Рецензии на произведение «О совести»
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
Здравствуйте, Николай!
Всё так, но текст труден для понимания (конкретно мной).
Вот моя трактовка совести (буквально два абзаца, пять минут на чтение)
http://proza.ru/2023/09/25/1218
Если, конечно, будет интерес.
С уважением,
Александр
Александр Николаевич Горин 29.02.2024 22:54 Заявить о нарушении
Совершенно согласна с Вашими выводами, Николай: совесть – необходимое условие выживаемости человечества.
Как укрепить в человеке это желание соответствовать всеобщему смыслу бытия?
Вы пишете, что коллективное воспитание и осмысленный коллективный труд с детского возраста - главное условие развития совести. Мне кажется, должно быть что-то еще, но, судя по тому, каких успехов добился А. С. Макаренко, претворяя в своей коммуне это правило в жизнь, Вы правы.
Внимательно изучила все определения понятия "совесть" по словарям. Удивило, что Брокгауз и Эфрон по существу расписались в бессилии определить понимание основ происхождения совести. Тем не менее, не отрицают голоса Божьего в человеке.
Каббала же, на мой взгляд, ясно дает понять, что важнее всего - связь человека с Творцом. "Если альтруистическое поведение человека диктуется только лишь его совестью, то есть определяется другими людьми, а не осознанным стремлением человека к достижению подобия со свойством отдачи — Творцом, то его поведение социальное, но пока что ещё не духовное".
Получается, совесть как нравственное сознание - только первый этап приближения к Творцу, значит, есть что-то выше. Видимо, это и есть любовь.
Я благодарна Вам, Николай, за Ваши мысли, за возможность поразмыслить над этой статьей.
С уважением,
Нина Апенько 19.01.2024 17:35 Заявить о нарушении
"...трояким образом можем мы угодить Богу:
-или благоугождением Ему, боясь муки, и тогда находимся в состоянии раба;
-или, ища награды, исполняем повеления Божии ради собственной пользы, и посему уподобляемся наемникам,
-или делаем добро ради самого добра, и тогда мы находимся в состоянии сына."
-Василий Великий и преподобный авва Дорофей.
У Иоанна Лествичника о том же:
"Иное есть промысл Божий; иное - Божия помощь; иное - хранение; иное - милость Божия; и иное - утешение.
Промысл Божий простирается на всякую тварь.
Помощь Божия подается только верным.
Хранение Божие бывает над такими верными, которые поистине верны.
Милости Божией сподобляются работающие Богу;
а утешения - любящие Его".
Такова "эволюция" веры...
Каббалист РАБАШ. "Разница между лишма и ло-лишма.":
"Людей, выполняющих Тору и заповеди, можно разделить на четыре типа:
…
Из сказанного выходит:
первый тип людей, выполняющих заповеди Творца, - причиной выполнения заповедей и занятия Торой являются окружающие люди;
второй тип - Творец вместе с окружающими людьми обязывают человека к Торе и заповедям;
третий тип - только Творец обязывает человека к выполнению заповедей и к занятиям Торой, и нет никого больше, кто бы обязывал человека к этому. Однако сам человек - он тоже является причиной их соблюдения;
четвертый тип - только Творец является причиной соблюдения Торы и заповедей. И нет больше никакого соучастника, который бы тоже обязывал человека к этому. И тогда "нет никого кроме Творца", и все желания человека включены в духовное."
Вспомним -
«-или делаем добро ради самого добра, и тогда мы находимся в состоянии сына.»
=На четвертом - те, которые принимают слово с полною верою и решаются жить по требованию его с готовностью на всепожертвования и труды и не допускают сердца своего быть связанным с чем-либо земным."
=Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам.=
Благословений нам.
Ваня Сталкер 19.01.2024 20:29 Заявить о нарушении
Николай Нефёдов 19.01.2024 21:10 Заявить о нарушении
И я также согласен с Вами в целом.
И хочу заострить внимание на том, что совесть вторична по отношению к убеждениям, т. е. к тому, что осознанно и принято к руководству.
