«Сумма нашего бытия никогда не делится на разум без остатка, но всегда остаётся какая-нибудь удивительная дробь».
И.В.Гёте.
Бытие в целом - это "чистая метафизика".
Охватить разумом нечто актуально бесконечное невозможно. Но наш мир, к счастью, бесконечен потенциально, как любая иерархическая система, и это в корне меняет дело.
Математика (фрактальная геометрия) уже знает: существуют иерархические структуры, обладающие фрактальным подобием (скейлингом), в которых часть объекта отличается от целого только масштабом. Этот удивительный, если вдуматься, факт равноценен утверждению: эпемент системы содержит в себе всю информацию об иерархической системе, простирающейся в бесконечность.
Наш мир именно таков. Он обладает свойствами иерархичности и фрактальности. Но о фрактальной симметрии поговорим отдельно. Сейчас перед нами Большая Метафизическая Метафора - мир как бесконечный ряд ступеней мироздания, доступный восприятию в целом, благодаря своей иерархичности, благодаря тому, что каждая его ступень не является ничтожной (как любая "часть" актуально бесконечной сущности), а несёт в себе всю информацию о мире в целом, пусть и "свёрнутую", скрытую от наших глаз.
Как вообще возможна метафизика? Каковы её основания?
Права ли «позитивная наука», не рекомендующая «измышлять гипотез», готовая всегда оставаться в рамках эмпирий?
Точна ли диалектика, говоря о метафизике, как о чём-то спекулятивном, одностороннем, застывшем - антидиалектичном и, потому, не имеющем права на существование (ни в науке, ни в философии)?
Почему, только с появлением «нелинейной науки», в первую очередь, синергетики и возрождением теории сложных систем (как «качественной синергетики»), метафизика обрела «второе дыхание»? Предваряя ответы на эти вопросы, заметим:
1. Эмпирическое знание – асистемно, системным научное знание становится, будучи осмысленным теоретически, связанным в ЕДИНУЮ картину с родственными явлениями.
2. Как бы не были разнообразны случайные и преходящие явления нашего мира, за ними всегда стоит сущность (прости, Рассел) – всегда ЕДИНАЯ, как само мироздание, и потому неслучайная и непреходящая.
3. Строго говоря, метафизика и возможна лишь в связи с описанием мира в целом, в ЕДИНСТВЕ, как Большая Метафизическая Метафора. Любое приближение к истине – это обобщение наших представлений о мире. В идеале, метафизика – это теория, охватывающая одним законом (системой законов, вытекающих из одного принципа) все области человеческого знания, все известные явления.
4. Иными словами, метафизика – это постижение ЕДИНОЙ сущности ЕДИНОГО мироздания. Эта сущность предстаёт перед нами как иерархическая структура (непрерывный дискретиум) пространства-материи. Сущность идеальна, её нельзя увидеть или пощупать. Но удивительнейшим образом она лежит в основе непротиворечивой метафизической картины мира, с единых позиций объясняющей до этого «несовместимые» явления.
Продолжение (Бытие реальное и идеальное. Явление и сущность): http://www.proza.ru/2009/05/28/1045