Рецензия на «Я живу с фантомными болями» (Цезарь Кароян)

Пока читал остальные ваши стихи, удивлялся, почему в них столько депрессии. И только теперь понял, почему. Искренне сочувствую.

Гордиенко Андрей   10.12.2023 14:49     Заявить о нарушении
Если живешь, не анализируя, как протекает, как складывается твоя жизнь и жизнь общества, в котором живешь, все ОК. Ну иной раз чем-то недоволен, и все. А если внимательно смотришь вокруг, да еще способен увидеть больше, чем просто открывается, увидеть развитие в перспективе, то фиксируешь факты, как они тебе видятся. Лично я ни на чем не настаиваю. Стишка у меня всего три с половиной. Многие видят в них депрессию, некоторые кидаются утешать.
А это просто констатация факта. 1). Город мой исчез? Исчез. Дома стоят, но население сменилось практически полностью. То, что о нем помню я, не совпадает с нынешней действительностью. Это уже не мой город, 2). Мы все, ныне живущие, исчезнем? Банальность - а куда мы денемся, конечно исчезнем, раз мы родились! Что делать - вешаться? Нет, продолжать трудиться, рожать детей, всем коллективом поворачивать реки, образно говоря. Еще одна банальность, известная всем, но поданная в красивой поэтической форме. 3). Я хотел достичь каких-то высот в этой жизни? не благополучия, а именно высот. Стих очень личный, поэтому не настаиваю ни на чем, но пытаюсь объяснить, что высоты в тогдашнем моем понимании, это не стать "богатым и знаменитым", а получить возможность заниматься любимым делом, т.е. писать тексты - записывать то, что легко возникает в голове. Зачем записывать - лучше не спрашивать, ответа нет и не записывать тоже возможности нет, в какой-то степени я - просто механизм. Что нужно было мне лично, чтобы записывать? Не отвлекаться на борьбу за существование. Что для этого мне было нужно? Получить хоть какое-то признание и гонорары, которые позволили бы мне не ходить на постороннюю работу. Сумел я этого достичь? Нет. Я, как и большинство таких как я, сумел только сделать свое призвание простым хобби, которое не оценивается никак даже в кругу семьи, поскольку стандартно мыслящие отталкиваются от схемы "принес деньги - молодец, не принес - значит занимаешься ерундой". И до сих пор я кручусь как белка в колесе и занимаюсь ерундой. Виноват в этом кто-то кроме меня? Никто. А поскольку меня одновременно почти всегда очень хвалили за тексты, я написал в стихе, что оказывается, я был случайно вписан в списки "напрасных потерь", опять же образно, ведь мы имеем дело с поэзией. И выразил надежду, что может посмертно (меня этот вариант устроит тоже) я кому-то пригожусь, не затеряюсь, но надежда слабая))
4). про сына комментировать не хочется. Депрессии там нет, есть мой личный кошмар. Естественно, я не приставал с укорами к ребятам во дворе и не разговаривал с голодной нищенкой, все остальное реальные действия.

Не вижу нигде здесь депрессии, это простая констатация фактов, которые уже произошли, спустя годы, ПОСЛЕ того, как я их зафиксировал на бумаге.

Цезарь Кароян   13.12.2023 10:09   Заявить о нарушении
В индуизме существует концепция Тримурти - совокупности трёх основных природных сил: созидающей силы, олицетворённой в божестве Брахме, сохраняющей силы, олицетворённой в божестве Вишну, и разрушающей силы, олицетворённой в божестве Шиве. В этой концепции я вижу очень глубокую филосовскую и жизненную позицию.

Когда-то в детстве я часто бывал у своей родни в Грозном. Ловил раков на грозненском море, ловил рыбу на Сунже, лазил с ребятами по огородам и кукурузным полям... В нашем дворе, окружённом трехэтажками и пятиэтажками, рос виноград, вишни, абрикосы, черешни, малина, крыжовник... По центру двора рос грецкий орех, из плодов готорого моя бабушка делала ореховое варенье, и тутовое дерево с извилистыми ветвями, начинавшимися от самой земли - детвора больше всего любила лазить по нему, объедая чёрные ягоды, которые за сутки успевали созреть до следующего набега... Когда я впервые увидел улицы, по краям проезжих частей которых растут не липы и тополя, а абрикосы, которыми засыпан асфальт, и люди ходят ногами по упавшим абрикосам, по этому драгоценному фрукту, я не мог поверить своим глазам... Грозный моего детства - этого города больше нет. Шива постарался. Но и Брахма тоже постарался. Поэтому в центре города теперь огромные красивые небоскрёбы, невероятно красивые здания... Тот Грозный и этот Грозный - каждый хорош по-своему. Вишну проложил между ними невидимые взаимосвязи, которые позволяют утверждать, что это один и тот же город, в котором одна и та же конфигурация улиц, и есть что-то специфическое - было тогда и осталось теперь.

