежние правители (империи) платили даже дань, и римляне служили варварам ежегодными взносами дани». изгнанников из Скифии, а пригодных к «военной службе набрал в свои войска» (ВДИ, 1949, № 3, с.269; 1948, № 3, с.233).
Многие переселенцы привычно наводняли Паннонию (Венгрия и Югославия) — родину Проба и других близких праславянам императоров. Византийские императоры считались потомками «скифского царя» Ахилла и Александра Македонского, имевшего сложные отношения со Скифией, где у верховий Дона отмечались знаменитые в античности «александровы алтари» (святилище в память о Македонском).
Константин Великий, продолжая политику Адриана, Максимина. Проба, Диоклетиана, сформировал особые отношения Византии и народов Скифии, где империя, как ранее Рим или Персия, разными способами всегда имела свою агентуру и провизантийски настроенные группы. Сам по себе перенос столицы ближе к Скифии (даже от Дона неделя морского пути при попутном ветре) символизировал многое, особенно — растущее влияние скифских переселенцев на все стороны имперской жизни.
Где эти удивительной силы факты отечественной истории именно в нашей истории ?! Понятно, что трудно найти эти факты и в зарубежных зеркалах всемирной истории.
( Размещение электронной версии в открытом доступе произведено: www.booksite.ru. Все права сохранены.
Размещение в библиотеке «РусАрх»: 2006 г. А.Н. Башенькин http://www.rusarch.ru/bashenkin1.htm
Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх» – доктор архитектуры, профессор, заслуженный работник культуры России Сергей Вольфгангович Заграевский. http://www.rusarch.ru/info.htm)

Касаясь более глубокой истории, А.Н. Башенькин суммирует сравнительно общеизвестное.

Около 12-10 тысяч лет назад происходит резкое потепление - наступает конец ледниковой эпохи. Ледник отступает за пределы области, повышаются температура и влажность воздуха, складывается современная система рек и озер, формируется новая флора и фауна. Мамонты и бизоны вымирают, распространяются лесные животные: лось, кабан, медведь, бобр и другие. Именно в этот период (IX-VI тысячелетия до н. э.) происходило полное освоение человеком территории области, и с этого времени он уже никогда не покидал ее. Стоянки эпохи среднего каменного века, или, как его иначе называют археологи, мезолита, полностью покрывают территорию области от Вытегры и Чагоды на западе до Великого Устюга и Никольска на востоке. Сейчас известно более 200 мезолитических стоянок. Заселение происходило с запада и юга. Это были небольшие подвижные группы охотников на оленя, лося, кабана, бобра и других животных, а также птиц. Из домашних животных у человека тогда имелась лишь собака.
      
Большинство стоянок того времени небольшие по размерам, отложившийся культурный слой незначителен. Чаще всего такие стоянки располагались на высоком коренном берегу реки, покрытом в настоящее время сосновым бором (==== но это привычная локализация сотен позднеантичных городищ и средневековых «городов» Руси: П.З.) . Некоторые же стоянки, особенно на озерах, расположены непосредственно у воды, на уровне современного уреза или ниже. Связано это с тем, что уровень водоемов в древности значительно колебался. Часть стоянок являлась сезонной, например, на период нереста рыбы или на время охоты на перелетную птицу. Рыболовство в целом играло второстепенную роль. Успеху охоты способствовало широкое применение лука со стрелами, снабженными острыми каменными или костяными наконечниками. Основные находки на мезолитических стоянках - каменные изделия, изготовленные из кремня и сланца. Это скребки, скобели, наконечники стрел, резцы, ножевидные пластины для составных орудий, нуклеусы, топоры, тесла и другие орудия. Реже встречаются изделия из кости - гарпуны, наконечники стрел. На стоянках, раскопанных С. В. Ошибкиной и Н. В. Косоруковой на реках Кобоже, Песи, Суде, средней Сухоне1, обнаружены остатки жилищ с очагами.

