Рецензия на «Мои определения и афоризмы» (Порфирий Корнилов)

Есть у апостола Павла "не мечтайте о себе". Но это не вообще о мечтательности сотворенной Богом. Бог вдохновляет малых мечтать и исполняет крестно мечтания в этом веке и в будущем. И делает мечты от Духа Святого будущей реальностью еще и дополняя своей Благостью сотворчествуя на равных Кроткий Бог Евангелия.

Иначе это одна из форм ереси монофелитов (на самом деле самой распространенной исторически и сейчас, которую давно еще со времен митрополита смоленского патриарх Кирилл Гундяев прямо повторяет), что Благодать (и Божественность Господа Иисуса Христа) де подавляет, закрепощает и замораживает (как некий кощей) свободную волю и энергии человеческой природы. Хотя по Св Максиму Исповеднику и Св Софронию Иерусалимскому в одиночку боровшимися с этой ересью Кроткая Благодать и Божественность во всем на равных сотворчествуют с человеческой природой, волей и ее энергиями (если нужно раскрепощая и преображая). Что после было на VIм Вселенском соборе утверждено дополнительно.

Но как раз к вам относится - не мечтайте с прелестью строгости о себе, что так вы крутой подвижник значит.
+
Личность - это образ жизни во Христе и дружбы со Христом в сердце. Где участвует и душа и телесность, вместе наследуя Рай. Имя в книге Жизни Агнца - Живая Икона. С чертами решений сквозь игольные уши и красками добродетелей.

Иначе это не личность, а спрятанный талант ей стать, только различимость - ипостась кого-то. Но на деле не черты, а набор фарисейских отмычек из приемчиков и поз, и идет в ад, как мерзость запустения на месте личности.
+
Душа - "человек за исключением физического тела". Двусмысленно как минимум. Допускает разные превратные понимания такое опрделение. Иисус в Евангелии "тело больше одежды". Св Ефрем Сирин "злы, кто говорит, что только душа без тела наследует блаженство рая" "тело спутник души и соделатель, а потому вместе наследуют рай или ад". Св Николай Сербский "в теле есть божественный инстинкт". По святым отцам душа простая и не многосоставная сотворена по образу Божию, а тело сложное и многосоставное - по подобию. По Св Мефодию Патарскому душа полностью духовна. И вместе сотворены душа и тело, чтобы в творении служить литургию Богу Любовь. Как духовными человеческими энергиями, так и физическими энергиями тела, как тонкими, так и энергиями действий конкретных. Как добрый самарянин с елеем и вином. И царь и пастушок Давид на псалтыри.

Дмитрий Хохлов 2   17.04.2024 15:08     Заявить о нарушении
Большое спасибо за рецензию, Дмитрий!

Огорчает меня сильно повальное безразличие к богословию.
Пожалуйста, про двузначность моего определения души растолкуйте.
И, если есть желание, можно потом дальше по порядку подискутировать.

С почтением, Порфирий

Порфирий Корнилов   17.04.2024 18:28   Заявить о нарушении
Вы прямо совсем удалили произведение все?
+
Есть у Св Кассиана Римского в сборнике высказываний подвижников, что совершенне духовное высказывание таково, что без злого умысла не может быть понято превратно. (Но дает полезную палитру смыслов свою для каждого).
+
"Тело больше одежды" - в его создании таинство. Как и в душе. И таинство их соединения. Немного утрируя, но для меня режет ухо, как если сказать "мужчина - это супружество минус жена".
+
Опять же превратность может быть в понимании, что тело, как одежда. И ошибочно, например, некоторые считают, что оно только после грехопадения появилось "одежды из кожи". Или, что по воскресению это будет какое-то другое тело-одежда. Хотя это вполне узнаваемое свое тело.
+
Опять же в толковании Св Кирилла Александрийского на Пятикнижие фараон - образ сатаны, князь мира сего стал Моисею уходить предлагать сперва только мужчинам без женщин и детей, а потом с женщинами и детьми, но без домашнего скота. Чем вызвал негодование еще большее Моисея. И толкуется, что предлагал искупление только ума (без души образно жены), а потом очищение без телесности (образ домашних животных).
+
В этом ключе тоже толкуется говорящая ослица Валаама. Образ человеческой телесности. Когда извратившаяся умная душа его подавляла свет разума и Вдохновение в телесности. И думаю, что Бог дал телесности человеческой говорить через ослицу. Потому что если бы ослицы автономно сами так рассуждали и созерцали бы, то их нельзя было бы ни убивать ни эксплуатировать. А в Валааме образ ложной аскезы. Опять же в чем-то сродно монофелитству с подавлением энергий человеческой природы.
+
Возможно еще, как в Писании у пророка "жена спасет мужа". То есть если бы весь Валаам был душой (плюс физическое тело), то уже тогда у него не оставалось бы Надежды и был бы падшим ангелом уже. А так ему еще через телесность еще подавался лучик Надежды. Но он все таки и его потом отверг и не спасся. Наверное, как образ мадианиток. Стал через плотские соблазны (прям масон какой-то) подавлять сопротивление телесности своему извратившемуся уму. В таком ключе.

