Фисса-гетки

Петр Золин
 
С учетом  http://www.proza.ru/2010/04/11/645
http://www.booksite.ru/fulltext/usty/uzh/na2/1.htm (предметы с
 первых веков до н.э.) http://tiyasa.com.ua/guest.html (современная реконструкция)

Рис. 1. Реконструкция женского убора конца I тысячелетия до н. э. - первых веков н. э.; 1 - реконструкция налобного венчика; 2 - бронзовые скобочки; 3 - бронзовая бляшка-розетка; 4 - реконструкция женского убора; 5 - бронзовая ажурная бляха-застежка (Чагода-1); 6 - бронзовая привеска-медведь (Чагода-1); 7 - реконструкция поясного ремня, пряжка бронзовая с насечками; 8 - бляшка-скорлупка бронзовая
Рис. 2. Женские украшения конца I тысячелетия до н. э.: 1, 2 - обоймицы; 3, 4 - бляшки-скорлупки; 6, 7 - бляшки-розетки; 8 - коническая подвеска с петлей; 9 - коническая беспетельчатая подвеска; 10 - коробчатая подвеска; 11, 12 - гривны; 13, 14 - бронзовые бусы; 15 - подвеска-лунница с эмалью; 16, 17 - булавки со спиральной головкой; 18, 19 - ажурные бляхи; 20 - плоская бляха с двумя петлями; 21 - застежка-сюльгама; 22 - подвеска-сапожки; 23 - пуговица; 24 - 26 - подвески-медведи; 27 - 29 - подвески-птички; 30 - 32 - подвески-уточки. 1 - 22, 24 - 32 - бронза; 23 - кость+бронза; 12 - бронза+стеклянные бусы.

Рис. 3. Реконструкция женского убора середины I тысячелетия н. э.; 1 - бляха-пронизь; 2 - коническая беспетельчатая подвеска с 3 треугольными прорезями; 3 - четырехгранная подвеска с петлей и зернью по углам; 4 - бляха-пронизь.
Рис. 4. Убор славянской женщины из кургана № 3 могильника Любанихин-1
Рис. 5. Украшения из славянских курганов Любанихин-1 V-VI веков н. э.: 1-4 - курган № 3; 5 - 8 - курган № 6; 9 - 12 - курган № 1.

Фисса-гетки
Фисса-геты как полиэтнос

А.Н.Башенькин в труде «ВОЛОГОДСКАЯ ОБЛАСТЬ В ДРЕВНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЕ» (http://www.rusarch.ru/bashenkin1.htm ) неплохо показал многотысячелетние традиции освоения Северо-Запада и Севера России. Правда, он увлекся финно-угорскими привязками ранних этапов этого освоения, хотя здесь – вероятнее всего – проявляли себя полиэтничные общины, продолжатели общин ностратического содружества. http://www.proza.ru/2010/04/11/645

В сборнике «УСТЮЖЕНСКАЯ СТАРИНА» опубликована статья 
А. Н. Башенькина и  М. Г. Васениной
ЖЕНСКИЙ УБОР ДРЕВНЕГО НАСЕЛЕНИЯ УСТЮЖЕНСКОГО КРАЯ
(по археологическим материалам) 1993 г.
Это пограничье Новгородской и Вологодской областей, регион средневековой Новгородской земли. Далее предоставим слово авторам:

Мало что так характеризует человека, окружающую его среду, общество, в котором он живет, как костюм, манера одеваться. Недаром старинная пословица гласит, что "по платью встречают". Это особенно верно для более отдаленных времен, когда по одежде даже случайного прохожего можно было понять, из какой местности человек, к какой этнической, возрастной группе он принадлежит. Костюм в целом, компоненты одежды, манера ношения, украшения были своего рода знаками для современников.

У большинства народов различаются одежда мужская и женская, одежда детей, девушек на выданье, молодых женщин и старух, мужчин-воинов, вошедших в зрелый возраст, стариков. Кроме того, существенные отличия наблюдаются в одежде деревенских жителей и горожан; есть одежда праздничная и будничная. Это же относится и к украшениям. Каждый народ имел свой набор украшений, по которым, так же как и по костюму, можно было определить не только этническую принадлежность, но и социальную, возрастную, религиозную.

В археологической и исторической науке для восстановления костюма (материал одежды, ее покрой, важнейшие части сезонной одежды, головной убор) используются разнообразные источники: описание одежды в записках путешественников того времени, в художественных произведениях, скульптурные и рельефные изображения древних, материалы археологических раскопок. Но археологические источники для восстановления костюма очень ограничены - ткани и другие органические остатки одежды в земле почти не сохраняются. Археологи при раскопках добывают преимущественно металлические детали: бляхи, пряжки, булавки, наконечники ремней, а также костяные, стеклянные украшения. Они могут быть найдены как на местах древних поселений, так и в могильниках. Наиболее: важное значение имеют вещи, найденные в захоронениях. Находки на поселениях часто являются утерянными или случайно оставленными вещами. А украшения в погребениях располагаются так, как находились в костюме живого человека (если захоронение совершено по обряду трупоположения).

http://www.booksite.ru/fulltext/usty/uzh/na2/1.htm

 

  Рис. 1. Реконструкция женского убора конца I тысячелетия до н. э. - первых веков н. э.; 1 - реконструкция налобного венчика; 2 - бронзовые скобочки; 3 - бронзовая бляшка-розетка; 4 - реконструкция женского убора; 5 - бронзовая ажурная бляха-застежка (Чагода-1); 6 - бронзовая привеска-медведь (Чагода-1); 7 - реконструкция поясного ремня, пряжка бронзовая с насечками; 8 - бляшка-скорлупка бронзовая.

К настоящему времени в Устюженском районе и сопредельных с ним землях, входивших ранее в состав обширного Устюженского уезда, Северорусской археологической экспедицией исследовано несколько могильников, принадлежащих древнему населению края. При раскопках найдено большое количество вещей: керамика, железные и бронзовые изделия, предметы из стекла и кости. Среди находок значительную часть составляют украшения различных типов. Они и являются основой для реконструкции женского убора.

