Рецензия на «Жертвоприношение Авраама подвиг или преступление?» (Геннадий Гумилевский)

Уважаемый Геннадий!
Я считаю, что Ваша работа заслуживает высокой оценки. Это яркая, выразительная статья, свидетельствующая о глубоком понимании автором одного из центральных событий Библии.
Статья написана с позиции христианина, который историю жертвоприношения Авраама рассматривает как прообразовательную для понимания События Голгофы.
Автор умело использует Псалмы 75:3, 131:13 и 109 для раскрытия основной идеи своего повествования, не забыв также упомянуть про "покрывало Моисея", которое по словам ап. Павла, "снимается Христом".

А теперь позвольте мне как агностику высказать другую, "альтернативную" оценку "жертвоприношния" Авраама,точнее, несостоявшегося жертвоприношения , а для христиан-жертвоприношения,"отсроченного"на тысячелетия.
Вас не удивляет то, насколько беспрекословно идёт Авраам убивать сына? Если вспомнить, как он спорил перед уничтожением Содома, желая спасти грешников; как он сомневался и переживал перед изгнанием Агари с Измаилом, то кажется удивительным, насколько послушно он готов на это безумное убийство по просьбе Бога ( даже - не по требованию, а в евр. тексте-только по просьбе). Почему так различаются его чувства и поведение? Ведь он фактически полон решимости убить не только Исаака, но и Сарру, которая неминуемо умрёт, не вынеся смерти сына , а вместе с ними - принести в жертву сразу всех нерожденных своих потомков-евреев.
И о "страхе Божьем".Когда Авраам испугался фараона и у филистимлян, - у него не было страха перед Богом, как не было и доверия к Нему в его защите.Он, кажется, вообще забыл о Боге, был только страх за себя и готовность пожертвовать Сарой и будущим обещанным наследником.Но здесь он снова готов жертвовать сыном, своим "семенем", и Саррой, но - в любом случае, - не собой.
Бог назвал Авраама своим другом именно за послушание Божьей воле - это, собственно, единственное, что требует Бог, отсюда вытекает и любовь к Богу:
«Авраам поверил Господу, и Он вменил Ему это в праведность...Теперь Я знаю, что БОИШЬСЯ ты Бога ....и благословятся в семени твоем все народы земли за то ,что ты ПОСЛУШАЛСЯ гласа моего»

Вернемся к несостоявшемуся жертвоприношению, точнее, к тому, что происходило после него.
Исаак и Авраам скорее всего,вообще больше и не виделись. Библия не сообщает об этом открытым текстом, но и написанного в ней достаточно. Там, где говорится, что они расстались со слугами и направились к месту жертвоприношения, сказано: «И шли далее оба вместе». А после жертвоприношения говорится: «И возвратился Авраам к отрокам своим». А где же Исаак? Слово «вместе» будет относиться лишь к возвращению Авраама со слугами: «И встали, и пошли вместе в Вирсавию». А это означает, что Исаак не вернулся с отцом, а ушел с горы Мориа один…
Со дня жертвоприношения и до самой смерти Авраама, т.е. в течение многих лет, мы вообще уже ни разу не встречаем его с Исааком «вместе». . С того дня и до самой смерти Авраама Библия не упоминает о встрече сына с отцом и, только когда тот умер, похоронил его с помощью Измаила (которого тот же отец когда-то выгнал в пустыню).
Жертвоприношение это разделило не только отца с сыном, но и мужа с женой. Сарру мы тоже больше не встретим рядом с Авраамом. Авраам после жертвоприношения поселился в Беер-Шеве, а Сарра уже в начале следующей главы умерла, возможно, именно потому, что ей стала известна вся эта история. Библия говорит: «И пришел Авраам рыдать по Сарре и оплакивать ее». Выясняется, таким образом, что он не был рядом с женой, когда та умирала. Он пришел из Беер-Шевы в Хеврон, чтобы похоронить ее в пещере Махпела.
И наконец,раньше эти двое - Бог и Авраам -имели обыкновение часто встречаться и беседовать. Он несколько раз обещал ему Страну Израиля, потом снова явился Аврааму и заключил с ним союз, изменил ему имя и потребовал обрезать крайнюю плоть, обедал у него и повторил Свое обещание, что у них с Саррой родится сын по имени Исаак. Он спорил с ним о количестве праведников в Содоме, велел ему слушаться Сарру и выгнать Измаила и Агарь и, наконец, потребовал у него принести Исаака в жертву.
Теперь все это кончилось. Начиная с жертвоприношения и дальше, Библия больше не рассказывает о встречах и беседах Авраама с его Богом. Авраам выдержал испытание, но похоже, что оба они предпочли больше не встречаться и что жертвоприношение стало переломным событием для них обоих. Бог больше не являлся Аврааму и не говорил перед ним, и Авраам больше не обращался к Нему и не искал с Ним встречи. Смерть жены и отдаление сына показали ему, как велика цена, которую близким людям пришлось уплатить за его веру.

На самом деле, Авраам провалил этот экзамен. Он должен был спорить с Богом, спорить максимально жестко - ведь он знал, что Бог запрещает жертвоприношения. Спорить так же, как дважды спорил впоследствии Моисей, доказывая Богу, что Он не имеет права уничтожать евреев. На ошибках учатся, но кто-то же должен был сделать эти ошибки... В данном случае сделал Авраам. И, действительно, после этого он фактически сходит со сцены.

С уважением,
Игорь Лощинин

Игорь Лощинин   23.02.2024 00:10     Заявить о нарушении
ИГОРЬ: "Статья написана с позиции христианина, который историю жертвоприношения Авраама рассматривает как прообразовательную для ПОНИМАНИЯ События Голгофы."

ОТВЕТ: Да, это так "для ПОНИМАНИЯ События Голгофы", где уже Отец Небесный отдал своего Сына единородного на Его смерть в ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ теле Христа. То, что не сделал Бог с Авраамом, Бог сделал с Христом, Который испытал все муки страданий Своего человеческого тела на кресте.
Спасибо большое, Игорь, за Вашу всю статью о ЛИЧНОСТИ Авраама!!! Я согласен с Вами, что весь Ваш ответ, есть хорошее дополнение к этой теме.

ИГОРЬ: Исаак и Авраам скорее всего,вообще больше и не виделись.
ОТВЕТ: Оставшая у Авраама совесть (я думаю так), что она мучила Авраама за его согласие отдать сына на смерть. Ему стыдно было встречаться, к тому же этого и Бог не хотел этого.

ИГОРЬ: На самом деле, Авраам провалил этот экзамен. Он должен был спорить с Богом, спорить максимально жестко - ведь он знал, что Бог запрещает жертвоприношения. Спорить так же, как дважды спорил впоследствии Моисей, доказывая Богу, что Он не имеет права уничтожать евреев. На ошибках учатся, но кто-то же должен был сделать эти ошибки... В данном случае сделал Авраам. И, действительно, после этого он фактически сходит со сцены.

ОТВЕТ: Согласен с Вами. Он должен был просить Бога, чтобы Бог убил его взамен сына своего, чтобы жертвоприношение Бог совершил над Авраамом а также и то, что после гибели сына он не хочет жить.
С благодарностью к Вам, Геннадий

Геннадий Гумилевский   23.02.2024 21:37   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Геннадий Гумилевский
Перейти к списку рецензий, написанных автором Игорь Лощинин
Перейти к списку рецензий по разделу за 23.02.2024