Шива также разрушил мой родной город Ленинакан во время Спитакского землетрясения. Сразу после землетрясения я приехал к своим родителям... Я ходил по улицам, смотрел на руины, и у меня сердце кровью обливалось. Масштаб разрушений позволил тогда понять мне, что города, в котором прошло моё детство, больше нет. Он остался только там - в прошлом. Теперь он отстроился (Брахма поднатужился), стал красивым. Вишну позаботился о том, чтобы поющие фонтаны и городские церкви остались на своих местах. Но, тем не менее, у этого города не только другое обличье, но и другое название - Гюмри. В нём живут, с одной стороны, те же самые, но с другой стороны, совершенно другие люди. Я не хочу туда возвращаться, чтобы не бередить себе душу подтверждением того факта, что город моего детства остался лишь в моём детстве.

Когда я вижу в зеркале 60-летнего старика, мне иногда кажется, что тот мальчишка, которым я когда-то был, мне пригрезился. Что всё то, что было со мной в моём детстве, произошло с кем-то другим, а я лишь посмотрел фильм про этого другого человека...

Да, таковы эти три силы природы, тут уж ничего не попишешь... Но именно из-за них наши души воплотились в этом изменчивом мире, изначально обитая в мире вечном, не подвластному времени и не подверженному изменениям. Наши души погрузились в "игру виртуальной реальности", надев на себя "шлем виртуальной реальности" - эго. И погрузившись в неё настолько, что как настоящие игроманы, мы забыли, что мы не персонажи игры, а игроки из другой реальности. Все радости и неприятности, которые случаются с нами в этом мире, - это те самые "острые ощущения", ради испытания которых мы углубились в эту "игру". Иногда нам не хватает этих острых ощущений, и мы погружаемся в виртуальные миры ещё большей вложенности, чтобы, сняв с себя моральные запреты, многократно убивать и быть убитыми, чтобы испытать ещё более острые ощущения, лишь по окончании игры вспомнив, что всё это было понарошку...

В этом мире всё понарошку - боль, горе, радость, наслаждение... Из настоящего мира в нём лишь любовь. И да, многие считают, что этот мир был создан Богом. Но игры Doom, CounterStrike и т.п. были созданы НЕ Богом. Хотя рубящиеся в них в процессе игры воспринимают свои персонажи как вполне реальные во вполне реальной реальности. На самом деле нет серьёзного повода для грусти из-за того, что что-то в такой игре пошло не так. Это всё понарошку. Когда мы вспомним, кто мы такие, наши переживания в "игре" будут вызывать у нас лишь улыбку.

Вам, как большому знатоку культуры Востока, возможно, знакомо имя Кабира Сахиба, жившего в 15-м веке. У Кабира Сахиба есть своя версия о том, кем, каким образом, почему и для чего создан наш мир. Если вам эта версия интересна, почитайте его поэму "Анураг Сагар" ("Океан любви"). Если вам его имя не знакомо, загляните в википедию, поискав "Сант Кабир Сахиб". Ну и, не стану скрывать, я являюсь его последователем.

Гордиенко Андрей   13.12.2023 13:29   Заявить о нарушении
Поищу в Википедии))
НО город для меня не здания, а люди. Что толку, что в каменных постройках Древнего Рима теперь живут чернявые арапчата? Посмотрите фильм Малена. На заднем фоне везде арапчата. Они от этого не становятся италийцами древности, не становятся греками Сицилии и Неаполя. И блондины Милана на севере Италии не становятся из варяг - италийцами.
Люди сами по себе здания, каждый человек здание. А городские настоящие здания всего лишь предметы архитектуры. Грозный разрушенный, Грозный отстроенный, какая разница. Люди те же, с тем же менталитетом. А когда сменяются люди - это смена эпох.