В этой работе использованы материалы раскопок у д. Куреваниха на р. Мологе, могильников на р. Кобоже, Чагодоще и Песи. Могильников каменного и бронзового веков на этой территории до настоящего времени не обнаружено, и поэтому трудно что-либо сказать о женском костюме той далекой эпохи. Наиболее ранние женские украшения относятся к железному веку. В то время на территории края проживало финно-угорское население, родственное по языку современным вепсам, карелам, эстонцам, финнам, мордве, марийцам, удмуртам, коми.

(ОДНОЗНАЧНО ЭТО ДОКАЗАТЬ НЕВОЗМОЖНО, если учитывать реальные данные античной науки
Смотрите http://www.proza.ru/2010/04/11/645

Из указанных Птолемеем на начало нашей эры народов к финно-уграм можно отнести финнов (фенов Тацита), что были менее значительны влиятельных венедов.

(7) Заселяют Сарматию очень многочисленные племена: венеды по всему Венедскому заливу; выше Дакии певкины и бастерны50; по всему берегу Меотиды язиги51 и роксоланы52; далее за ними внутрь страны гамаксобии53 и скифы-аланы54.
(8) Менее значительные племена, населяющие Сарматию, следующие: около реки Вистулы, ниже венедов гитоны55.
Затем финны56, далее сулоны57, ниже их фругундионы58, затем аварины59 около истоков реки Вистулы; ниже их омброны60, далее анартофракты61, затем бургионы62, далее арсиеты63, сабоки64, пиенгиты65 и биессы66 возле Карпатских гор.
(9) Восточнее вышесказанных племен живут: ниже венедов галинды67, судины68 и ставаны69 до аланов; ниже их игиллионы70, затем кистобоки71 и трансмонтаны72 [загоры] до Певкинских гор
(10) Затем побережье океана у Венедского залива занимают вельты73, выше их оссии74, затем самые северные карбоны, восточнее их кареоты75a и салы75; ниже этих гелоны76, гиппоподы77 и меланхлены78, ниже их агафирсы, затем аорсы и пагириты79, ниже их савары80 и боруски81 до Рипейских гор; затем акибы82 и наски83, ниже их вибионы и идры; ниже вибионов до аланов стурны, а между аланами и гамаксобиями карионы84 и саргатии85; у поворота реки Танаиса – офлоны и танаиты, за ними осилы86 до роксолан;

Венедскому заливу Птолемея – по некоторым версиям, - соответствует часть Балтийского моря у Рижского залива (и самый залив), побережье которого было заселено племенами венедов, вельтов и др. (ср.: C. M;ller. Ptol. Geogr., II, 1: 412) Но в целом Венедский залив – вся Восточная Балтика от Гданьского залива до Ботнического.

50.О певкинах Птолемея и их расселении
51.Часть язигов под именем язигов-метанастов Птолемей локализует в Дакии
52.О роксоланах, в чьем имени, по мнению некоторых новейших ученых, впервые звучит имя Русь (Рос) 
53.Это имя, представляющее собой ученую этимологизацию какого-либо из варварских племенных наименований типа гомеровых галактофагов и гиппемолгов, встречается у авторов римского времени. Гамаксобии – жители кибиток, «гамаков».
54.Отождествление аланов со скифами указывает на широкое распространение имени аланов в Причерноморских степях во II в. н. э. и на их ассимиляцию со скифо-сарматами.  Распространялись вплоть до Урала и Алтая.
55.В этом имени, встречающемся у Тацита (Германия: 43) и известном уже, по словам Плиния (Ест. история IV: 99), Питею из Массилии, хотят видеть древнейшее упоминание тевтонов или готов
56.Это племя, известное также под именем Fenni, отождествляется с позднейшими финнами; Птолемей помещает финнов в число незначительных племен, хотя они в действительности занимали обширную территорию на севере Европы  Отсюда данные Птолемея наряду с Тацитом – о малочисленности и неразвитости фенов-финнов - очень не нравятся нынешнему антирусскому космополитизму.
57.Ближе не известны; сопоставляются с боранами, упоминаемыми у Зосима (Новая история: I: 31): M;ller. Ptol. Geogr.: 424. См.: бораны.
58.Сопоставляются (M;ller. Ptol. Geogr.: 424) с бургундами (Плиний. Ест. ист. IV: 99 Burgundiones). У Агафия Миринейского (О царствовании Юстиниана V: 11) называются вместе с кутургурами, утургурамии т. д. Бургионы (уже как бургунды) в начале 5 века вместе с рядом соседних народов во главе с Радагайсом (Радогостом) совершили знаменитый поход на Рим
59.У Плиния (Ест. ист. IV: 99) Varini, относимые к числу германских племен.  Но авары как обры упоминаются в русских летописях в связи с событиями времен императора Ираклия, когда обры угнетали часть славян. Вместе с тем в ту пору известны и «скифы кои суть русские» во главе с каганом.
60.У Страбона (IV: 1, 8), Тита Ливия (Периохи: 68 Teutonis et Ambronibus castra) и других авторов упоминаются под именем амбронов вместе с тевтонами в связи с событиями 113 г. до н. э. Возможно, предки аваров-обров русских летописей.
61.Сопоставляются (M;ller. Ptol. Geogr.: 424) с упомянутыми Цезаря (Записки о галльской войне VI: 25) анартиями, которые называются вместе с даками как часть первого из названных племен. Анартофракты – могли быть общиной индоевропейцев.
62.Ближе не известны. Сопоставляются П. Шафариком (Slavische Altertumer. I: 207) с локализуемыми Птолемеем в Германии висбургиями II: 11, 10  Бургионы (уже как бургунды) в начале 5 века вместе с рядом соседних народов во главе с Радагайсом (Радогостом) совершили знаменитый поход на Рим
63.Ближе не известны. Фонетически наименование их может быть сопоставлено с названием пункта Арисква (Птолемей II: 11, 14) в Германии, хотя Tomaschek (RE, III: 1277) считает их даками, а П. Шафарик (Там же: 206) славянами.  Арсиеты с учетом аорсов и раннесредневековой Арсании вполне могли составлять одно из небольших княжений-землячеств венедов в регионе их перемещений от Балтики к землям певкинов.
64.Ближе не известны. Могут быть сопоставлены с кистобоками, на основании чего Томашек (RE, III: 1277) считает их даками. Масса вариантов локализации и ононима, по сути, есть некоторые основания для сближения с будущими кривичами («костобоки» тоже не из прямых; регионы обитания близки). Сабоки с учетом реки Сава, славянского «собака» и иных созвучий могли иметь и самостоятельное существование вне костобаков.
65.Это имя П. Шафарик (Там же: 207) сопоставляет с позднейшими наименованиями Пина (приток Припяти) и Пинск.  Пиенгиты – вероятная ветвь гитов-гетов, а гетами в начале средних веков признавали и славян. Пиенгеты – полиэтнос типа фисса-гетов.
66.Должны быть признаны идентичными биефам, называемым Птолемеем (III: 8, 3) в Дакии, локализуются П. Шафариком (Там же: 208) как часть только что названного племени, у местечка Biecz в Галиции. «Бифульки» - дети славянских женщин и кочевников в начале средних веков, активные участники создания государства Само в 7 веке. Затем в этих местах укрепилась славянская Моравия.
67.Быть может, голядь русской летописи (под 1058 г.). По Кисслингу (Kiessling, RE, VII: 606) племя славянского происхождения. Велика вероятность, что это балто-славянский полиэтнос (гольтескифы у Иордана).
68.У других авторов нет. По Кисслингу (Kiessling, RE, VII: 606) боруски - славянского происхождения. Ср., однако: Franke, RE, VII, 2: 563 сл.; Ю. Кулаковский связывает их с позднейшей Судавией в Восточной Пруссии.  Версия наиболее привлекательная с учетом роли выходцев из ранней Пруссии в средневековом Новгороде, а до этого археологических и ономастических подтверждений связей Восточной Прибалтики с округой Приильменья.
69.Сопоставляется со “словени”, “славени”: Шафарик. Там же: 208 Эта почти принятая многими исследователями Птолемея реальность крайне неонорманизм раздражает. Эти ставани оказываются соседями костобоков, которые – если предки кривичей – оказываются в рамках славянского этногенеза. Корень тяготеет к смыслу «ставка» (застава). Ставани-словене могут быть одним из первых упоминаний словен Приильменья.