Дмитрий Хохлов 2   17.04.2024 23:15   Заявить о нарушении
Дмитрий, спасибо!

Произведение в новой редакции опубликовано. Гляньте ещё раз, пожалуйста, определение души.

И в первой редакции моего определения, ключевое слово - ЕГО, то есть тело у души единственное и неповторимое.

Потом, я не понимаю, что Вы сказали - что значит "мечтательность сотворённая Богом"?

Порфирий Корнилов   17.04.2024 23:39   Заявить о нарушении
Это же вроде очевидно, что мечтать - одна из естественных способностей человека. Изначально благая данная Благим Богом.

Дмитрий Хохлов 2   17.04.2024 23:41   Заявить о нарушении
Как раз в благой мечтательности есть сотворчество приятное Богу. Как если бы отец с сыном строили образ города или сажали сад. Есть общий благой план, но он не исключает, а включает сотворчество. Опять же "Я Есть Истинная Виноградная Лоза, а вы на Ней - ветви". Есть общность - это Лоза Добрая, а не что-то иное. Но каждый приносит свой плод неповторимый, как желал бы лучшее для себя и других. Это опять же своя личность. "Муж Желаний" тоже в Писании.

Дмитрий Хохлов 2   17.04.2024 23:49   Заявить о нарушении
Одно дело - мысленно творить что-то полезное и вполне достижимое, а другое - бесполезное или бредовое. Второе я и называю мечтательностью.

Порфирий Корнилов   17.04.2024 23:55   Заявить о нарушении
Потом, понятие ЛИЧНОСТЬ у разных мыслителей определяется в разных ключах. А именно, как основа разумной природы, и, как нечто качественное. У меня тоже есть два определения. Вы наверное не обратили внимания или не читали.

Порфирий Корнилов   18.04.2024 00:06   Заявить о нарушении
Здесь коротко все же. Есть талант стать личностью у каждого во всей человеческой (умной, да) природе - другом Христовым. "Был Свет просвещающий всякого человека грядущего в мир". Но его надо умножить, чтобы стать. Но Он Слово-Логос Любви - Свет Умный, Добрый, Красивый и подобное. Можно умножать каждому на свой вкус талант. Как в книге Премудрости манна меняла вкус от соленого к медовому по желанию и полезности каждому.

Дмитрий Хохлов 2   18.04.2024 00:57   Заявить о нарушении
Как по преданию посланцы князя Св Владимира изумились небесной красоте литургии в Святой Софии - было дано узреть Таинство. И сдружась с красотой заодно умножили и талант мудрости - софии дословно на греческом (как минимум кто-то). А разбойник в пустыне изумился божественной красоте Богомладенца (собор Рафаила ангельский над ним) при бегстве в Египет святой семьи. И после стяжал и мужество (собор Гавриила) исповедать Христа будучи справа от него сораспятым.

Дмитрий Хохлов 2   18.04.2024 01:03   Заявить о нарушении
Вы:
Одно дело - мысленно творить что-то полезное и вполне достижимое, а другое - бесполезное или бредовое. Второе я и называю мечтательностью.

Порфирий Корнилов
+
Ну так, а кто это решает? Господь после диалога с богатым юношей ответил апостолу Петру "человекам это невозможно, но все возможно Богу" (про верблюда сквозь игольные уши). Кстати по преданию св волхвам мудрецам на верблюдах светил звездой ангел Михаил (как раз и собор Михаила) и проводил их умных сквозь игольные уши, помогал Богу проводить. Во врата вышнего Иерусалима. Как еще мне нравится в книге Даниила Господь "И никто не помогал Мне, кроме князя вашего Михаила".

Дмитрий Хохлов 2   18.04.2024 01:07   Заявить о нарушении
И вообще все, что человек может представить в мечтах - понятия, образы, ощущения и подобное - это сотворено Богом Любовь и или Есть в Нем. А зло только отсутствие или извращение ("мерзость запустения") по отношению к Сущему и получившему от Него бытие. Мечтать - это как одна из игр в райском саду, садоводство, рисование в частности (как апостол Лука живописец и врач похожий на ангела Рафаила).
+
Я заметил теперь, что это опять кажется закваска гундяевского монофелитства так действует. Он же объявлял некий "креативный класс" виновником зла. Хотя это иное Евангелие. Виновники зла - это фарисеи-лицемеры по настоящему Евангелию, они с родословной от Каина и сатаны ("прольется на род сей вся кровь праведная, начиная с Авелевой..."). При том лицемеры всех мастей не только в чисто религиозной сфере.
+
Как по Св Игнатию Брянчанинову суть фарисейства быть идолами самих себя. И по Св Афанасию Великому такой помысел (отпадения нарциссического, ума) стал зарождаться в слишком поверхностной Еве и ее уме, и говорить, как злой змей фарисей с ее естеством умным. И она хотя сперва увлеклась, но потом устыдилась. И крестно исцелима.

