Рецензия на «Идея равенства» (Валерий Диковский)

Валерий, привет, почти со всем можно согласиться, но можно кое-что уточнить. Буду спорить не с вами, а с Бердяевым:
"1. «Уровнять бедного с богатым можно, лишь отняв у богатого его богатство.
2. Уровнять слабого с сильным можно, лишь отняв у сильного его силу.
3. Уровнять глупого с умным можно, лишь превратив ум из достоинства в недостаток.
4. Общество всеобщего равенства - это общество бедных, слабых и глупых, основанное на насилии.»

1. Уравнять вообще невозможно и не нужно. Уравнять частично можно так, как предлагают социалисты: не отнимать у бедного его труд и за счёт развития системы социального распределения замедлить "богатение" богатых и ускорить богатение бедных. Полного уравнения не достичь, да и оно не нужно, так как исчезнет материальный стимул к развитию. Опыт социализма в СССР при всех ошибках показал, что механизм уравнивания даже в несовершенной форме работает.

2. Опять ложный посыл и ложный ответ. Надо использовать разумно и сильных и слабых в общих интересах, а не губить то, что даёт природа и её законы, не навязывая в произвольной форме "очевидное" решение.

3. В этом пункте усугублена ошибка предыдущего пункта, практически высказывание доведено до абсурда.

4. Этот пункт подытоживает первые три, а потому усугубляет сделанные ошибки и приводит к неверному выводу.

Мой вывод. Не умаляя реальных достижений Бердяева и не считая себя хоть в чём-то равным с ним, это пример того, что в социологии нельзя мыслить формально с публицистическим задором об историческом процессе, полагая, что два-три положения могут решить вопрос об историческом процессе развития всего человечества.
Герман

Герман Гусев   07.04.2024 17:46     Заявить о нарушении
Герман, добрый день и спасибо за отзыв.
Высказывание Бердяева это красивая полемическая метафора. Но в главном оно верно – насильственное внедрение равенства приведет к деградации общества.
Вообще, идея равенства изменялась во времени от требования экономического равенства до равенства всех перед законом.
К сожалению, основатели нашего государства (и Ленин, прежде всего) имели в виду имущественное равенство. У крестьян отобрали средства производства и урожай, поскольку это был источник неравенства. Тех, кто умел работать и был успешен, раскулачили. Для этого понадобилась диктатура пролетариата и политика военного коммунизма.
Эти меры чуть не угробили страну, и Ленин, успев осознать свою ошибку, ввел Новую экономическую политику. НЭП, хоть и недолгий (через 12 лет Сталин его свернул), позволили восстановить экономику.
Сталин также был приверженцем экономического равенства. Кроме насилия он применял идеологические средства. Через коммунистическую партию, комсомол и пионерскую организацию государство пыталось вырастить бескорыстного труженника, работающего за идею.
История показывает, что это не получилось. Социалистический способ хозяйствования проигрывает капиталистическому именно потому, что людей, готовых работать за идею, оказывается слишком мало.
Герман, поглядите дискуссию после текста. Там очень много интересного.

С уважением,
Валерий.

Валерий Диковский   08.04.2024 11:25   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Валерий Диковский
Перейти к списку рецензий, написанных автором Герман Гусев
Перейти к списку рецензий по разделу за 07.04.2024