«Так же и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие – древлянами, потому что сели в лесах, а другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, именуемой Полота, от нее и назвались полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, назывались своим именем - славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле, и назвались северянами. И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась славянской».Далее летописный сюжет, как Андрей Первозванный побывал на славянских землях в округе будущего Новгорода. (П. М. Золин. Неревский конец Великого Новгорода, Статьи о Новгороде, Древнерусская литература)
70.Ближе не известны. Возможно, сопоставимы с язвингами (Иордан: 23)]. Игиллионы как соседи кистобоков могут быть одним из небольших княжений этого мощного позднеантичного образования на землях будущей Руси.
71.У Плиния (Ест. история VI: 19) под именем котобаков названы в числе сарматских племен у реки Танаиса. Аммиан Марцеллин (XXII: 8) упоминает о них наряду с аланами. У границ Дакии их помещает Дион Кассий (Римская история LXXI: 12) О костобоках см.: Интернет.
72.Вероятно, соответствуют трансюгитанам Аммиана Марцеллина (XVII: 12, 12), локализуемым в современной Трансильвании. П. Шафарик сопоставляет их с загарами, упомянутыми Евстафием в схолиях к Дионисию Периегету (302), понимая последних как “загоры”, т. е. живущие за горами  Соответствие Трансильвании и загорам наиболее обосновано.
73.П. Шафарик (Там же: 555) сопоставляет с позднейшим названием Вильна Велеты (вельты)  – волоты – богатыри русского эпоса, старшины финских волостей и т.п. Отсюда и ононимы Великий, Великая.  Старейшина (князь) новгородцев Гостомысл был похоронен на Волотовом поле. Славянский оттенок этнонима нередко старательно игнорируется.

74.Упомянуты (Плиний. Ест. история XXXVII: 39) на о. Эзеле (Osiliae insulae) Оссии (х-оссии) локализованы выше (севернее) вельтов у Венедского залива (Восточной Прибалтики). Село Осия со сравнительно обособленным населением (но общение на русском языке) известно под Новгородом.  Осии – образно говоря, - могли быть и «осами»: жалящими врагов, хотя ононим требует и сопоставления самых разных его трактовок.
Оссии могли быть и искаженными фисса-весью-васи. Стоит помнить и о водной системе Хесин от примерна Селигера до Балтики

Демонстративно опущены -  «затем самые северные карбоны», которые вместе с кареотами неизбежно напоминают карелов. В этом полиэтносе финно-угры – вероятнее всего – преобладали. Столь раннее появление полиэтничных карелов (хотя бы со времен Оленьего острова у Кижей) официоз почему-то не устраивает. Хотя археологические и ономастические свидетельства в пользу его существования есть. 
 