И ещё. У животных совести нет, но они заботятся о потомстве, защищают свою стаю и т. п., что присуще и людям. И это просто от инстинкта сохранения рода (якобы голоса Божия), т. е. не осознанно. А совесть самоконтроль сознательно-эмоциональный.
Михаил Шамин 2 30.11.2022 03:25 Заявить о нарушении
Николай Нефёдов 30.11.2022 11:38 Заявить о нарушении
Убеждения имеют место разные: внушённые и обретённые своим опытом или рассудочно, положительные или отрицательные относительно моральных норм. К положительным приучают в детстве, а пока их нет, ребёнок сраму не имет. А если не приучили, то и в возрасте стыда у такого нет.
В общем, на эту тему в моей работе всё уже изложено.
Михаил Шамин 2 30.11.2022 13:21 Заявить о нарушении
Хорошо воспитанных и сознательных личностей не так уж много.
Больше лиц недозрелых, т. е. без твёрдых убеждений. Угрызения не всегда заставляют их поступать по правилам морали, ибо такой человек слаб и частенько идёт на сделку с совестью, стараясь заглушить чувства стыда, вины самооправданием.
Есть слепо следующие общественному мнению, а некоторые вообще боятся иметь собственное мнение, по большому счёту они не совсем личности. Поэтому нет у таких лиц твёрдых убеждений, на которые совести опереться, и, как следствие, совесть их очень не надёжна.
Плохо с совестью также у сообразительных, но тщеславных, трусливых, приспособленцев, эгоистов. Доставшийся им характер мешает работать совестному контролёру (животное начало подавляет разумное), а сообразительность легко придумывает оправдания.
Есть осознающие свои злодеяния и испытывающие при этом не угрызения, а удовольствие. Такие особи или дурно воспитаны, или оскотинились в дурной действительности.
Немало людей бесстыжих от природы хоть как воспитывай.
Михаил Шамин 2 30.11.2022 14:01 Заявить о нарушении
Важный фактор в современном мире. К сожалению, об этом многие забыли. Так легче жить
Анатолий Клепов 29.06.2022 00:25 Заявить о нарушении
Николай Нефёдов 29.06.2022 07:32 Заявить о нарушении
Ваш постулат:СОВЕСТЬ-Способность личности самостоятельно формировать собственные нравственные обязанности в русле мировоззрения Демокрита.
Себя самого нужно стыдиться больше, чем других. Дурного нельзя совершать, даже если ты один и об этом никто не узнает. Для души должен быть установлен один закон: «не совершай ничего не подобающего».Справедливость, утверждает Демокрит, состоит в том, чтобы делать то, что нужно.
Радиомир Уткин 25.07.2020 11:47 Заявить о нарушении
Николай Нефёдов 25.07.2020 17:40 Заявить о нарушении
Теоретически - всё верно. Беда в том, что на практике личная, групповая,
сословная, возрастная совесть порой меняется в лучшую или худшую сторону
в зависимости от социально-экономического строя в стране, от господствующей
идеологии, от информационно-психологических усилий СМИ, от сложившихся в
обществе отношений между людьми, от повседневных наблюдений за окружающей
реальной жизнью.
Юрий Шварёв 21.08.2015 01:57 Заявить о нарушении
Николай Нефёдов 21.08.2015 08:16 Заявить о нарушении
С благодарностью за статью и комментарий,
Андрей Староверов 11.12.2015 01:03 Заявить о нарушении
" не надо путать страх пред наказанием, страх быть раскрытым и совесть".- Согласен, все хотят быть полезными себе, но не все хотят быть полезными другим.
"Думаю совесть как была тысячи лет тому назад у наших предков, так и остаётся". - Совесть, как и другие способности, передаётся по наследству, но развивается, или тормозится в зависимости от личного жизненного опыта.
Стыд и срам - переживания, предшествующие и сопутствующие проявлению совести, но совесть уже снятие, недопущение повторения стыда путём исправления причинённого вреда.
Николай Нефёдов 13.12.2015 01:04 Заявить о нарушении
В общем то я согласен со сказанным Вами.
Но есть маленькие детали, которые всё же позволяют мне остаться на прежней позиции.
