Алена Сократова - написанные рецензии

Рецензия на «Таинственная страсть» (Нина Левина)

Хорошо хотя бы то, что это опубликовано на окололитературном сайте, а не где-нибудь на "Отзовике", рядом с отзывами на прокладки и колготки. )) А то бывает и такое: http://otzovik.com/review_4007664.html
Эпиграф, правда, и туда, и сюда просится один: "Выучили (вынянчили, выкормили, вылепили, вылюбили - нужное подчеркнуть) вас на свою голову!" "Не отпирайтесь, я прочел" (с): в подтексте у Вас именно это. Иначе - ну откуда бы взялись эти филистерские рассуждения о джинсах, сигаретах, бесплатных путевках и женах-кинозвездах... С чего бы пропадать... А с чего булгаковский Мастер пропадает? Ну да, не герой, не рыцарь без страха и упрека - прямо-таки слабак и рохля, за которого все делает женщина. Одного она не может - роман гениальный написать вместо него. А Вы думали, с тех пор что-то кардинально изменилось? И авторы, топчущие грешную землю, во всем уподобились своим разнообразным "милым идеалам"? Неужто с Вашей стороны это правда такая девственная наивность - или как-то иначе называется?..
Вот, например, Нина, Вы солнцу русской поэзии, Александру нашему Сергеевичу, певцу женских ножек, отнюдь не отличавшемуся постоянством, не хотели бы задвинуть вот это свое - про "предательства"? )) А злобному карлику Лермонтову - про христианские заповеди? А матерщиннику Салтыкову-Щедрину - про светский этикет? А страдавшему булимией Гоголю - про рациональное питание? Вообще, после прочтения нескольких Ваших экзерсисов возникло такое чувство, что Вы к каждому автору подходите с замашками эдакого прокурора, надеясь обнаружить у любого из них некую человеческую червоточину. И находите-таки с успехом. После прочтения опуса про "Казус Кукоцкого" упомянутое чувство переросло в убеждение. )))
Еще одно последнее и самое важное замечание: хотите называть все это "литературной критикой" - бога ради. Ею заниматься может на досуге даже любой, говоря современным языком, клининг-менеджер. Можно также называть личным читательским дневником, попытками психологических портретов писателей, просто эссе на литературную тему... Но вот к литературоведению это не имеет никакого отношения. Хотя бы потому, что литературовед четко видит грань между биографией писателя и создаваемым им вымышленным миром и никогда не смешивает то и другое. А еще потому, что литературоведа интересует, с помощью какого инструментария и каким образом выстроено то или иное произведение, а не то, сколько сигарет было выкурено и денег проедено в процессе его создания. И еще потому, что литературовед - ученый, он пишет научным стилем, а следовательно, не может себе позволить выражать эмоциональные оценки и быть несдержанным, порой до бестактности.
Вспомните, каким с человеческой точки зрения чудовищем был Достоевский. Да, тот самый, что все строил в своих произведениях Царство Божие (вот ведь парадокс опять, правда?). А теперь почитайте "Проблемы поэтики Достоевского" М. Бахтина. Вот это - литературоведение.

Алена Сократова   16.12.2016 21:22     Заявить о нарушении
Алёна, мы знакомы? И сколько лет? С чего вдруг этот менторский тон? Эти приказные интонации, повелительные глаголы? Вам не глянулся мой стиль, так я и не нанималась вам понравиться. Страница моя, не приглянулась - так вот Бог, а вот порог. И называть буду в рамках предложенного сайтом. Было бы "отзыв" в перечне жанров, выбрала его. Увы, нет. Но не имея образования в области филологии, на звание литературоведа сроду бы не покусилась. Но раз вы вдруг про это заговорили - ладно, даже и лестно, что мои отзывы читателя вам показались литературоведческими. Ну и насчёт несмешивания истинным литературоведом биографии писателя и вымышленного им мира... Ой, скучно что-то. Одно только напоследок. Цитата из сочинений Л.Н. Толстого: "В сущности, когда мы читаем или созерцаем художественное произведение нового автора, основной вопрос, возникающий в нашей душе, всегда такой: “Ну-ка, что ты за человек? И чем отличаешься от всех людей, которых я знаю, и что можешь мне сказать нового о том, как надо смотреть на нашу жизнь?” Что бы ни изображал художник: святых, разбойников, царей, лакеев, — мы ищем и видим только душу самого художника».
На этом - всего доброго.