75a.Ближе не известны. Фонетически могут быть сопоставлены с каратами, скифским племенем, локализуемым Птолемеем (VI: 13) на реке Яксарт. Кареоты, восточнее самых северных карбонов, никак не попадают на столь далекий южный Яксарт. Но, понятно, что в составе многотысячелетней Великой Скифии некоторые ее народы неизбежно имели сородичей в далеких краях. Это – в частности – и утверждает Сказание о Словене и Русе.
75.Наименование этого племени П. Шафарик сопоставляет с именем реки Салы, впадающей в Рижский залив. С другой стороны, напрашивается сопоставление с племенем спалы (Плиний. Ест. ист. VI: 22; Иордан: 4), локализуемым на реке Танаисе. Еще более интересны салы (Плиний. Ест. ист. VI: 14), локализованные в Колхиде и отождествляемые со страбоновыми фтирофагами (XI: 2, 1). Для этого последнего отождествления небезынтересно соседство с ними гелонов (ВДИ, 1947, № 4: 209)  Да, но еще более привлекают появившиеся века через два франки-салии (морские) наряду с рипуариями (от Рип – горными, береговыми ?) в Западной Прибалтике. Исходу будущих франков из Восточной Европы ныне посвящается все больше работ.
76.О гелонах (Псевдо-Скилак) на Кавказе, а по более поздним свидетельствам локализуемых между Доном и Волгой: Геродот IV, по словам которого имя их у греческих авторов покрывало также и будинов. Давно высказываются версии о связи этого народа с ононимами типа Желонь, Шелонь, Голино, известными и Приильменью.
77.Это племя, локализуемое первоначально в Скифии (Дионисий. Перипл: 310), переносится затем на острова Северного океана (Плиний. Ест. ист.1 IV: 95) Но гиппоподы у Птолемея однозначно идут в связке «восточнее их кареоты75a и салы75; ниже этих гелоны76, гиппоподы77 и меланхлены78, ниже их агафирсы77», что требует их учета хотя бы в составе меланхленов (смолян).
78.Упомянутое вместе с гелонами на Кавказе (Псевдо-Скилак), это племя локализуется другими авторами на севере Скифии. Наиболее подробно о нем: Геродот IV: 20. У Птолемея упомянуты дважды, см. еще V: 8  Многими авторами меланхлены (смоляне) локализуются именно на севере Скифии. Это официоз чаще всего и не устраивает. И это народ выше агафирсов и Рипейских гор.

Любопытно, что агафирсы и аорсы в связе «меланхлены78, ниже их агафирсы, затем аорсы и пагириты79, ниже их савары80 и боруски81 до Рипейских гор» в комментариях проигнорированы. Агафирсы подвергнуты императором Траяном мощному переселению на земли империи. Поэтому в источниках позже они – вероятнее всего – фигурируют как акациры. Это – возможно – группы ортодоксальных агафирсов, не пожелавших переселяться под Рим и ушедших на север. Аорсы известны войнам с Римом у низовий Дона в 1 веке н.э. И они частью тоже могли уйти на север, где – к примеру – в Приильменье известны Околорусье с ономастикой на «-р-с-»: река Порусья из озера Русского, селения Руса и т.п.

Понятно, что такие аорсы на севере, особенно в регионе будущей Старой Руссы (и ранее эпического Руса) неонорманизму крайне не нужны. А вероятность появления переселенцев с юга в округе Валдайской возвышенности хотя бы по находкам Башенькина явно не исключена, хотя сам он увлечен финно-угорскими привязками.. 
79.Отождествляются с эпагиритами, локализуемыми на Северном Кавказе: Плиний. Ест. ист. VI: 16 Как пагириты (пажириты, вероятные «ижорцы») севернее гор Рип устойчиво связываются с народами Кавказа, сказать трудно. Но вот река Ижора и живущие «по Ижоре» (как об-одриты и т.п.) – ононимы более привлекательные и правдоподобные.
80.Сопоставляются (Шафарик. Там же: 212) с северянами и локализуются к северу от Чернигова.  Конечно, саваров можно связывать не только с северянами, но и с северянами. Это тоже неонорманизму не нравится.
81.Отождествляются (M;ller. Ptol. Geogr.: 429) с робасками, упомянутыми Плинием (Ест. ист. VI: 14) на севере Европы. Schafarik видит отзвук этого имени в наименовании города Боровска I, 212  Боруски чаще связываются с ранними прусами, а их локализацию у гор Рип пытаются оправдать передачей археологических культур от Балтики примерно до Москвы одним балтам. Но в начале нашей эры в этом регионе уже обитали полиэтносы, нередко единящие индоевропейцев и финно-угров. Боруссия ныне больше известна в Германии, но Бело-руссия – извечная родня России.

82.Быть может, сопоставимы с племенем Accisi (Плиний. Ест. ист. VI: 21) Акибам лучше обитать поближе к Оке
83.Среди племен, живущих по Танаису, у Плиния (Ест. ист. VI: 19) упоминаются Naevacae, имеющие, быть может, нечто общее с насками Птолемея . Наски в сочетании с Naevacae напоминают «Невских» (жителей округи Невы). Известен под Новгородом ононим Нащи. Для жителей округи Оки на трансконтинентальных путях они могли быть своими – «нашими».

Вновь любопытно, что комментаторы нередко не поясняют античную географию, обозначенную у Птолемея – «ниже их вибионы и идры; ниже вибионов до аланов стурны, а между аланами и гамаксобиями». Славянофилы Васильчиковы недаром назвали своё имение Выбити. Отчасти созвучен выбионам и поздний Выборг, упоминаемый в русском эпосе. Идрица – река и поселок у верховий Великой (Турунта античности). Стурнам происходить с берегов Турунта вполне оправдано. Часть полиэтничных аланов в начале нашей эры – вероятно – выходила к истокам Оки и даже севернее. Локализация и трактовка гамаксобиев пока очень проблематичны. Это своеобразные кочевники типа цыган.

84.Сопоставляются с каронами, перешедшими на западный берег Танаиса (Плиний. Ест. ист. VI: 22) Сопоставление карионы и каронов возможно, что отчасти позволяет делать привязки к ононимам типа Курск и подобным.
85.Сопоставляются с сагартиями (Геродот I: 125) и упоминаются у Птолемея (VI: 2) в описании Мидии. П. Шафарик слышит отзвук этого имени в наименовании города Сергача . Саргатии не исключают внимания к ононимам типа Саровск и т.п.

Вновь не трудно заметить, что игнорируется трактовка следующего указания Птолемея – «у поворота реки Танаиса (Дона) – офлоны и танаиты, за ними осилы86 до роксолан».