      Несмотря на общие черты в материальной культуре, мезолитические памятники области не составляют единства в культурном отношении. Основываясь на топографии памятников, особенностях техники расщепления кремня, различиях в его обработке, типах орудий и их сочетаниях, можно выделить несколько групп стоянок, различных в культурном и хронологическом отношениях. Различия в культуре связаны, видимо, с тем, что территория области осваивалась населением из разных регионов. Однако выделение отдельных культур и определение исходных районов миграции - дело дальнейших исследований.
      На рубеже VI-V тысячелетий до н. э. в лесной зоне Восточной Европы мезолит сменяется новым периодом - эпохой неолита. Этот период характеризуется появлением керамики - посуды из обожженной глины. На территорию Вологодской области технология изготовления керамики была принесена с более южных территорий. Время появления ее в области пока до конца неясно из-за почти полного отсутствия радиоуглеродных дат для неолитических стоянок. Следует отметить, что на стоянке Тудозеро-V в Вытегорском районе, исследованной отрядом экспедиции под руководством А. М. Иванищева, для слоя с керамикой получена радиоуглеродная дата, указывающая на конец VI тысячелетия до н. э.2. Однако единичность даты и возможность ее отнесения к более раннему мезолитическому комплексу, присутствующему на стоянке, не позволяют пока с уверенностью на нее положиться. Керамика Тудозер-ской стоянки характеризуется устойчивыми формами, достаточно сложным орнаментом и относится к так называемой культуре "сперрингс", известной в Карелии и Финляндии. Аналогичная керамика найдена также на нескольких стоянках северо-запада области. Ранненеолитическая гребенчатая керамика найдена Н. Г. Недомолкиной на реке Вологде и нами на реке Ягорбе под Череповцом. Однако это пока единичные находки, и изучение раннего неолита только начинается. Большинство же стоянок относится к культуре ямочно-гребенчатой керамики. На территории области сейчас известны сотни стоянок и несколько могильников. Эта культура, занимающая обширную территорию от Белого моря до Северной Украины и от Прибалтики до Волго-Камского междуречья, получила свое название по керамике, украшенной ямками и отпечатками гребенчатого штампа (рис. 2, 3). По гипотезе известного археолога Д. А, Крайнова, исходной территорией ее формирования является район озер Белое, Онежское, Воже, Лача3. Датируется культура IV-III тысячелетиями до н.э.

      Эпоха неолита приходилась на период климатического оптимума, характеризующегося благоприятным сочетанием тепла и влаги. Среднегодовая температура была выше современной. Резко возросла роль рыболовства. На основе устойчивого источника питания произошел переход к постоянным поселениям. Стоянки располагались на берегах водоемов, концентрировались на выходах рек из озер, а также на речных протоках, в местах, наиболее удобных для рыбной ловли. По-видимому, в этот период шел быстрый рост населения.

      В производстве орудий наблюдается значительный прогресс: развивается техника полировки, заточки, пиления и сверления камня, становятся многочисленными рубящие орудия - топоры, долота, тесла, необходимые для строительства жилищ, лодок и других работ. Кремневые орудия имеют двустороннюю ретушь, расширяется их ассортимент, становятся разнообразнее формы. Жилища были наземными. На стоянке Андозеро-II С. В. Ошибкиной было исследовано прямоугольное жилище размером 7x10 метров с очагом4.
      У древнего населения, оставившего неолитические стоянки, существовал обряд погребения умерших на территории стоянок или даже в жилищах. Такой обряд характерен для неолита лесной полосы от Прибалтики до средней Волги и Оки. Ориентация и положение погребенных неустойчивы. Это хорошо прослеживается на могильнике Караваиха в Кирилловском районе, где А. Я. Брюсовым исследовано 37 погребений5. Многие погребения посыпаны красной охрой (======традиция идёт от палеолитических Костёнок и Сунгири: П.З.). Умершие сородичи, по-видимому, внушали живым страх, и поэтому в засыпку могил помещали большие валуны с целью воспрепятствовать выходу умерших из могил. Неолитический могильник с засыпанными охрой погребениями исследован Н. Г. Недомолкиной на реке Вологде при впадении речки Вексы6.
    
    
      Около середины III тысячелетия до н. э. на территорию области с юга распространяется новое население, оставившее стоянки, принадлежащие к так называемой волосовской культуре, существовавшей до середины II тысячелетия до н. э. Для нее характерна пористая керамика, обработка камня достигает расцвета, орудия приобретают совершенную форму. На стоянках найдены кремневые фигурки животных, птиц и рыб, выполненные в реалистическом стиле и являющиеся подлинными произведениями искусства (рис. 4,5). В III тысячелетии до н. э. складываются торгово-обменные отношения населения области с отдаленными регионами, в частности с Прибалтикой. В могильниках и на стоянках III - начала II тысячелетия до н. э. найдены в достаточно большом количестве украшения из прибалтийского янтаря. К волосовской культуре относится и известная стоянка Модлона в Кирилловском районе, где А. Я. Брюсовым были исследованы постройки на сваях7. Основу экономики волосовских племен по-прежнему составляли охота и рыболовство.
 
    
      Первые медные и бронзовые изделия появляются на территории области в начале II тысячелетия до н. э. Это время - эпоха бронзы (II - начало I тысячелетия до н. э.) - является наименее изученным. В области известно большое количество стоянок эпохи бронзы, но лишь немногие из них подвергались раскопкам. Медные и бронзовые изделия на поселениях исключительно редки. Некоторые из них являются привозными, но несомненно, что часть изготовлена обитателями стоянок. Так, на поселении Павшино-II на реке Юг в Великоустюгском районе при раскопках С. Ю. Васильева найдены фрагменты тиглей, два медных шила, наконечник стрелы8. Это поселение связано с камско-уральским кругом культур эпохи бронзы.
 