Нина Левина   16.12.2016 21:44   Заявить о нарушении
Нина, ответ на первый вопрос: слава богу, нет. Просто после прочтения романа просматриваю все, что вокруг него намарано. :) А Вы, госпожа "литературовед", привыкли только к хвалебным отзывам? Трезвые оценки совсем не котируются? ))) Мне не глянулся не столько Ваш стиль, сколько Ваше содержание, хотя, конечно, единство первого и второго отрицать нельзя. Ваши отзывы мне вот именно совершенно не показались литературоведческими, и я об этом пишу черным по белому и даже объясняю, почему. Но Вы их сами так называете ничтоже сумняшеся - вот что странно.
Скучно Вам потому, что выискивать занудство в характере Пастернака, стервозность в характере Цветаевой и отсутствие ориентиров в мировоззрении Улицкой, ясное дело, веселее. Это все равно как на скамейке под семечки обсуждать, кто с кем куда когда насколько пошел. Ну и между делом слегка сдабривать сплетни высоколобыми рассуждениями на моральные темы. ;) Толстой, конечно, молодец, но вот что ему отвечает академик Д. С. Лихачев: "Мир художественного произведения воспроизводит действительность в некоем «сокращенном», условном варианте. Художник, строя свой мир, не может, разумеется, воспроизвести действительность с той же свойственной действительности степенью сложности. В мире литературного произведения нет многого из того, что есть в реальном мире. Это мир по-своему ограниченный. Литература берет только некоторые явления реальности и затем их условно сокращает или расширяет, делает их более красочными или более блеклыми, стилистически их организует, но при этом, как уже было сказано, создает собственную систему, систему внутренне замкнутую и обладающую собственными закономерностями". Возможно, просто не каждый может проникнуть внутрь этой системы, да и не каждому нужно?..

Алена Сократова   16.12.2016 23:27   Заявить о нарушении
Алёна, я - читатель. "Запойный". Ради меня, в том числе, книги и пишутся, не только для литературоведов. Вы тут вломились (пардон за слог, но вторжение ваше как-то по-другому и не назовёшь) и принялись обвинять в невежестве, неоправданных притязаниях (вами же и выдуманных), морализаторстве... Да, скорее всего - вы правы, всё может проглядываться в моих текстах. Куда натуру деть? Пишу искренне, как чувствую. Но я у себя "дома" (то бишь - на своей странице), правил, установленных для сайта не нарушаю. Кому не нравится моя писанина - кто кого сюда звал? Меньше всего, вместо обсуждения текстов, я бы хотела тут мериться с кем-то объёмом интеллекта.
Идите с Богом в свой салон и поучайте там, кого заблагорассудится. Пожелала же - всего доброго. Сказать - "скатертью дорога"? Ну, говорю...

Нина Левина   17.12.2016 08:37   Заявить о нарушении
Нина Левина. Простите, не ведаю Вашего отчества. Читал Ваши работы. Очень понравились. Спасибо. И ответы Ваши бодрые,живые. Пишите больше. Дай Бог Вам здоровья и сил духовных.
С уважением, иером.Донат (Мисюков).

Иеромонах Донат Мисюков   09.11.2017 15:16   Заявить о нарушении
Рецензия на «Расшифровка псевдонимов в Таинственной страсти» (Евгений Говсиевич)

Спасибо за некоторые полезные подсказки, Евгений, воспользовалась ими. А есть какие-то соображения по поводу Харцевича, Галипольского и Авдея Сашина?