Танаиты – живущие по берегам Танаиса (Дона), известные позже как казаки. Офлоны (овлоны, отлоны) – вероятные союзники танаитов, их родичи.
86.Сопоставляются с апсилами, кавказским племенем, поименованным у Стефана Византийского под словом `;;;;;;  Созвучия между осилами и апсилами, конечно, есть. Но могли осилы и самостоятельно кого-то осилить (осиливать).


http://www.proza.ru/2010/02/26/174
http://www.proza.ru/2010/02/26/169 (карты полезны, но надо их тщательно уточнять по данным Птолемея, отмечать конкретно-исторические народы, а не произвольные привязки к средневековым этносам)

По А. Н. Башенькину и  М. Г. Васениной, в конце 1 тысячелетия до н. э. и в течение 1 тысячелетия н. э. у местного населения господствовал обычай сожжения умерших. (Индоевропейский обряд трупосожжения у античных финно-угров - предмет научных дискуссий6 П.З.; это устойчивое свидетельство влияние венедов на финно-угров
http://www.i-u.ru/biblio/archive/ribakov_jas/01.aspx  )
Человека сжигали вместе с одеждой и теми украшениями, которые были на нем; с инструментами, что были с ним при жизни (например, нож и шило у женщин); с оружием (стрелы, копья, топоры - у мужчин). В последний путь умершему ставили горшок с едой. После погребального костра собирали перегоревшие кости, сохранившиеся вещи, украшения, их остатки - все это помещали в погребальные урны: глиняные сосуды, берестяные туески, полотняные мешочки и относили в специальные "священные места", где находились погребальные сооружения - "домики мертвых". Три таких домика, представлявших собой сооружения срубной конструкции размером примерно 5X4 метра, исследованы около деревни Куреваниха. Часть вещей дошла до нас уже не в первоначальнрм виде - либо оплавлены, либо сохранились не полностью. Естественно, что при таком обряде погребения трудно достоверно определить расположение того или иного украшения в костюме. Поэтому приходится опираться на функциональное назначение вещи и на аналогии из могильников родственных племен - поволжских и прикамских финно-угров, у которых в это время захоронения совершались по обряду трупоположения.

К женскому убору относятся те металлические, стеклянные или костяные изделия, которые либо украшали костюм женщины (бусы, перстни), либо несли функциональную нагрузку (застежки, пуговицы, пряжки). http://www.booksite.ru/fulltext/usty/uzh/na2/1.htm

 

  Рис. 2. Женские украшения конца I тысячелетия до н. э.: 1, 2 - обоймицы; 3, 4 - бляшки-скорлупки; 6, 7 - бляшки-розетки; 8 - коническая подвеска с петлей; 9 - коническая беспетельчатая подвеска; 10 - коробчатая подвеска; 11, 12 - гривны; 13, 14 - бронзовые бусы; 15 - подвеска-лунница с эмалью; 16, 17 - булавки со спиральной головкой; 18, 19 - ажурные бляхи; 20 - плоская бляха с двумя петлями; 21 - застежка-сюльгама; 22 - подвеска-сапожки; 23 - пуговица; 24 - 26 - подвески-медведи; 27 - 29 - подвески-птички; 30 - 32 - подвески-уточки.

1 - 22, 24 - 32 - бронза; 23 - кость+бронза; 12 - бронза+стеклянные бусы.


Головной убор. Это важнейшая часть женского костюма. У большинства народов головные уборы девушек, замужних женщин, пожилых значительно отличались друг от друга. Замужняя женщина должна была тщательно закрывать свои волосы платком или покрывалом, в то время как у девушек они могли придерживаться лентой из материи или полоски кожи. Такой "венчик" являлся в конце 1 тысячелетия до н. э.- 1 половине 1 тысячелетия н. э. у финно-угорских женщин ведущим элементом в головном уборе. Сделанный из полоски кожи или плотной материи он украшался мелкими бронзовыми изделиями: спиральками, бляшками-розетками, скобочками, бляшками-скорлупками, из которых мог быть образован узор. При раскопках "домика мертвых" у д. Куреваниха найдены сплавы бронзовых скобочек (иногда более 20 вместе). Это указывает на то, что в костюме они располагались вплотную. Ряды скобочек разделялись бляшками-скорлупками, имевшими петельку для привешивания с внутренней стороны.

В первые века н. э. в головном уборе появляется новое украшение: плоские круглые бронзовые бляхи с отверстием в центре, диаметром 3,6-4 сантиметра. Венчик мог быть плотно скреплен (сшит) или застегивался на затылке с помощью миниатюрной бронзовой пряжки (такие найдены в кургане 2 могильника Чагода-1. Реже к головному венчику подвешивались или пришивались височные привески в виде тонких колечек или спиралей. Фрагменты таких спиралек также найдены в "домике мертвых" у д. Куреваниха. Аналогичные налобные венчики и бронзовые украшения к ним известны в это время у финно-угорского населения Поволжья. В волосы женщин вплетались ленты или ремешки, концы которых украшались коническими подвесками с большой петлей.

В середине 1 тысячелетия н. э. ярким элементом убора становится накосник - украшение, спускавшееся от головы на плечи или спину. К нему относятся большие ажурные бляхи-пронизи и более мелкие. Такие бляхи имеют с обратной стороны петли для продергивания либо для пришивания ремешков. Самые ранние бляхи-пронизи составлены из 9 (3X3) выпуклых бляшек-скорлупок с кантиком по краю. Более поздние уже разнообразнее по размерам и элементам, украшены витой проволокой, зернью, перегородками из бронзы с насечками. Ближайшие аналогии этим бляхам имеются у древнего населения Подмосковья.

В середине 1 тысячелетия н. э. более разнообразными становятся и привески к накоснику: четырехгранные с петлей и зернью по углам, коробчатые с отверстием, но особенно большое распространение получили конические колокольчатые подвески с треугольными прорезями с отверстием.