Совесть она неизменна и едина для всех вне зависимости от сложившейся ситуации и времени. Однако, прежде чем продолжать разговор над условиться, “для всех” это для кого? Я понимаю совесть как идеал, к которому совестливый, стремиться, но не всегда получается, как Вы правильно пишете. Раз стремиться, значит, не обладает на сегодня.
Если же мы примем, что не только стремящийся жить по-совести, но даже безсовестный (а ведь встречаются и такие люди!), и он тоже человек, тогда совесть вообще не является важным критерием или признаком ЧЕЛОВЕКА. Да и наличие разума, как Вы пишете становится не всегда обязательно. А разум и совесть в моём понимании – это неотделимые понятия и без них человеком быть не возможно. Если из словосочетания ХОМО-САПИЕНС удалить разум, то остаётся одно ХОМО, а это не человек уже, а в переводе существо, причём низкое. У русских же была такая пословица: “Людей много, а человека нет”. “Большое счастье – встретить человека”, - писал Алексей Михайлович Ремизов. Так вот, если кротко, то я считаю Человека (в высоком смысле ) – целью развития людей, как и совесть – это тоже идеал и мы, даже стремящиеся жить по-совести, не соответствуем ему пока. По этому то не всегда поступаем по-совести, пусть даже не из желания позаботиться о себе любимом или из желания надуть ближнего своего, а просто приняв некоторые правили игры. навязанные нам социумом как норму, не подвергаем нравственной оценке свои действия. Тех же, кто всегда поступают по-совести, у нас издревле называются дураками. Достаточно почитать сказки о дураке помимо народных, "Дурачёк" Лескова, "Дурак" С.-Щедрина, то станет понятно, что это самый положительный персонаж, но для бездуховного мира – он глуп, не хочет понимать полезность и силу личной выгоды. Сегодня такого понимания нет и дурак – отрицательное качество и отрицательный персонаж наших обыденных разговоров. Хотя русская пословица, которую все знают, но в извращённом виде и она звучала так: Век живи, век учись, а дураком помри! Так что дурак – это идеал к которому надо стремится, чтобы стать человеком. Однако же, живущие по-совести есть и они называются белыми воронами, которых социум рано или поздно заклюёт. В этом их глупость для современных людей. Довольно не логично говорить что совесть есть у меня, просто я не всегда поступаю по-совести. Во-первых в русском языке нет понятия чуточку честный, чуточку совестливый или чуточку подлец, чуточку предатель… Во вторых, в русском языке, даже за нечастые, а иногда даже за один безсовестный поступок могут назвать безсовестным. Я пищу приставку через “з”, тогда приставка означает отсутствие, а не наличие совести, но в редких случаях. К сожалению, социум с его иерархией властной на этом принципе разделения нас и действует. Если мы примем идею, что совесть то есть то нет, что стремимся действовать по-совести, но не всегда получается, то получится, что совесть у каждого своя и правда, тогда у каждого тоже своя. А это в корне не верно и мы никогда не сможем объединиться в общество если допустить хоть на секунду, что это так. Совесть у каждого мерзавца своя, это точно. Значит, следует признать, что раз мы не моем жить всегда по совести, то мы пока не человеки, а добрые люди пусть и стремящиеся жить по совести, а сегодня в определённой мере безсовестны, пусть и не всегда по зависящим от нас причинам. Посему у меня несколько другой взгляд, я считаю, что не совесть “развивается, или тормозится в зависимости от личного жизненного опыта” а наша способность слышать голос совести может развиваться и тогда мы приближаемся к идеалу – ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ образу или тормозиться и тогда мы удаляемся от идеала и образ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ нам недостижим. А то что “Без опыта откликов на свои и чужие поступки не разовьётся сочувствие, не разовьётся и совесть” так тут, конечно вопросов нет – это так, для этого у человеческого детёныша самый длительный период детства, отрочества и юности... Ну вот вкратце и всё.