Алена Сократова   14.12.2016 13:15     Заявить о нарушении
Алёна,добрый вечер.
Рад, что, отчасти, этот материал оказался для вас полезен.
По поводу Харцевича, Галипольского и Авдея Сашина, к сожалению, сказать ничего не могу. А у вас есть какие-нибудь предположения?
С уважением,

Евгений Говсиевич   14.12.2016 19:04   Заявить о нарушении
Рецензия на «Кого же любил Гамлет?» (Дмитриева Людмила)

Офелия не "послушная кукла", не простушка и не бессловесное орудие папаши и брата. Среди ее реплик есть ну хотя бы вот это:
Дарили, принц, вы знаете прекрасно.
С придачей слов, которых нежный смысл
Удваивал значение подарков.
Назад возьмите ставший лишним дар.
Порядочные девушки не ценят,
Когда им дарят, а потом изменят.
Послушная кукла? Не смешите. Это далеко не "Да, мой принц" и "Нет, мой принц". Зачем же искажать очевидное? Спасибо хоть не приписали ей "Кушать подано". ))) Да и "Действительно, принц, мне верилось" - это горькая ирония, а не эхоподобное механическое сотрясание воздуха. Вы не расслышали этого гула от бушующего внутри средневековой девушки моря чувств? Или в принципе не подозревали о нем? Тем хуже для вас.
То, что она далеко не "лягушка" и не "кукла", мы понимаем и по той ее коротенькой, но такой остроумной отповеди брату:
Не будь как грешный пастырь, что другим
Указывает к небу путь тернистый,
А сам, беспечный и пустой гуляка,
Идет цветущею тропой успех.
Да и Гамлета она оценивает вполне объективно: какое бы чудовище нам ни рисовалось после ваших "изысканий", но он возрожденческий человек, всесторонне гармонически развитая личность, и тут уж вы ничего не поделаете. А о том, что он никого не любит, кроме самого себя и своей рефлексии, сказал еще Тургенев за полтора века до вас. Стоило ли утруждаться? :) Выходит, столька букафф написано исключительно ради банальнейшего, но такого трендового "изобличения" Гамлета в гомосятине? ))) Ну да, тут ведь и личность самого Шекспира можно "пристегнуть", его мы тоже с некоторых пор с удовольствием препарируем под светом "голубой луны"... Мда, какой уж там Аникст, Морозов и Бартошевич, какие Тургенев с Пастернаком... Простите, ваши "исследования" инспирированы не каким-нибудь "МК-Бульваром" или что-то вроде этого? ))

Алена Сократова   27.10.2015 01:49     Заявить о нарушении
Рецензия на «Введение в демиургию. Пелевин и его роман Т» (Никита Марьянов)

Рецензия на рецензию Наума Кобринского

Даже если, стыдливо опустив очи долу, попытаться закрыть их на то, что добрых две трети (если не четыре четверти :))) ) сего опуса подтырены у П. Басинского http://www.rg.ru/2009/11/03/pelevin.html и А. Номада http://www.newslab.ru/review/292551 и являются, по сути, неумелой компиляцией надерганных у них кусков текста, - все равно не оставляет жгучее желание пожелать (уж простите за тавтологию) аффтару убиццо ап стенку. Ибо общее, и в том числе речевое, бескультурье, сквозящее в тех эксклюзивных местах "рецензии", где автор со страшным скрипом пытается выразить редкие собственные мысли, как минимум, не дает ему права, развалясь в кресле и томно оттопырив мизинец, бросать в сторону Пелевина: "...все это как то второсортно и было где-то... повтор Виктор Олегович" (орфография и пунктуация источника сохранены). Наум, я абсолютно уверена: обращайся Виктор Олегович к Вам - он всенепременно заключил бы Ваше имя в запятые, ибо, в силу образования, дружен с русским языком. :)
Повторюсь, текст сей - в "лучших" традициях пресловутого постмодернизма, учебником коего, как известно, и является Виктор Олегович, ибо постмодернизм - это то, как пишет Пелевин (ну и еще Эко, разумеется). Но "лучшие" я взяла в кавычки, потому что у нас почему-то принято под "интертекстом" понимать исключительно такую его разновидность, как беззастенчивый плагиат.
Однако и хватит о форме, упомянем о содержании. "Мастерское видение окружающего мира" - вот единственная, пусть и корявая с точки зрения русского языка фраза, за которую стоит сказать большое человеческое спасибо автору текста. Ибо она одна во всем этом тексте и имеет непосредственное отношение к обсуждаемому роману и хоть отчасти приближает к его пониманию. Все остальное можно было не писать. Потому что более абсурдного и ни из чего не следующего вывода, нежели сделанный в финале: "Произведение приводит к понимаю того, что все пустота и тщетность", - просто представить себе невозможно. Это перевранный, извращенный Пелевин, Пелевин шиворот-навыворот, это мимо Пелевина и страшно далеко от него, поэтому тем, кто сам не видел его аутентичного текста, лучше не доверять "рецензенту", иначе получится как в том старом анекдоте:
- Мойше, ты Карузо слышал?
- Нет, но мне его вчера Цеперович напел. Не понимаю, что в нем находят: и картавит, и фальшивит...