      В начале II тысячелетия до н. э. на территорию Верхнего Поволжья с запада вторгаются племена фатьяновской культуры. Эти племена входили в круг культур "боевых топоров" и "шнуровой керамики", распространенных на огромных пространствах Европы. Население фатьяновской культуры уже освоило скотоводство и земледелие, изготовление изделий из меди и бронзы. Поселения и могильники фатьяновской культуры на территории области пока не известны, но найдены десятки "боевых" фатьяновских топоров на Шексне, Белом озере, Вологде, Сухоне (рис. 6). По-видимому, в результате контактов с фатьяновцами местное население познакомилось со скотоводством и земледелием, однако охота и рыболовство еще долго продолжали играть ведущую роль в хозяйстве.
      Примерно с середины II тысячелетия до н. э. на поселениях появляется совершенно новая керамика, характерная черта которой - наличие на внешней поверхности сосудов отпечатков тканей или оттисков особых штампов, напоминающих отпечатки ткани или сетки. Население культуры "сетчатой" керамики большинством исследователей рассматривается как финно-угорское. Поселения с сетчатой керамикой известны практически на всей территории области и существовали до первых веков нашей эры.
      В начале I тысячелетия до н. э. в лесной зоне Восточной Европы осваивается выплавка железа из местных болотных и луговых руд. По археологической периодизации это ранний железный век, верхняя (поздняя) граница которого определяется V веком н. э. На территории области выплавка железа и изготовление из него орудий труда, оружия и других предметов осваиваются не позднее VII-VI веков до н. э. Наиболее ранние изделия из железа обнаружены на поселении Векса под Вологдой9 и у д. Куреваниха на реке Мологе в Устюженском районе10.


           На городище Куреваниха-ХIII, содержащем исключительно сетчатую керамику, при раскопках М. Г. Васениной в 1992 году были найдены два шила и мелкие обломки железных предметов. На городище было сделано и другое важное открытие: в культурном слое найдены многочисленные куски железных шлаков. Это позволяет утверждать, что предметы из железа изготавливались здесь, а не привозились откуда-то. По углю из раскопок была получена дата 2860±60 лет назад (ЛЕ-3559). Раннюю датировку городища подтверждает и полное отсутствие стеклянных бус, бронзовых украшений, за исключением одной булавки. Характерна и немногочисленность железных изделий. Железо в то время было редким и дорогим материалом, его берегли, сломанные или сработанные орудия шли в переделку. В этой связи показательным является тот факт, что при раскопках найдено три точильных бруска со следами использования, но не найдено ни одного ножа! Однако уже в конце I тысячелетия до н. э. - начале I тысячелетия н. э. производство предметов из железа в юго-западных районах области - Устюженском, Чагодощенском, Бабаевском и Кадуйском - было массовым (рис. 7).

      С наступлением железного века появляются и городища - поселения, укрепленные валами и рвами. Это определенно свидетельствует о том, что у обитателей поселений накопились богатства, которые необходимо было охранять. Городищ раннего железного века известно немногим более десятка, и все они расположены в юго-западной части области - в бассейнах рек Мологи и Суды. По многим признакам они близки поселениям дьяковской культуры, распространенной в Волго-Окском междуречье и на Верхней Волге. Следует отметить, что в историко-культурном отношении уже в железном веке ясно прослеживается разделение области на два крупных региона: западный (бассейны Мологи и Шексны) и восточный (бассейны Сухоны и Ваги).

    
      Это разделение, по-видимому, восходит еще к каменному веку. В восточной части области более отчетливо прослеживается культурное влияние Урало-Камского региона. Памятники раннего железного века в бассейне Сухоны изучены слабо в отличие от западных районов, где в последние годы их интенсивное исследование вела наша экспедиция. Здесь были обнаружены не только выделяющиеся на местности городища, но и неукрепленные поселения - селища, а также могильники разных типов11. Поселения располагаются по краю боровых террас, часто на излучине реки или при впадении ручья. На наиболее раннем городище Куреваниха-XIII обнаружены остатки полуземлянок, у д. Городок на р. Чагоде зафиксированы наземные жилища, на городище Никольское-XV на р. Суде исследована кольцевая постройка столбовой конструкции вдоль вала, диаметр которой около 30 метров при ширине 4 метра. Центральная площадка городища оставалась незастроенной.
    