С уважением,
Андрей Староверов 13.12.2015 22:44 Заявить о нарушении
"Если мы примем идею, что совесть то есть то нет, что стремимся действовать по-совести, но не всегда получается, то получится, что совесть у каждого своя и правда, тогда у каждого тоже своя". - Если бы совесть была у всех и правда одна на всех, то не было бы споров, претензий, обид, ошибок, стыда и пр. неурядиц, был бы рай. Но рая нет, есть не только друзья, но и предатели, и сволочи и подлецы по призванию. Причём, подлец для одних, может быть заботливым родителем и руководителем для других. И не обязательно, те о ком заботится подлец тоже подлецы, или станут подлецами. Точно также и с честными людьми.
"А это в корне не верно и мы никогда не сможем объединиться в общество если допустить хоть на секунду, что это так". - Человек общественное существо и рождается уже в существующее общество. Общество это несовершенное, но оно есть и объединяет людей как может, более того, есть государство, которое не спрашивая согласия требует от своих граждан клятв верности и подчинения.
"Значит, следует признать, что раз мы не моем жить всегда по совести, то мы пока не человеки" - Мы не всегда разумны, но из этого не следует, что мы в принципе не можем быть разумными. Так и с совестью. Вы стремитесь к совершенству, это похвально, но если бы вы были совершенством с рождения - чем бы занимались, к чему бы стремились? Человек поступил плохо - он уже не человек?
"Посему у меня несколько другой взгляд, я считаю, что не совесть “развивается, или тормозится в зависимости от личного жизненного опыта” а наша способность слышать голос совести может развиваться и тогда мы приближаемся к идеалу – ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ образу или тормозиться и тогда мы удаляемся от идеала и образ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ нам недостижим". - Способность не только слышать голос совести, но и следовать ему - это и есть сама совесть. Как способности развиваются и утрачиваются, так и совесть. И человечность человека меняется с изменением обстоятельств. Границы человечности-бесчеловечности, совести-наглости, разума-безумия,... субъективно размыты, но они объективно есть. Так и по другим способностям. Человек может быть умным в математике и глупым в сексе, но чем ближе к идеалу, - тем всесторонне развит человек.
С уважением,
Николай Нефёдов 24.04.2016 03:19 Заявить о нарушении
С уважением,
Андрей Староверов 24.04.2016 23:43 Заявить о нарушении
А вот римляне считали, что бедный человек не может быть счастлив. Изначально несчастен, если он беден.
А мне еще нравятся трактаты об удовольствиях. Перечисляются истинные удовольствия в жизни - еда, сон, у римлян - баня, хором -близость мужчин и женщин, усталость от хорошо сделанной работы.
О счастье можно бесконечно рассуждать
О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье - всюду. Может быть оно
Вот этот сад осенний за сараем
И свежий ветер, льющийся в окно...
Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне.
С детских лет знаю мамино любимое.
Интересно все. С удовольствием прочитала. Будьте здоровы.
Валентина Телухова 13.06.2019 08:07 Заявить о нарушении
И, к сожалению, Юрий Шварёв скончался в конце марта 2017 года.
Николай Нефёдов 13.06.2019 16:03 Заявить о нарушении
"Получается, что совесть – необходимое условие выживаемости человечества, а не только слово из словарей." Какие точные слова! Почитайте, если захотите, у меня "Загадку" и "Спасателей". Удачи!
Ольга Не 29.01.2013 23:40 Заявить о нарушении
Спасибо Вам за статью, есть о чём подумать особенно в наше бессовестное время. Интересно, с одной стороны человека не имеющего совести надо пожалеть, так как он сам несёт в себе погибель. С другой - он отравляет жизнь другим. Коллектив, конечно, что-то может под шлифовать у не совсем законченного эгоиста, но в нём это всё равно проявится в определённых подходящих ситуациях. Коллектив несколько сдерживающий фактор.
На примере своих близких и знакомых не давно пришла к выводу, что человек приходит с определённой заложенной чистотой души. Процесс воспитания не играет роли, если нет собственного осознания. И даже личный пример порой оказывает обратное действие.
Думаю, процент совестливых, как и верующих истинно примерно постоянен.
В них заложена способность отдавать, а брать по минимуму.
Спасибо Вам, Николай, за статью.