Если бы Пелевин хоть в одном своем произведении, не только в "Т", утверждал, что "все пустота и тщетность", - то грош бы ему была цена как писателю. А ведь Басинский (весьма авторитетный критик и литературовед, если кто не знает, хоть они с Пелевиным и на интеллигентных ножах) за что-то назвал его "почти что Достоевским наших дней". Не задумывались, за что, Наум? А зря.

Ребят, давайте смотреть глубже поверхности - тематики произведения ("про рекламу", "про литературных негров" и т.д.). У него есть еще идея, основная мысль, то, что автор хотел донести до нас (вспоминаете программу очень средней школы и русачку Марь Иванну, которая вещала буквально этими же словами, да? И так обстоит дело всегда, с любым произведением, не только с пелевинскими). А то мы без элементарного понимания отличия одного от другого - и сразу эвона куда, на Пелевина замахнулись... Не удивительно, что в итоге упираемся лбом в "шараду для ума". Пелевина и других больших художников нужно ЧИТАТЬ, а не скользить взглядом по деталям типа "незнасов", "шутеров", "босс-файтеров" и т.д. У него нет ничего случайного. Но чтобы это понять, нужно самое главное: уметь ДУМАТЬ и иметь хоть какой-то культурный багаж за плечами.

А то так и будем всерьез обсуждать "рецензии" ариэлей/наумов эдмундовичей брахманов/ кобринских, принимая последних за настоящих авторов и даже демиургов...
;)

P.S. Наум, ничего личного.

Алена Сократова   30.08.2012 21:38     Заявить о нарушении
К сожалению,ничего не могу вам ответить дорогая,так как ,чем писать подобное здесь ,можно было это письмо отправить на е-маил.Использовать сайт ,как выражение негодования с вашей стороны неправильно,ведь ваших личных произведений здесь, я к сожалению, не наблюдаю.А так все это напоминает некий бред,как вы сказали ничего личного.Из рецензий выше приведенных авторов,я ничего не брал,перечитайте их внимательно ,и покажите хотя бы одно сходство, а сотрясать воздух подобными ,необоснованными выводами,я не рискнул на вашем месте. Смею предположить ,что вы тот автор ,который "сидит" на стихах под ником Алена Сократова,если да, они у вас весьма приятны,если нет,тогда прошу пишите в личку, то здесь я появляюсь крайне редко.
P.S.И пожалуйста не употребляйте так часто слово "ибо",это моветон...

Никита Марьянов   13.09.2012 13:13   Заявить о нарушении
Моветон - это воровать чужие мысли и, не умея сказать ничего по существу, писать о стихах, что они "приятны". )) Приятны могут быть слова, прикосновения, запахи, но не стихи.
Разумеется, у меня "бред" - ведь Вам он, как и Пелевин, глубоко непонятен. ))) А что Вы так ратуете за личку? Не нравятся публичные обсуждения? Из рецензий, на которые я дала ссылки, Вы, разумеется, ничего не брали - это так нельзя назвать. Просто на их основе "написана" Ваша "рецензия". "Брал" - это когда чужие мысли перемежаются со своими, а когда одни чужие... Как это назвать? Подскажите! :) Так что сходство ищите сами и пусть его ищут читатели Вашего опуса, хотя... его и искать не надо, все на поверхности. Имеющий глаза да увидит. ;)

Алена Сократова   15.10.2012 23:59   Заявить о нарушении
Видимо, самый вдумчивый и ищущий - это Вы. Еще раз рекомендую перечитать, те рецензии, которые Вы так в "пример" ставите, и поискать компиляцию,сходство и так далее. Почту, я проверяю постоянно ,на сайте практически не бываю, вот почему и "личка" удобнее. Ладно, будут свежие мысли, пишите и поболтаем, а переливать воду не буду. Удачи.

Никита Марьянов   17.10.2012 02:07   Заявить о нарушении