Цезарь Кароян   13.12.2023 13:42   Заявить о нарушении
нет трагедии, если снесли здания. Трагедия в том, что снесли население

Цезарь Кароян   13.12.2023 13:53   Заявить о нарушении
> нет трагедии, если снесли здания. Трагедия в том, что снесли население

Население Ленинакана изменилось само, никто его не "сносил". Когда я еще был совсем мальцом, многие армянские женщины (по моим индивидуальным ощущениям, около половины) не работали. Не потому, что для них не хватало рабочих мест, а потому что считалось, что женщина должна сидеть дома и заниматься детьми и семьёй. Но когда я учился в старших классах, работали уже почти все женщины.

Когда я был мальцом, женщина не имела права смотреть в глаза мужчинам (это воспринималось как сексуальный призыв), и первой обращаться к мужчине тоже. А когда я учился в старших классах уже могла и то, и другое.

Когда я учился в школе, я был уверен, что никогда не увижу пьяного на улице. А теперь они там случаются довольно часто.

Когда я ходил в музыкальную школу зимой, мне приходилось балансировать на жёлтых ледяных буграх, выросших поверх тротуара. Потому что жители окружавших частных домов выплёскивали помои прямо на улицу под ноги прохожим. Сейчас так уже никто не поступает - это считается неприличным.

Когда моя супруга с годовалым ребёнком вместе со мной приехала к моим родителям в Ленинакан и увидела, что через Тбилисское шоссе между двумя домами на противоположных сторонах этой улицы на высоте третьего этажа натянут трос, перекинутый через блоки, поворачивая которые можно было двигать сохнущее бельё, висящее поперёк улицы между домами, у неё глаза на лоб вылезли: "Как это? Бельё сушится над троллейбусными проводами!?". Да, а там это было сплошь и рядом и на каждом шагу. А теперь уже всё совершенно по-другому.

Когда я был молодым пацаном, женили детей их родители. Для чего в обязательном порядке приходили свататься в другую семью - торжественно, при людях. После этой процедуры молодые получали статус обручённых, и могли ухаживать друг за другом у всех на глазах ещё несколько лет до свадьбы. А вот необручённые даже в кино сходить не могли не рискуя после этого нарваться на нож. Теперь молодые приходят к своим родителям и сообщают "мы решили пожениться". И вместо пышной свадьбы, которая устраивается во дворе на глазах всех соседей и с их участием, устраивается банкет в кафе с участием коллег по работе, а не соседей.

Когда я был молодым пацаном, довольно регулярно кто-нибудь крал невесту. Теперь в этом просто нет никакого смысла. Всё изменилось - представления, традиции, культура. Изменилось так, словно прошло несколько веков, а не 40 лет.

Когда я в шутку спрашиваю у молодых ленинаканских парней: "Гохаган к'ертас?" ("Ты вор?")... Они выпучивают на меня глаза, не понимая, о чём я и как нужно на подобный вопрос отвечать "по правилам". Во времена моей молодости встретить ленинаканца, который не знал бы, как на такой вопрос нужно отвечать, было невозможно. Ереванцы да, многие не знали, как на него отвечать. Но не ленинаканцы. И вот теперь Гюмри уже больше не "блатной город", которым был когда-то. В принципе, я этому рад. Но представьте себе одессита, который, услышав фразу "Одесса-мама", задал бы вопрос: "Почему вдруг мама?"... Наверное, коренному одесситу пришлось бы усомниться, что его собеседник тоже одессит, не так ли?

Гордиенко Андрей   13.12.2023 15:42   Заявить о нарушении
Когда традиции социума меняются, в этом нет ничего страшного. Эволюция редко и недолго марширует на месте. И процессы в связи с новыми коммуникациями набрали космические скорости. Можно только приветствовать изменения к лучшему. Но нет ничего "лучшего", если меняются не традиции, а сам социум. Были поляки, а стали негры. Никто не скажет, что это здорово и что это можно только приветствовать. А особенно, если ты поляк и видишь это собственными глазами изнутри.

Цезарь Кароян   13.12.2023 15:59   Заявить о нарушении
Об этом стишок "Этот город исчез для меня навсегда". Ну и еще сродни этому старость. Когда ты выходишь за пределы общения, теряешь значимость даже в собственной семье и на тебя перестают обращать внимание даже родственники. ТОгда ты становишься поляком среди негров

Цезарь Кароян   13.12.2023 16:01   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Цезарь Кароян
Перейти к списку рецензий, написанных автором Гордиенко Андрей
Перейти к списку рецензий по разделу за 10.12.2023