Шейные украшения. Во всех исследованных могильниках найдены бусы; самые ранние - крупные бронзовые литые бусы. Стеклянные бусы немногочисленны, хотя найдены во всех могильниках. Это белые и бесцветные стеклянные; красные, синие пастовые бусы, бисер. Но больше всего золоченых, сделанных из тонкой золотой фольги, сверху покрытой стеклом. Все бусы - привозные из стран Средиземноморья, вероятнее всего, из Египта. В женских ожерельях, относящихся к концу 1 тысячелетия до н. э.- началу 1 тысячелетия н. э., количество бусин было невелико; скорее всего, 2-3 штуки. Этот вывод основывается на том, что в погребальных памятниках бусы найдены в небольших количествах.

Редкое, но очень привлекательное украшение - шейная гривна. Это витые украшения из двух тонких бронзовых проволок или из проволоки, обмотанной тонкой бронзовом лентой в виде спирали с бусинами. Такая гривна найдена в могильнике у д. Куреваниха. Подобные гривны известны в окских могильниках IV-V веков н. э. В состав ожерелий могли входить подвески типа "лунница". Подвеска названа так потому, что своей формой напоминает неполную луну. Лунница из могильника Усть-Белая на р. Кобоже имеет вставки из красной эмали. Украшения с эмалью являются предметом импорта из западных районов - бассейна Днепра и Прибалтики - и датируются II-V веками н. э. К середине 1 тысячелетия н. э. в ожерелье становится больше бус, выполненных из тонкой бронзовой проволоки.

Нагрудные украшения. Здесь ведущим украшением являются круглые ажурные бляхи. Они найдены во всех могильниках. Размеры различны - от 2,4 сантиметра в диаметре до 5,4 сантиметра. Наиболее ранние происходят из "домика мертвых" у д. Куреваниха и датируются последними веками до н. э. Аналогий таким бляхам неизвестно. Бляхи первых веков н. э. имеют крупные размеры. С внутренней стороны в центре этих украшений находятся петли для пришивания. Сами бляхи слегка выпуклые, по краю обычно оформлены миниатюрными скорлупками.

В женских погребениях по обряду трупоположения Кошибеевского могильника (Волго-Окский район) такие ажурные бляхи располагаются на груди справа. Вероятно, такое расположение имели бляхи и из могильников бассейна Мологи.
http://www.booksite.ru/fulltext/usty/uzh/na2/1.htm

 
  Рис. 3. Реконструкция женского убора середины I тысячелетия н. э.; 1 - бляха-пронизь; 2 - коническая беспетельчатая подвеска с 3 треугольными прорезями; 3 - четырехгранная подвеска с петлей и зернью по углам; 4 - бляха-пронизь.


Сохранившиеся ажурные бляхи позволяют изучить способ их выполнения. Некоторые изготавливались путем поэтапной напайки отдельных частей, начиная от центра бляхи. Другие выполнялись отливкой в форме целиком. Таким способом изготовлена ажурная бляха с застежкой, найденная в могильнике Чагода-1.

Выделяются своим изяществом, отделкой (волюты-завитки, зернь) застежки-сюльгамы, датируемые IV веком н. э.

Очевидно, одним из самых распространенных типов застежек были заколки в виде булавок со спиральной головкой. Они найдены на всех памятниках. Такими булавками могли скреплять (закалывать) части одежды (например, ворот рубахи, платок на груди), а по этнографическим материалам прибалтийских народов известно парное использование их в головном уборе для закрепления складок платка справа и слева у висков. Заколки такого типа были распространены на очень большой территории и бытовали длительное время.

Редкие в серии нагрудных украшений подвески-"сапожки" найдены в "домике мертвых" уд. Куреваниха и могильнике Чагода-1 и круглая плоская бляха с двумя петельками с внутренней стороны. Эти вещи имеют аналогии в Прикамье и на Средней Волге, где датируются рубежом эр. Использование их зафиксировано не только в качестве нашивных нагрудных украшений, но и в составе накосника (как бляхи-пронизи), в сложных заплечных украшениях. Подвески-"сапожки" в могильниках чегандинской культуры (на Каме) располагались не только на костюме погребенного, но и в качестве украшений ножен кинжала вместе с пришитыми бусами, бронзовыми бляшками-скорлупками и маленькими пронизками.

Особую категорию нагрудных украшении составляют зооморфные, выполненные в виде фигурок птиц и животных. Наличие таких украшений в костюме - отличительная черта финно-угорского населения. Чаще: встречаются подвески в виде следующих животных: медведя, уточки и птички.

Подвески-медведи. Три экземпляра происходят из "домика мертвых" у д. Куреваниха, по одному - из Чагоды и Усть-Белой. Все подвески полые, имеют отверстие в спинке. Медведь изображен стоящим на четырех лапах, с опущенной вниз головой - в так называемой "жертвенной позе". Хорошо выражены хвост, уши, морда. Лапы на перекладинах. Фигурки из Куреванихи меньше в размерах и более стилизованы, но "хозяин леса" узнается в них с первого взгляда. Все подвески датируются последними веками до н. э.- III веком н. э.

Подвески, стилизованно изображающие водоплавающую птицу, или подвески-уточки. Фигурки полые, в верхней части тулова имеют отверстие для продергивания ремешка. Два экземпляра происходят из могильников у д. Куреваниха, третий - из кургана Чагода-1. Часть подвесок сильно повреждена огнем. Голова и шея представляют собой бронзовый стержень, припаянный к туловищу. У уточки из могильника Чагода-1 он обмотан проволокой. В нижней части тулова у некоторых фигурок имеются выступы, имитирующие лапки, иногда - орнамент на спинке.

Подвески-медведи и подвески-уточки использовались не только качестве нагрудных украшений, но и в составе накосника, возможно, подвешивались к поясу.

Подвески-птички, или подвески, изображающие птицу с широко расправленными крыльями. Два полностью идентичных экземпляра происходят из "домика мертвых" Куреванихи- XVII и разрушенного могильника Куреваниха-Ш (памятники располагаются в 6 километрах друг от друга), три "птички" - из "домика мертвых" Усть-Белая.

