Рецензия на «О совести» (Николай Нефёдов)

Совершенно согласна с Вашими выводами, Николай: совесть – необходимое условие выживаемости человечества.
Как укрепить в человеке это желание соответствовать всеобщему смыслу бытия?
Вы пишете, что коллективное воспитание и осмысленный коллективный труд с детского возраста - главное условие развития совести. Мне кажется, должно быть что-то еще, но, судя по тому, каких успехов добился А. С. Макаренко, претворяя в своей коммуне это правило в жизнь, Вы правы.

Внимательно изучила все определения понятия "совесть" по словарям. Удивило, что Брокгауз и Эфрон по существу расписались в бессилии определить понимание основ происхождения совести. Тем не менее, не отрицают голоса Божьего в человеке.
Каббала же, на мой взгляд, ясно дает понять, что важнее всего - связь человека с Творцом. "Если альтруистическое поведение человека диктуется только лишь его совестью, то есть определяется другими людьми, а не осознанным стремлением человека к достижению подобия со свойством отдачи — Творцом, то его поведение социальное, но пока что ещё не духовное".
Получается, совесть как нравственное сознание - только первый этап приближения к Творцу, значит, есть что-то выше. Видимо, это и есть любовь.

Я благодарна Вам, Николай, за Ваши мысли, за возможность поразмыслить над этой статьей.
С уважением,

Нина Апенько   19.01.2024 17:35     Заявить о нарушении
Нина, ну конечно! Спасибо Вам за размышления.

"...трояким образом можем мы угодить Богу:
-или благоугождением Ему, боясь муки, и тогда находимся в состоянии раба;
-или, ища награды, исполняем повеления Божии ради собственной пользы, и посему уподобляемся наемникам,
-или делаем добро ради самого добра, и тогда мы находимся в состоянии сына."
-Василий Великий и преподобный авва Дорофей.
У Иоанна Лествичника о том же:
"Иное есть промысл Божий; иное - Божия помощь; иное - хранение; иное - милость Божия; и иное - утешение.
Промысл Божий простирается на всякую тварь.
Помощь Божия подается только верным.
Хранение Божие бывает над такими верными, которые поистине верны.
Милости Божией сподобляются работающие Богу;
а утешения - любящие Его".
Такова "эволюция" веры...

Каббалист РАБАШ. "Разница между лишма и ло-лишма.":
"Людей, выполняющих Тору и заповеди, можно разделить на четыре типа:

Из сказанного выходит:
первый тип людей, выполняющих заповеди Творца, - причиной выполнения заповедей и занятия Торой являются окружающие люди;
второй тип - Творец вместе с окружающими людьми обязывают человека к Торе и заповедям;
третий тип - только Творец обязывает человека к выполнению заповедей и к занятиям Торой, и нет никого больше, кто бы обязывал человека к этому. Однако сам человек - он тоже является причиной их соблюдения;
четвертый тип - только Творец является причиной соблюдения Торы и заповедей. И нет больше никакого соучастника, который бы тоже обязывал человека к этому. И тогда "нет никого кроме Творца", и все желания человека включены в духовное."

Вспомним -
«-или делаем добро ради самого добра, и тогда мы находимся в состоянии сына.»
=На четвертом - те, которые принимают слово с полною верою и решаются жить по требованию его с готовностью на всепожертвования и труды и не допускают сердца своего быть связанным с чем-либо земным."
=Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам.=

Благословений нам.

Ваня Сталкер   19.01.2024 20:29   Заявить о нарушении
Спасибо большое, Нина, за внимание и вдумчивое согласие.

Николай Нефёдов   19.01.2024 21:10   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Николай Нефёдов
Перейти к списку рецензий, написанных автором Нина Апенько
Перейти к списку рецензий по разделу за 19.01.2024