      Погребальные памятники второй половины I тысячелетия до н. э. представлены грунтовыми могильниками с погребениями по обряду трупосожжения. Остатки кремации помещались в небольшие грунтовые ямки или на дневной поверхности (могильники Куреваниха-ХХ, Любахин-V на р. Кобоже, Чагода-1). Вещи в погребениях единичны: бронзовые бусы, нож с серповидной спинкой, наконечники стрел. В конце I тысячелетия до н. э. появляется новый обряд погребения, когда остатки сожжения помещаются в глиняные сосуды. Возможно, появление урновых погребений связано с культурными импульсами, идущими с юго-запада. Конец I тысячелетия до н. э. - время серьезных культурно-исторических изменений в регионе, выразившихся не только в появлении урновых погребений, но и в целом в изменении всей культуры. Наряду с грунтовыми погребениями появляются наземные деревянные погребальные сооружения, получившие в литературе название "домиков мертвых". "Домики мертвых" располагались на окраинах поселений или поблизости от них. Они представляли собой срубы размером примерно 5x4 метра. Внутри "домиков" помещались остатки погребений по обряду трупосожжения, часть из них, вероятно, находилась в берестяных туесках или в глиняных сосудах. Среди костей найдено большое количество предметов погребального инвентаря: наконечники стрел, ножи, шилья, пряжки, привески к поясу. Особо следует отметить впервые обнаруженные находки предметов степного вооружения: мечи и кинжалы, навершие ножен, бронзовый трехлопастной наконечник стрелы. Женские украшения составляют бронзовые ажурные бляхи, различные подвески, пронизки, булавки, бусы. Большая часть этих вещей имеет аналогии в Волго-Окском междуречье и Прикамье.

О чём выше уже говорилось. http://www.rusarch.ru/bashenkin1.htm

http://www.rusarch.ru/bashenkin1.htm А. H. Башенькин
 ДРЕВНОСТИ  ЗЕМЛИ  УСТЮЖЕНСКОЙ

      Устюжна сегодня - небольшой городок, раскинувшийся по обеим сторонам живописной Мологи в устье рек Ворожи и Ижины. О древности города свидетельствует хорошо сохранившееся городище, расположенное в устье р. Ижины. Отсюда и пошло название города - Усть-Ижина - Устюжна. Датой основания города считается 1252 год, что, конечно же, не отвечает исторической реальности. Возникновение древнерусского "града" в устье р. Ижины относится к XI веку, а неукрепленные поселения - селища и стоянки - существовали здесь уже задолго до этого.
 
      Освоение этой территории стало возможным лишь около 10 тысяч лет назад. До этого она была покрыта ледником, и человек здесь существовать не мог. 12-10 тысяч лет назад происходит таяние ледника, увеличивается температура и влажность воздуха, формируются близкие к современному рельеф и гидрографическая сеть. На смену приледниковой флоре и фауне приходят леса с их обитателями. Именно в это время - эпоху мезолита - VIII - V тыс. до н. э. и происходит освоение бассейна реки Мологи. На территории района открыто 5 мезолитических стоянок - три у деревни Куреваниха, одна у деревни Липинка и одна на окраине г. Устюжны на Игумновой поляне. Все стоянки расположены на высоких берегах Мологи. Это, вероятно, свидетельствует о том, что уровень воды в реке был тогда выше современного. Одна из стоянок между деревнями Куреваниха и Люботово была исследована раскопками отрядом Северорусской археологической экспедиции под руководством Н. В. Кандаковой.
      Результаты раскопок показали, что это одна из древнейших стоянок Русского Севера. Радиоуглеродный анализ по углю со стоянки, выполненный в Институте геологии АН СССР, определил время ее существования - около 10 тыс. лет назад. На стоянке найдены каменные наконечники стрел, ножи, скребки, резцы и другие орудия. Обитатели стоянки являлись охотниками на северного оленя. Земледелие и скотоводство тогда еще не были известны, рыболовство и собирательство играли подсобную роль. Не умели пока изготовлять обитатели стоянки и простейшей глиняной посуды.
     статья опубликована в сборнике    Устюжна: Историко-краеведческий альманах. Вып 1. Вологда, 1993. http://www.vao2009.ru/states/Baschenkin_1.html
http://www.proza.ru/2010/04/11/962


К сожалению, подобных сквозных работ по археологии Новгородской области в последнюю четверть века не просматривается. Если не вспоминать книгу Е.Н.Носова и В.Я.Конецкого «Загадки Новгородской округи». Л.: Лениздат, 1985. — 120 с., ил.; 25 тыс. экз.)  Но в ней досредневековью посвящено всего несколько страниц.

Работы А. H. Башенькина позволяют предметнее выявлять на территории будущей средневековой Новгородской земли реальные следы – к примеру, - фисса-гетов (Геродота), аорсов и алан, царских сарматов первых веков нашей эры. И это существенно обогащает реальную историю нашего Отечества.