Раиса Пузыревская 23.12.2011 10:01 Заявить о нарушении
Согласен с вами, что душа, как внутренний закон сожительства, имеет наследственную врождённую составляющую, и развивается точно также как и тело и её развитие согласовано с развитием тела и развитием окружающей среды. Точно также, как садовник выращивает цветы или плодовые деревья, так и мы воспитываем своих детей, но в отличие от садовника мы не можем оградить свой детский сад от других садовников и энтузиастов - селекционеров - опылителей. Кто-то любовно ухаживает за газончиком, а кто-то безжалостно перекапывает "сорняк" и устраивает грядки.
Думаю, у души есть своё тело и свой органогенез. Как тело развивается из оплодотворённой яйцеклетки, так и душа из первичного чувства-сочувствия. Органами души являются чувства, совесть один из органов души. Человек рождается уже с врождёнными предрасположенностями в развитии органов. Но есть примеры сознательного самовоспитания, когда от рождения физически слабые, ценой каждодневных усилий становились физически сильными. Так и с душой. Как для тела, какие-то виды пищи могут стать аллергенами, так и для души какие-то идеи могут стать ядовитыми. Причём, разрушить всегда легче, чем создать и воссоздать. Сделать умного человека идиотом всегда возможно, но вот обратный процесс, как правило, невозможен. Думаю, в воспитании, главное правильно распознать сильные и слабые стороны души и помочь распределить жизненную энергию для роста силы и уменьшения слабостей. Если распознание неправильное, то воспитание переходит в свою противоположность. Так, если "воспитатель" считает совесть слабостью, то он может её уменьшить у воспитуемого. Это достигается путём преувеличения чуждости, избранности, выделенности. И наоборот. Но это воспитательное воздействие ограничено интервалом врождённой предрасположенности. Есть врождённый минимум и врождённый максимум развития органов души и тела.
Процент совестливых особей в популяции думаю может меняться. Чем выше процент совестливости, тем жизнеспособней популяция и наоборот.
Николай Нефёдов 29.12.2011 01:23 Заявить о нарушении
И всё-таки есть отдельные личности, которые верны своему внутреннему позыву и на них ничто и никто не влияет. Они будто изначально пришли с пониманием, что является главенствующим в мироздании.
И ещё, Николай, если я Вас правильно поняла, то природа нас всё-таки ограничила в расширении сознания, то есть у каждого есть свой предел, свой потолок. Или за короткую жизнь можно "съесть" весь свой негативный багаж?
Спасибо Вам за беседу.
Раиса Пузыревская 29.12.2011 14:18 Заявить о нарушении
И с какой СОВЕСТЬЮ Развалили великий и могучий советский союз?
Виктор Хажилов 24.06.2011 15:12 Заявить о нарушении
Николай Нефёдов 26.06.2011 21:08 Заявить о нарушении
Виктор Хажилов 26.06.2011 21:12 Заявить о нарушении
Николай Нефёдов 26.06.2011 21:24 Заявить о нарушении
Виктор Хажилов 26.06.2011 21:31 Заявить о нарушении
Николай Нефёдов 26.06.2011 22:38 Заявить о нарушении
Виктор Хажилов 26.06.2011 22:45 Заявить о нарушении
Совесть, может , и заложена в генах, только среда обитания в большей мере шлифует ее и на выходе мы не всегда имеем то,что получено от рождения.
С наступающим мужским праздником,Николай!
Ольга Кирни 22.02.2011 11:22 Заявить о нарушении
Николай Нефёдов 22.02.2011 23:10 Заявить о нарушении
Николай Нефёдов 22.02.2011 23:21 Заявить о нарушении
А детей своих мы сами делаем инфантильными.Дело в нас:лишний раз их опекаем, мешаем быть самостоятельными ,и ,когда мы от них не ждем поступков, они нас приятно удивляют.
Ольга Кирни 24.02.2011 10:01 Заявить о нарушении
Николай Нефёдов 24.02.2011 11:36 Заявить о нарушении
Ольга Кирни 24.02.2011 13:03 Заявить о нарушении
Николай Нефёдов 24.02.2011 18:07 Заявить о нарушении