"Бытие – это последнее, о чём ещё допустимо спрашивать. Но последнее никогда не может быть определено. Определять можно, только используя в качестве основы что-то другое, что находится позади искомого. Однако, последнее таково, что за ним уже ничего не стоит."
Н.Гартман
Начнём с того, что слово «бытие» включает в себя два понятия:
- реальное бытие – существование;
- идеальное бытие – сущность.
Первое понятие – это мир как явление, во всём его многообразии, неповторимости и материальности – развёрнутости в пространстве и во времени.
Идеальному же бытию не свойственно являться, быть фактом: оно лишено временного, действительного, опытного характера (Н. Гартман). Потому оно не только едино, но и единственно, а, отсюда, - неизменно, вечно.
Другими словами, идеальное бытие – вне материи, вне времени и пространства, но это особое «вне». Именно идеальное бытие "находится позади" реального бытия, именно ему отказывает Николай Гартман в самой возможности определения. Именно за эти "вне" и "позади" его иногда называют небытием.
И вот «реальное бытие» - в лице человека – несмотря на интуитивный запрет, а, может быть, благодаря ему, задаёт себе вопрос: а как я отношусь к бытию идеальному, в том смысле, что какова моя сущность? При этом стоит понимать, что этот вопрос мало общего имеет с вопросом, что первично, дух или материя (или есть ли Бог).
Дело в том, что, говоря об идеальном бытие, философия по определению имеет в виду нечто более фундаментальное, универсальное, чем пространство-материя. Даже оголтелый материалист вряд ли будет утверждать, что материя управляет "законами природы", а не наоборот. Для идеалиста миром управляют "идеальные силы". Для независимого от догм исследователя ясно: "идеальное управление" индикативно, оно осуществимо, лишь как запрет на определённые формы движения, запрет, который может быть осуществлён только через структуру пространства-материи.
Как же отвечало человечество на вопрос об единстве реального и идеального бытия? Всегда по-разному, но всегда дуально, вернее, дуэтом. Далее мы попытаемся представить вам несколько таких дуэтов мыслителей и их вклад в современную картину мира.
ПЛАТОН-АРИСТОТЕЛЬ http://www.proza.ru/2009/05/28/1094
ДЕКАРТ-СПИНОЗА http://www.proza.ru/2009/06/18/925
НЬЮТОН-ЛЕЙБНИЦ http://www.proza.ru/2009/06/18/969
ГЕГЕЛЬ-МАРКС http://www.proza.ru/2009/06/18/981
ЭЙНШТЕЙН-БОР http://www.proza.ru/2009/06/18/1036
Продолжение: http://www.proza.ru/2009/05/28/1094