Фигурки из Куреванихи выполнены следующим образом: клюв (голова) - это массивный бронзовый стержень, который затем разделяется на четыре части и имитирует расправленный хвост. Крылья - три тонкие спаянные проволоки, согнутые дугой. К груди припаяны шарики (Куреваниха-XVII), либо коготки (Куреваниха-Ш). У двух птичек из Усть-Белой голова и хвост выполнены так же, а крылья - это тонкая бронзовая пластина, оформленная по краю витым кантиком. У третьей птички углы крыльев опущены вниз; крылья, тулово и лапки представляют собой одну деталь. Голова массивная, сзади к ней припаяна пластинка, хвост оформлен миниатюрными бронзовыми бляшками-скорлупками. Все птички датируются последними веками до н. э.- 1 веком н. э.

Вполне вероятно, что подвески в виде птиц с распростертыми крыльями были принадлежностью только умершего человека. Об этом свидетельствуют этнографические данные. Изображения парящей птицы, выполненные из металла, исследователи связывают с анимистическими верованиями - представлениями о душе. Так, например, по представлениям некоторых сибирских народов, душа человека после его смерти разделялась на несколько частей; одна из них превращалась в. птицу и улетала на небо или в загробный мир. У сибирских народов, например, у селькупов, существовал обычай: После смерти человека ему на грудь клали небольшие изображения птицы и змеи, вырезанные из металла. Они должны были показать человеку дорогу в загробный мир. Не исключено такое назначение птичек и из Куреванихи и Усть-Белой.

В целом о зооморфных подвесках можно сказать, что это - яркая своеобразная особенность культуры финно-угорского населения. В них отразились его представления об окружающем мире (по преданию многих финно-угорских народов - карел, коми и других, утка является прародительницей мира, из ее яйца возник мир), о природe (почитание животных, особенно такого представителя лесной фауны, как медведя - "хозяина леса"), а также о происхождении определенных групп людей от какого-либо животного и поклонение ему как своему предку.

Подвески в виде медведей, птиц, уточек, а также других животных - лосей, змей, рыб - использовались в костюме поволжских финнов, а особенно много было их у камских финнов. Там в железном веке сложился свой особый "пермский звериный стиль".

Во всех могильниках найдены костяные предметы, которые можно условно отнести к пуговицам. Они представляют собой костяной стержень, слегка утолщенный в центральной части, где имеются отверстия, концы сужаются, затем резко расширяются, образуя бутон. На концы в самых узких местах могут быть надеты бронзовые колечки.

Украшения рук. Целых браслетов и перстней при раскопках не найдено. Встречены отдельные фрагменты бронзовых украшений, которые, возможно, являются обломками браслетов и перстней соответственно пластинчатых и треугольного сечения. Следует отметить, что и для прикамских и поволжских финнов украшения рук характерны.

Поясные украшения. В женском костюме использовались бронзовые пряжки с насечками. Они найдены на всех памятниках, распространены с последних веков до н. э.- до середины тысячелетия н. э. Поясной ремень украшался бляшками-скорлупками накладками; к нему могли крепиться привески в виде колечек, "язычков". К поясу подвешивались важнейшие инструменты - шило и нож, а также зооморфные и другие привески. Таков в целом металлический убор финно-угорской женщины в конце 1 тысячелетия до н. э.- середине 1 тысячелетия н э

В это же время - в середине 1 тысячелетия н. э. (V-VI века) - в бассейнах Мологи и Чагодощи появляется новое население - славяне. Очевидно, это летописные кривичи. Славяне пришли со своим принципиально другим убором, существенно отличающимся от бытовавшего на этой территории до них.

У славянского населения, так же как и у местного финно-угорского, во второй половине 1 тысячелетия н. э. господствовал обычай сожжения умерших. Кремированные останки человека собирали в глиняные горшки, туески и помещали в грунтовую ямку, над которой затем сооружали курган. Позже в него помещали останки других умерших родственников. В отличие от финно-угорских "домиков мертвых", где смешивались перегоревшие кости и украшения нескольких погребений, в славянских курганах захоронения совершаются отдельно, почти никогда не соприкасаясь с соседними. Это позволяет более полно реконструировать убор по категориям (головной убор, шейные, нагрудные, наручные украшения), а также восстановить индивидуальный убор, тот, который был на женщине в момент захоронения. Одним из характерных признаков костюма славянского населения является немногочисленность украшений.

Ожерелье из бус было основным украшением в костюме. Бусы найдены почти во всех женских захоронениях. В основном это бусы 14-гранные, бусы синего и голубого стекла, встречаются красные пастовые, оплавленные стеклянные, зеленые и синие с мраморной крошкой. Спекшиеся бусы из женского погребения в кургане № 8 в могильнике Усть-Белая-IV на р. Кобоже создают впечатление, что в ожерелье они чередовались Следующим образом: красная пастовая бусина располагалась через 3 крупные голубые стеклянные. Размеры ожерелий различны. В одних погребениях сохранилось 8 бусин, в других - около 30. В состав ожерелья могли входить и бронзовые изделия. В кургане № 6 в погребении № 2 могильника Любахин-1 на р. Песь найдены две крупные привески-лунницы, орнаментированные по краю и имеющие петлю на заклепке. Лунницы изготовлены из листовой бронзы.

К головному венчику крепились бронзовые 4-угольные бляшки-обоймицы, имеющие специальные загибы для крепления на полоске кожи или ткани. Такие бляшки выполнены из тонкой листовой бронзы, имеют различные размеры, обычно орнаментированы выпуклыми точками и кружками по центру и краям. Аналогичные бляшки найдены в Тверской, Новгородской, Псковской областях и датируются V-VII веками н. э.
http://www.booksite.ru/fulltext/usty/uzh/na2/1.htm


 
  Рис. 4. Убор славянской женщины из кургана № 3 могильника Любанихин-1


В головном уборе могли использоваться также бронзовые спиральки, бляшки-скорлупки, трубчатые пронизки. Однако, пo сравнению с аналогичными финно-угорскими украшениями количество мелких бронзовых изделий крайне невелико. В погребении 2 в кургане № 1 в могильнике Любахин-1 найдена круглая выпуклая бляха с полями и дырочкой для подвешивания, изготовленная также из листовой бронзы.

