Рецензия на «О совести» (Николай Нефёдов)
Совершенно согласна с Вашими выводами, Николай: совесть – необходимое условие выживаемости человечества. Как укрепить в человеке это желание соответствовать всеобщему смыслу бытия? Вы пишете, что коллективное воспитание и осмысленный коллективный труд с детского возраста - главное условие развития совести. Мне кажется, должно быть что-то еще, но, судя по тому, каких успехов добился А. С. Макаренко, претворяя в своей коммуне это правило в жизнь, Вы правы. Внимательно изучила все определения понятия "совесть" по словарям. Удивило, что Брокгауз и Эфрон по существу расписались в бессилии определить понимание основ происхождения совести. Тем не менее, не отрицают голоса Божьего в человеке. Каббала же, на мой взгляд, ясно дает понять, что важнее всего - связь человека с Творцом. "Если альтруистическое поведение человека диктуется только лишь его совестью, то есть определяется другими людьми, а не осознанным стремлением человека к достижению подобия со свойством отдачи — Творцом, то его поведение социальное, но пока что ещё не духовное". Получается, совесть как нравственное сознание - только первый этап приближения к Творцу, значит, есть что-то выше. Видимо, это и есть любовь. Я благодарна Вам, Николай, за Ваши мысли, за возможность поразмыслить над этой статьей. С уважением, Нина Апенько 19.01.2024 17:35 Заявить о нарушении
Нина, ну конечно! Спасибо Вам за размышления.
"...трояким образом можем мы угодить Богу: -или благоугождением Ему, боясь муки, и тогда находимся в состоянии раба; -или, ища награды, исполняем повеления Божии ради собственной пользы, и посему уподобляемся наемникам, -или делаем добро ради самого добра, и тогда мы находимся в состоянии сына." -Василий Великий и преподобный авва Дорофей. У Иоанна Лествичника о том же: "Иное есть промысл Божий; иное - Божия помощь; иное - хранение; иное - милость Божия; и иное - утешение. Промысл Божий простирается на всякую тварь. Помощь Божия подается только верным. Хранение Божие бывает над такими верными, которые поистине верны. Милости Божией сподобляются работающие Богу; а утешения - любящие Его". Такова "эволюция" веры... Каббалист РАБАШ. "Разница между лишма и ло-лишма.": "Людей, выполняющих Тору и заповеди, можно разделить на четыре типа: … Из сказанного выходит: первый тип людей, выполняющих заповеди Творца, - причиной выполнения заповедей и занятия Торой являются окружающие люди; второй тип - Творец вместе с окружающими людьми обязывают человека к Торе и заповедям; третий тип - только Творец обязывает человека к выполнению заповедей и к занятиям Торой, и нет никого больше, кто бы обязывал человека к этому. Однако сам человек - он тоже является причиной их соблюдения; четвертый тип - только Творец является причиной соблюдения Торы и заповедей. И нет больше никакого соучастника, который бы тоже обязывал человека к этому. И тогда "нет никого кроме Творца", и все желания человека включены в духовное." Вспомним - «-или делаем добро ради самого добра, и тогда мы находимся в состоянии сына.» =На четвертом - те, которые принимают слово с полною верою и решаются жить по требованию его с готовностью на всепожертвования и труды и не допускают сердца своего быть связанным с чем-либо земным." =Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам.= Благословений нам. Ваня Сталкер 19.01.2024 20:29 Заявить о нарушении
Спасибо большое, Нина, за внимание и вдумчивое согласие.
Николай Нефёдов 19.01.2024 21:10 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |