Валерий Сагатовский - написанные рецензии

Рецензия на «Добро и зло как векторные понятия» (Владимир Бутков)

Полностью согласен с Вашим пониманием добра и зла как онтологических категорий. а не только характеристик человеческого поведения. Но мне кажется. что здесь вас снова подводит попытка представитиь бесконечность как мир в целом. В бесконечности не может быть, как бы нам этого ни хотелось, абсолютно ведущей тенденции. Борьба добра и зла неустранима, хотя в определенной конечной области мы можем и должны минимизировать тенденции зла.
Валерий Сагатовский.

Валерий Сагатовский   14.09.2009 10:06     Заявить о нарушении
Валерий! Спасибо за отзыв! Приношу извинения за задержку с ответом - долго отсутствовал.

Безусловно, в любом анализе речь может идти лишь о конечной области. Но разве каждая ступень иерархически организованного мира не отражает мир в целом - как биологическая клетка, содержащая всю необходимую информацию об организме (и даже о том эволюционном пути, который этот биологический вид прошёл) ?

Владимир Бутков   13.10.2009 02:29   Заявить о нарушении
Рецензия на «Бытие реальное и идеальное. Явление и сущность» (Владимир Бутков)

Но что такое "идеальное" и "Сущность"?И каким путем мы можем знать о них? Без ответа на эти вопросы вся "метафизика" остается жреческой претензией на особое знание, недоступное простым смертным. Здесь я согласен с Ницше (хотя в целом он мой антипод).
Валерий Сагатовский.

Валерий Сагатовский   14.09.2009 09:42     Заявить о нарушении
Рецензия на «Бытие в целом или Мир как метафизическая метафора» (Владимир Бутков)

1. Мне нравится направленность Ваших поисков. Но, двигаясь от естествознания, Вы зашли на территорию философии. В своих массовых проявлениях философия не вызывает уважения физиков. Но если Вы хотите получить результаты на этой территории, придется серьезно осмыслить философию в её подлинных, не столь частых проявлениях. Иначе ничего кроме метафизических метафор" не получится.
2. Каким образом потенциальная бесконечность (открытая система) может заранее обладать актуальным единством?Вы забываете Рассела: квантор "все" неприменим к бесконечным множествам. Поэтому относительно потенциальной бесконечности можно говорить только о потенциальном единстве.
3. Каким образом образование более высокой ступени иерархии присутствует в низших? Как общая структура или, опять-таки "вся" (т.е. как бесконечность)?
4. Видите вы различие между системой и целым? Система включает в себя элементы и отношения и в этом смысле она дискретна и, стало быть, формализуема. Целое же в понимании целого ряда философов (от древности до наших дней) отождествляется с актуальной бесконечностью; оно, самотождественно, самодостаточно и в принципе континуально. И потому, в отличие от системы не берется разумом и наукой. Понятно, что в этих двух случах присутствие высшего в низшем тоже будет разным: в первом случае оно структурно, а во втором речь идет о совершенно особом присутствии Духа в душе ("Атман есть брахман", "Царство Божие внутри вас") С осмысления соотношения этих разных способов существования и начинается собственно "метафизическая" проблематика.
Валерий Сагатовский.

Валерий Сагатовский   13.09.2009 17:06     Заявить о нарушении