Украшения рук. Представлены литыми бронзовыми браслетами и перстнями. В кургане № 1 могильника Варшавский Шлюз-1 на реке Чагоде найден обломок перстня и браслета с продольным выпуклым ребром. Погребение № 1 кургана № 3 в группе Любахин-1 содержало массивный орнаментированный браслет с расширяющимися концами. Эти браслеты датируются V-VIII веками и широко распространены в Восточной Европе. Уникальная находка в кургане № 6 Любахин-1 - это два серебряных дротовых браслета. Аналогии таким браслетам пока неизвестны.
http://www.booksite.ru/fulltext/usty/uzh/na2/1.htm

 
  Рис. 5. Украшения из славянских курганов Любанихин-1 V-VI веков н. э.: 1-4 - курган № 3; 5 - 8 - курган № 6; 9 - 12 - курган № 1.


Таким образом, на Севере, в частности в бассейне р. Мологи, в середине 1 тысячелетия н. э. сосуществуют две группы населения - финно-угорская и славянская. У каждой из них свой, отличный от другой убор. Эти две группы населения проживают рядом и в последующее время в течение второй половины 1 тысячелетия н. э.; но, как и раньше, различия в уборе, в украшениях сохраняются.

* * *

Таков в целом металлический убор двух групп населения, проживавших на территории Устюженского края в 1 тысячелетии н. э. Выявляется принципиальное различие уборов финно-угорских и славянских женщин. Для финно-угорского убора характерно большое количество бронзовых украшений, их разнообразие, наличие таких категорий украшений, как нагрудные, зооморфные, накосник. Основные украшения в костюме славянской женщины - стеклянные бусы, браслеты, перстни, налобный венчик с плоскими бляхами. Количество украшений невелико.

Как не раз отмечалось выше, рассмотренные финно-угорские украшения имеют аналогии в древностях прикамских и поволжских финнов; это позволяет охарактеризовать убор как поволжский, восточно-финский в своей основе. По материалам женского убора можно предполагать, что в конце 1 тысячелетия до н. э. в Устюженский край продвигается финно-угорское население из районов Поволжья с характерными для него разнообразными украшениями. Этот убор сохраняется в течение 1 половины 1 тысячелетия н. э. С V-VI веков в районе современной Устюжны появляется новое население - славяне. Их металлический убор является для данной территории иным, отличающимся от финно-угорского и не имеющим прототипов в древностях предшествующего времени на этих землях. Истоки его лежат к юго-западу от Устюженского края в бассейне Западной Двины и Верхнего Днепра.
http://www.booksite.ru/fulltext/usty/uzh/na2/1.htm


Еще раз напомним выводы исследователей о традициях местного населения 25 – 12 веков назад.
«В конце 1 тысячелетия до н. э. и в течение 1 тысячелетия н. э. у местного населения господствовал обычай сожжения умерших. Человека сжигали вместе с одеждой и теми украшениями, которые были на нем; с инструментами, что были с ним при жизни (например, нож и шило у женщин); с оружием (стрелы, копья, топоры - у мужчин). В последний путь умершему ставили горшок с едой.
После погребального костра собирали перегоревшие кости, сохранившиеся вещи, украшения, их остатки - все это помещали в погребальные урны: глиняные сосуды, берестяные туески, полотняные мешочки и относили в специальные "священные места", где находились погребальные сооружения - "домики мертвых". Три таких домика, представлявших собой сооружения срубной конструкции размером примерно 5X4 метра, исследованы около деревни Куреваниха. Часть вещей дошла до нас уже не в первоначальнрм виде - либо оплавлены, либо сохранились не полностью. Естественно, что при таком обряде погребения трудно достоверно определить расположение того или иного украшения в костюме. Поэтому приходится опираться на функциональное назначение вещи и на аналогии из могильников родственных племен - поволжских и прикамских финно-угров, у которых в это время захоронения совершались по обряду трупоположения».

Так трупоположение – это все же не трупосожжение. Почти все находки могут иметь полиэтничные трактовки – подобное встречалось и у финно-угров, и у индоевропейцев, и у тюрков…

«У славянского населения, так же как и у местного финно-угорского, во второй половине 1 тысячелетия н. э. господствовал обычай сожжения умерших. Кремированные останки человека собирали в глиняные горшки, туески и помещали в грунтовую ямку, над которой затем сооружали курган. Позже в него помещали останки других умерших родственников. В отличие от финно-угорских "домиков мертвых", где смешивались перегоревшие кости и украшения нескольких погребений, в славянских курганах захоронения совершаются отдельно, почти никогда не соприкасаясь с соседними. Это позволяет более полно реконструировать убор по категориям (головной убор, шейные, нагрудные, наручные украшения), а также восстановить индивидуальный убор, тот, который был на женщине в момент захоронения. Одним из характерных признаков костюма славянского населения является немногочисленность украшений…»

Как доказать, что происходившие из венедов славянки менее увлекались украшениями, чем финно-угорки той поры ?! Как славяне региона (в частности, с их избушкой Бабы-яги)  могли игнорировать в своих погребальных обрядах свои же «домики мертвых» ?!
http://otvet.mail.ru/question/16206028/, http://www.cosmobaza.ru/book/export/html/246,
http://www.kominarod.ru/gazeta/papers/paper_1477.html
http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000056/st049.shtml
и т.д.

Только полиэтничность населения в регионе фисса-гетов может снять те проблемы, которые имеются в трактовке ярких археологических находок А.Н.Башенькина и близких ему по позициям исследователей.

Материал обязательно требует учета
http://www.proza.ru/2010/04/11/645