Дмитрий Хохлов 2   18.04.2024 10:23   Заявить о нарушении
В этом смысле апостол Павел "не мечтайте о себе" против прилога закваски фарисейской быть идолами самих себя через нарциссизм. Закваска клеится, как змей в этой точке.

И как раз монофелитская лжеправедность с иным Евангелием такое "мечтание о себе" нынешнего патриарха, увы, квасящая собрание. И плюс еще вопиет неправильная канонизация Матроны Московской с духом предсказательным служанки кричавшей в Деяниях вслед Павлу апостолу. Это дух Ванги. Приносивший доход и большие сборы своим хозяевам по книге Деяний. Как идолы на высотах (в иерархии) и в долинах, низинах у народа - как было в Израиле при Илье пророке и других пророках святых. И Предтеча об этом - исправьте путь Господу, всякий холм да понизится, всякая низина да возвысится.

Да, если "мечтать" о сборах и фарисейских предвозлежаниях на пирах и в собраниях народных - это как бы "реализуемо вполне" сатаной. Но - виновник зла.

Дмитрий Хохлов 2   18.04.2024 10:36   Заявить о нарушении
Как Сарра видела игру Исаака и Измаила детей. И сказала Аврааму "изгони рабыню (Агарь - нижний Иерусалим фарисеев и Ирода по апостолу Павлу, как образ, с их игрой мечтать зло о себе) и сына ея". И Бог подтвердил несколько колеблющемуся Аврааму. А мечты Исаака, игра становятся реальностью уже в веке нынешнем крестно и в будущем. И рай так возрождается и строится. И кто трудился в таком винограднике так его наследует.

Дмитрий Хохлов 2   18.04.2024 10:41   Заявить о нарушении
Дмитрий, Вы говорите, относительно определения души, что тело могут понять как одежду. Так мало ли как могут понять, это же определение души, а не тела.
Потом про мечтательность и сотворчество, Вы говорите: "Ну так, а кто это решает?", и "И вообще все, что человек может представить в мечтах - понятия, образы, ощущения и подобное - это сотворено Богом Любовь и или Есть в Нем." - я не могу понять - Человек, по-вашему, творит что хочет, или же он только выбирает из того, что предлагает Бог?

Порфирий Корнилов   18.04.2024 11:03   Заявить о нарушении
На первое я вам повторю Св Кассиана Римского "совершенное духовное высказывание таково, что без злого умысла его нельзя превратно понять". И Иисус "ученик не больше Учителя своего, но усовершившись становится, как он".
+
Наоборот змей извращает высказывания. И как бы интересуясь заповедью, по сути представил Еве Бога надменным и отдаленным, а творение создавшим несовершенным. А значит и заповедь жизни в раю якобы плоха. Такой яд.
+
В Евангелии Бог разрушает этот яд. Показывая себя Кротким и во всем сотворчествующим человеку на равных. Так, что в Иисусе Его Божественность Кроткая полностью без всякого ущерба воспринимается человеческой природой нисколько от этого не страдающей и не ущемляющейся, но на равных сотворчествующей. И Бог не надменен, и творение не ущербно. "Все хорошо делает". Бог Самый Кроткий из всех. И предлагает, Вдохновляя Кротко человеческую природу и сотворчествуя всегда и во всем. Поэтому по Павлу приняли Дух Усыновления (Сарры и Израиля), а не порабощения (Агари и Измаила).

Дмитрий Хохлов 2   18.04.2024 11:24   Заявить о нарушении
Не нарушая печатей девства свободной воли человека рождается Благо. Поэтому и Богородица - Присно Дева.

Дмитрий Хохлов 2   18.04.2024 11:25   Заявить о нарушении
Вы говорите, "Бог сотворчествует" и "вообще все, что человек может представить...- это сотворено Богом". Явное противоречие! - не находите?Может всё-таки определитесь.

Порфирий Корнилов   18.04.2024 11:38   Заявить о нарушении
Вы просто уже формально ищете противоречия. И ставите время Хронос альтернативным богом.

Как мне еще нравится в книге Притч "богатящийся скажет глупость (как в частности Гундяев монофелит, увы) и все ему аплодируют,..., неприятель окружил город, но один нищий (нищий духом) Мудростью своей (стяжанием Благодати) спас его, но все наблюдают не преткнется ли, чтобы совсем низвергнуть его (в венце Благодати, низвергнуть, как заговорщики)". Кстати это тоже против монофелитства в псалме Давида "хулящий праведного согрешит" - как бы не закрепощал и не связывал и свою природу и не наблюдал надсмоторщиком.

У Св Андрея Критского уже на Предвечном совете Троицы (до создания времени) Бог, Они все видели, но, увидев Свободное Сотворческое Согласие Марии, стали творить.

У вас много противоречий, а у меня нет).

Дмитрий Хохлов 2   18.04.2024 11:57   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Порфирий Корнилов
Перейти к списку рецензий, написанных автором Дмитрий Хохлов 2
Перейти к списку рецензий по разделу за 17.04.2024